Главная страница
qrcode

Конспект Политика. Конспект Универсального справочника


Скачать 179.74 Kb.
НазваниеКонспект Универсального справочника
АнкорКонспект Политика.pdf
Дата20.07.2017
Размер179.74 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKonspekt_Politika.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКонспект
#23944
Каталогid125491955

С этим файлом связано 73 файл(ов). Среди них: FIZIKA_DEMO_2017.pdf, Meyoz_17.pdf, Konspekt_Sotsialnye_otnoshenia.pdf, Izmenchivost.pdf, Dokazatelstva_evolyutsii.pdf, Ekonomika.pdf, Kodifikator.pdf, RUSSKII_774_DEMO_2017.pdf, Lishayniki.pdf, Konspekt_Pravo.pdf и ещё 63 файл(а).
Показать все связанные файлы

Политика
Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010

7.1. Власть, ее происхождение и виды
Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого‐либо средства
(авторитета, права, насилия и пр.).
Власть — способность реализовывать намеченные цели, согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.
Власть является стержневым, ведущим понятием политической науки. Власть выступает главной целью политической деятельности, да и сами политические отношения в обществе можно с полным основанием назвать властными отношениями.
Ресурсы власти — средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан.
Важнейшие ресурсы власти в современном обществе:

экономические — финансовые средства, капиталы, собственность.
Особенно заметно влияние данных ресурсов в странах с рыночной экономикой, где практически всё имеет свою цену;

силовые — армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд.
Эти ресурсы преобладали в прошлые эпохи в авторитарных и тоталитарных государствах. Однако, если «силовые» органы действуют на основании закона, это ничуть не противоречит, а напротив, предполагает демократический порядок;

социальные — престижные должности, особые права и привилегии.
В наши дни не только материальные, но и моральные, статусные стимулы важны для деятельности человека;

информационные — наиболее эффективные в современное время.
Многие политологи подчеркивают, что сегодня тот, кто владеет информацией, управляет обществом. Даже современную властную элиту — людей, находящихся у власти, называют элитой информационной, владеющей в первую очередь информационной собственностью.
Авторитет — влияние, которое человек или группа людей получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств.
7.2. Политическая система, ее структура и функции
Политика — это:

участие в делах государства;

наука государственного управления (В. И. Даль).
Политик, по Далю, — это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;

искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.
В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Политическая деятельность — деятельность в сфере политических, властных отношений, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной.
В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием.
Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса.
Политические отношения — отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти.
Направления политики — направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов:

внутренняя политика — ориентирована на разрешение внутригосударственных задач — поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан
;

внешняя политика — включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача — отстаивание интересов государства на мировой арене
;

международная политика — это не просто государственная деятельность, скорее — надгосударственная.
Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.
Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами.
Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное — может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.
Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни:

экономическая политика — действия, направленные на разрешение хозяйственных вопросов.
Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги — всё это вопросы экономической политики. Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы — студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Разрешить эти проблемы и призвана экономи ческая политика государства;

образовательная политика — включает в себя вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий и программ.
От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь;

национальная политика — призвана решать вопросы, связанные с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов.
В современном мире национальные движения представляют серьезную проблему. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств — империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому — распад Югославии, проблема Приднестровья, Чечня, Нагорный Карабах;


демографическая политика — государство должно заботится и о нормальном приросте численности своих граждан, должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть.
Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса.
Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей;

экологическая политика — деятельность государства по защите окружающей среды.
Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии.
Есть и многие другие направления государственной деятельности.
Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью.
Политик много, и в то же самое время она — одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.
Политическая система — целостный механизм осуществления политической власти и управления обществом.
7.3. Признаки, функции, формы государства
Государство — особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками, главным из которых является наличие суверенитета, то есть верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и вне ее — в отношениях с соседними и другими государствами.
Экономический суверенитет — означает, что каждое государство имеет свою таможенную службу, свою национальную валюту, систему налогов и сборов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности, свою кредитно‐финансовую систему, принципы государственного управления экономикой.
Политический суверенитет — предполагает, что государство имеет свою государственную границу, которая пролегает по суше, по воде и в воздухе; обладает своими органами государственной власти и управления, карательными органами, органами правосудия, армией. Каждое государство имеет свои законы о гражданстве или подданстве, свою систему правовых норм.
Признаки государства:

территория — наземное, водное и воздушное пространства;

аппарат публичной власти — особые группы людей, объединенных в органы власти, управления, обеспечения безопасности и правопорядка, а именно: парламенты, правительства, министерства, судебную систему, местные органы власти;

налоги и займы — деньги, собранные в качестве налогов и займов, поступают в государственную казну с тем чтобы власти заботились о нуждах общества, защищали общественные интересы, обеспечивали порядок и условия труда и быта граждан;

законы — государство может издавать законы, создавать право, то есть такие правила, нормы поведения людей, которые становятся обязательными для всех и исполнение которых обеспечивается силой государства.

Монархии, их виды
Монархияформа правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, султану, хану и пр.) и передается по наследству.
Абсолютная монархия — монархия, при которой в руках монарха сходятся все нити власти. Он устанавливает законы, следит за их проведением в жизнь, судит и милует своих подданных. Его воля и есть источник власти, закона, сам же он стоит над законом.
Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар.
Конституционная монархия — монархия, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной монархии, власть его ограничена конституцией. Кроме того, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды.
Конституционные монархии делятся на два вида:

Дуалистическая монархия — характерной особенностью является разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента, абсолютного вета на закон. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.
Примерами подобных монархий в наши дни являются Марокко, Кувейт, Иордания.

Парламентарная монархия — монарх выполняет свои функции лишь номинально. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству.
При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Большинство современных монархий — парламентарные.
Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция.
Республика и ее формы
Республика — форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определенный срок.
Президентская республика — характеризуется прежде всего значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий глав государства и исполнительной власти.
Президента страны избирают внепарламентским путем: всенародным голосованием (как, например, сейчас у нас в стране) или коллегией выборщиков (как, скажем, в США).
Правительство формирует сам президент, перед ним же оно и отчитывается.
Должность премьер‐министра в такой республике, как правило, отсутствует.
Президент получает также право отлагательного вето в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой законопроект. Однако, если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов проголосует за него, то проект становится законом, обретает юридическую силу, невзирая на мнение президента.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.
Согласно Конституции США, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент избирается коллегией выборщиков.

Парламентская республика — отличается прежде всего верховенством парламента. Именно перед ним несет ответственность Правительство. Глава государства — президент выполняет только правительственные функции. Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер‐министра.
Правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.
Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства.
В случае утраты доверия Правительство либо уходит в отставку, либо добивается через президента
роспуска парламента и назначения новых выборов.
Примерами парламентских республик являются Италия, Федеративная Республика Германия, Австрия,
Швейцария, Финляндия, Индия, Израиль, Турция.
Смешанная республика — форма правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.
Правительство формируется президентом и несет перед ним ответственность. Фактически руководит
Правительством именно президент, а не премьер‐министр, утверждаемый парламентом. Парламент же имеет право вынести вотум недоверия Правительству, сформированному президентом. Однако, президент вправе распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Кроме того, президент может также издавать специальные указы, которые вступают в действие без предварительного согласования с парламентариями.
Из современных государств к смешанным республикам относятся Португалия, Литва, Словакия, Россия,
Украина и пр.
Форма правления в Российской Федерации
В современной России установилась смешанная форма правления.
С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства, главнокомандующим Вооруженными силами страны, обладает правом отлагательного вето.
С другой стороны, он не вписан ни в одну из ветвей власти, а как бы стоит над ними. Таким образом, президент России обеспечивает организацию их деятельности и осуществляет руководство ими.
Важная роль отводится президенту и в законодательном процессе: он выступает инициатором разработки и принятия ряда новых законов.
Президент формирует Правительство и решает вопрос о его отставке. Госдума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства и вправе добиваться отставки
Правительства, выражая ему недоверие. Однако, в случае трехкратного отклонения Госдумой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Госдуму и назначает новые выборы.
Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Госдумой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключениями Верховного и Конституционного Суда Российской Федерации.

Современный мир знает три основных формы государственного устройства:
1.
унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточены в центре;
2.
федерация — союзное государство;
3.
конфедерация — особый союз государств.
Современное государственное устройство. Унитарная государственность
Наиболее распространена в мире унитарная форма.
Характерными признаками унитарного государства являются:

наличие единой конституции — основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории;

единая система органов государственной власти — один парламент, один глава государства, одно правительство, — юрисдикция которой распространяется на всю территорию страны;

единое гражданство;

единая система права, единая система правосудия;

территория состоит из административно‐территориальных единиц: уездов, департаментов, округов.
Автономия допускается только в рамках местного самоуправления;

суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре.
Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой и другими сферами жизни страны.
Федерация — сложное государственное устройство. Конфедерация
Федерация — сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, областями).
Основные признаки государства‐федерации:

Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации;

Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства‐федерации заключать международные соглашения.
Чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии);

В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями. Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным;

Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы;

Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента.
Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.
Конфедерация — добровольное объединение независимых суверенных государств для достижения конкретных целей. Каждое из входящих в конфедерацию государств проводит свою внешнюю политику, однако, создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, оборона.
Примерами современных конфедераций являются Европейское Сообщество, Содружество Независимых
Государств, Союз России и Белоруссии.

7.5. Избирательные системы
Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями.
В условиях современных демократий выборы — главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп.
Демократические принципы избирательного права включают:
1.
Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах.
Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов: a.
возрастной ценз — разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше; b.
ценз недееспособности — ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением; c.
моральный ценз — ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы; d.
ценз оседлости — выдвигает в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране.
2.
Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку.
3.
Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому‐либо известно.
4.
Прямое голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека.
Принципы организации избирательного процесса:
1.
Свобода выборов — предполагает отсутствие политического, административного, социально‐
экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов;
2.
Наличие выбора — сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений.
3.
Состязательность, конкурентность выборов — различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы.
4.
Периодичность и регулярность выборов — выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок.
5.
Равенство возможностей политических партий и кандидатов — предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов.
Существует два основных типа избирательных систем:
мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).
Пропорциональная система определяет рейтинг партий, пропорционально которому между ними распределяются места. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе побеждает кандидат, получивший большинство голосов.

Мажоритарная система — для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей избирательного округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают.
Мажоритарные избирательные системы делятся на:
1.
системы абсолютного большинства — чаще используются на президентских выборах, при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50
%
плюс один голос);
2.
системы относительного большинства — для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов.
Порциональная система — мандаты распределяются пропорционально числу набранных партиями голосов.
Такая система обеспечивает представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
Смешанные системы — сочетают элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
На основе смешанной избирательной системы в России до 2007 года проходило формирование Госдумы:
225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства, другие 225 — по пропорциональной избирательной системе. Сейчас используется пропорциональная система.
Консенсунсная система — ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений.
Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1‐е место дается 5 баллов, за 2‐е — 4, за 3‐е — 3, за 4‐е — 2, за 5‐е — 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.
7.6. Политические партии и движения
Политическая партия — добровольное объединение граждан с одинаковыми убеждениями, созданное с целью оказания влияния на управление делами общества.
Партия имеет общие политические интересы, на их основе разрабатывается программа, формулирующая цели и задачи партии. В партии четко выделяется руководящее ядро, лидеры.
Основные цели политических партий:

формирование общественного мнения — пропаганда, ведущаяся ими в СМИ, ориентирует граждан в политической жизни, помогает выработать определенные оценки, суждения, причем в том векторе, который задан политическим руководством данной партии;

политическая социализация (воспитание, образование) граждан, молодежи — многие партии создают молодежные организации, пополняя ряды своих сторонников, приобщая молодежь к политике;

выражение мнений граждан по вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборах различного уровня.

7.7. Политическая идеология
Идеология — система взглядов, отражающих определенные политические интересы.
Основных базовых идеологий, на которых основываются программы большинства из существующих в мире политических партий, четыре: консерватизм, либерализм, социал‐демократия, марксизм.
Консервативная идеология — выступает за уважение к традициям, заповедям предков, религиозным нормам и устоям, невозможность реального равенства между людьми (как полагают консерваторы, люди исконно не равны — одни лучше, умнее, благороднее, чем иные).
Либеральная идеология — свобода и независимость человека в экономической и политической области.
Государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, предоставляя основной простор свободной конкуренции, предпринимательской инициативе. Либералы признают равенство граждан в правовом и политическом отношении, равенство возможностей, равенство в судах, но не равенство в экономике, его нет и не должно быть.
Социал‐демократическая идеология — направление, выступающее за переход к социально справедливому обществу. На людей богатых, обладающих значительным доходом, должны быть наложены прогрессивные налоги. Богатые должны «поделиться» частью своего богатства во имя общественного согласия и спокойствия. Обществу необходимо развитое социальное законодательство, гарантирующее право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное страхование по болезни, старости, безработице. Демократические принципы предполагают расширение участников политической жизни, приобщение народа к участию во власти.
Марксистская идеология (коммунизм) — главной движущей силой исторического прогресса прогресса признается классовая борьба, необходимая для построения бесклассового общества, основанного на коллективизме, равенстве, высоком уровне производства и сознательности людей. В этом обществе нет эксплуатации, принуждения к труду одних людей другими. Труд из тяжкой обязанности становится первейшей человеческой потребностью. Отсутствует неравенство людей в экономической сфере.
В таком обществе реализуется принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям!»
7.8. Политический режим. Типы политических режимов
Основные виды политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитарный.
Демократический режим
Демократия — политический режим, главным признаком которого является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право народа на участие в разрешении государственных дел. В демократических обществах во главу угла ставятся человек, его права и свободы.
Поскольку идеал народовластия труднодостижим, предлагалось множество практичных моделей.
Основные из них:

прямая демократия — граждане осуществляют свое право принятия политических решений непосредственно, за счет достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству
(до XVIII века эта модель была наиболее частой)
;

представительная демократия — народ по‐прежнему признается основным источником власти, но управление государством передается различными представительными органами, члены которых избираются гражданами.

К политическим ценностям демократического общества относятся политический плюрализм и парламентаризм.
Политический плюрализм — принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Другими словами — многопартийность.
Парламентаризм — система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента.
При парламентаризме Правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.
Тоталитарный режим
Тоталитарным режим — политический режим, основу которого составляет жесткая диктатура, характеризующаяся полным контролем государства над жизнью общества. Огосударствляется не только общественная, но, в значительной степени, и частная жизнь граждан, власть стремится жестко регламентировать все стороны жизни людей.
Известно, что в гитлеровской Германии издавались специальные инструкции, запрещающие отваривать солдатам очищенный картофель в течение всего года, кроме весны, полагалось готовить его только «в мундире», дабы сохранить все полезные вещества. Строго регламентировались и семейные отношения. Каждый истинный ариец был обязан и в браке, и вне брака, по возможности,
«подарить фюреру ребенка».
Авторитарный режим
Авторитарный режим — политический режим, основанный на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.
Государственная власть в авторитарной модели также стремится к тому, чтобы контролировать жизнь граждан наиболее полно, хотя и не всеобъемлюще, как при тоталитаризме.
Вмешательство в частную жизнь подданных практиковали русские цари и императоры.
Петр I приказал брить бороды боярам, всем повелел носить европейское платье, «пить кофий и ходить на ассамблеи», на которых и мужчинам и женщинам следовало «принимать спиртное допьяна».
Железной рукою вырывая Русь из «средневековой азиатской отсталости», Петр I приписывал крестьян к заводам, многократно увеличивал подати и иные государственные повинности.
7.11. Гражданское общество
Гражданское общество — негосударственная часть общественно‐политической жизни.
В широком смысле гражданское общество включает все, что не входит в сферу государственных отношений, то есть не регулируется непосредственно государственными структурами. При подобном подходе гражданское общество возможно в различных государствах, в том числе недемократических.
Гражданское общество в узком смысле, выступает оборотной стороной правового государства, они не существуют друг без друга. Полного разделения между гражданским обществом и правовым государством быть не может, и взаимодействия между ними постоянно меняются.
В структуре гражданского общества обычно выделяются семейные, экономические, культурные, этнические, религиозные и нравственные отношения.

Гражданское общество состоит из различных институтов, объединений и организаций, например профессиональные союзы, предпринимательские организации и клубы, конфедерация обществ защиты прав потребителей, лига защиты прав пациентов, независимые средства массовой информации, клуб рыболовов, еженедельный экономический журнал — все это можно отнести к элементам гражданского общества
7.12. Правовое государство
Правовое государство — это:

Государство, которое признает обязательным для себя создаваемые им же юридические нормы.
Такое государство в связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним;

Государство, подчиненное воле суверенного народа и призванное охранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности;

Государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует
в определенных законом границах и обеспечивает правовую защищенность своих граждан.
Принципы правового государства

признание прав человека;

всеобщее равенство перед законом;

разделение властей;

признание народа единственным источником власти;

разрешение всего, что не запрещено законом, свобода;

разрешение конфликтов через справедливый суд, презумпция невиновности;

политический плюрализм.

перейти в каталог файлов


связь с админом