Главная страница
qrcode

Конспект по дифференциации звуков р и. Звуки р и л и буквы Р , Л . Дикие животные жарких стран


НазваниеЗвуки р и л и буквы Р , Л . Дикие животные жарких стран
Дата29.06.2020
Размер4.2 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспект по дифференциации звуков р и.doc
ТипКонспект
#42480
Каталог

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков.
Выполнила: Омельченко В.Н. 317.2 группа.

Тема: Звуки [р] и [л] и буквы «Р», «Л». «Дикие животные жарких стран».

Цель занятия: осуществлять работу по дифференциации звуков «Р», «Л» активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные жарких стран».

Обучающие задачи занятия:
закрепление знаний о механизмах образования данных звуков – изолированно, в слогах, в предложениях, тексте;
  • формирование понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», «текст»;
  • формирование навыков чтения;
  • обогащение (активизация) словарного запаса по лексической теме «Дикие животные жарких стран».
    Развивающие задачи занятия:
    совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
  • развитие неречевых психических процессов.
    Воспитательные задачи занятия:
    воспитание интереса к содержанию занятия;
  • воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.
    Коррекционные задачи занятия:
    устранение неправильного артикуляционного уклада звуков [р], [л] изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;
  • преодоление речевого негативизма.
    Оборудование: картинный план для анализа артикуляции звука, артикуляционный профиль, картинный материал для характеристики звука, счетные палочки, веер букв, графическое изображение звука Р и Л, картинный план отличия буквы от звука, картинный материал на что похожа буква Р и Л, схемы для разбора слов, касса букв.

    Ход занятия
    Этапы занятия
    Время
    Деятельность логопеда
    Деятельность ребенка
    Орг.момент
    1
    - Здравствуй! Ты когда-нибудь был в тропическом лесу?

    - А в тропическом лесу можно встретить очень много интересных животных и птиц!


    - Здравствуйте!

    - Нет.
    Сообщение темы занятия
    2
    - Давай представим, что мы вышли на полянку и увидели этих животных и птиц. Логопед показывает на картину.

    - На полянке нужно найти таких птиц и зверей, в названии которых есть звук [р], если ты правильно назовешь животное, я тебе даю вот такую фишку:


    - Ты уже догадался, о чем сегодня мы будем разговаривать?
    - Верно. А еще, как ты думаешь?
    - Да. Сегодня мы будем пробовать различить звук [р] и звук [л].


    Ребенок называют животных и получает фишки.

    - Сегодня мы будем говорить о диких животных жарких стран.

    - А еще о звуке [р].



      Анализ артикуляции звуков


      2
      Логопед предлагает ребенку картинный план для анализа артикуляции звуков «Р» и «Л»


      (губы, зубы, язык, работа голосовых связок, воздушная струя)

      - Сейчас мы будем анализировать артикуляцию звуков «Р» и Л».

















      Характеристика звуков
      2






      Ребенок, опираясь на графический план, характеризуют звук [р].

      -


      -

      Закрепление звука в изолированном виде
      1
      - Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Громко-тихо».

      Игра «Мотор».

      - А теперь, давай сыграем в еще одну игру, которая называется «Пароход»

      Ребенок имитирует звук мотора большой машины, громко произнося «РРР!», и маленькой, говоря «р-р-р» тише. Как вариант – имитация приближающейся и удаляющейся машины.
      Ребенок имитирует звук большого парохода, громко произнося «ЛЛЛЛЛ!», и маленького, говоря «л-л-л-л-л-л» тише.
      Связь звуков с буквами
      1
      Логопед показывает графическое изображение звуков Р и Л.
      -Смотри, это буква Р, а это буква Л.

      - Чем отличается звук от буквы? (по картинному плану)

      -А на что похожа буква Р? (на экране).

      -А буква Л на что похожа?


      - Пропишем букву Р в воздухе (сверху вниз, в пол оборота).

      - А теперь пропишем букву Л.

      -А теперь выложи, пожалуйста, букву Р на бархатной бумаге с помощью шерстяной нитки.

      -А теперь выкладываем букву Л из счетных палочек.

      - Звук мы произносим и слышим, а букву видим, пишем и читаем.

      - Буква Р похожа на топор, трость, элемент буквы В, парус.

      - Буква Л похожа на ёлочку, крышу домика, элемент буквы М.

      Выполняет задание логопеда.
      Прописывает буквы в воздухе.
      Ребенок изображает букву Р на бархатной бумаге.

      Выкладывает букву Л из счетных палочек.
      Развитие фонематического слуха
      2
      Выдели звуки «Р» и «Л» из ряда звуков.

      - Когда услышишь звук [Р]- хлопай в ладоши, а когда услышишь звук [Л] потопай ногами.

      р-рь-л-м-ль-н-л-р-н-л-рь-ль-р-л-м-н-р-ль-л-н-рь-р.

      - Найди у себя на веере букву Р и букву Л, когда услышишь слог со звуком [Р] поднимаешь букву Р, когда услышишь слог со звуком[ Л], поднимаешь букву Л.

      ларо
      -ми-ре-на-ру-лолуры-не-лыро-лара

      теперь такое же задание, но со словами.

      Жираф- лиса- слон- зебра-лев- кенгуру-лягушка-страус.

      Определи место звука [р] в словах: (крокодил, тигр, верблюд).

      - А теперь определи место звука [л] в словах. (крокодил, слон, антилопа).


      Ребенок выполняет задание логопеда

      Закрепление звука в слогах
      3

      - Читаем слоги с буквой Р (материал на экране).

      - Теперь читаем слоги с буквой Л (материал на экране).

      - А сейчас мы разберём графическую схему слога АР

      Какой первый звук в слоге АР?
      -Этот звук гласный или согласный?
      -Какого цвета будет фишка?


      -А какой последний звук в слоге АР?
      -Этот звук гласный или согласный?
      -Какого цвета будет фишка?

      - Молодец!

      -А теперь разберём слог УЛ.

      -Какой первый звук в слоге УЛ?

      - Этот звук гласный или согласный?

      - Какого цвета будет фишка?

      - А какой последний звук в слоге УЛ?

      - Этот звук гласный или согласный?

      -Какого цвета будет фишка?

      - Молодец!


      Ребенок выполняет инструкцию логопеда.

      - А.

      - Гласный.
      - Красного цвета. Ребенок выкладывает на стол фишку красного цвета и под фишкой выкладывает букву А.

      -[Р].
      - Согласный

      -Синего. Ребенок выкладывает на стол фишку синего цвета и под фишкой выкладывает букву Р.

      -У.

      - Гласный.

      - Красного цвета. Ребенок выкладывает на стол фишку красного цвета и под фишкой выкладывает букву У.

      - [Л].
      - Согласный.

      -Синего. Ребенок выкладывает на стол фишку синего цвета и под фишкой выкладывает букву Л.
      9. Закрепление звука в словах
      3
      Предлагаются картинки, которые ребенок должен назвать.

      - Давай соберем все слова со звуком и буквой Р, а затем все слова со звуком и буквой Л.
      -Посмотри на картинки. Кого и что ты видишь?

      -Покажите, где рак?
      -Покажите, где лак?
      -Что такое плошка?

      - А кто такая Прошка?


      -Кто такая Лань? А что такое рана?

      - Давай разберем слова Рама-Лама.

      Назови первый звук в слове рама.
      - Звук [р] гласный или согласный? Какого цвета будет фишка
      - Назови последний звук в слове рама.
      - Звук [а] гласный или согласный? Какого цвета будет фишка?
      - Назови все гласные в слове рама.
      - Сколько в этом слове слогов?

      - Назовите последовательно все звуки в слове рама.
      - А теперь выложи фишки гласных звуков (красного цвета), фишки согласных звуков(синего цвета).
      А теперь возьми нужные буквы и расположи их под графической схемой.

      - Назови первый звук в слове лама.
      -Звук [л] гласный или согласный? Какого цвета будет фишка.
      -Назови последний звук в слове лама.
      -Звук [а] гласный или согласный? Какого цвета будет фишка?
      -Назови все гласные в слове лама.
      - Сколько в этом слове слогов?


      - Назови последовательно все звуки в слове лама.
      - Теперь выложи фишки гласных звуков (красного цвета), фишки согласных звуков(синего цвета).
      А теперь возьми нужные буквы и расположите их под графической схемой.


      Показывает на картинку с раком.
      Показывают на картинку с лаком.
      - Плошка – это чашка, это посуда. А Прошка – это имя куклы или девочки.

      -Лань - это животное. А рана это ушиб, повреждение.
      - [Р].
      - Согласный, фишка синего цвета.

      - [А].
      - Гласный, фишка красного цвета.
      - А, а.

      - Два слога. Ребенок выкладывает фишки желтого цвета.
      - Р-а-м-а.


      - [Л].
      -Согласный, фишка синего цвета.
      -[А].

      -Гласный, фишка красного цвета.
      -А, а.
      - Два слога. Дети выкладывают на стол фишки желтого цвета.
      - Л-а-м-а.
      10. Закрепление звука в предложении
      6
      - Составим предложения со словами (даны на доске):
      - А теперь разберём предложение: Рама упала на Ламу.
      -Что такое предложение?
      -С какой буквы пишется первое слово в предложении?

      -С какой буквы пишется слово Рама? Почему?

      -Сколько слов в предложении Рама упала на ламу?

      - Что ставится в конце предложения?

      - Что такое Рама?

      -Что такое слово? Чем оно отличается от слога?
      -Слово Рама разобрано.

      -Разбираем слово упала.

      -Какой первый звук в слове упала?
      Звук [у] гласный или согласный? Какого цвета будет фишка?
      -Назовите последний звук в слове упала.

      Звук [а] гласный или согласный? Какого цвета будет фишка?
      -Назовите все гласные в слове упала?.
      -Сколько слогов в слове упала? Почему?
      -Произнеси все звуки в слове упала.

      Какой первый звук в слове на?

      - Он гласный или согласный? Фишкой какого цвета обозначим?

      - Какой последний звук в слове на?

      - Он гласный или согласный? Фишкой какого цвета обозначим?
      -Какой первый звук в слове ламу?
      - Звук [л] гласный или согласный? Какого цвета будет фишка?
      -Назови последний звук в слове ламу.
      - Звук [у] гласный или согласный? Какого цвета будет фишка?
      -Назови все гласные в слове ламу?
      - Сколько слогов в слове упала? Почему?

      -Произнеси все звуки в слове упала.
      Составляет предложения.

      -Предложение – это законченная мысль. Состоит из слов.

      -Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

      -С большой, потому что это первое слово в предложении.
      - В предложении 4 слова.

      (Кладут оставшиеся 3 белых полоски)

      - В конце предложения ставится точка. Кладут точку в схеме.
      - Рама – это слово.

      -Слово – это часть предложения, и оно имеет смысл.

      -Первый звук в слове упала [У].

      - Гласный, фишка красного цвета.
      -Последний звук в слове упала [А].

      - Гласный, фишка красного цвета
      - У,а, а.

      - В слове упала три слога, потому что сколько в слове гласных, столько и слогов. Выкладываем 3 полоски жёлтого цвета.

      - У-п-а-л-а.
      - [Н].

      - Согласный, фишка синего цвета.

      - [А].

      - Гласный, фишка красного цвета.
      - [Л].
      - Согласный, фишка синего цвета.
      - [У].

      - Гласный, фишка красного цвета.
      - А, у.
      - Два слога. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
      Л-а-м-у.
      11. Закрепление звука в тексте
      3
      - Тебе нужно будет внимательно слушать меня и каждый раз как услышишь звук Р выкладывать счетную палочку красного цвета, а когда услышишь звук Л счетную палочку зеленого цвет.

      - Послушай рассказ

      -Сколько звука Р ты услышал?

      -Сколько раз ты услышал звук Л?
      - Правильно. Молодец.


      Ребенок отвечает.

      12. Домашнее задание
      1
      - Дома тебе нужно будет выполнить схему предложения (Лама мыла раму.), которая у тебя есть в тетради и повторить слоги еще раз.


      13.Итог занятия
      2
      - Сегодня мы говорили о диких животных жарких стран и работали со звуками и буквами Р и Л в слогах, словах, предложениях и тексте.

      -Расскажи характеристику звука [Р]?

      -А теперь характеристику звука Л.

      -Дай анализ артикуляции звука Р.

      -Дай анализ артикуляции звука Л.

      -Какие слоги ты знаешь со звуком Р и со звуком Л? (по схеме на доске).
      -Какие слова ты узнал со звуком Р и со звуком Л?

      -Звук [Р] согласный, твердый, звонкий.

      -Звук Л согласный,твердый, звонкий.
      Отвечает кратко на вопросы логопеда.

      - ра, ро, ру, ры; ар, ор, ур, ер, ыр, ир.

      -ла, лы, ло, лэ, лу, ал, ыл, ол,ил,ул.

      - Антилопа, лама, лань, зебра, кенгуру, крокодил.
      14.Оценка деятельности детей
      1
      - Ты сегодня хорошо поработал и внимательно меня слушал! Молодец! Занятие окончено, до свидания.

      - До свидания!

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом