Главная страница
qrcode

АЛЬ-ХИДЖАМА. Все эти вопросы интересны для истории медицины, но ответа на них нет


Скачать 314.29 Kb.
НазваниеВсе эти вопросы интересны для истории медицины, но ответа на них нет
Дата26.07.2020
Размер314.29 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАЛЬ-ХИДЖАМА.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42689
Каталог
Во ими Аллаха Милостивого, Милосердного!
КРОВОПУСКАНИЕ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
Под кровопусканием понимают удаление в лечебных целях определенного количества кропи из кровеносной системы методом венепункции или венесекции.
Кровопускание дошло до нас из глубокой древности.
Кто первым пустил кровь, при каких обстоятельствах было сделано первое кровопускание, какие показания были к этому
- все эти вопросы интересны для истории медицины, но ответа на них нет.
Считается, что поводом для кровопускания служит инстинкт животного, заставляющий освободиться от тяжелых припадков, обусловленных полнокровием. Так, например, гиппопотам распарывал себе жилы острым концом сломанного тростника, а затем, после кровотечения, , замазывал рану грязью и. таким образом, освобождал себя от тягостей во время жара. Из сборника Гиппократа видно, что учение о кровопускании уже тогда достигло высокой степени развития. Эта операция проводилась скальпелем, пока арабы
Ибн Сина и аль-Букасис не изобрели особые ф л е б о л м ы .
Скальпель представлял собой железную палочку, на которую спереди под прямым углом насаживался маленький острый клинок, а с задней части он загибался кверху. Ближайшим результатом кровопускания является уменьшение количества крови, наряду с которым происходит временное падение кровяного давления в венозной системе. Вследствие этого кровь из артерий поступает в вены быстрее, благодаря чему также снижается кровяное давление в артериальной системе и облегчается работа сердца. При кровопотерях, достигающих около 1/4 всей массы крови, количество ее восстанавливается через несколько часов. - Число красных кровяных телец нормализуется уже через 2-5 дней. Кровопускание вызывает у больного благостное чувство и ощущение приятной истомы.
После кровопускания почти всегда появляется сильная испарина и клонит ко сну.
ЧТО ГОВОРИТ ИСЛАМ ОБ ЭТОМ, ЕГО ПОЛЬЗЕ И
ВРЕМЕНИ, КОГДА ЕГО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ
'Абдалла ибн 'Аббас рассказывал, что посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал:
«Ночь, в которую ангелы из ангелов Аллаха перенесли меня,
не прошла без того, что все они говорили мне: "Ты, о
Мухаммад, должен делать кровопускание (хиджама)!"»
Версия этого хадиса, рассказанная Ибн Мас'удом, звучит так: «О ночи, в которую он был перенесен, посланник
Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что ангелы из ангелов Аллаха все время напоминали ему:
"Прикажи своему народу делать кровопускание!"
Аль-Бухари приводит хадис о том, что посланник
Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал: «И меде и кровопускании (хаджм) - лекарство».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если усилится жар, то прибегните
к кровопусканию и тогда ни в одном из вас не вскипит
(ятабайгк) кровь, убивая его».
Ибн 'Аббас утверждал, что Пророк (да благословит его
Аллах и приветствует) однажды сказал ему: «Кровопускание
удаляет кровь, придает гибкость позвоночнику (ас-сульб) и
проясняет зрение».
2
Ибн 'Аббас также говорил, что при мигренях (шакыка)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал себе кровопускание из головы.
3
Этот хадис передал «ат-Тирмизи. отметив, что он - достоверный и что последняя фраза принадлежит именно ему. Хадис передавали т а к ж е
Ибн Маджа' и аль-Хаким. который сказал, что иснад хадиса верный.
• Ат-Термизи.
' Аль-Бухари.
Согласно хадису, переданному Джабиром ибн 'Абдалла, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если и есть в каком-либо из ваших лекарств благо,
так это в надрезе для кровопускания, глотке меда или
прикосновении огнем. Я же предпочитаю делать себе
прижигание»
4
Джабир рассказывал, что при вывихах и растяжениях
(уас') посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал себе кровопускание из бедра.
5
Анас ибн Малик рассказывал, что при болях в ноге посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание из наружной поверхности стопы.
Было передано от Ибн 'Аббаса, что Пророк (да благос­
ловит его Аллах и приветствует) говорил: «Лучшее время для
лечения кровопусканием - это 17-е, 19-е и 21-е (месяца)»
1
Значении терминов:
Хаджм: кровопускание - название действия, которое выполняет "хааджим" (тот, кто пускает кровь), отсасывая кровь из специально сделанного надреза.
Хиджама: искусство пускать кровь. Имеется два способа пускать кровь: кровопускание без надреза, называемое в современной медицинский практике "сухим, закрытым", И кровопускание с нанесением надреза, называемое хирургическим, с открытым кровотечением'
(аль-Хиджама аль-Мубаззигха). Базгх или табзигх: нанесение надреза.
Михджам: - это название инструмента, в котором собирается кровь или нож, используемый кровопускателем.
4
Аль-Бухари, 10/139; Муслим.
5
Абу Дауд.
6
Абу Дауд, ан-Ниса'и.
7
Ат-Тирмизи, 2054, иснад - даиф.
8
«Аль-камус аль-мухитм, «Писан иль- 'Араб».
Шифа': имеет два -значения - "избавление от болезни, выздоровление"и"лекарство, лечение".
Табайюгх: крайнее возбуждение, волнение. В толковом словаре (Лисам аль-'Араб» приводится пример: "табайягха
бихи-д-дому", то есть "кровь ударила ему в голову".
Ас-Сульб: спинной хребет, позвоночник.
Шакыка: мигрень.
Уас': тяжелый вывих с растяжением СВЯЗОК вплоть до их разрыва.
Данные хадисов:
!. Рекомендации, данные ангелами Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его народу, по всей вероятности указывают на то, что кровопускание оказывает воздействие на очищение душ и укрепление духа, так как ангелы приказывают то, что приказал им Аллах.
2. В кровопускании и меде есть то. что излечивает от болезни.
3. В момент, когда температура достигает критической точки, кровопускание не даст человеку умереть от "вскипания" крови.
4.
Кровопускание уменьшает кровяное давление, придаст большую гибкость позвоночнику и усиливает острогу зрения.
5. Кровопускание помогает при мигренях, некоторых заболеваниях ног и тяжелых вывихах.
6.
Кровопускание надо делать в определенные дни арабского лунного календаря, а именно: семнадцатого, девятнадцатого и двадцать первого числа, которые являются лучшими и наиболее подходящими числами месяца.
7. Пророк (да благословит сю Аллах и приветствует) превозносил искусство кровопускания, считая его, наряду с пчелиным медом лучшим из лечебных средств в распоряжении сподвижников.
Требуется, провести научные исследования и эксперименты с целью:
1. Выявления зависимости между количеством крови в организме человека и появлением отклонений в его инстинктах, поведении и психике.
2. Установление, влияет ли кровопускание, сделанное при критической для температуры тела величине, на сужение капилляров, значительно по сравнению со своим нормальным состоянием расширившихся в результате физиологической реакции организма на повышение температуры, а также какие последствия для жизни человека в данном случае может повлечь отказ от этой процедуры.
3. Установление, существует ли связь между количеством крови, кровопусканием и между средними показателями воспроизводства кровяных телец, работой костного мозга, находящегося в позвоночнике, по их выделению, а также как это влияет на функцию позвоночника, его гибкость.
4. Обнаружения связи между количеством крови, кровопусканием и между наполняемостью кровеносных сосудов глаза, а также влияет ли это на состояние зрения, его острогу.
5. Изучение связи между кровопусканием и лечением мигреней и вывихов различной степени тяжести.
6. Определение связи между количеством крови в организме, расширяемостью кровеносных капилляров и между периодом обращения Луны вокруг Земли в гравитационном и радиологическом аспектах, а также влияет ли это на жизненные процессы, происходящие внутри живых существ, и, в частности, на состояние стенок сосудов и величину кровяного давления.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Целительная сила [находится] в
Ч
трех
9
вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе
(кровопускании)
10
и прижигании. Но я запрещаю
11
своим
последователям использовать прижигание».
12
Многие целители и ученые прошлого говорили, что кровопускание наиболее полезно для людей с высоким давлением, в состоянии жара и при повышенной температуре, и особенно для сангвиников.
13
То, что кровопускание полезно для человеческого организма бесспорно и не подвергается сомнениям. Это божественная информация, переданная через посланника
Божьего, на благо людям. По всем строгим критериям хадисоведения данная информация достоверна.
На вопрос о том какова польза от данной медицинской процедуры отвечали, рассуждают и отвечают, а также будут дискуссировать и говорить медики и ученые. Кто-то из них был или будет менее правым, кто-то - более. Но факт остается фактом - кровопускание целительно и полезно для человека.
Три формы врачевания, упомянутые в данном хадисе, являются одними из основных но, безусловно, далеко не единственными. См.. например: Аль-'Аскадяни А.. «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-
бухари», 1. 11, с. 282.
"' В тексте хадиса применено слово "михджам". Михджам
(араб.) - это то. посредством чего делают кровопускание, например, пиявки, специальные медицинские банки или иные приспособления.
См.: Аль-Фейруз 'Абадий М., «Аль-камусаяъ-мухит», с. 1410.
" В сочетании с другими достоверными хадисами более правильно будет перевести как "не рекомендую". Ученые-богословы говорили, что прижигание допустимо только в случае крайней необходимости, когда другие формы врачевания недоступны, противопоказаны или бездейственны. См.. например: Ибн Каким альДжау.іииа, «Ат-тыбб ан-набави», с. 36, см.: в теме «Прижигание».
" См.: Аль-'Декадний А., «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-
бухари», т. 11.о. 280, хадисы № 5680, 5681.
См., например: Ибн Кайим аль-Джаузийа. «Ат-тыбб ан-
набави», стр. 36-37.
Опыт прошлых веков раскрывал постепенно грани практического применения этой процедуры: при каких заболеваниях и в каких именно местах делать надрезы, в какое время, сколь часто и т. д.
Осмелюсь взять на себя миссию коротко изложить и раскрыть ту достоверную информацию из пророческого наследия, которая бережно хранится учеными-богословами, а также привести некоторые комментарии и пояснения.
Практические же аспекты и подробности оставим грамотным и опытным медикам и целителям.
О пользе кровопускания
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Воистину, наилучшим лекарства» для вас
является кровопускание и морской аль-куст
14
...»
15
Он (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Если и есть польза от ваших лекарств, то в первую
очередь в глотке меда, надрезе пиявки (кровопускании) и
прижигании. Но я не люблю прижигание».
16
Кровопускание уникально и гениально в своей простоте.
Мы просто нагло отбираем у организма часть того, что очень ценно для него - кровь, которая: транспортирует кислород, питательные вещества, гормоны, углекислый газ, продукты обмена; участвует в терморегуляции; регулирует водносолевой баланс, а также незаменима и во многом другом.
Искусственное удаление некоторого количества крови вынуждает организм срочно компенсировать потери.
Соответственно при этом стимулируются системы кроветворения. Оперативно начинают пробуждаться резервы
14
Смотрите тему «Аль-Куст».
15
См.: Аль-'Аскаляни А., «Фатх аль-бари би шарх са.хих аяь-
бухари», т. 11. с. 297, хадис № 5696.
16
См.: Аль-'Аскаляии А., «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-
бухари», т. 11, с. 301, хадис № 5702; Лбу Дауд, «Сунан абудауд», т. 4, с. 7, хадис № 3857.
. .7
многих систем человеческого организма, а, следовательно, и механизмы восстановления резервов.
Таким образом, кровопускание это почти идеальное средство резерв-тренинга. Ранее этот метод применялся очень широко, история его применения уходит в глубь веков.
Сегодня совершенно незаслуженно этот метод врачевания почти забыт и используется очень ограниченно.
Кровопускание можно сделать с помощью обычной инъекционной ИГЛЫ, специальных баночек или воспользоваться услугами таких отличных специалистов по кровопусканию, как медицинские пиявки. Мало того, что они это делают совершенно безболезненно, но при этом ещё выделяют в кровяное русло полезные биологически активные вещества. В естественном виде регулярная потеря части крови происходит у женщин в виде менструаций. Надо ли удивляться тому, что они живут дольше, чем мужчины.
Кстати, при климаксе
17
процесс увядания ускоряется, несмотря на искусственную гормональную коррекцию.
Организм, лишившись привычной ежемесячной стимуляции, начинает слабеть, и кровопускание или пиявки здесь просто незаменимы. Систематическое донорство также неплохой метод кровопускания. Согласно эритроцитарной теории старения (Д. И. Финько) из общего объёма крови (5 - 5,5 л) работает меньше половины. Остальная часть находится в кровяных депо - специальных сосудах и капиллярах селезенки, печени, лёгких, кожи. Это резервный запас на случай кровотечения, интенсивной работы, гипоксии и др. По мнению автора теории, эта кровь постепенно теряет свои качества, "закисает". Полностью согласен - что не движется, то стареет. Вот вам ещё один аргумент в пользу крово­
пускания, ведь при нём кровь выходит из кровяных депо компенсируя потери. Кстати, наибольшее количество крови
1
Климакс - период угасания функций половой системы человека с приближением старости. См.: Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт. 2000.
8
1 л, находится в депо кожи. Отсюда омолаживающий эффект интенсивного глубокого массажа.
Время, наиболее предпочтительное для проведении данной процедуры
Временных ограничении нет. Ученые говорили, что это действие может совершаться в любое время, когда есть оздоровительная или профилактическая потребность. В нескольких хадисах имеется упоминание 17, 19 и 21 чисел лунного календаря.
18
Также упоминается некоторая нежелательность делать это по вторникам.
Исламские медики рекомендовали делать кровопускание во второй половине или в третью неделю лунного месяца.
18
В св. х. имама ат-Тирмизи есть два хадиса, где упомянуты эти числа: «Пророк Мухаммед делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее. Происходило это в семнадцатый, девятнадцатый или двадцать первый день [лунного календаря
1
»;
«Лучше всего вам делать кровопускание семнадцатого, девят­
надцатого или двадцать первого». См.: Аль-Бага М., «Мухтасар
сунан ат-тирмит», с. 282, хадисы №. 2052, 2054.
Необходимо отметить, что богословы-мухаддисы, практически в один голос, говорили о несоответствии всех хадисов, где упоминаются временные ограничения по кровопусканию, условиям достоверности. См., например: Аль-'Аскаляни А., «Фатх аль-бари би
шарх сахих аль-бухари», т. 11, с. 297; аш-Шавкяни М., «Нейяь иль-
автор», т. 10, стр. 178-179.
Но, имам аш-Шавкяни дал по ним очень важное богословское пояснение: «Хадисы, упоминающие временные ограничения по кровопусканию, не соответствуют условиям достоверности. Однако, с точки зрения практического применения, они полеты и применимы, так как их несколько, и они не касаются основ вероисповедания и религиозной практики, не устанавливают и не отменяю! религиозные каноны». См.. Аш-Шавкяни М., «Нейль аль-автар», т. 10, стр. 181-182.
19
В св. х. имама Абу Дауда упоминается о нежелательности кровопускания по вторникам. См.: Абу Дауд, «Сунан абу дауд». т. 4. с. 8, хадис № 3862. Пояснение к хадису идентично пояснению, приведенному в предыдущей сноске.
Днем, во втором или третьем часу. Не после бани или иных нагрузок. Не на полный и не на голодный желудок.
20
Было передано от Ибн 'Аббаса, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Лучшее
время для лечения кровопусканием - э т о 17-е. 19-е и 21-е
(месяца)»
21
Было передано от Анаса ибн Малика, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто хочет
лечиться кровопусканием, пусть он делает его 17-го, 19-го и
21-го, чтобы кровь не текла слишком обильно и не убила
его».
22
Абу Хурайра передал, что Пророк (да благословит его
Аллах и приветствует) сказал: «Кто лечится кровопусканием
17-го, 19-го и 21-го. тот будет излечен от всех болезней»
27,
Хотя данные хадисы приведены из различных источников и может быть, в некоторой степени являются слабыми, они, тем не менее, подкрепляют друг друга.
Имам Ибн аль-Кайим сказал: «Эти хадисы совпадают с тем, в чём согласны доктора - что кровопускание следует
Проделывать во второй половине месяца, и что третья четверть месяца лучше, чем начало или конец. Но если кровопускание сделано но необходимости, оно всё равно благотворно в любое время, даже в начале или в конце. АльХаллал сказал: Исмах ибн Исам сказал мне: Ханбал сказал мне: Абу 'Абдаллах Ахмад ибн Ханбал лечился кровопусканием всякий раз, как его кровь повышалась, вне зависимости от времени этого... Они не одобряли совершение кровопускания на полный желудок, потому что это могло привести к непроходимости и к мучительным
См.: Аль-'Аскаляни А.. «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-
бухари». т. 11. стр. 296-297; аш-Шавкяни М.. «Нейль аль-автар». т.
10, с. 180.
21
Ат-Тирмичи, 2054, иснад - деиф.
22
Ибн Маджа', 3489, есть некоторая слабость.
23
Абу Дауд, 3861; аль Байхаки, 9/340, иснад - хасан.
10
болям, особенно если еда была тяжёлой и плохой.... Выбор времени, упомянутый выше, является дополнительной предосторожностью, чтобы не ошибиться и сохранить здоровье, но если приходит время излечить недуг, во время необходимости, его (кровопускание) нужно проделать».
Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «Согласно докторам, наиболее действенное кровопускание, это когда оно делается на второй или третий час после связей или принятия ванны г.е. ни на полный, ни на пустой желудок. Относительно особых дней, назначенных для кровопускания, было передано в хадисе от Ибн 'Умара: Ибн Маджа', что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Натачайте
кровопускание, да благословит вас Аллах, по четвергам, и
натачайте кровопускание но понедельникам и вторникам, но
избегайте кровопускания по средам, пятницам, субботам и
воскресениям». Это было передано двумя иснадами даиф, и есть третья версия также даиф. переданная аль-Даракутии в аль-Афраде. Он также передавал это иснадом джайид от Ибн 'Умара, но он мавкуф (иснад кончается на сахабах). АльХаллал передал, что Ахмад не любил кровопускание в вышесказанные дни, хотя хадис не был даже подтверждён».
Говорится, что один человек лечился кровопусканием в среду и у него развилась проказа, потому что он пренебрёг хадисом. Абу Дауд передал от Абу Бакра, что тот не любил кровопускание по вторникам и говорил: «Посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Вторник
- это день крови, в этот день есть час, когда кровь не
останавливается "».
Доктора согласились в том, что кровопускание во второй половине месяца, особенно в третьей четверти, наиболее благотворно, чем кровопускание в начале или в конце месяца.
Аль-Муваффак аль-Багдади сказал: « Т е л о источает ток
(крови) с силой в начале месяца и успокаивается в конце, поэтому лучшее время для того, чтобы позволить крови течь, это середина месяца».
Из вышесказанного ясно, что хадисы, которые выделяют определённое время, взятые вкупе, указывают на то, что есть некое основание этого, особенно после того, как слова докторов оказались в согласии с этим. Если 17-е, 19-е или 21е числа месяца хиджры выпадают на четверг, то это лучшее из возможного времени для кровопускания, но это не для того, чтобы сказать, что нехорошо его проделывать в другое время. Как форма врачевания, кровопускание не следует ограничивать к какому-либо особому времени, его следует совершать, как только возникнет необходимость у больного.
Где именно делались порезы, и в каких случаях
В хадисе говорится, что: «Пророк Мухаммад делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее».
24
В своде хадисов аль-Бухари упоминается, что: «Пророк делал кровопускание на голове
25
».
26
В другом хадисе уточняется, что сделано это было для облегчения состояния при сильной головной боли.
27
Здесь, думаю, будут полезны слова Ибн Кайима альДжаузийа: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и
См.: Аль-Баги М., «Мухтасар сунан ат-тирмизи», с. 282, хадисы № 2052.
" Медики говорили, что делать кровопускание по середине головы (на затылке), как это делал Пророк, очень полезно. См.: Аль'Аскаляни А., «Фатх аль-бари би шарх сахих аяь-бухари», т.11. с. 300.
См.: Аль-'Аскаляни А., «Фатх адь-бари би шарх сахих аль-
бухари». т. 11. с. 299. хадисы № 5698, 5699.
См.: Аль-'Аскаляни А., «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-
бухари», т. 11, с. 301, хадис № 5701.
В св. х. Абу Дауда приводится хадис, в котором сказано: «Когда кто-то жаловался Пророку на головные боли, он советовал сделать кровопускание». См.: Абу Дауд, «Сунан абу дауд», т. 4, с. 7, хадис № 3858. Также см.: Аль-Кенна А. (известный как ас-Са'ати), «Аль-фатх
ар-раббани ли тартиб муснад аяь-имам ахмад ибн ханбаль аш-
шаибани». г. 17. с. 163. глава № 49. хадис № 74.
12

И приветствует) делал кровопускание в разных частях тела.
Вес зависело от обстоятельств, от необходимости и потребности».
28
Джабир ибн 'Абдулла рассказывал, что при вывихах и растяжениях (уас) посланник Аллаха (да благословит ею
Аллах и приветствует) делал себе кровопускание из бедра.
24
Анас ибн Малик рассказывал, что при болях в ноге посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание из наружной поверхности стопы.
30
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
Вопрос: Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и
приветствует) делал себе кровопускание самостоятельно
или приглашал врача?
Ответ: Приглашал врача, как для себя, так и для других'
31
. Кровопускание очень не простая процедура.
Самостоятельное проведение ее не только нежелательно, но и опасно. А в Священном Коране сказано: « Н е бросайте себя своими же руками в опасность!»
32
Вопрос: Можно ли делать кровопускание во время
поста?
Ответ: Достоверно известно, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста В своде хадисов имама аль-Бухари приведен " Ибн Кайим аль-Джаузнйа. «Ат тыбб ан набави». с. 40.
24
Абу Дауд
30
Абу Дауд, ан-Ниса'и.
31
См.: Аль-'Аскаляни А., «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-
бухари», т. 11, с. 297, хадис № 5696, Абу Дауд, «Сунан абу дауд». т. 4. стр. 8-9, хадис № 3864: аль-Бага М., «Мухтасар сунан ат тирмиш»,
с. 282, хадис № 2054 и др.
32
Коран, 2:195.
13
следующий хадис от Ибн 'Аббаса: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время соблюдения поста».
33
Вопрос: Кровопускание делать можно, а пост не
нарушается?
Ответ: По мнению подавляющего большинства исламских богословов - нет, не нарушается.
34
Вопрос: Нужно ли мыться после кровопускания?
Ответ: Нет. Только некоторые ученые оговаривали желательность совершения полного омовения после кровопускания.
35
Вопрос: Можно ли каким-то образом отблагодарить
сделавшего кровопускание?
Ответ: Можно. Пророк Мухаммад (да благословит его
Аллах и приветствует) всегда старался отблагодарить человека, сделавшего ему кровопускание.
30
Например, когда
Абу Тайиба сделал кровопускание Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), посланник Аллаха отблагодарил его продуктами питания весом примерно в семь' килоСм.: Аль-'Аскаляни А., «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-
бухари», т. 11, с. 296, хадис № 5694.
34
См.: Аз-Зухайли В., «Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух»: В 11 т. 3, стр. 1690-1692, 1724. Также см.: Ибн Кайим аль-Джаузина, «Ат-
тыбб ан-набави», с. 43.
35
См.: Аз-Зухайли В., «Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух»: в 11 т.,т. 1.e. 545.
36
См.: Аль-'Аскаляни А., «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-
бухари»: в 14 т., т. 4, стр. 536-537, хадисы № 2278-2281; а также хадис
№ 5691. Ибн 'Аббас передал, что Пророк (да благословит его Аллах к приветствует) лечился кровопусканием и платил кровопускателю его плату. (Аль-Бухари, 10/124; Муслим, 1202).
37
В другом риваяте упоминается "один са' фиников", то есть более трех килограммов фиников.
грамм." Безусловно, форма благодарности никак и нечем не ограничена.
В то же время плата эта не является обязательной. Врач может отказаться от вознаграждения.
Вопрос: Есть ли какие-то рекомендации относительно
возраста человека, которому делают кровопускание?
Ответ: Чем более стар человек, тем более редко долж­
на проводиться данная медицинская процедура. Например, имама ат-Табари
40
передал следующие слова Ибн Сирина
41
« П о с л е сорока лет человеку не надо делать кровопускание».
Ат-Табари пояснил: «После сорока лет человеческий орга­
низм начинает слабеть. Поэтому выполнение данной проце­
дуры становится возможным только при весомых обстоятель­
ствах, и с учетом того, сколь привычно кровопускание для данного человека». Также ученые рекомендовали к восьмиде­
сяти годам полностью отказаться от этой процедуры.
42
Анас ибн Малик передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лечился кровопусканием у
Лбу Тайибы. Он повелел, чтобы тому дали две меры еды, и поговорил с его сборщиком налогов, чтобы тот снизил ему налоги. Он сказал:
«Лучшее лечение из того, что вы можете использовать, - это
кровопускание». (Аль-Бухари, 10/126; Муслим, 1577).
См.: Аль-'Аскаляни А., «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-
бухари». т. 11, с. 297. хадис № 5696.
См.: Ибн Кайим аль-Джаузийа. «Ат-тыбб ан-набави», с. 43.
40
Абу Джа'фар Мухаммад ибн Джарир ибн Рустам ибн Джарир ат-Табари (226-310 г.х./841-923 г.). См.: 'Умар Рида Кяхаля,
«Му'джам аль-муаллифин», т. 3, с. "190, № 12592.
41
Мухаммад ибн Сирин аль-Басри аль-Ансари (33-110 Г.Х./653729 г.). Известный богослов-факих, мухаддис, муфассир, толкователь снов. Богослов первого поколения после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Учился у Анаса ибн Малика и других сподвижников. Был известен умением толковать сны. См.:
'Умар Рида Кяхаля, «Му'джам аль-муаллифин», т. 3, с. 338, № 13577.
42
См.: Аль-'Аскаляни А., «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-
Бухари». т.11, с. 297; аш-Шавкянн М., «Нейль аль-автар». т. 10, с. 181.
15
Вопрос: Есть ли отличия между сдачей крови,
распространенной сегодня, и кровопускание.»?
Ответ: Разница значительна. Хотя бы в том, что кровопускание делается при определенных заболеваниях и недугах, в определенных частях тела и, желательно, в определенные дни.
Просим Аллаха помочь нам следовать Сунне нашего
Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
ПРИМЕНЕНИЕ И ПОКАЗАНИЯ
Терапевтическое применение
Кровопускание показано с двоякой целью:
1. Изменить количество и распределение крови (при расстройстве кровообращения, апоплексии);
2. Повлиять на саму кровь (в случае хлороза, отравления, аутоинтоксикации).
С.П.Боткин и его коллеги также изучали лечебное действие кровопускания. Многочисленные клинические наблюдения показали, что при расстройствах кровообращения, угрожающих ослаблением силы сердца, венесекция может временно оказать благоприятное воздействие.
Показании к кровопусканию
1. Правожелудочковая сердечная недостаточность, протекающая с высоким венозным давлением.
2. Острая левожелудочковая сердечная недостаточность с отеком легких.
3. Эклампсия при остром нефрите и беременности.
4. Отравление ядами, которые длительно задерживаются в крови.
5. Полицитемия.
16
6. Кровоизлияние в головной мозг, апоплексия.
7. Менингит с острым и быстрым течением.
8. Крупное воспаление легких.
9. Артериальная гипертензия ( А Д 200/100 мм рт. ст.).
Техника кровопускания
Для кровопускания требуется: полотняный стягивающий бинт длиной 1 м (жгут), скальпель или флеботом, сосуд для сбора крови, чистые губки, теплая вода, стерильные бинты.
В настоящее время кровопускание производят почти исключительно из вен предплечья в локтевом сгибе, редко из вен стопы. В положении лежа больной должен свесить руки вниз, чтобы вены набухли. Плечо перетягивают жгутом, большой палец свободной кисти врач кладет на вену на 2 см ниже места укола, чтобы зафиксировать сосуд. Острием скальпеля, который располагают под углом 45°, рассекают переднюю стенку вены на протяжении 0,5-1 см. кровь должна тотчас же брызнуть струей. Количество вытекаемой крови контролируют, собирая в градуированный сосуд. Когда кровопускание закончено, руку больного поднимают кверху и на рану накладывают легкую антисептическую повязку.
Баночное кровопускание (аль-хиджама)
Этот способ лечения особенно эффективен при чрезмерной гиперемии и застое крови в легких и почках. К тому же кровососную банку несложно поставить в любой обстановке, это не опасно для больного.
Показания для использования банок
1. Острое воспаление легких и застой в малом кругу.
2. Острое воспаление плевры.
3. Острый перикардит'.
4. Острое, особенно геморрагическое, воспаление почек.
5. Люмбаго.
На спине и на пояснице обычно ставят 4-8 банок. Для проведения процедуры необходимы: режущий инструмент 17
острый скальпель, почти до конца обернутый липким пластырем, чтобы резать самым кончиком, банки обыкновенные.
Рекомендация перед процедурой
Необходимо убедиться в том, что вы делаете его правильно; кровопускание должен провести опытный человек и он (она) должен использовать инструменты, как следует промытые и стерилизованные. Кровопускатель должен также обеспечить непопадание крови в желудок больного.
Кровопускание лучше делать в дни полнолуния 17, 19 и
21 числа по хиджре (лунному календарю) или можно 4 дня до и после этих дней, также хорошо в понедельник, вторник и четверг'. Нужно остерегаться делать кровопускание в начальные и конечные дни месяца но хиджре. При необходимости МОЖНО и в любое время через 3 часа после еды.
Перед самой процедурой совершить:
1. Намерение (нийат) на кровопускание ради Аллаха.
2. Обратиться к Аллаху за защитой от шайтана: (А 'узу
би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раждими!) «Прибегаю к
Аллаху от проклятого шайтана!»
3. Попросить в молитве (ду'а) Всевышнего Аллаха чтобы Он исцелил болезнь.
Подготовка к процедуре
Больного усаживают со скрещенными на груди руками, чтобы выровнять лопатки. Выбирают место для кровопускания - между лопатками или на пояснице, где наименее развиты подкожные вены. Кожу обмывают теплой, мыльной водой, а затем спиртом с эфиром. После этого на 5 минут приставляют сухую банку, вызывая прилив крови.
Затем делают насечки на образовавшейся гиперемии - в нескольких местах; они должны быть неглубокие и короткие.
Выступившую кровь быстро стирают стерильным матери­
алом и сразу ставят банку. Снимать банку надо до того, как
18
• ома сама отвалится, делая это осторожно. Истечение крови обычно прекращается сразу после снятия банок. На место насечек накладывается компресс со спиртом. Заживление происходит быстро.
Абсолютными противопоказаниями к кровопусканию являются: артериальная гипотензия, малокровие, а также астеническое состояние после перенесенного тяжелого заболевания. Относительные противопоказания к кровопуска­
нию: церебральный атеросклероз, склонность к тромбообразованию, анемия различного генеза.
Мера и значение кровопускания
Кровопускание прекращают, как только выйдет больная кровь и появится ярко красная. Посредством кровопускания очищают сосуды, выводят плохую кровь, останавливают колики, снимает отеки. При кровопускании излечиваются раны, из них выходит гнойная жидкость, и они обретают здоровый цвет. С его помощью также выпускают наружу испарения рассеянных болезней, сбавляя вес страдающих ожирением людей, а иссохшим, наоборот, прибавляют плоть.
После кровопускания, рану желательно обработать мёдом.
Некоторые больные облегчение чувствуют после первой процедуры кровопускания, а некоторым приходится делать несколько раз не чаще одного раза в месяц. У других после кровопускания, сразу поднимается температура, иногда и на второй день температура быстро проходит и наступает улучшение.
В настоящее время есть врачи, пользующиеся методами кровопускания для излечения тех или иных заболеваний.
ПЕРЕЧЕНЬ БОЛЕЗНЕЙ ДЛЯ КРОВОПУСКАНИЯ
Спина - без кровопускания: 55.
Боли в животе - 1.55, 7, 8.
• Для похудания - 1.55. 121.
• Язва 12-перстной кишки - 1,
55, 121.
• Кожные болезни - 1, 55. 120,
49, 129. 131,7,8,21.
• Печень - 1, 55, 6. 48, 41. 42.
46, 51, 122, 123, 124. 125 и на правой ноге ниже колени.
• Против похудания - 1, 55,
129,49, 9, 10.
• Боль в сердце - 1, 55. 19, 119,
8, 7.46,47, 133. 134.
* Сахарный диабет - 1, 55, 6.
7, 8, 22, 23, 24, 25, 120, 49, после этого на эти места 3 дня.
• Туберкулез легких - 1, 55, 4. 5. 120, 40, 115, 116, 9,
10, 117. 118, 135, 136 и пол колени.
• Сонное состояние - 1, 55, 36, яблочный уксус и позорен.
Желудок и язва - 1, 55, 9. 10, 41, 42, без кровопускания: 137, 140.
Оболочная кишка - 1. 55. 6, 47, 48, 14, 15, 16, 17.
18.45.46.
* Почки - 1. 55, 9, 10, 41, 42.
• Артрит - 1, 55, 28, 29, 30. 31.121.
* Ослабление иммунитета - 1,55, 120,49.
Судороги - 1, 55, 101, 36, 32.
• Паралич тела (полностью) - 1, 55, 11, 12, 13, 34,
35, 36.
20
• Паралич тела на половину и на все суставы,
парализованные части - 1, 55, 11, 12, 13, 14 или вместо 34,
35 делать массаж каждый день.
Нервные расстройства - 1. 55, 6, 11, 32.
Голова - 1, 55, 2, 3 и можно ставить 43, 44 вместо 2 и 3.
* Болеть головы - 1. 55, 2, 3, можно ставим, на 43, 44 вместо 2, 3.
* Болезнь головы (полностью) -
1. 55, 2,3, 106.
• Для улучшения памяти - 1.
55, 2, 3, 32, 39. в Глаза - 1, 55, 36, 101, 104, 105,
9, 10, 34, 35 и прямо над бровями.
* Плохое зрение, давление глаз - 1, 55, 36, 101, 104.
105.
• Воспиление глаз, слезливость - 9, 10, 34, 35, ставить под бровями.
Плохой слух - 1 , 5 5 , 2 1 , 20, 37, 38.
Насморк - 1. 55, 102, 108, 109, 36. 14.
Слабоумие - 1, 55, 36, 32, 2, 3, 130. 49, 11, !2, 13, и один раз на 101.
• Немота - 1, 55, 36. 33, 107, 114.
Зубная боль - 1, 55, 20, 21, 41, 42. 120, 39, 114, 43,
44.
* Заикание и трудности при разговоре - 1, 55, 36.
33. 107, 114.
* Против сигарет - І. 55. 106, 11. 32.
* Сужение мозговых клеток - 1, 55, 101, 36, 32. 34,
35.
* Пониженное давление - 1, 55, 11, можно горчичники на эти места.
• Повышенное давление - 1, 55, 2, 3. 11, 12, 13, 101,
32, 6, 48, 9. 10. 7. 8. можно менять 43, 44 на 2.
• Шея и плечи - 1, 55, 40, 20, 21.
• Мышцы и шея - 43, 44.
• При болях щитовидной железы - 1, 55, 41, 42.
• Ревматизм - 1, 55 и рядом где болит.
• Ревматизм (все суставы большие и малые) - 1,
55,42.36, 49, 12.
• Ноги - 1, 55, 28, 29, 30, 31, 132, 130, 129 и где болит рядом.
• Колени- 1,55, 11, 12, 13,53, 5.
• Отложение солей в ногах и щиколотках - 1, 55.
130.
• Сужение вен, закупорка - 1, 55, на место боли яблочный уксус по 1 ст. ложке в день.
• Понос - без кровопускания: 137, 138, 139, 140.
Неспособность испражняться (запор) - 1. 55, 11.
12, 13, 28, 29, 30, 31.
• Геморрой - 1, 55, 121.
• Седалищный нерв (справа) - 1. 33, 11, 12, 26.
• Судороги с обеих сторон - 107, 114, 11. 12. 13.
Бесплодие - 1, 55, 7. 11. 12. 13, 120, 49, 125. 143. 41.
• Простатит - 6. 11, 12, 13, без кровопускание: 125.
126 131 142. 143 и на ногах ослабление мужской силы.
Содержание:
КРОВОПУСКАНИЕ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ I
ЧТО ГОВОРИТ ИСЛАМ ОБ ЭТОМ, ЕГО ПОЛЬЗЕ И
ВРЕМЕНИ, КОГДА ЕГО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ 2
Значения терминов 3
Данные хадисов 4
Требуется, провести научные исследования и эксперименты с целью 5
О пользе кровопускания 7
Время, наиболее предпочтительное для проведения данной процедуры 9
Где именно делались порезы, и в каких случаях 12
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 13
ПРИМЕНЕНИЕ И ПОКАЗАНИЯ 16
Терапевтическое применение 16
Показания к кровопусканию 16
Техника кровопускания 17
Баночное кровопускание (аль-хиджама) 17
Показания для использования банок 17
Рекомендация перед процедурой 18
Подготовка к процедуре 18
Мера и значение кровопускания 19
ПЕРЕЧЕНЬ БОЛЕЗНЕЙ ДЛЯ КРОВОПУСКАНИЯ 20
СХЕМА КРОВОПУСКАНИЯ (АЛЬ-ХИДЖАМ) 23

перейти в каталог файлов


связь с админом