Главная страница
qrcode

история ответы на вопросы. Восточные славяне до возникновения государства


Скачать 31.54 Kb.
НазваниеВосточные славяне до возникновения государства
Дата12.09.2019
Размер31.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория ответы на вопросы.docx
ТипДокументы
#37379
Каталог
Восточные славяне до возникновения государства.
Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с 4 в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как Великое переселение народов. В течение 4-8 вв. они заняли новые обширные территории.

Существует несколько теорий (гипотез) прародины словян, одна из которых:+Среднеднепровская. В этой гипотезе утверждается, что древние славяне на рубеже двух эр жили на территории от Западного Буга до Среднего Днепра, а также населяли территории Белоруссии и северной Украины – на западе от Днепра. + Дунайская гипотеза (описанная Нестором Летописцев в посвести временных лет, считается устаревшей). В ней говорится, что «славяне занимали область Дуная, где ныне Венгерская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись по земле и прозвались своими именами…» Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей, вытеснивших славян с прародины.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен - прообразы будущих государств.

В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Собственно, сами восточные славяне стали фиксировать свою историю достаточно поздно, после образования государства и создания письменности. «Повесть временных лет» монаха Нестора- древнейшая русская летопись нач. ХII в.

Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Наряду с земледелием, они занимались животноводством, а так же привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые еще не отделились от земледелия.

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта, и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8 вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская, или территориальная община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.
Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, как на Балтийско-Волжском пути, так и на пути «из варяг в греки».(Путь «из варя́г в гре́ки» (также Варя́жский путь или Восто́чный путь) — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию)
    Государство восточных славян до крещения Руси. (862 год – начало истории России.)

    Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись тер­риториальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Орга­низация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

    В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, киевский и новгородский, объединились под властью Киева, образо­вав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. в это государство вливаются территории других славянских племен: древ­лян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерус­ское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

    В раннефеодальной монархии важную государственную и поли­тическую функцию выполняет народное собрание (вече). Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализо­ванные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кан­дидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины).

    Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселе­ний (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

    Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В ее компетенцию входили земель­ные переделы (перераспределение земельных наделов), полицей­ский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложени­ем податями и их распределением, решением судебных споров, рас­следование преступлений и исполнение наказаний.

    Становление княжеской администрации проходило на фоне пер­вых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани, ее размеры (уроки) были также регламентированы.

    862 год – призвание варягов (Рюрика) на княжение в Новгород.
    879 год – Рюрик умер, передал власть Олегу, регенту при малолетнем Игоре.
    Начало XII века (ок. 1116 года) – Нестор создал летопись «Повесть временных лет» (ПВЛ).

      Княжение Владимира (980–1015 гг.). Крещение Руси.

      Во времена Владимира I на Руси окончательно оформляется государственность. Владимир воевал с вятичами и радимичами, ходил походами на литовцев и дунайских болгар, а в 981 году подчинил Восточную Галицию. В 988 году происходит принятие христианской религии в качестве государственной.

      владимир 1. святой.

      -первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава-Владимиром и Ярополком(972-980). Победа владимира и утверждение его на киевском престоле

      -980г. Языческая реформа Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном(попытка приспособить язычество у потр. дрг и общества завершилась неудачей)

      -988гпринятие христианства

      -Успешные походы против поляков, печенегов, основание новых городов-крепостей(Переяславль, Белгород)

      Причины принятия христианства:

      1) Язычество или политеизм, в основе которого лежит культ природных сил перестало соответствовать интересам государства. Племенные боги не выражали концепцию "единое государство - один великий князь".

      2) Европа уже перешла монополистические религии к христианству, а Русь - языческая окраина.

      3) Принятие христианства открывало путь к династическим бракам, что было важно в условиях средневековья для поддержания международных политических связей.

      Причины принятия христианства в виде православия:

      1) Выбор христианства по византийскому образцу был обусловлен интенсивными военными, политическими, торгово экономическими, культурными отношениями Руси и Византии.

      2) Православие принято в славянской Болгарии, приняли крещение дружинники Владимира и княгиня Ольга.

      3) В системе Византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора, не создавая угрозы светской политической власти Владимира, в отличие от католического запада, где "духовный меч" был выше меча светского, т.е. власть главы католической церкви папы римского была выше светской власти короля.

      4) православие не связывало себя языковыми канонами, в отличие от католицизма, где богослужение проходило на латинском языке. Тексты библии и другие богослужебные книги тоже на латыни, чтение их было доступно только священным служителям.

      Крещение Руси

      Носило во многом насильственный характер и это объяснимо, так как происходила смена духовных и нравственных ориентиров. Религия это не просто вера в богов и система обрядности, это образ жизни, система идей, нравственные нормы, система семейно-брачных отношений и даже питания. Однако это наше внутреннее дело и не был зверств, в отличие, например от крещения языческих племен Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки испанцами. Русь крестилась достаточно быстро. Сами методы проведения реформы и устойчивость элементов языческого сознания привели к двоеверию, т.е. переплетению языческих и христианских элементов в создании и культуре, церковь вынуждена была смириться с этим, что выразилось во включении любимых языческих праздников в число христианских, с позволением носить одновременно языческие и христианские имена. Языческие праздники земледельческие праздники остались только для них были найдены их христианские покровители.

      Значение крещения Руси

      1. Крещение способствовало консолидации русского общества на новой социокультурной основе.

      2. Привело к смягчению нравов распространению христианской морали.

      3. были переняты достижения Византии в области архитектуры, живописи, прикладного искусства

      4. С принятием христианства связано появление славянской письменности, кириллицы и глаголицы.

      5. В монастырях развивается летописание и книжное дело, открываются школы.

      6. Через Византийскую христианскую традицию Русь познакомилась с наследием античности.

      Причины крещения Руси.

      По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си  сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром. Оно  по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от
      Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время  в зените могущества.
        Усобицы после смерти князя Владимира (1015–1019 гг.)
        Владимир Святой, рассчитывая сберечь Русь от усобиц, еще при жизни разделил страну между своими сыновьями: Ярослав правил в Новгороде, Мстислав в Тмутаракани, Святополк в Туровской земле, Борис в Ростове, Глеб в Муроме, Святослав в древлянской земле.

        Владимир Святой, рассчитывая сберечь Русь от усобиц, еще при жизни разделил страну между своими сыновьями: Ярослав правил в Новгороде, Мстислав в Тмутаракани, Святополк в Туровской земле, Борис в Ростове, Глеб в Муроме, Святослав в древлянской земле.

        Между тем Ярослав, который находился в это время в Новгороде, обратился за помощью к варягам, собрал войско со всего севера Руси. Он вел на Киев 40-тысячную рать. В 1016 г. Ярослав впервые занял Киев. Однако Святополк вернулся на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород, Святополк с поляками снова занял Киев. В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил, Ярослав вторично двинулся на юг. К тому моменту против Святослава велико было негодование киевлян, не простивших ему привод в Киев поляков, и Святослав бежал к печенегам. В 1019 г. Ярослав разбил брата в битве на реке Альте и окончательно стал киевским князем.

        Междоусобица показала, сколь непрочным еще было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не могли притушить и сыновья Владимира. Напротив сами они попадали под влияние той среды, в которой жили и правили. Общую политику той или иной земли определяли не столько правители, сколько общий уклад жизни населения уровень его экономических, культурных, религиозных связей с центром.

        В 1022 году сын Изяслава Брячеслав совершил набег на Новгород и захватив богатую добычу, направился к себе в Полоцк. Ярослав догнал его у реки Судомири и отобрал награбленное. Брячеслав вернулся к себе в Полоцк ни с чем.

        В следующем 1023 на власть Ярослава решил посягнуть его брат Мстислав Удалой – знаменитый победитель касожского князя Редеи. Пользуясь отсутствием Ярослава в Киеве, который находился в то время в Новгороде, осадил Киев. Киевляне отказались признать Мстислава своим князем. Тогда Мстислав сел на княжение в Чернигове.

        Закрепление на княжеском престоле Ярослава Мудрого ознаменовало собой подъем, очередной виток развития Киевской Руси. Почти на 35 лет закончились междоусобицы, наступило время экономического процветания Руси.

          Киевская Русь при Ярославе Мудром (1019–1054 гг.). «Русская Правда» (характеристика).
          Лествичная система  передачи власти - власть Великого князя переходила по старшинству- старшему по роду ( что в будущем станет одной из причин феодальной раздробленности)

          «Русская правда» -  свод законов, регулирующих отношения между людьми в обществе, что приводило в порядок общественную и государственную жизнь. Закон ещё допускал кровную месть, но мстить могли только близкие родственники. Закон защищал администрацию, имущество, рабочее население. За преступления- штраф( вира).По вире можно было понять о сущестовании социального неравенства. Например, за убийство огнищанина (управителя) - штраф 80 гривен, а смерда или холопа- 5 гривен. Были установлены штрафы за кражу, запашку чужой земли и пр. Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.

          По Русской Правде выделялись следующие слои населения:
          князья (стояли над законом);
        1. бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми);
        2. духовенство (их судила только церковь);
        3. простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие);
        4. закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от кредитора продолжалась до полной выплаты долга);
        5. холопы (рабы);
        6. рядовичи (от слова ряд – «договор»; они заключали договор о своем временном холопском положении).
          Упорной была также борьба Ярослава с Мстиславом, которая, однако, закончилась мирным соглашением, по которому великокняжеский престол остался за Ярославом, а Мстислав в дополнение к своим владениям в Тмутаракани получил земли Днепровского Левобережья с Черниговом. Последний из братьев — Судислав был изолирован от междоусобной борьбы и провел 24 года в киевской тюрьме. После смерти Мстислава 1036 Ярослав окончательно объединил Русь.

          Времена Ярослава княжение (1019-1054) — период наивысшего расцвета Киевского государства. Он употребил решительные меры для защиты Киевской Руси, упрочение ее границ. В 1030-1031 гг Ярослав отвоевал захваченные Польшей червенские города в Забужье. Вследствие походов на север присоединил к Руси финские племена чуди, взял город Юрьев (Дорпат — Тарту) над Чудского озера. Много усилий приложил этот князь для защиты южнорусских земель от кочевников. В 1036 г. Ярослав нанес сокрушительный удар печенегам, осуществил строительство укреплений вдоль южных границ государства, в том числе по г. Роси. В 1043 г. состоялся последний, правда неудачный, поход военной флотилии, который возглавили его сын Владимир и воевода Вышата, на Константинополь в ответ на антикиевскую политику Византии. Все же во внешней политике Ярослав предпочитал дипломатическим методам налаживания связей с различными странами, подкрепляя их династическими браками.

          Важные мероприятия осуществил Ярослав в деле внутренней организации своего государства. С его именем связано составление » Русской правды» — кодекса законов, который отражал тогдашние общественные отношения. Большое внимание уделял он церкви, хорошо понимая ее роль в государстве. Ярослав пытался обеспечить независимость церковной иерархии от Византии. Это удалось ему осуществить 1051, когда вопреки воле константинопольского патриарха митрополитом был избран Иларион. Во времена княжения Ярослава расширяются церковные привилегии, разворачивается строительство храмов, основываются монастыри.

          При Ярославе значительных успехов достигла культура. Разворачивается монументальное строительство в Киеве, сооружается Киево — Печерский монастырь. Западноевропейские источники называют Киев соперником Константинополя. Великий князь заботился развитием образования, науки, искусства. При Софийском соборе учреждается школа и библиотека. Благодаря своей мудрой и дальновидной деятельности во всех сферах государственной жизни Ярослав вошел в историю с именем » Мудрый
          Итоги правления Ярослава Мудрого:
          Это было время расцвета Руси
        7. Усилилась роль Киева и власть князя
        8. Усилилась роли церкви в государстве, освобождение её от влияния Византии
        9. Было положено начало формирования судебной системы, законодательства Руси
        10. Окончательно закрепилась лествичная система передачи власти
        11. Велось активное градостроительство
        12. Дальнейшее развитие просвещения
        13. Уделялось особое внимание к воспитанию личности
        14. Удачная внешняя политика, разгром печенегов
          6. Политическая раздробленность Древней Руси (характеристика, причины, основные события).
          перейти в каталог файлов


связь с админом