Главная страница
qrcode

Урок 1. Науки о человеке Учитель Кудрявцева Е. Н. 8 класс. Учебник Биология. 8 класс Жемчуговой М. Б., Романовой Н. И


Скачать 27.15 Kb.
НазваниеУрок 1. Науки о человеке Учитель Кудрявцева Е. Н. 8 класс. Учебник Биология. 8 класс Жемчуговой М. Б., Романовой Н. И
Дата01.09.2021
Размер27.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУрок.docx
ТипУрок
#47616
Каталог

Урок №1. Науки о человеке

Учитель Кудрявцева Е.Н. 8 класс.

Учебник «Биология. 8 класс» Жемчуговой М.Б., Романовой Н.И.

Цель: Формирование представлений о науках, занимающихся изучением организма человека

Задачи:
Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.
  • Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.
  • Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.
    Планируемые результаты:

    Предметные:

    Устанавливать соответствие между науками, изучающими человека, и направлениями их работы. Называть методы изучения организма человека. Различать теоретическую и практическую медицину. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

    Метапредметные:

    Познавательные УУД. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради.

    Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

    Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп

    Личностные:

    Познавательный интерес к биологии. ПониманиеИз всех приключений, уготовленных нам жизнью,

    самое важное и интересное, — отправиться внутрь самого себя,

    исследовать неведомую часть себя самого.

    Ф. Феллини

    I. Орг. Момент.

    II. Знакомство с учебником.

    III. Постановка цели и задач.

    Учащиеся ставят цель и задачи урока

    IV. Первичное усвоение новых знаний

    Учитель. В процессе эволюции животного мира сформировался человек, который, изучая законы окружающего мира, стал изучать и самого себя. Благодаря этому возникли науки, изучающие человека в разных аспектах.

    Объясните высказывание Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, — отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого».

    Слайд 1

    Подумайте, какие науки о человеке вам известны? Сталкивались ли вы с этими науками?

    Слайд 2

    Важнейшее место среди этих наук занимают анатомия, физиология и психология.

    Найдите в учебнике определения и запишите в тетрадь.










    Как вы думаете для чего нам изучать организм человека?

    Каково значение анатомии в жизни современного человека?

    Творческая задача. Необходимо вывести карпа с минимумом мелких косточек. Для

    этого нужно отбирать производителей с уменьшенным числом костей. Как производить отбор?

    Подсказка. Чтобы выявить особь с уменьшенным числом костей, се надо препарировать. Но чтобы она дала потомство, особь должна остаться живой.

    Возможный ответ. Отбор производится на основании рентгеновских снимков.

    - Какие еще методы использует наука анатомия?

    Методы анатомии слайд 3 - 8

    1. Рентгеноскопия

    2. Просвечивания УЗИ

    3. Метод рассечения, препарирования

    4. Метод фиксации (бальзамирования трупов)

    5. Метод окрашенных инъекций

    6. Электроэнцефолографы (записывают биотоки головного мозга)

    7. Электрокардиографы (биотоки сердца) и т. д.;

    Человеческий организм — сложнейший комплекс различных систем. Сразу трудно представить себе, насколько совершенны физиологические и биохимические структуры, сложившиеся в ходе эволюции человека. У человека давно пробудился интерес к его собственному телу, строению, функциям отдельных органов. Познание собственного тела продвигалось шаг за шагом. Первые опыты врачевания (напомню, анатомия и физиология — основа медицины) появились еще до возникновения человека разумного. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях. Передаваемый из поколения в поколения опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению определенных знаний. Охота на животных поставляла пропитание и информацию о строении животных.

    - Как вы думаете, какую?

    Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была известна, а об их функциях, возможно и не задумывались.

    Как давно человек стал изучать свой организм, по вашему мнению?

    Учитель. Интерес человека к собственному телу, его строению появился очень давно. Первые опыты лечения существовали еще до появления человека разумного. По данным археологов уже у неандертальцев присутствовала забота о больных и раненых. Врачебный опыт, передаваемый из поколения в поколение, способствовал накоплению медицинских знаний.

    Уже в Древнем Египте имелись знания о строении человеческого тела. Египетский врач Имхотеп описал строение некоторых органов, деятельность сердца и распространение крови по сосудам. В древнекитайской литературе также встречаются упоминания о таких органах человека, как сердце, легкие, печень. Индийский трактат «Аюрведа», датируемый IX-III вв. до н. э, содержит большой объем анатомических данных, которые включают данные о нервах, мышцах, мозге.

    Слайд 8

    Лица, бравшие на себя роль целителей, вынуждены были упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Многочисленные археологические находки говорят о том, что древние люди проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Без поддержки коллектива тяжелобольной инвалид, с ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-неандертальца, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). Кости скелета мужчины , найденного в пещере Гапидар (жил примерно 45 тыс. лет тому назад), имеют серьезные повреждения. деформирована стенка левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз). Заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов. Его правая рука была ампутирована в результате травмы или намеренно выше локтя за много лет до смерти, о чем свидетельствует выраженная дистрофия костной ткани. Смертность наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы использовал зубы вместо утраченной руки. Будучи калекой, он умер в возрасте около 40 лет (значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей).

    Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; применяли шины при переломах, при кровопускании использовали комочки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи, проводили ритуальное обрезание, применяли природные опьяняющие и наркотические средства в качестве обезболивающих.

    Приведенные примеры свидетельствуют о начальном накоплении знаний, о строении человеческого организма. Истоки же возникновения науки следует искать в античном искусстве врачевания, который суммировал опыт предшествующих тысячелетий. Интерес к анатомии и физиологии диктовался потребностью разобраться в человеческих страданиях и, по возможности, облегчить их.

    Сейчас мы с вами заполним таблицу.
    Ученый
    Годы жизни
    Вклад в науку







    № п/п
    Имя ученого
    Годы жизни
    Вклад в развитие науки о человеке
    1
    2
    3
    4
    1
    Гиппократ
    460–377 гг.

    до н. э.
    Сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента
    2
    Аристотель
    384–322 гг.

    до н. э.
    Дал название главному кровеносному сосуду – «аорта»; отметил общие черты в строении человека и животных
    3
    Клавдий

    Гален
    131–201 гг. н. э.
    Изучал анатомию человека, вскрывая животных, т. к. был уверен в сходстве строения животных и человека
    4
    Мондино да Люцци
    1275–1327 гг.
    Издал первый учебник по анатомии
    5
    Леонардо да Винчи
    1452–1519 гг.
    Изучал пропорции тела человека; впервые составил классификацию мышц; сделал около 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и других органов; научно описал их
    6
    Андрес Везалий
    1514–1564 гг.
    В своем труде «О строении человеческого тела» впервые описал систематическую анатомию человека, основанную на собственном опыте вскрытия трупов



    1
    2
    3
    4
    7
    Г. Фаллопий
    1523–1562 гг.
    В «Анатомических наблюдениях» впервые тщательно описал строение многих костей мышц, органов слуха, зрения
    8
    Б. Евстахий
    1510–1574 гг.
    Изучал анатомию зубов, почек, вен, органов слуха; занимался сравнительной анатомией
    9
    Абу Али ибн Сина (Авиценна)
    980–1037 гг.
    Написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки»
    10
    И. Фабриций
    1537–1619 гг.
    Изучал строение пищевода, гортани, описал венозные клапаны
    11
    В. Гарвей
    1578–1657 гг.
    В 1628 году в своей книге «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных» доказал, что кровь движется по замкнутому кругу: по артериям от сердца, по венам – к сердцу
    12
    А. вак Левенгук
    1632–1723 гг.
    Усовершенствовал микроскоп, что позволило изучать микроскопическое строение органов и тканей
    13
    М. Мальпиги
    1628–1694 гг.
    В 1661 году изучил легкие; открыл альвеолы и капилляры
    14
    Г. Бидлоо
    1649–1713 гг.
    В 1685 году доказал, что нервы состоят из скопления тонких нервных волокон
    15
    К. М. Бэр
    1792–1876 гг.
    Открыл яйцеклетку человека
    16
    Епифаний Славинецкий


    В 1658 году перевел на русский язык труды Везалия
    17
    А. П. Протасов
    1724–1796 гг.
    Автор многих русских анатомических терминов, работ о телосложении человека, строении и функциях желудка
    18
    С. Г. Зыбелин
    1735–1802 гг.
    Опубликовал книгу «Слово о сложении тела человека и о способах, как оное предохраняет от болезней»; высказал мысль об общности происхождения животных и человека
    19
    К. И. Щепин
    1728–1770 гг.
    Первым начал преподавать анатомию на русском языке
    20
    П. А. Загорский
    1764–1846 гг.
    Издал руководство по анатомии «К познанию строения человеческого тела»
    21
    Е. О. Мухин
    1766–1850 гг.
    Издал учебник «Курс анатомии»
    22
    М. И. Шеин
    1712–1762 гг.
    Перевел на русский язык труд по анатомии Гейстера



    1
    2
    3
    4
    23
    Н. И. Пирогов
    1810–1881 гг.
    Создал новую отрасль науки – топографическую анатомию и учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов
    24
    П. Ф. Лесгафт
    1837–1909 гг.
    Исследовал взаимосвязь функций органов и их строения
    25
    Д. Н. Зернов
    1843–1917 гг.
    Исследовал индивидуальную изменчивость борозд и извилин головного мозга, органы чувств; издал учебник по анатомии человека
    26
    В. П. Воробьев
    1876–1937 гг.
    Разработал новые методы исследования нервов сердца, желудка; создал пятитомный «Атлас анатомии человека»; изобрел новый метод бальзамирования, который был применен для сохранения тела В. И. Ленина
    27
    В. Н. Тонков
    1872–1954 гг.
    Изучал окольные пути тока крови, нервы многих органов; автор известного учебника по анатомии человека


    Отчеты групп

    Слайды 9 - 31

    V. Первичное закрепление
    С какими трудностями было связано становление наук анатомии и физиологии
  • Какие методы изучения человеческого организма использовались в древние и средние века?
  • Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?
    VI. Домашнее задание

    §1.

    Вспомнить систематические категории.

    Составить кроссворд

    VII. Рефлексия

  • перейти в каталог файлов


    связь с админом