Главная страница
qrcode

инфекция. Учение об инфекции.( для рабочей тетради -папка)


Скачать 29.01 Kb.
НазваниеУчение об инфекции.( для рабочей тетради -папка)
Дата07.06.2020
Размер29.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаинфекция.docx
ТипДокументы
#42129
Каталог

Тема: Учение об инфекции.( для рабочей тетради –папка)

Цель: Изучить основные понятия учения об инфекции. Изучить факторы вирулентности бактерий и методы их выявления.

Вопросы, разбираемые на занятии:

1.Понятие об инфекции. Три взаимодействующих фактора в инфекции.

2.Пути проникновения микроба в организм. Входные ворота инфекции.

3.Экзогенная и эндогенная инфекции, условия возникновения.

4.Принципы классификации инфекционных заболеваний.

5.Отличительные черты и исходы инфекционных заболеваний.

6.Патогенность и вирулентность. Методы определения вирулентности. Способы снижения и повышения вирулентности.

7.Атрибуты вирулентности (инвазивность и ядовитость).

8.Материальная основа инвазивности (факторы внедрения и распространения , устойчивости к защитным силам макроорганизма, ферменты вирулентности).

9.Ядовитость: токсигенность и токсичность.
ДОПОЛНИТЬ:

Инфекция – это заражение живых организмов микроорганизмами

Эндогенная инфекция (аутоинфекция )- болезни, вызываемые условно-патогенной аутофлорой, которая активизируется при неблагоприятных для организма условиях.

Экзогенная инфекция- такая инфекция, которая попадает внутрь организма из внешней среды.

Три звена эпидемической цепи
Источник инфекции = > Механизм передачи = > Восприимчивый организм
Патогенность- способность быть причиной (порождать) патологии (болезни, отклонения от нормы)

Вирулентность- степень способности данного инфекционного агента (штамма микроорганизма или вируса) заражать данный организм

Патогенные микроорганизмы- микроскопические организмы, которые могут вызывать заболевание

Условно – патогенные микроорганизмы- это бактерии и грибки, которые при нормальных условиях не приносят вред человеку

Единицы измерения вирулентности: инфицирующая доза возбудителя ID

Пути повышения вирулентности микроорганизмов:

1. Действием протеолитических ферментов (протеазы)

2. Действием бактериофага (биологич фактор)

Пути снижения вирулентности микроорганизмов:

1. Длительное пребывание патогенных микроорганизмов в неблагоприятных условиях внешней среды

2. При длительном культивировании микроорганизмов на питательных средах

3. Можно добавить к культуре микроорганизма химич в-ва (щёлочь, формалин).
Факторы инвазивности.

Инвазивность - способность микроорганизма преодолевать клеточные, тканевые и гуморальные защитные барьеры

Факторы проникновения:

1.Активная подвижность.( СДЕЛАТЬ РИСУНОК)

Рост возбудителя брюшного тифа S. Typhi на полужидком агаре.

2.Адгезивность.(сделать рисунок и вывод)

Оценка адгезивности кишечных палочек по их способности к адсорбции на поверхности эритроцитов.

Принцип метода: к суспензии эритроцитов добавляют испытуемую культуру микроорганизмов. После инкубации готовят мазки, окрашивают и под микроскопом определяют среднее количество бактерий, адсорбировавшихся на одном эритроците. Эритроциты в данном случае используются в качестве модели клеток восприимчивого микроорганизма.

Факторы защиты и агрессии.

1.Капсула и ее роль. Привести примеры.

Капсула - структура бактериальной клетки, которая расположена на поверхности клеточной стенки и тесно связана с ней. Она состоит из высокогидрофильных мицелл гетерополисахаридов (у кишечных бактерий), белков (у стрептококков), полипептидов (бацилл сибирской язвы). У некоторых бактерий капсула постоянна, содержится у всех особей и во всех средах (Klebsiella pneumoniae, S. pyogenes). У пневмококков, возбудителей сибирской язвы, C. perfringens капсульное вещество образуется только в макроорганизме, а на питательных средах синтез его прекращается

2.Другие факторы защиты (перечислите другие известные Вам факторы защиты)

Факторы, угнетающие как фагоцитоз, так и иные реакции иммунитета организма хозяина (каталаза отдельных штаммов стафилококка, разрушает H2O2 и тем самым угнетает процесс переваривания микробов в фагоците; протеаза гидролизует Ig).

Фермент
Субстрат
Значение для микроорганизма
1.Плазмокоагулаза.

Фибриноген крови
Вызывает свертывание плазмы крови
2.Фибринолизин.



Лизис фибрина и фибриногена
3.Гиалуронидаза.





4.Лецитиназа.





5.Протеазы



Ферменты инвазивности

Укажите практическое значение методов определения активности ферментов____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ядовитость.

Токичность- токсикометрический показатель, вычисляемый как величина, обратная средней смертельной дозе или средней смертельной концентрации токсичного вещества.

Токсигенность- способность животного, растения или микроорганизма образовывать вещества, обладающие токсическим действием на другие организмы

Эндотоксины.

Эндотоксин- представляют собой обязательный компонент наружной части клеточной мембраны всех грамотрицательных микроорганизмов (бактерий и кокков), которые освобождаются в окружающую среду лишь при их разрушении.

Эндотоксический шок- патологический процесс,характеризующийся тяжёлыми расстройствами периферической гемодинамики с неадекватной перфузией тканей и клеточной дисфункцией в ответ на массивную инвазию липополисахарида (ЛПС) грамотрицательных бактерий в системный кровоток

Экзотоксины.

Экзотоксин- вещества, вырабатываемые грамположительными и грамотрицательными бактериями и выделяемые ими в окружающую среду; белки с молекулярной массой 10–900 кДа

Приведите примеры токсигенных микроорганизмов- холерный вибрион вызывает холеру, туберкулезные микобактерии — туберкулез

Анатоксин- препарат из токсина, не имеющий выраженных токсических свойств, но при этом способный индуцировать выработку антител к исходному токсину.

Нарисовать схему получения экзотоксина и анатоксина.

Экспериментальная инфекция (перечислите области применения )__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биологический метод диагностики (дать определение)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Достоинства и недостатки биологического метода диагностики: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы по теме:

1. Инфекционные болезни. Их основные отличия от других болезней.

2. Паразитизм. Виды паразитизма.

3. Эпидемический процесс. Его биологическая основа («триада Громашевского»).

4. Источник инфекции. Антропонозы, зоонозы, сапронозы.

5. Механизмы передачи возбудителя.

6. Восприимчивый организм. Заболеваемость, ее виды. Спорадическая заболеваемость, эпидемия, пандемия. 7. Эндемические и экзотические инфекционные болезни.

8. Инфекционный процесс. Периоды инфекционного процесса.

9. Носительство и его виды.

10. По каким критериям инфекционное заболевание причисляется к особо опасным? ( приведите примеры инфекций)

11. Понятия летальности, смертности.

12. Классификация инфекций. Приведите примеры кишечных , кровяных, инфекций наружных покровов
Дайте определения:









Вторичная инфекция –


Вопросы к семинару по теме: «Учение об инфекции. Понятие об инфекционном процессе»

1.Что лежит в основе определения «инфекционный процесс».

2.Для какой категории паразитов паразитическая фаза имеет преобладающее значение?

3.Какие два фактора являются непосредственными участниками инфекционного процесса и что они определяют?

4.На что направлено формирование иммунной реакции в организме?

5.Какими свойствами должен обладать возбудитель (микроорганизм), чтобы вызвать инфекционный процесс?

6.Какой механизм позволяет микробам избегать действия фак избегать действия факторов иммунной системы

7.Назовите отличительные особенности экзотоксинов и эндотоксинов.

8.Что отражает индекс контагиозности?

9.Какое свойство клеток лежит в основе механизма развития лихорадки?

10.Что необходимо знать для определения противоэпидемических мероприятий?

11.Отчего зависит течение и исход инфекционного процесса?

12.Какое значение имеют уровни и стадии инфекционного процесса?

13.Выявите, как взаимосвязаны инфицирующая доза и возникновение заболевания?

14В чём значение инфицирующей и летальной дозы?

15.Отличие понятий инфекционный процесс и инфекционное заболевание.

16В чём отличие сепсиса от бактериемии?

17Значение участников инфекционного процесса в возникновении, течении и исходе заболевания?

18Что является пусковым механизмом любой инфекции?

19Особенности развития инфекционного процесса?

20Назовите пути и способы заражения при инфекционном заболевании.

21.В чём отличие токсинемии от токсемии?

22.Назовите возбудителей сепсиса и классифицируйте заболева

заболевания в зависимости от локализации гнойного очага и входных ворот?

Вопросы по теме: «Эпидемический процесс.

Основы эпидемиологии».

1. Что лежит в основе определения « Эпидемический процесс»?

2. Выделите 2 типа инфекции по длительности взаимодействия

микроорганизмов и организма.

3. В чём отличие суперинфекции и реинфекции?

4. В чём отличие рецидива и ремиссии?

5. Что приводит к прерыванию эпидемического процесса?

6. Назовите особенности 1го звена эпидемического процесса.

7. Назовите особенности 2го звена эпидемического процесса.

8. Назовите особенности 3го звена эпидемического процесса.

9. Каким образом осуществляются противоэпидемические мероприятия, направленные на 3 звена эпидемического процесса?

10.Какие выделяют 3 степени интенсивности эпидемического

процесса?

11.Что характеризует не интенсивность эпидемического процесса,

а частоту?

12.Как классифицируются инфекционные заболевания по

распространению?

13.Какие заболевания относятся к конвенционным и на основании чего?

14. Что лежит в основе определения «особо опасные инфекции»?

ПОВТОРИТЬ ТЕМУ: «Особо опасные инфекции»

перейти в каталог файлов


связь с админом