Главная страница
qrcode

Учебное пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве под редакцией доктора педагогических наук, профессора


НазваниеУчебное пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве под редакцией доктора педагогических наук, профессора
Дата24.07.2020
Размер1.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodika_prof_obuch.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#42675
страница1 из 21
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ
МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И НАСТАВНИКОВ НА
ПРОИЗВОДСТВЕ
Под редакцией доктора педагогических наук, профессора В. И. Блинова
Книга доступна в электронной библиотечной системе
biblio-online.ru
Москва
Юрайт
2017

Ответственный редактор:
Блинов Владимир Игоревич — доктор педагогических наук, профессор, почетный работник общего образования Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования, профессор кафедры педагогики
Института «Высшая школа образования»
Московского педагогического государственного университета.
Рецензенты:
Романцев Г. М. — доктор педагогических наук, профессор, действительный член
Российской академии образования, научный руководитель Российского государ- ственного профессионально-педагогического университета,.
Кресс Х. Х. — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела международного сотрудничества в сфере профессионального образования (GOVET) Федерального института профессионального образования Федеративной Респу- блики Германии (BIBB).
Блинов, В. И.
Б Методика профессионального обучения : учебное пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве / отв. ред. В. И. Блинов. — М. :
Издательство Юрайт, 2017. — 000 с. — Серия : Образовательный процесс.
ISBN 978-5-534-03725-8
В учебном пособии рассматриваются основы педагогической деятельности в системе современного профессионального образования: роль мастера производственного обучения образовательной организации и наставника на производстве, проектирование, организация и ведение профессионального обучения, контроль, оценка процесса и результатов освоения профессиональной деятельности, документирование деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.
Содержание учебника подготовлено с учетом требований профессионального стандарта
«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
08.09.2015 № 608н), а также с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение
(Приказ Министерства образования и науки РФ № 1085 от 01.10.2015)..
Для мастеров производственного обучения и наставников на производстве, а также
работников системы дополнительного профессионального образования, реализующих программы
повышения квалификации, профессиональной переподготовки для мастеров производственного
обучения, наставников на производстве.
УДК
ББК
ISBN978-5-534-03725-8
© Блинов В. И., 2017
ООО «Издательство Юрайт», 2017
Оглавление
Авторский коллектив
Предисловие
Введение.
Главное
Концептуальные основы современного профессионального образования. Система
профессионального образования России и процесс ее модернизации
Вопросы для самопроверки
Глава 1. Профессиональное обучение как часть практико-ориентированного
профессионального образования.
Главное
1.1. Профессиональное образование и профессиональное обучение. Смысл понятия «практико-ориентированное профессиональное образование»
1.2. Смыслы педагогической деятельности и условия ее эффективности
Вопросы для самопроверки
Глава 2. Проектирование профессионального обучения
Главное
2.1.
Логика и
«командный» характер проектирования основной профессиональной образовательной программы
2.2. Диагностичное целеполагание и разработка показателей оценки результатов
2.3. Проектирование содержания профессионального обучения
2.4. Проектирование условий реализации профессионального обучения
Вопросы для самопроверки
Глава 3. Организация и ведение профессионального обучения
Главное
3.1. Особенности организации образовательного процесса
3.2. Сценарий занятия. Методы обучения
3.3. Учет возрастных особенностей студентов. Управление учебной мотивацией.
3.4. Педагогическое общение
3.5. Разрешение конфликтов
Вопросы для самопроверки
Глава 4. Контроль и оценка процесса и результатов освоения профессиональной
деятельности
Главное
4.1. Контроль и оценка как инструменты диагностики процесса обучения
4.2. Контроль и оценка результатов обучения
4.3. Квалификационный экзамен и оценочные средства
Вопросы для самопроверки
Глава 5. Документирование процесса и результатов деятельности мастера
производственного обучения и наставника на производстве
Главное
5.1. Документы, определяющие деятельность мастера производственного обучения, наставника на производстве
5.2. Документирование в ежедневной деятельности мастера производственного обучения, наставника на производстве
Вопросы для самопроверки
Примеры практических заданий
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Рекомендованная литература
Список новинок по дисциплине
Авторский коллектив
Блинов Владимир Игоревич
доктор педагогических наук, профессор, почетный работник общего образования Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования, профессор кафедры педагогики
Института «Высшая школа образования»
Московского педагогического государственного университета.
(введение, глава 1; примеры практических заданий, общая редакция);
Есенина Екатерина Юрьевна —доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования, Национальный эксперт по развитию рамок квалификаций (Болонский процесс); член рабочей группы Федерального института развития образования по Туринскому процессу (предисловие;, глава 3, параграф 3.2; глава
4, параграф 4.1; глава 5, примеры практических заданий);
Сергеев Игорь Станиславович — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (глава 3, параграфы 3.3, 3.4, 3.5, примеры практических заданий);
Факторович Алла Аркадьевна —доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета, заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования, член рабочей группы Федерального института развития образования по Туринскому процессу (глава 4, параграфы 4.2, 4.3).
Клинк Ольга Фридриховна —кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования; руководитель Базового центра Национального агентства развития квалификаций (глава 3, параграф 3.1);
Авторы выражают благодарность Л.В. Овсиенко, И.В. Зиминой (Казанский национальный исследовательский технологический университет), Ю.Л. Зинченко
(Пермская торгово-промышленная палата),
В.В.
Вертилю,
Е.Н.
Байдало
(Екатеринбургский экономико-технологический колледж),
С.Н.
Жуковой,
М.А. Караваевой (учебный центр ПАО «НПО «Сатурн»), И.Э Файзулиной (Управление образования и науки Тамбовской области), Н.М. Савиной (Региональное агентство развития квалификаций Белгородской области), а также коллегам из образовательного центра Первоуральского новотрубного завода, Агентства стратегических инициатив,
Российско-Германской внешнеторговой палаты, Гете-института в Москве за многолетнее сотрудничество, которое сделало возможным подготовку этой книги.
Отдельно хотим выразить признательность за экспертную поддержку господину
Зигле (Торгово-промышленная палата г. Штутгарт), господину Михелю (ООО
«Калибрикс-Рус»), Федеральному институту профессионального образования Германии и лично доктору Ханнелоре Кресс.
Авторский коллектив.
Предисловие
Педагогическая деятельность в системе современного профессионального образования существенно усложнилась и требует освоения компетенций в области педагогического проектирования; создания практико-ориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Меняется и представление о составе педагогических кадров профессионального образования, их взаимодействии между собой. В целях обеспечения качества профессионального образования, позволяющего создать баланс интересов человека, бизнеса и государства и достичь цели — подготовки высококвалифицированных кадров и конкурентоспособности экономики страны в сочетании с развитием профессионального мышления человека, его способности к самообучению и саморазвитию, необходимо единство преподавателей, мастеров производственного обучения профессиональной образовательной организации и наставников на производстве. Единство — в методах обучения, понимании особенностей организации образовательного процесса, индивидуальном, личностном подходе к обучающимся и собственному профессиональному развитию.
Квалифицированные педагогические кадры системы профессионального образования и обучения признаны ключевым условием качества профессионального образования международной организацией Cedefop
1
(Европейский центр развития профессионального образования), а систематизация, анализ подходов к их подготовке — ведущим направлением деятельности Cedefop в 2017 г. Чрезвычайно важно, чтобы у преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников была возможность развивать и поддерживать на высоком уровне методические, профессиональные
(производственные), педагогические и личностные
(общепрофессиональные) компетенции. При этом в понятие «педагогические кадры» включены как педагоги образовательных организаций, так и наставники на производстве.
В соответствии со ст. 73 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от
29 декабря 2012 года
2
, «профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с
1
Professional development for vet teachers and trainers : briefing note. European Centre for the Development of
Vocational Training (Cedefop), June, 2016.
2
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Актуальная версия закона — см.
конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования». Основные программы профессионального обучения:
• профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
• переподготовки рабочих, служащих;
• повышения квалификации рабочих, служащих.
Однако в рамках данной книги понятие «профессиональное обучение» трактуется шире, как важнейшая часть профессионального образования, особый педагогический процесс, в ходе которого осуществляется совместная деятельность педагогов (в том числе и прежде всего мастеров производственного обучения, наставников на производстве) и обучающихся. Иными словами – будем рассматривать термин «профессиональное обучение» как синоним термина «учебно-производственная деятельность». Результатом этой деятельности является освоение обучающимися приемов, способов, путей решения профессиональных задач, ведения практической деятельности на рабочем месте. В форме учебных, производственных практик профессиональное обучение может рассматриваться как часть основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального и даже высшего образования.
Современный отечественный и зарубежный опыт, опыт советского периода нашей истории дают возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников, и как следствие
— о различиях требований к уровню образования.
Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима при подготовке техников и технологов, инженеров и т.д. Обучать можно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.
Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает, и тех, кто организует процесс обучения, взаимодействует с другими компаниями, предприятиями, образовательными учреждениями. Им требуется набор психолого-педагогических, методических, нормативно-правовых компетенций. Многие предприятия испытывают голод в этом отношении.
С другой стороны, наша страна, как и многие другие, решает проблему преодоления старения педагогических кадров, практико-ориентированности обучения
педагогов, развития их компетенций, необходимых для обеспечения качества профессионального образования. Особую группу российских педагогов среднего профессионального образования (СПО) представляют мастера производственного обучения. Их деятельность чрезвычайно важна: они закладывают основу умений и компетенций по профессии, специальности, которые в дальнейшем развиваются на производственной практике в условиях предприятия.
Пополнение штата педагогических работников профессиональных образовательных организаций во многом осуществляется за счет специалистовпроизводственников. Более 60% из этих специалистов составляют мастера производственного обучения.
Велика потребность в их профессионально-педагогическом образовании на основе принципов вариативности и модульности с возможностью обеспечить различные траектории входа в педагогическую профессию с учетом наличия или отсутствия опыта педагогической деятельности, имеющейся базовой специальности (профессии), индивидуальных квалификационных дефицитов и потребностей.
Решению комплекса этих непростых задач в определенной мере способствует данное учебное пособие. В его особом фокусе педагогические кадры — мастера производственного обучения и наставники на производстве, — принимающие участие в
реализации практического обучения в рамках образовательной программы СПО.
Данное учебное пособие поможет мастеру производственного обучения, наставнику на производстве овладеть базовыми компетенциями в области методики профессионального обучения, освоить ключевые умения и знания, компетенции педагогической (в том числе, методической) деятельности, познакомиться с нормативноправовыми основами в сфере профессионального образования, выстроить свою индивидуальную педагогическую позицию с учетом уровня развития методологии современной профессиональной педагогики и спланировать продолжение индивидуального профессионально-педагогического развития в процессе своей деятельности.
Содержание учебного пособиянаправлено на освоение следующих компетенций:
1.1. Использовать различные методы поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных педагогических задач
1.2. Организовывать взаимодействие с различными участниками образовательного процесса.
1.3. Использовать приёмы педагогического воздействия на мотивацию и поведение обучающихся.
1.4. Проводить учебные занятия по программам профессиональных модулей, включая программы учебных и производственных практик.
1.5. Организовывать самостоятельную работу обучающихся по программам профессиональных модулей.
1.6.
Осуществлять формирующий и констатирующий контроль, оценку результатов профессионального обучения в процессе текущего оценивания, промежуточной, итоговой аттестации.
1.7. Осуществлять самооценку педагогической деятельности, выбирать способы ее совершенствования.
В результате освоения содержания учебного пособия обучающийся будет
уметь:
- использовать различные источники для получения информации в целях совершенствования образовательного процесса;
- использовать терминологию нормативно-правовых документов в сфере профессионального образования и труда в профессиональной деятельности;
- использовать профессиональные стандарты, ФГОС СПО для разработки профессиональных образовательных программ;
- соблюдать алгоритм разработки программ профессиональных модулей и оценочных средств, соответствующих требованиям компетентностного подхода в образовании;
- взаимодействовать при разработке рабочей программы со специалистами, преподающими смежные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) программы среднего профессионального образования, профессионального обучения;
- формулировать требования к результатам, содержанию и условиям реализации программ профессиональных модулей среднего профессионального образования, профессионального обучения;
- разрабатывать и обновлять планы-сценарии занятий (циклов занятий), методические материалы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) СПО, профессионального обучения и(или) ДПП;
- использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии;
- контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении программы учебного предмета, курса;
- анализировать проведение учебных занятий и организацию самостоятельной работы обучающихся, вносить коррективы в рабочую программу, план изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, задания для самостоятельной работы, собственную профессиональную деятельность;
- соблюдать требования охраны труда, обеспечивать сохранность и эффективное использование учебного оборудования.
- осуществлять ведение документации, обеспечивающей реализацию программ профессиональных модулей среднего профессионального образования, профессионального обучения;
В результате освоения содержания учебного пособия обучающийся будет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов


связь с админом