Главная страница
qrcode

Гринченко Ю.В. Анатомия центральной нервной сис... Учебно-методическое пособие Программа и краткий конспект лекций высшая школа психологии москва 2003 3 удк 616. 8 Ббк56. 1 Г 82


Скачать 178.55 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие Программа и краткий конспект лекций высшая школа психологии москва 2003 3 удк 616. 8 Ббк56. 1 Г 82
АнкорГринченко Ю.В. Анатомия центральной нервной сис.
Дата23.09.2017
Размер178.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГринченко Ю.В. Анатомия центральной нервной сис...docx
ТипУчебно-методическое пособие
#24420
страница1 из 10
Каталогv.chimidova81

С этим файлом связано 70 файл(ов). Среди них: Osnovy_ekonomiki_zdravookhranenia_pod_red_N_I_V.pdf, ЗРИТЕЛЬНЫЙ НЕРВ.docx, lk4you.gif, vk_com_recipes_gif.gif, vk_psychics.gif, dzen.gif, mdk.gif и ещё 60 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебное пособие: Учебно-методическое пособие Программа и краткий конспект лекций высшая школа психологии москва 2003 3 удк 616. 8 Ббк56. 1 Г 82




  Гринченко Ю.В.

Анатомия центральной нервной

системы

(основы неврологии)

Учебно-методическое пособие Программа и краткий конспект лекций

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ

Москва 2003
3
 УДК 616.8 ББК56.1

Г 82

Рекомендовано к печати Ученым советом Вышей школы психологии

Автор: Гринченко Юрий Васильевич — кандидат медицинских наук, доцент, старший научный сотрудник Института психологии РАН.

Рецензенты: Трофимов Сергей Сергеевич — доктор биологических наук, профессор МГППУ.

Греченко Татьяна Николаевна — доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ИП РАН.

Гринченко Ю. В.

Анатомия центральной нервной системы (основы неврологии). Учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа психологии, 2003. — 80 с.

© Ю.В. Гринченко, 2003
ISBN 5-94405-003-9 © Высшая школа психологии, 2003
id .... .... .,.......... ,.,.............. жя«н»: Содержание

Аннотация................................................................................................................. 5

Методические указания и целевая установка........................................ 6

Общее описание разделов курса................................................................... 7

Содержание программы................................................................................... 8

Раздел 1. Общие вопросы строения и морфологического обеспечения
функций нервной системы человека.......................................................... 8


Раздел 2. Эволюция нервной системы....................................................... 11

Раздел 3. Структурно-функциональная организация спинного мозга

и мозгового ствола............................................................................................ 13

Раздел 4. Топография и структурно-функциональная организация

конечного мозга................................................................................................. 15

Раздел 5. Вегетативная нервная система человека.............................. 17

Раздел 6. Перечень наглядных пособий, используемых

при прохождении программы............................................................................... 18

Конспект основных лекций курса............................................................. 19

1. Общее описание нервной системы........................................................ 19

2. Онтогенез нервной системы..................................................................... 24

3. Вопросы для самопроверки по 1 и 2 разделам.................................. 30

4. Спинной мозг (СМ.)..................................................................................... 31

5. Продолговатый мозг (бульбус)................................................................ 35

6. Задний мозг (варолиев мост).................................................................... 38

7. Средний мозг............................................................................... ;................. 40

8. Черепные нервы................................................................................................ 41

9. Ретикулярная формация и экстрапирамидная система............... 43

10. Мозжечок....................................................................................................... 45

11. Промежуточный мозг................................................................................ 47

12. Вопросы для самопроверки к третьему разделу ............................. 52

13. Конечный мозг (общее описание)........................................................ 54

14. Анатомическое описание полушарий конечного мозга (топография поверхностей) 57

15. Структура серого вещества внутренней части полушарий (базальные ядра) 61

4
5

16.   Лимбическая система............................................................................... 62

17. Морфология белого вещества головного мозга и проводящие пути ЦНС 64

18. Вопросы для самоконтроля по четвертому разделу...................... 69

Приложение......................................................................................................... 71

1. Варианты письменных контрольных работ.................................................. 71

2. Тематика домашних заданий................................................................. 73

3. Вопросы семинарских занятий.............................................................. 74

4. Темы рефератов............................................................................................. 78

5. Список литературы ........................................................................................... 79

. WIJI-. И - U ' ;

• X'- "■"■ ■'''". ' '■

• • ; « < ■■'■ -1'

.^ ■ ■ V?
- о .. - О

-" С  '-'#

.о V

;■]>

Аннотация

Данное пособие предназначено для студентов психологических факультетов, и написано на основе курса лекций, прочитанных в Высшей школе психологии и ряде других институтов. В программу курса включены все разделы, предусмотренные Государственным стандартом о высшем образовании для изучения морфологии мозга студентами психологических специальностей. Пособие включает:

• общее описание разделов и отдельных тем программы курса;
в .! • конспект лекций (16 глав) по основным темам с вопросами

к для самопроверки;

-, • темы домашних заданий и рефератов;

• варианты контрольных работ и вопросы семинарских занятий.

Учебный курс «Анатомия ЦНС» является обязательным в системе психологического образования и дает базовые знания для дальнейшего освоения практически всех разделов психологии. Объем курса и форма подачи материала рассчитаны на студентов, не имеющих специальной биологической подготовки: традиционное изложение материала с применением латыни адаптировано — латинская терминология дается в ограниченном объеме, с предварительным переводом и пояснениями и, в основном, для тех структур мозга, в наименовании которых в психологической литературе обычно используются латинские корни.
8
9

  обменных процессов в организме и участвующих в формировании мотиваций и эмоциональных переживаний.

Практически студенты обучаются идентифицировать стволовые структуры на препаратах мозга и на рисунках атласа и учебника.

Четвертый раздел (12 лекц.час). Это основной раздел для студентов психологических факультетов. Вначале излагается общая морфология конечного мозга и особенности его эмбриогенеза, и дается топография поверхностей полушарий. Далее студенты знакомятся с морфологией коры полушарий и принципами выделения отдельных специфических ее участков: отделов, долей, зон, полей; также здесь дается понятие о соматотопической организации первичных проекционных зон. Особое внимание уделяется топографии и морфофункциональной характеристике ассоциативных зон, специфических для человека. В отдельную тему выделено рассмотрение морфологии структур старой коры и подкорковых ядер и функционального объединения их в лимбическую систему, обеспечивающую эмоциональный и мо-тивационный компоненты поведения. В заключение рассматривается структура белого вещества полушарий и дается обзор проводящих путей ЦНС. Практически студенты учатся находить отдельные извилины и ориентироваться во взаиморасположении их на рисунках атласов и учебников.

Пятый раздел (1 лекц.час). Общий обзор строения вегетативной системы — центральной и периферической частей ее отделов.

у Содержание программы

St Раздел 1. Общие вопросы строения и морфологического обеспечения

функций нервной системы человека.

1 Тема 1.1. Обзор строения нервной системы человека и история развития

"'. анатомии; методы исследования и основные анатомические термины

А. Морфологическая классификация нервной системы: • топография и морфологическая характеристика периферических структур (ганглиев, спинномозговых и черепных нервов, нервных сплетений и главных нервных стволов, ре-< цепторных образований);
„(.. • структурные подразделения ЦНС — взаиморасположение и _d соотношение отделов спинного мозга (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, «конский хвост») и и общая морфологическая характеристика отделов головного мозга (полушария конечного мозга, мозговой ствол, мозжечок).

Б. Функциональная классификация нервной системы: характеристика структур соматического и вегетативного отделов. Понятия об иннервации, о произвольной и непроизвольной регуляции функций.

В. История развития представлений о строении и функциях человеческого тела: воззрения древних египтян на функциональную значимость мозга; система анатомо-физиологических представлений Аристотеля; основание научной анатомии в трудах А. Ве-залия; формирование микроскопической анатомии в исследованиях М. Мальпиги, К. Гольджи и др..

Г. Метод рассечения и морфометрии на основе стереотаксичес-кой методики: принципы, аппаратурное обеспечение, практическое применение; прижизненные методы визуализации мозговых структур на основе рентгенографии.

Д. Координатные оси, плоскости и ориентиры, используемые в анатомической практике; основные латинские анатомические термины, обозначающие особенности взаиморасположения отдельных морфологических образований и их внутреннюю структуру.

<" Тема 1.2. Нейронная теория строения ЦНС (микроморфология нервной ткани)

Y 1

A. Краткий обзор успехов микроскопии нервной ткани и роль
К. Гольджи, С. Рамон-и-Кахала, У. Наута и др. в формировании
представлений о своеобразии клеточного строения нервной сис
темы. Базовые принципы нейронной теории В. Вальдейера и со
временные данные электронной микроскопии о морфологии си
напсов и шипикового аппарата.

Б. Морфологические элементы нейронов и их функциональная значимость: внутреннее строение и многообразие форм нейронов; особенности строения мембраны, дендритной зоны, аксонного холмика, аксона и его оболочки; классификация синапсов.

B. Морфологическая и функциональная классификации ней
ронов; структурная принадлежность отдельных типов нейронов
отделам ЦНС. на.
10
11

 Г. Гистоструктура нервного волокна и морфологические особенности, определяющие скорость проведения нервного импульса по нервной системе.

Д. Ненервные элементы нервной ткани — глиальные клетки: разнообразие форм и расположения, классификация. Морфологические особенности и функциональная роль в нервной системе макроглии, микроглии, эпендимы и швановских клеток.

Е. Микроструктура нейросекреторных клеток: морфология, особенности генетики и функционирования; понятие о нейрогормонах.

Тема 1.3. Защитные структуры головного и спинного мозга; внутренняя среда ЦНС и особенности кровоснабжения головного мозга

А. Строение мозгового отдела черепа человека: черепные кости и их сочленение; топография внутренней поверхности крыши и основания черепа.

Б. Оболочки головного мозга:

а) «твердая» мозговая оболочка — характер связи с костями че
репа, морфология, основные отростки и соответствующие дубли-
катуры, синусы и их функциональная роль;

б) «паутинная» оболочка — морфология, субарахноидальное
пространство и основные «цистерны», пахионовые грануляции;

в) «мягкая» (сосудистая) оболочка — структура и расположение
основных сосудистых сплетений, роль в секреции ликвора.

Сравнительная характеристика оболочек спинного и головного мозга.

В. Состав, свойства и особенности секреции и циркуляции ликвора, обеспечивающей константность внутренней среды ЦНС.

Г. Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ): история открытия и характеристика морфологического субстрата отдельных уровней ГЭБ: а) кровемозгового; б) кровеликворного; в) ликворомозгово-го; г) интранейронального.

Д. Общая характеристика особенностей кровоснабжения головного мозга: а) система артериального русла — «Велизиев круг»; б) система венозных синусов и вен—эмиссаров, обеспечивающих демпфирование мозгового кровотока; в) система сосудистых сплетений в желудочковой системе мозга, обеспечивающих секрецию ликвора; г) система двойной капиллярной сети в гипота-ламо-гипофизарном комплексе.
Раздел 2. Эволюция нервной системы

Тема 2.1. Филогенез нервной системы и принципы структурно-функциональной

дифференциации нервной ткани в эволюции.

А. Возникновение первичной нервной системы диффузно-рети-кулярного типа у простейших организмов, последующее усложнение до ганглионарного типа в связи с изменением способов питания и трансформация ее в мозговую трубку на последующих этапах эволюции.

Б. Дифференциация нервной трубки на туловищный отдел с сохранением сегментарного типа строения, и головной отдел с разделением на три мозговых пузыря в связи с изменением способов передвижения и формированием дистантных рецепторов.

В. Появление новых специализированных нервных элементов и соответствующее изменение принципов их структурной организации от ганглионарного к «экранному» в связи с освоением новых экологических ниш (выход на сушу и изменение типа дыхания, передвижения, поиска пищи и пр.): дифференциация переднего мозгового пузыря на промежуточный и конечный мозг с выделением из него полушарий; разделение ромбовидного мозга на продолговатый и задний с поэтапным формированием мозжечка.

Г. Понятие о палео-, архи- и неокортексе и кортиколизации функций в филогенезе. Специфические морфологические отличия мозга человека от мозга высших млекопитающих.

Тема 2.2. Эмбриогенез головного мозга человека

А. Основные положения закона Геккеля — Мюллера и соответствующие принципы выделения в ЦНС отдельных структурных образований. Аспекты рассмотрения формирования нервной системы в онтогенезе (гистогенез, морфогенез, системогенез).

Б. Процессы гистогенеза нервной ткани: нейруляция, пролиферация, миграция, агрегация и фасцикуляция, дифференциация, синаптогенез, апоптоз, миелинизация и становление биоэлектрической активности.

В. Этапы морфогенеза ЦНС человека:
12
13

  а) формирование медулярной трубки и последующая ее диф
ференциация на головной конец с формированием трех мозговых ,
пузырей и туловищную сегментированную часть с дифференци
ацией в дорсовентральном направлении (первый месяц эмбрио
генеза);

б) дифференциация ростральной части на пять мозговых пу
зырей с появлением зачатков сетчатки, полушарий и соответству
ющих деформаций первичной нервной трубки — изгибов, офор
мление центральной сегментированной части и созревание миг
рировавших вегетативных отделов, и дегенерация каудальной
части (второй месяц эмбриогенеза);

в) три стадии развития конечного мозга — формирование па-
леокортекса, созревание базальных ганглиев, развитие неокортек
са (третий месяц эмбриогенеза);

г) созревание первичных проекционных зон неокортекса, фор
мирование вторичных, и, как следствие, резкое увеличение мас
сы полушарий — «на ползание в виде плаща» неокортекса на ство
ловые структуры и формирование борозд первого порядка; нача
ло процесса «восхождения» спинного мозга (окончание первой
половины пренатального периода);

д) последовательность созревания структур спинного мозга и
неокортекса во второй половине пренатального развития и фор
мирование борозд и извилин второго порядка.

Г. Системогенез: общие понятия о «принципе минимального обеспечения функций», «гетерохронии созревания структур», консолидирующей роли «полезно-приспособительного результата» для выживания. Последовательность и сроки формирования сенсорных систем (вестибулярной, тактильной, слуховой, зрительной) и отдельных функциональных систем плода.

Тема 2.3. Возрастные особенности головного и спинного мозга человека

Морфология головного мозга (выраженность борозд полушарий, слоев неокортекса и степень миелинизации структур) и функциональные возможности человека в периоды: а) ранний-постнатальный; б) грудной; в) ясельный и дошкольный; г) школьный; д) юношеский; е) зрелый — репродуктивный; ж) старческий.

.4 ■ .
Раздел 3. Структурно-функциональная организация спинного мозга

и мозгового ствола

Тема 3.1. Топография и морфология спинного мозга человека

А. Общее описание: размеры, месторасположение, скелетотопия сегментов и отделов (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый); топография корешков и ганглиев.

Б. Морфология серого вещества: структура и функциональная значимость передних, задних, боковых столбов и центрального промежуточного вещества.

В. Структура белого вещества: эфферентные и афферентные проводящие пути (тракты) переднего, заднего и бокового канатиков; ассоциативные и межсегментарные волокна.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом