Главная страница
qrcode

ПОСОБИЯ Анатом. Учебно-Методическое пособие для студентов (Краткий конспект теоретического материала) Дисциплина Анатомия и физиология человека с основами общей патологии


Скачать 241.09 Kb.
НазваниеУчебно-Методическое пособие для студентов (Краткий конспект теоретического материала) Дисциплина Анатомия и физиология человека с основами общей патологии
Дата13.01.2020
Размер241.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПОСОБИЯ Анатом.docx
ТипУчебно-методическое пособие
#39411
страница4 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7
Тема: Органы чувств

Анализатор – это сложная система, осуществляющая восприятие и анализ раздражений из внешний и внутренней среды организма.

Анализатор имеет 3 звена:

1. Периферическое звено - рецепторы

2. Проводниковое звено - нервные пути

3. Центральное звено - мозговой центр

Зрительный анализатор

Глаз - парный орган, состоящий из глазного яблока и вспомогательного аппарата глаза.

Глазное яблоко - находится в глазнице

В глазном яблоке выделяют оболочки и внутреннее ядро.

К оболочкам глаза относятся:

1. фиброзная

а) роговица

б) склера

2. сосудистая

а) радужная оболочка

б) ресничное тело

в) собственно сосудистая оболочка

3. сетчатая

имеет рецепторы:

а) палочки - воспринимают свет

б) колбочки - воспринимают цвет

К внутреннему ядру глазного яблока относятся:

1. хрусталик

2 стекловидное тело

3. водянистая влага, заполняющая переднюю и заднюю камеры глаза.
Радужная оболочка глаза имеет отверстие – зрачок.

К вспомогательному аппарату глаза относятся:
защитный аппарат (веки, ресницы, брови)
  • двигательный - поперечно – полосатые мышцы, благодаря которым глазные яблоки совершают содружественные движения.
    слезный аппарат - слезная железа и слезовыводящие пути.
    Слезная жидкость выводится в носовую полость.

    Орган слуха и равновесия

    Ухо состоит из 3х отделов:
    наружное ухо
  • среднее ухо
  • внутреннее ухо
    К наружному уху относятся:

    1. ушная раковина

    2. наружный слуховой проход

    К среднему уху относятся:

    1.барабанная полость - содержит слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко)

    2.слуховая труба - соединяет барабанную полость с носоглоткой.

    К внутреннему уху относятся:

    1. Костный лабиринт

    2. Перепончатый лабиринт

    Внутреннее ухо находится в пирамиде височной кости.

    Лабиринт внутреннего уха включает:
    улитку - в ней находится кортиев орган, воспринимающий звуковые колебания
  • преддверие - маточка и мешочек
  • полукружные каналы - в маточке, мешочке и полукружных каналах находятся вестибулярные рецепторы.

    IV. Минимальные требования к уровню знаний студентов

    по предмету «Анатомия и физиология человека»
    Тема: «Кровь: состав и свойства»

    Студент должен знать:
    Определение понятия «Кровь»
  • Определение понятия Функции крови»
  • Определение понятия «Эритроциты»: особенности строения, норма содержания, соединения гемоглобина с газами, функции
  • Определение понятия «Лейкоциты»: особенности строения, норма содержания, разновидности лейкоцитов, патологический и физиологический лейкоцитоз
  • Определение понятия «Тромбоциты»: особенности строения, норма содержания, функции
  • Определение понятия «Группы крови»: содержание агглютиногенов и агглютининов в крови по системе АВО
  • Определение понятия «Резус Фактор»
  • Определение понятие «Значение свертывания крови»,смысл происходящих при свертывании реакции
  • Определение понятия «СОЭ»

    Тема: Дыхательная система

    Студент должен знать:
    Органы дыхательной системы и их функции.
  • Последовательность расположения органов дыхательной системы.
  • Механизм входа и выхода.
  • Значение дыхания.
  • Перенос газов кровью.
  • Понятие «Плевра», строение плевры, плевральная полость.
  • Понятие «Легкое», строение и положение легких.
  • Особенности строения главных бронхов.
  • Строение и положение трахеи.
  • Строение и положение гортани.
  • Особенности строения полости носа.

    Тема: Эндокринная система

    Студент должен знать:

    1.Отличие эндокринных желёз от экзокринных.

    2.Расположение эндокринных желез, основные гормоны эндокринных и смешанных желёз, их значение.

    3.Инсулин: где вырабатывается, механизм действия.

    4.Примеры заболеваний, протекающих по типу гипо – и гиперфункции эндокринной железы.
    Тема: Мочевыделительная система

    Студент должен знать:
    Органы мочевыделительной системы, их функции.
  • Строение и положение почек.
  • Стадии образования мочи.
  • Строение нефрона.
  • Строение мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.

    Тема: Половая система

    Студент должен знать:
    Строение и функции женских половых органов.
  • Строение и функции мужских половых органов.
  • Первичные и вторичные половые органы.

    Тема: Сердечно- сосудистая система

    Студент должен знать:

    1.Большой и малый круги кровообращения (место начала, место впадения вен в сердце, значение).

    2.Строение и положение сердца (камеры, стенка, околосердечная сумка, клапаны).

    3.Фазы сердечного цикла.

    4.Аорта, её отделы, области кровоснабжения.

    5.Общая сонная артерия, области кровоснабжения.

    6.Артерии верхних конечностей.

    7.Артерии нижних конечностей.

    8.Места прижатия артерий.

    9.Система верхней полой вены (области сбора крови, вены верхний конечностей).

    10.Система нижней полой вены (области сбора крови, вены нижней конечностей).

    11.Система воротной вены.

    12.Основные функции лимфатической системы.

    13.Виды лимфатических сосудов (лимфатические капилляры → лимфатические сосуды → лимфатические стволы → лимфатические протоки)

    14.Регионарные лимфатические узлы.
    Тема: Нервная система

    Студент должен знать:
    Что такое рефлекс.
  • Звенья рефлекторной дуги.
  • Безусловные и условные рефлексы.
  • Функции серого и белого вещества центральной нервной системы.
  • Расположение, отделы, серое и белое вещество, функции спинного мозга.
  • Отделы головного мозга, основные функции отделов головного мозга.
  • Спинномозговые нервы, их количество, функции. Спинномозговые сплетения.
  • Черепные нервы, классификация, основные функции.
  • Отделы вегетативной нервной системы, действие симпатического и парасимпатического отделов на процессы жизнедеятельности.

    Тема: Органы чувств

    Студент должен знать:
    Понятие анализатора, звенья анализатора.
  • Строение периферической части зрительного анализатора.
  • Строение периферической части слухового анализатора.


    V. Тестовые задание.

    1. Опорно-двигательная система.

    Часть 1.

    1. Какое соединение имеется между плечевой костью и костями предплечья?

    1) неподвижное;

    2) подвижное;

    3) полуподвижное;

    4) шов.

    2. Где находится красный костный мозг?

    1) в надкостнице;

    2) в компактном веществе;

    3) в губчатом веществе;

    4) в полости кости

    3. Какая кость входит в мозговой отдел черепа?

    1) теменная;

    2) скуловая;

    3) решетчатая;

    4) подвздошная.

    4. Какой отдел следует за грудным в позвоночнике человека?

    1) поясничный;

    2) крестцовый;

    3) копчиковый;

    4) шейный.

    5. Сколько пар ребер у человека?

    1) 10 пар;

    2) 12 пар;

    3) 6 пар;

    4) 4 пары.

    6. Какая кость входит в скелет верхней конечности?

    1) берцовая кость;

    2) лопатка;

    3) лучевая кость;

    4) грудина.

    7. Чем отличается позвоночник человека от позвоночника млекопитающих?

    1) длиной;

    2) наличием изгибов;

    3) прочностью;

    4) наличием хрящевых прослоек.

    8. Какой тканью образован хрящ?

    1) эпителиальной;

    2) соединительной;

    3) мышечной;

    4) нервной.

    9. Какая из перечисленных костей является трубчатой?

    1) лопатка;

    2) локтевая;

    3) позвонок;

    4) ребро.

    10. Чем скелетные мышцы отличаются от гладких?

    1) способны сокращаться;

    2) могут расслабляться;

    3) выполняют произвольные движения;

    4) совершают непроизвольные движения.

    Часть 2.

    1. Какие кости относятся к свободной верхней конечности? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) грудина

    2) лопатка

    3) плечо

    4) ключица

    5) лучевая кость

    6) локтевая кость

    2. Установите соответствие между костями и типами их соединений. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

    КОСТИТИПЫ СОЕДИНЕНИЙ

    А) лобная и теменная 1) неподвижное

    Б) скуловая и нижнечелюстная 2) полуподвижное

    В) позвонки 3) подвижное

    Г) грудина и ребра

    Д) бедро и малая берцовая

    Е) височная и теменная

    3. Установите правильную последовательность расположения отделов позвоночника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) грудной

    2) крестцовый

    3) поясничный

    4) шейный

    5) копчиковый

    4. Вставьте в текст «Строение костей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

    Строение костей.

    Снаружи кости покрыты ____________(А), которая обеспечивает рост кости в толщину. Затем идет __________________(Б) вещество, образованное костными клетки. В головках трубчатых костей находится_______________ (В) вещество, заполненное красным костным мозгом.

    Перечень терминов:

    1) хрящ

    2) надкостница

    3) губчатое

    4) компактное

    5) костные пластинки

    6) желтый костный мозг

    5. Чем отличается статическая работа от динамической? Какую легче совершать и почему?

    Ответы

    Часть 1.

    1. 2; 2. 3; 3. 1; 4. 1; 5. 2; 6. 3; 7. 2; 8. 2; 9. 2; 10. 3.

    Часть 2.

    1. Ответ: 3, 5, 6.

    2.
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    1
    3
    2
    2
    3
    1
    3. Ответ: 4, 1, 3, 2, 5.

    4
    А
    Б
    В
    2
    4
    3
    5. 1) Динамическая работа связана с перемещением тела или груза в пространстве, а статическая с удержанием определенной позы или груза.

    2) Легче совершать динамическую работу, так как в этом случае происходит попеременная работа мышц. При статической работе одновременно сокращаются все мышцы.

    2. Кровь. Кровеносная система.

    Часть 1.

    1. Какой тканью образована кровь?

    1) эпителиальной;

    2) соединительной;

    3) мышечной;

    4) нервной.

    2. Что такое плазма?

    1) жидкая часть крови, в которой содержатся неорганические и органические вещества;

    2) жидкая часть крови без веществ и форменных элементов крови;

    3) жидкость, содержащая форменные элементы крови;

    4) вода и минеральные соли.

    3. В чем участвуют фагоциты?

    в образовании тромба;

    2) в образовании антител;

    3) в пожирании чужеродных клеток;

    4) в переносе кислорода.

    4. В каком случае у людей вырабатывается искусственный пассивный иммунитет?

    1) при введении сыворотки;

    2) при введении вакцины;

    3) после перенесенного заболевания;

    4) при рождении.

    5. Вакцина – это

    1) жидкость, содержащая готовые антитела;

    2) жидкость, содержащая форменные элементы крови;

    3) жидкость, содержащая ослабленные микробы;

    4) жидкость, вводимая при возникновении заболевания.

    6. Кому можно переливать кровь 1 группы?

    1) людям с 1 группой;

    2) людям со 2 группой;

    3) людям с любой группой крови;

    4) людям с 4 группой.

    7. Какие клапаны находятся на границе между желудочками и предсердиями?

    1) створчатые;

    2) полулунные;

    3) венозные;

    4) кармановидные.

    8. Артерии – это сосуды, по которым кровь течет

    1) от сердца;

    2) к сердцу;

    3) только артериальная;

    4) только венозная.

    9. С наибольшей скоростью кровь движется в

    1) легочных артериях;

    2) капиллярах;

    3) венах;

    4) аорте.

    10. Ритмичные колебания стенок артерий – это

    1) пульс;

    2) артериальное давление;

    3) автоматизм сердца;

    4) инфаркт.

    Часть 2.

    1. Какие вещества находятся в плазме крови? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) вода

    2) эритроциты

    3) тромбоциты

    4) фибриноген

    5) лейкоциты

    6) минеральные вещества

    2. Установите соответствие между кругами кровообращения и отделами сердца. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

    ОТДЕЛЫ СЕРДЦА КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

    А) Левое предсердие 1) малый круг

    Б) Правое предсердие 2) большой круг

    В) Левый желудочек

    Г) Правый желудочек

    3. Установите правильную последовательность оказания первой помощи при артериальном кровотечении. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) наложить жгут

    2) наложить давящую повязку

    3) транспортировать в больницу

    4) обработать рану

    5) положить записку, указывающую время наложения жгута

    4. Вставьте в текст «Иммунитет» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

    Иммунитет.

    К некоторым чужеродным телам иммунитет передается по наследству _________(А), к другим он проявляется после перенесенного заболевания _____________(Б). Если человеку вводят готовые антитела, то такой иммунитет называется _______________(В).

    Перечень терминов:

    1) искусственный активный

    2) врожденный

    3) искусственный пассивный

    4) приобретенный

    5) клеточный

    6) гуморальный

    5. Если эритроциты не имеют ядра, то каким образом появляются новые клетки? Почему ядро отсутствует в этих клетках?

    Ответы.

    Часть 1.

    1. 2; 2. 1; 3. 3; 4. 1; 5. 3; 6. 3; 7. 1; 8. 1; 9. 4; 10. 1.

    Часть 2.

    1. Ответ: 1, 4, 6.

    2.
    А
    Б
    В
    Г
    1
    2
    2
    1
    3. Ответ: 1, 4, 2, 5, 3

    4.
    А
    Б
    В
    2
    4
    3
    5. 1) Новые эритроциты образуются в красном костном мозге.

    2) Благодаря отсутствию ядра эритроциты имеют двояковогнутую форму, что увеличивает поверхность соприкосновения эритроцита с воздухом легочных пузырьков.

    3. Дыхательная система.

  • 1   2   3   4   5   6   7

    перейти в каталог файлов


    связь с админом