Главная страница
qrcode

Метод рек Организация медико-соц. исслед 16.09.2020 16_50_05. Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям


НазваниеУчебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям
Дата08.06.2021
Размер2.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетод рек Организация медико-соц. исслед 16.09.2020 16_50_05.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#47179
страница1 из 22
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Тверской государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России)

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
СТАТИСТИКА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Учебно-методическое пособие

для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям

Тверь 2018

ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины


ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
СТАТИСТИКА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Учебно-методическое пособие

для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям
2-е издание, исправленное и дополненное

Учебно-методическое пособие обсуждено на заседании кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России.
Учебно-методическое пособие рассмотрено на заседании методического совета по преподаванию дисциплин терапевтического профиля ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России.
Учебно-методическое пособие рекомендовано к утверждению на заседании центрального координационно-методического совета ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России.

Тверь 2018
УДК

ББК
Рецензенты:

Коновалов Олег Евгеньевич, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»;

Дербенёв Димитрий Павлович, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом менеджмента ФДПО ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России, д.м.н., профессор.


Иванов, А.Г.


ISBN
Учебно-методическое пособие для смостоятельной подготовки студентов составлено в соответствии с учебной программой по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», в котором изложены основные методы статистического анализа при медико-социальных исследованиях, применяемые при изучении показателей общественного здоровья и деятельности системы (организаций) здравоохранения, а также методы изучения и оценки здоровья населения.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования – программам специалитета, относящимся к УГС 31.00.00 Клиническая медицина.
Авторы:

Красненков Валерий Леонидович, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины, доктор медицинских наук, профессор;

Иванов Александр Геннадьевич, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины, доктор медицинских наук, профессор;

Березовский Иван Викторович, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины, кандидат медицинских наук, доцент;

Королёва Оксана Михайловна, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины, кандидат медицинских наук, доцент.


УДК

ББК
ISBN


Содержание
Предисловие
Часть 1. Основные методы статистического анализа при медико-социальных исследованиях
Тема 1. Этапы медико-социального исследования. Разработка макетов таблиц. Группировка болезней и патологических состояний по Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
Тема 2. Относительные показатели. Динамические ряды
Тема 3. Средние величины
Тема 4. Оценка достоверности результатов медико-социального исследования
Тема 5. Корреляционный анализ
Тема 6. Метод стандартизации
Тема 7. Применение непараметрических методов в медико-социальных исследованиях. Методика расчёта критерия соответствия (χ²) – «хи-квадрат»
Тема 8. Графические изображения

Часть 2. Методы изучения и оценки здоровья населения
Tема 9. Заболеваемость населения и методы её изучения
Тема 10. Методика расчёта и анализа показателей инвалидности
Тема 11. Медико-социальные аспекты демографии
Список рекомендуемой литературы
Приложения

Предисловие
Цель настоящего учебно-методического пособия – научить студентов основным методам статистического анализа, применяемым при изучении показателей общественного здоровья и деятельности системы (организаций) здравоохранения, а также методам изучения и оценки здоровья населения, что является основой для применения медицинской статистики в медико-социальных исследованиях, на которых базируется оценка индивидуального и общественного здоровья, управление и организация системы здравоохранения. Знание основ медицинской статистики является неотъемлемым условием эффективной работы врачей различных специальностей.

Учебно-методическое пособие для смостоятельной подготовки студентов составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». Материал изложен в соответствии с требованиями современного дидактического аппарата, которые приедъявляются к учебно-методическому изданию, что способствует лучшему восприятию учебного материала, его эффективному усвоению и творческому применению на практике.

Задачи, которые ставили авторы при составлении данного учебно-методического пособия, определили его структуру, состоящую из двух частей: «Основные методы статистического анализа при медико-социальных исследованиях», «Методы изучения и оценки здоровья населения», которые включают 11 тем. Каждая тема имеет единую структуру: основные требования к знаниям и навыкам, которые студент должен получить на практических занятиях по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», контрольные вопросы для проверки усвоения теоретического материала, логическую структуру изучаемой темы, задачи-эталоны, а также задачи для самостоятельного решения. Во время практических занятий каждому студенту предлагается решить одну из задач, при этом каждая начинается с исходных данных и завершается конкретным заданием.

В данном пособии представлен список рекомендуемой литературы для теоретической подготовки к практическим занятиям.

Учебно-методическое пособие предназначено для формирования у студентов профессиональных компетенций, представленных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подгтовки (специальностям), относящимся к УГС 31.00.00 Клиническая медицина, а именно: способность и готовность к прменению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения; готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей, которые необходимы для решения профессиональных задач по
Часть 1. Основные методы статистического анализа при медико-социальных исследованиях
Тема 1. Этапы смедико-социального исследования. Разработка макетов таблиц. Группировка болезней и патологических состояний по Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
В результате изучения темы студент должен:

знать:

- этапы организации и проведения медико-социального исследования;

- методологию организации и проведения 1-го этапа медико-социального исследования;

- виды макетов таблиц и правила их разработки;

- виды группировок, используемых в медико-социальных исследованиях;

- структуру и принципы построения Международной классификации болезней (МКБ-10).

уметь:

- разрабатывать план и программу статистического (медико-социального) исследования;

- определять единицу наблюдения и её учетные признаки;

- разрабатывать макеты групповой и комбинационной таблиц;

- группировать данные на этапе обработки данных, полученных при проведении медико-социального исследования;

- пользоваться Международной классификацией болезней (МКБ-10) при группировке статистического материала.
Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «медицинская статистика».

2. Что изучает статистика здоровья и статистика здравоохранения?

3. Перечислите этапы медико-социального исследования.

4. Что представляют из себя план и программа медико-социального исследования?

5. Дайте определение понятию «единица наблюдения».

6. Какие признаки свойственны единице наблюдения?

7. Перечислите виды статистического наблюдения по объему и времени проведения.

8. Дайте определения понятиям «генеральная совокупность» и «выборочная совокупность».

9. Что понимается под репрезентативностью выборки?

10. Какие способы формирования выборочной совокупности используются в медико-социальных исследованиях?

11. Дайте характеристику макетам таблиц, которые разрабатываются при составлении программы медико-социального исследования.

12. Для чего предназначена Международная классификация болезней (МКБ-10), её структура и принципы построения?
Логическая структура темы: Этапы медико-социального исследования (приложение 1).
Задача-эталон 1

Исходные данные

Распределение умерших от болезней системы кровообращения (болезни митрального клапана, гипертоническая болезнь с преимущественным поражением сердца, хроническая ишемическая болезнь сердца, кровоизлияние в мозг), по возросту (до 20 лет, 20- 29, 30- 39, 40- 49, 50 лет и старше) и совпадение клинического и паталого-анатомического диагнозов (совпали, не совпали).
Задание

На основе исходных данных по следующим учётным признакам разработать:

1) макет групповой таблицы;

2) макет комбинационной таблицы.
Решение

Таблица 1

Распределение умерших от болезней системы кровообращения по возрасту, совпадению клинического и патолого-анатомического диагнозов

(групповая таблица)


диагноз
возраст (лет)
всего
совпадение диагнозов
всего
до 20
20-29
30-39
40-49
50 и 
совпал
не совпал
1
болезни митрального клапана


















2
гипертоническая болезнь


















3
хрон. ишемическая болезнь сердца


















4
кровоизлияние в мозг




















и т о г о



















  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов


связь с админом