Главная страница
qrcode

Учебно-методический комплекс дисциплины Анатомия и физиология человека


НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Анатомия и физиология человека
Дата30.09.2019
Размер1.3 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла03030062-1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методический комплекс
#37644
страница1 из 17
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор, проректор по учебной работе
_________________________С.Н. Туманов
«22» июня 2012 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
«Анатомия и физиология человека»
Направление подготовки 030300.62 – Психология
Разработчик: доцент кафедры правовой психологии и судебной экспертизы СГЮА, кандидат медицинских наук Е. Е. Новикова
Саратов – 2012

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры правовой психологии и судебной экспертизы «9» июня 2012 г.
Протокол № 13
Заведующий кафедрой______________В.Н.Кирсанов
Учебно-методический комплекс дисциплины согласован с Управлением контроля качества образования
«20» июня 2012 г.
Начальник управления контроля качества образования ___________________Ю.Н. Михайлова
Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен
Учебно-методическим Советом ФГБОУ ВПО «СГЮА»
«18» июня 2012 г.
Протокол № 5
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Анатомия и физиология человека»
по направлению подготовки 030300 «Психология»
1.
ВВЕДЕНИЕ
Анатомия и физиология человека являются базовыми науками, для специальностей, активно вмешивающихся в процессы жизнедеятельности организма человека. Это не только медицинские науки, но и психология, педагогика, гигиена труда, спорта, обучения, питания и т.д. Анатомия человека изучает строение органов и систем организма. Физиология наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма. Для грамотного психолога знания анатомии и физиологии позволяют корректно влиять на оценку психической деятельности, диагностику различных расстройств и их лечение.
Изучение анатомии и физиологии готовит обучающихся по специальности «Психология» к глубокому пониманию всего курса психологических дисциплин и направлено на овладение им знаниями, навыками и умениями, необходимыми в профессии, где объектом является человек.
Усвоение содержания настоящей Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметное и социальное содержаний жизненных ситуаций: проблемных лекций, семинарских занятий, анализа ситуационных задач.
Цель преподавания - ознакомить обучающихся с основами анатомии и физиологии человека. Особое внимание при изучении данной дисциплины уделяется особенностям строения и функционирования сенсорных систем организма. Задачи изучения - овладение знаниями о строении органов и систем, о процессах жизнедеятельности организма человека.
В соответствии с задачами профессиональной деятельности психолога и целями основной образовательной программы студент должен обладать следующими компетенциями:
Дисциплина
Компетенции
Анатомия и физиология человека
ОК-3, ОК-4; ПК-4, ПК-7, ПК-11
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и физиология человека
Цель дисциплины
- обеспечить обучающимся условия для освоения необходимого объема знаний, необходимого в профессии;
- сформировать у обучающихся знания, умения и навыки, которые они могут применить в будущей профессииональной деятельности;
Задачи (научить)

формирование у обучающихся знаний о строении органов и систем, о процессах жизнедеятельности организма человека;

формирование у обучающихся представлений о явлениях, закономерностях и механизмах психической деятельности;

формирование и осмысление основных принципов
деятельности органов и систем организма, на основании чего обучающихся должны уметь разбираться в механизмах патогенеза заболеваний.
В процессе освоения данной дисциплины слушатель формирует и демонстрирует следующее:
Общекультурные компетенции
ОК – 3
владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
Знать: роль и значение профессиональной деятельности в решении задач и проблем, стоящих перед Российским государством; общекультурные и профессиональные качества психолога, его профессионального сознания, бороться с недостатками в работе психологов;
знания анатомии и физиологии позволяют корректно влиять на оценку психической деятельности, диагностику различных расстройств и их лечение
Уметь: правильно оценивать роль и значение профессиональной психологической деятельности в решении задач и проблем, стоящих перед Российским государством; формировать общекультурные и профессиональные качества психолога, высокое профессиональное мышление;
Владеть: общекультурными и профессиональными качествами психолога, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.
ОК – 4
использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
Знать: основныеположения социальных, гуманитарных и медицинских наук, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, а также форм, средств и методов их использования для достижения целей и решения профессиональных задач;
Уметь: определять блок социальных, гуманитарных и естественных наук и их составляющих, необходимых для решения профессиональных задач, и использовать их в профессиональных целях;
Владеть: основной терминологией, характеризующей психическое и соматическое состояние человека, навыками работы с информацией (ее восприятия, обобщения, анализа).
Профессиональные компетенции
ПК-4 осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
Знать:
строение, функции и принципы регуляции деятельности различных органов и систем и уметь определять основные функциональные показатели организма человека
Уметь: использовать знания анатомии и физиологии для психологического обследования как здоровых, так и лиц с нарушениями нервно-психической деятельности, патологией других органов и систем;
Владеть:
методологическими подходами к оценке механизмов нарушения физиологических функций и способов коррекции этих нарушений
ПК-7 прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях
(ПК-7)
Знать: основы функционирования и строения органов, систем, организма;
Уметь: интерпретировать функциональные особенности организма, иметь представление об организме человека как целостной саморегулирующейся системе, существующей во взаимодействии с окружающей средой;
Владеть: основной терминологией, характеризующей психическое и соматическое состояние человека;
ПК – 11
участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научнопрактических областях психологии (ПК-11);
Знать: основныеположения как медицинских так и психологических наук, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, а также форм, средств и методов их использования для достижения целей и решения профессиональных задач;
Уметь: использовать знания анатомии и физиологии человека для проведения профилактических мероприятий, обследования пациента, постановки диагноза, проведения лечебных мероприятий и оказания простых медицинских услуг,
Владеть: методиками постановки диагноза, и интерпретацией методов обследования.
Инновации. Курс «Основы анатомии и физиологии человека» подготовлен по классической схеме преподавания естественнонаучных дисциплин. Особенность курса состоит в фундаментальном характере изложения предмета, материал излагается от простого к сложному, от понимания базисных физиологических процессов (возбуждения, торможения, синаптической передачи, мышечного сокращения, секреции) до системных механизмов гомеостаза. Основное внимание уделяется освещению базисных физиологических процессов. Так, подробно рассматриваются процессы возбуждения, торможения, синаптической передачи, мышечного сокращения и секреции, поскольку это имеет принципиальное значение для понимания функций органов и систем организма в целом. Обучающиеся знакомятся с рядом современных методов, применяемых в научных анатомофизиологических и медицинских исследованиях. Для большей наглядности в понимании сути основных понятий и терминологии активно используются видеоматериалы и электронные презентации при изложении лекционного материала, проведении семинарских занятий.
2.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в анатомию и физиологию человека.
Предмет анатомии и физиологии в системе биологических дисциплин. Понятие клетки, ткани, органа, системы органов. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань – клетки соединительной ткани, волокнисные соединительные ткани, ткани со специальными свойствами, кровь, скелетные ткани. Мышечная ткань. Нервная ткань. Организм, как единое целое.
Плоскости и оси. Гомеостаз. Процессы управления в живых системах. Нейрогуморальная регуляция физиологических функций. Объект и методы исследований в физиологии и анатомии.
Термины общего назначения. Плоскости и оси.
Тема 2. Костно-суставная система.
Скелет человека: головного и туловищный отделы. Головной отдел (мозговая и лицевая части). Позвоночник (шейный, грудной, поясничный, кресцовый, копчиковый отделы).
Позвоночный канал. Грудная клетка. Пояс верхних конечностей. Скелет верхних конечностей.
Пояс нижних конечностей. Соединения костей туловища, связки позвоночного столба, соединение ребер, соединение свободной верхней конечности, суставы кисти, соединения свободной нижней конечности, соединения костей голени.
Тема 3. Кожа и мышечная система.
Строение кожи – слои кожи, функции. Наружный слой – надкожица (эпидермис).
Внутренний слой - собственно кожа (дерма) . Подкожная жировая клетчатка. Железы кожи, волосы, ногти. Мышцы: гладкие (непроизвольные) и поперечно-полосатые (произвольные).
Особый вид мышечной ткани - сердечная мышца. Основные группы мышц – мимические мышцы, мышцы и фасции головы, туловища (груди, живота, спины), верхней и нижней конечностей.
Тема 4. Сердечно-сосудистая система.
Основные этапы развития сердечно-сосудистой системы в процессе эволюции. Замкнутость сердечно-сосудистой системы у высших организмов. Большой и малый круги кровообращения.
Сердце человека, его строение. Функциональная роль предсердий и желудочков. Динамика сердечного цикла: основные фазы, давление в полостях сердца и аорте,
клапанный аппарат, тоны сердца. Понятие о систолическом и минутном объемах. Общие свойства сердечной мышцы.
Проведение возбуждения в сердце. Сердце как функциональный синцитий. Проводящая система сердца. Синусный узел и его значение. Атриовентрикулярный узел и его функции. Пучок Гиса.
Волокна Пуркинье. Градиент автоматии. Представление об истинном и латентном водителе ритма.
Строение сердечной мышцы. Сократимость. Рефракторный период и его особенности.
Соотношение длительности процесса возбуждения и сокращения. Потенциалы действия различных отделов сердца и проводящей системы. Электрокардиограмма и ее компоненты.
Электрокардиографический метод и его роль в изучении физиологии сердца и в медицине.
Коронарные сосуды и особенности кровоснабжения сердечной мышцы. Регуляция деятельности сердца: миогенная, нейрогенная и гуморальная. Авторегуляторные механизмы сердца.
Иннервация сердца: роль симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в регуляции сердца. Центральные аппараты, участвующие в регуляции сердца.
Рефлекторные механизмы регуляции. Рефлексогенные зоны сердца и сосудов. Эмоциональное состояние и работа сердца. Сердечная недостаточность.
Особенности строения различных частей сосудистого русла. Артерии, артериолы, капилляры, венулы, вены. Кровоток и методы его исследования. Кровоток и методы его исследования. Кровяное давление в различных частях сосудистого русла. Градиент давления.
Скорость кровотока. Факторы, определяющие скорость кровотока. Сопротивление сосудов. строения капилляров. Фильтрационно-реабсорбционное равновесие. Факторы, способствующие движению крови по венам. Роль венозного возврата в регуляции сердечного выброса.
Артериальное давление и его регуляция. Нейрогенные, быстрые механизмы регуляции давления крови. Рефлекторные дуги барорефлекса и хеморефлекса. Буферная роль барорефлекса. Ренинангиотензин-альдостероновая система и ее роль в регуляции кровяного давления. Роль почечнофункционального механизма в длительной регуляции артериального давления. Основы патогенеза артериальной гипертензии. Перераспределение кровотока при функциональных нагрузках. Лимфатическая система и ее роль в организме.
Тема 5. Система дыхания.
Эволюция типов дыхания. Легочное дыхание. Аппарат вентиляции легких. Воздухоносные пути и альвеолы. Механизм дыхательных движений. Внутриплевральное давление и его
значение для дыхания и кровообращения. Значение сурфактанта в функции легких. Понятие о легочных объемах. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Особенности легочного кровообращения. Перенос газов кровью. Основной принцип процессов обмена газов в легких и тканях. Парциальное давление 02 и С02 в альвеолярном воздухе, венозной и артериальной крови и тканевой жидкости. Механизм переноса кровью 02 и СО2 и роль эритроцитов в его осуществлении. Гемоглобин. Механизм присоединения О2 к гемоглобину.
Бульбарный центр дыхания. Современные представления о механизме возникновения первичной ритмики дыхательного центра. Пневмотаксический центр и его роль в смене дыхательных фаз. Рецепторы органов дыхания, их роль в создании оптимального режима дыхания. Периферические и центральные хеморецепторы, их роль в создании адекватного уровня легочной вентиляции.
Тема 6. Система пищеварения. Характеристика системы пищеварения. Методы изучения.
Оперативно-хирургический метод И.П.Павлова. Пищеварительные ферменты. Строение стенки пищеварительного тракта. Иннервация желудочно-кишечного тракта. Секреторная функция пищеварительного тракта. Слюнные железы. Состав слюны. Регуляция слюноотделения.
Желудочный сок, его состав и ферментативное действие. Механизм выделения желудочного сока: сложнорефлекторная и гуморальная фазы. Гастрин. Методы изучения желудочной секреции: опыт мнимого кормления, изолированный желудочек. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Поджелудочная железа и ее ферменты. Регуляция их выделения.
Секретин и холецистокинин.
Печень. Роль желчи в пищеварении. Пищеварение в кишечнике.
Ферменты кишечных желез. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторная функция пищеварительного тракта. Основные типы движения. Механизм глотания. Двигательная деятельность желудка, ее регуляция; возбуждающие и тормозные нервные и гуморальные влияния. Особенности моторной деятельности в разных отделах кишечника. Регуляция моторной функции кишечника. Роль илеоцекального сфинктера. Процесс всасывания в пищеварительном тракте. Строение и функции ворсинки. Всасывание воды, солей, продуктов переваривания белков, углеводов, жиров. Роль пристеночного пищеварения. Роль бактерий в кишечном пищеварении.
Тема 7. Выделительная система. Сравнительно-физиологический обзор выделительных систем. Почки, их строение и выделительная функция. Нейроны, тельца Шумлянского и их структура. Почечные канальцы. Специфика кровоснабжения почек. Приносящие и выносящие сосуды и их связь с тельцами Шумлянского. Клубочковая фильтрация. Состав первичной мочи.
Реабсорбция. Механизмы реабсорбции глюкозы, аминокислот и других соединений. Транспорт натрия в канальцевом аппарате нефрона. Осмотическое давление тканевой жидкости в разных частях почки. Противоточная система и принцип ее работы, концентрирование мочи.
Гормональная регуляция почечной функции и водно-солевого баланса. Ренин-ангиотензиновая система. Альдостерон. Антидиуретический гормон. Функция мочевого пузыря и мочевыделения. Олигурия и анурия. Механизмы мочеиспускания. Дополнительные органы выделения. Потовые железы, состав пота. Экскреторная функция печени и легких.
Тема 8. Половая система. Репродуктивная функция. Женский половой цикл. Гормональные изменения после оплодотворения. Формирование и механизм половой мотивации. Фазы полового цикла у мужчин и женщин. Стадии воспроизведения (половое созревание, беременность, роды, лактация). Нервно-гуморальная регуляция полового созревания.
Тема 9. Структурно-функциональные основы базисных физиологических процессов.
Физиология возбудимых тканей (возбуждение и торможение). Типы возбудимых клеток.
Современные представления о структуре и свойствах мембраны возбудимых клеток. Потенциал покоя или мембранный потенциал и метод его регистрации. Природа потенциала покоя, соотношение концентраций основных потенциал-образующих ионов внутри клетки и в межклеточной жидкости. Соотношение проницаемостей мембраны для этих ионов, роль "натриевого насоса" в генезе и поддержании потенциала покоя. Уравнение Голдмана. Потенциал действия и ионный механизм его возникновения, ионные каналы, зависимость натриевой и калиевой проницаемости мембраны от уровня мембранного потенциала, закон "все или ничего".
Механизм раздражения клетки электрическим током.Полярный закон раздражения. Зависимость пороговой силы раздражения от его длительности. Критический уровень деполяризации.
Локальный ответ. Изменение критического уровня деполяризации при действии на клетку постоянного тока. Явление аккомодации. Изменение возбудимости при возбуждении, фазы абсолютной и относительной рефрактерности, фаза повышенной возбудимости. Механизм проведения возбуждения. Электротоническое и импульсное распространение возбуждения.
Зависимость скорости проведения возбуждения от диаметра нервного волокна и сопротивления мембраны. Миелинезированные и немиелинезированные нервные волокна. Роль перехватов
Ранвье. Аксонный транспорт.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом