Главная страница
qrcode

Учебно-методическая карта


НазваниеУчебно-методическая карта
Дата06.04.2021
Размер67.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlektsia__10_Uchenie_ob_epidemicheskom_protsesse.doc
ТипУрок
#46182
Каталог

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

теоретического занятия
Специальность 31.02.01«Лечебное дело»

Основы микробиологии и иммунологии

Тема Учение об эпидемическом процессе.

Тип занятия Урок изучения новых знаний

Форма проведения Теоретическое занятие

План.
Понятие об эпидемическом процессе.
  • Источник инфекции.
  • Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека.
  • Пути передачи возбудителей инфекции.
  • Восприимчивость коллектива к инфекции.
  • Природная очаговость инфекционных болезней.
  • Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация).
  • Интенсивность эпидемического процесса. Эколого-эпидемическая классификация инфекционных болезней.
  • Карантинные (конвенционные) и особо опасные инфекции.

    называют возникновение и распространение инфекционных болезней среди людей.


    Источника инфекции.
  • Механизмов, путей и факторов передами.
  • Восреимчивость.
    Отсутствие любого из этих звеньев приводит к разрыву э.п. На развитие э.п. большое влияние оказывают социальные и природные факторы.
    Источником инфекции могут быть абиотические объекты окружающей среды - вода, пища и др.


    1.
    2.
    3.

    1. Путь передачиФакторы передачи -




      б. Как фактор передачи большое значение имеет почва, в ней долго сохраняются спорообразующие бактерии (сибирской язвы, столбняка, газовой гангрены) и при попадании в рану вызывают заболевания.
      А. прямой контакт (непосредственный)

      Б. Через факторы окружающей среды

      1. выделение возбудителя

      2. пребывание во внешней среде

      3. попадание возбудителя в восприимчивый организм


      1. Пути передачи:
        а.
        б.
        Фактор передачи - пыль.

        Таким путем передаются возбудители ТБ, дифтерии и др.
          б.
          Продукты могут быть
          в.
          1. выделение возбудителя ( дефекация).

          2. пребывание на объектах окружающей среды

          3. акт введения возбудителя в восприимчивый организм (через рот).


            Инфекция может передаваться с помощью неспецифических переносчиков, в их организме возбудитель не размножается , передается механически на лапках и теле (мухи, тараканы).

              Фактор передачи
                Восприимчивый организм или коллектив. Состояние невосприимчивости человека определяется его реактивностью на внедрение возбудителя и зависит от внутренних и внешних факторов.

                К числу внутренних факторов самого организма относятся следующие:
                Генетические особенности, характерные для данного вида индивидуума.
              1. Состояние центральной нервной системы оказывает существенное влияние на восприимчивость к инфекции. Известно, что угнетение нервной системы, психические расстройства, депрессивные и аффективные состояния снижают резистентность человеческого организма к инфекции.
              2. Состояние эндокринной системы и гормональная регуляция играют важную роль как в возникновении так и последующем развитии инфекции.
              3. Кардинальное значение в инфекционном процессе играет иммунная система организма, обеспечивающая специфическую резистентность к инфекции.
              4. Реактивность организма, а в связи с этим восприимчивость или напротив устойчивость к инфекции, имеет отчетливую возрастную зависимость.
              5. Возникновение инфекционного процесса и особенности его течения находятся в зависимости от характера питания и витаминного баланса. Дефицит белка ведет к недостаточной выработке антител и к снижению резистентности. Дефицит витаминов группы В снижает устойчивость к стафилококковым и стрептококковым инфекциям. Дефицит витамина С также снижает устойчивость организма к ряду инфекций и интоксикаций. При дефиците витамина D у детей развивается рахит, при котором снижается фагоцитарная активность лейкоцитов.
              6. Перенесенные заболевания, травмы, а также вредные привычки (алкаголь, курение и т.д.) снижает резистентность организма и способствуют развитию инфекции.
                            Внешние факторы, воздействующие на организм:
                Условия  труда и быта людей - большие физические нагрузки, переутомление, отсутствие условий для нормального отдыха снижают резистентность к инфекциям.
              7. Климатические условия и сезонные факторы.
              8. Физические и химические факторы. К их числу следует отнести действие ультрафиолетовых лучей, ионизирующей радиации, СВЧ-поля, реактивных компонентов топлива, других химически активных веществ, загрязняющих внешнюю среду.
                Перечисленные составные части - источник возбудителей инфекции, механизм передачи и восприимчивый коллектив присутствуют при любом варианте проявлений эпидемического процесса и при различных болезнях они формируют эпидемический очаг.

                Они могут быть домовыми, семейными, в школе, в д/с, на производстве и т.д.



                1. Экзотические болезни - не свойственные данной территории. Они могут быть следствием завоза возбудителей инфицированными людьми или животными, с пищевыми продуктами или различными изделиями.
                  Конвенционные (карантинные) болезни - наиболее опасные болезни, склонные к быстрому распространению, например, чума, холера, оспа, желтая лихорадка. Система информации и меры профилактики в этих случаях обусловлены международными соглашениями (конвенцией).
                    Обезвреживание источника инфекции.
                    - изоляция больных

                    - лечение заболеваний

                    - выявление и санация носителей

                    - санпросветработа

                    - участие в карантинных мероприятиях

                    - уничтожение зараженных животных

                      Мероприятия II группы представлены комплексом санитарно-гигиенических мер, направленных на разрыв механизмов и путей передачи возбудителя. Мероприятия состоят из обеспечения и соблюдения гигиенических нормативов, разукрупнения организованных контингентов, санитарного контроля за пищевыми продуктами и предприятиями, их производящими, соблюдения правил асептики и антисептики в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), проведения дезинфекции и дезинсекции и т.д.

                      А.дезинфекция - профилактическая

                      - текущая

                      - заключительная

                      б. Дезинсекция- уничтожение насекомых, переносчиков инфекционных заболеваний.

                      3. Восприимчивость организма.


                      а. вакцинация для активной иммунизации

                      б. сыворотки - создание пассивного иммунитета путем

                      введения антител.


                      а. эпидемическое обследование

                      б. выявление, изоляция и лечение источника

                      в. дезинфекция

                      г. наблюдение за контактными.


                      Увеличение частоты ВБИ связано:
                        бурными темпами роста лечебных учреждений.
                      1. созданием новых видов медицинского оборудования.
                      2. применением препаратов, снижающих иммунитет
                      3. др.
                        ВБИ ведет к удлинению сроков лечения, хронизации процесса, инвалидности, а иногда к смерти больного.


                        Облигатно-патогенные - вирусы гепатитов В, С, Д, ВИЧ, гриппа, хламидии, клостридии, герпес и др.
                      4. Условно-патогенные - стафилококк, стрептококк, протей, клебсиелла, синегнойная палочка.
                          Мед. работники и посетители или больные, страдающие рядом заболеваний (грипп, диарея, гнойничковые поражения кожи и др.).
                        1. Больные со стертыми формами заболеваний.
                        2. Бактерионосители.
                        3. Объекты окружающей среды, являющиеся источниками инфекции ( вода, почва, медицинское оборудование), в которых имеются условия для жизни и размножения бактерий ( напр. Гр - бактерии, легионеллы).

                          1. Воробьёв А.А.

                          Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Издательство: МИА, 2011.

                          2. Алешукина А.В.

                          Медицинская микробиология: Учебное пособие. – Ростов н\д: Феникс, 2010

                          3. Черкес Ф.К., Богоявленская Л.Б.. Бельская Н.А.

                          Микробиология / Под ред. Ф.К. Черкес – 2-е изд., стереотипное. – М.: ООО «Издательский дом Альянс», 2011. – 512 с.: ил.


                          перейти в каталог файлов


  • связь с админом