Главная страница
qrcode

Учебник для общеобразовательных школ с русским языком обучения Рекомендован Министерством образования и науки


Скачать 10.23 Mb.
НазваниеУчебник для общеобразовательных школ с русским языком обучения Рекомендован Министерством образования и науки
Дата18.06.2020
Размер10.23 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаM-SUBANOVA-M-M-BOTBAEVA-G-U-ZHAMANGULOVA-BIOLOGIIA-Rasteniia-bak
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#42362
страница1 из 14
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
М. СУБАНОВА, ММ. БОТБАЕВА, Г. У. ЖАМАНГУЛОВА
БИОЛОГИЯ
Растения, бактерии, грибы, лишайники класс
Учебник для общеобразовательных школ с русским языком обучения
Рекомендован Министерством образования и науки
Кыргызской Республики
Бишкек – 2018
УДК 373.167.1
ББК 28.0 я 721
С Эксперт – Ф. Дооронова, учитель биологии Национальной компьютерной гимназии №5
Субанова Ми др, Биология растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 кл Учебник для общеобразовательных школ с русским языком обучения. – / Субанова М,
Ботбаева ММ, Жамангулова Г.У. – Билим-компьютер, 2018.
– 200 с, илл Учебник соответствует государственному образовательному стандарту для общеобразовательных организаций КР. Учебник для 6 класса знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей трёх царств живой природы растений, бактерий и грибов. Красочные иллюстрации, задания разного уровня сложности, любопытные факты делают учебник доступным, интересными познавательным, развивая у детей любознательность и любовь к предмету.
Условные обозначения:
УДК 373.167.1
ББК 280. я С 4306021100–18
ISBN 978–9967–31–840–3
© Субанова М, Ботбаева М, Жамангулова Г, 2018
© Министерство образования и науки КР, Задания использование полученных знаний – активизация простых мыслительных процессов использование знаний при определённых ситуациях в учебе – творческое мышление информация самооценка термины задания, используемые на практике задание для самостоятельной работы использование знаний на практике обратите внимание вопросы к ожидаемым резултатам
– это интересно вывод
Рис. 1. Озеро Сары-Челек.
ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ БИОЛОГИИ § 1. НАУКА О ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЕ. Что такое жизнь, и почему мы должны изучать е. Как возникла наука о жизнедеятельности Что изучает биология?
Миллиарды лет природа существует на нашей планете. Человечество живёт в тесной связи с природой. Для того чтобы рационально взаимодействовать с природой, человеку нужно изучать закономерности её развития. Понять законы природы можно благодаря изучению природоведения, биологии, физики, химии – наук, в которых эти законы находят свое отражение. Если мы внимательно рассмотрим растения, животных, человека и другие элементы живой природы, мы увидим, что каждый из них способен на саморегулирование. Например, в организме растений синтезируются необходимые питательные вещества, благодаря которым растения растут, цветут, созревают и дают начало новым растениям. Животные также стараются добывать пищу, могут жить самостоятельно, рождать потомство и развивать его. Постоянное взаимодействие частей в целом называется структурой. А каждый организм представляет собой совокупность структур, упорядоченно взаимодействующих как единое целое и представляющих систему. Эта система процессов действует на основе определённых законов живой природы, которые отражают внутреннюю суть явлений, происходящих в природе и обществе Жизнь – это саморегулируемая, самоорганизуемая и самовоспроизводящаяся система процессов.
В природе каждый организм существует в тесной связи с окружающей средой. Именно единство разнообразия жизнедеятельности отдельно взятого организма рождает богатство природы, её красоту, палитру цветов, звуков, гармонию явлений во взаимодействии (рис. 1). Описание жизнедеятельности на нашей планете берет своё начало в Древнем Египте, Месопотамии, Китае. У кыргызского народа история природы сохранилась в виде наскальных рисунков, или петро­
глифов (рис. 2, Научное описание жизни известно со времен Аристотеля (рис.
4) (384–322 год дон. эВ его труде История животных описаны особенности строения, размножения и питания животных. В этом труде древний учёный отразил этапы жизни и развития простых и более сложных организмов из живой природы. После Аристотеля издал многотомный труд под названием Исследования о растениях древнегреческий учёный Теофраст (рис. 5). Позже, в XVI–
XVII вв., ученые Везалий (1514–1564 ), положивший начало науке о строении человеческого организма, Гарвей (1578–1657), ставший основателем науки о развитии организма из одной клетки, Левен­
гук (1632–1723), являющийся основоположником метода микроскопического изучения мелких частей живого, и др. исследовали и описали строение и функции растений и животных. В научных работах, посвящённых описанию животных или растений, большое Рис. 4. Аристотель
(384–322 дн. э.)
Рис. 5. Теофраст
(327–287 дн. э.)
Рис. 2. Рисунки на камнях.
Рис. 3. Наскальные изображения животных
значение имеют наблюдение, практические методы изучения. В результате таких исследований и возникает наука биология. Термин биология происходит от греческих слов «биос» – жизнь и логос
– наука и означает наука о жизни. Впервые термин биология был предложен и введен Ж. Б. Ламарком в 1802 г.
Изучая биологию, мы можем многое узнать о законах живой природы. Например, сезонные явления в течение года даже если никто не будет вмешиваться в жизнедеятельность природы, в опре­
делённый период в ней происходят сезонные изменения.
Всему миру известны учёные Ч.Дарвин, К.А.Тимирязев,
И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Г.Мендель, А.Л.Тахтаджян и др, которые с помощью наблюдений и научных выводов раскрыли основные закономерности функционирования природы и жизни на Земле. А изучению природы и тысячелетней истории кыргызского народа посвящены исследования Б.А.Федченко, И.В.Выходцева,
Е.В.Никитина, А.Т.Токтосунова, М.М.Ботбаевой, Э.Шукурова,
А.Г.Головковой, Б.К.Каримовой и др. Эти учёные выявили и объяснили закономерности процессов, присущих всему многообразию природы в Кыргызстане.
Итак, из параграфа мы узнали, что биологией называется наука о жизни живой природы. С некоторыми основами биологии вы познакомились на уроках «Родиноведения», Природоведения, Естествознания. К живым организмам относятся человек, животные, растения, бактерии, грибы (рис. 6). Особая группа живых организмов – это вирусы, которые не могут существовать самостоятельно. Их жизнедеятельность тесно связана с живой природой.
Жизнь человека зависит от его умения эффективно пользоваться природой. Попытки изучения живой природы всесторонне отражены в наскальных рисунках с древнейших времён (рис. Рис. 6. Мир живых организмов и вирусы.
Животные Вирусы Бактерии Растения
Грибы
6
§ 2. ОСОБЕННОСТИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
И ОКРУЖАЮЩАЯ ИХ СРЕДА. Что мы называем органом и организмом. Чем различается питание растений и животных
3. Чем отличается живая природа от неживой Живые организмы питаются, дышат, в них происходит обмен веществ, благодаря которому они растут, развиваются и воспроизводят себе подобных. У большинства живых организмов имеются специальные органы, осуществляющие питание, размножение, дыхание и т.д. Ужи вотных систему питания обеспечивают ротовая полость, пищевод, желудок систему дыхания – носовая полость, трахея, лёгкие. Для движения им необходимы ноги, лапы или крылья, плавники и т.д. У растений есть корни, стебель, листья, цветы (рис. 8). Каждый из отделов системы выполняет определённую функцию. В соответствии с выполняемой функцией и строением каждый отдел системы называется органом. А совокупность органов как общая система, как реальный носитель жизни называется организмом. Человек или животное, растение или гриб – любое живое существо является организмом.
Рис. 7. Мир живых организмов и окружающая их среда.
Рис. 8. Растение–организм.
Плод
Лист
Цветок
Стебель
Корень
Организмы, к которым относят все живые существа, отличаются от предметов неживой природы несколькими признаками. Рассмотрим эти признаки подробнее. Живой организм получает из окружающей среды все необходимые вещества, которые поддерживают его жизнедеятельность, являясь питательными средствами. Эти вещества расходуются организмом, подвергаются изменениями некоторые из них выводятся обратно в окружающую среду. Этот процесс называется обменом веществ (рис. 9).
2. Живой организм питается. Например, растения все необходимые для своего питания органические вещества (глюкозу) синтезируют в собственных листьях. Значит, большинство веществ, которыми питаются человек и животные, образуются в растениях. В живом организме происходит дыхание – процесс, при котором организм поглощает кислород и выделяет углекислый газ (иначе говоря, во всех живых существах происходит газообмен. Кислород и органические вещества соединяются, и происходит выделение энергии. Эта энергия используется для жизнедеятельности организма благодаря процессу дыхания. В живом организме происходит размножение. Воспроизведение одним организмом нескольких похожих на него других организмов называется размножением. Например, водном цветке мака созревают тысячи семян (рис. В других растениях также могут созревать сотни, тысячи семян. Из каждого семени может появиться новый организм. Животные также воспроизводят подобные себе организмы. Организму свойственны рост и развитие (рис. 11). Вновь рождён­
ный организм увеличивается враз мере и весе. Это называется ростом. Затем в нём развиваются все присущие взрослому организму органы. Если посадить в землю семя, из него появится маленький корешок, Рис. 9. Круговорот веществ и энергии в природе.
Рис. 10. Цветок и семена мака.
Рис. 11. Развития подсолнечника.
Солнечная энергия
потом взрастёт листок. По мере роста разовьётся стебель, распустится цветок, завяжется и созреет плод, добавятся новые признаки. Так происходит развитие. Движение. У большинства организмов есть специальные органы движения, с помощью которых они передвигаются с одного места на другое. К органам движения относят крылья, ноги, плавники и т. д. Растения тоже способны двигаться. Некоторые виды растений поворачиваются по направлению к солнцу (подсолнух, цветки многих растений могут закрываться или открываться в зависимости от условий света. Значит, растениям тоже присуще движение.
Все живые организмы живут и развиваются только в опре­
делённых условиях. Условия, окружающие организм, – почва, воздух, солнечный свет, вода. Кроме этого, растения и животные находятся в тесной связи с другими организмами и окружающей средой. Эта связь подчиняется общим законам природы. Наука, изучающая эту связь, называется экологией. Это название происходит от двух греческих слов «экос» – дом, логос – наука – и означает то, что живые организмы зависят друг от друга и от окружающей среды как звенья одной цепи. Изменение условий среды обитания, повреждение одной группы живых организмов или исчезновение другой может привести к изменению или разрушению всех связей. При этом осложнится продолжение жизни всех живых организмов. Сохранение существующих миллионы лет взаимосвязей в природе – первостепенная обязанность современного человека. Поэтому необходимо учиться, чтобы стать образованным человеком.
ОРГАН. ОРГАНИЗМ. РАЗЛИЧИЕ ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ.
ОСОБЕННОСТИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ЭКОЛОГИЯ.
§ 3. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ И РАСТЕНИЙ. Счем связано многообразие живых организмов. На какие группы делятся растения и животные построению. Как называется наука, изучающая растения и животных. Отчего зависит разнообразие растений. В чём различие деревьев, кустарников и трав. Какие растения называют однолетними, двухлетними, многолетними?
Почему в природе очень много видов живых организмов?
Многообразие видов живых организмов связано с условиями их обитания. Из растений в засушливых местах растут полынь, перекати­поле, кохия и др. А из животных к таким засушливым условиям адаптировались ящерицы, змеи, ежи, мыши­полёвки, жаворонки и др. (рис. Значит, в таких условиях могут прожить только растения и животные, которые адаптировались к засушли­
Рис. 12. Растения и животные в пустыне.
Рис. 13. Живущие в лесах и поймах рек фазан (слева) и барсук (справа).
Рис. 14. Лох (слева) и облепиха (справа).
вому и знойному климату. Даже цвета и окраска подходят к этим условиям. Во влажном климате адаптируются конский щавель, ежа сборная, чина, вика, другие растения. В поймах рек произрастают облепиха, лох, ива, барбарис, шиповник, тамарикс, ирис (риса из животных обитают барсук, дикий заяц, фазан и др. (рис. 13).
Редко встречаются на Земле места, где не растут растения. Они растут ив воде водоросли, водяной перец, и на поверхности водо­
ёмов – амазонская виктория, ряска и др. (рис. 15). В условиях холодного высокогорья растут эдельвейс, кобрезия, полынь эстрагон, на каменистых склонах – эфедра, зизифора, эминиум (рис. Таким образом, многообразие видов растений и животных обусловлено средой их обитания и развития, оно формировалось на протяжении столетий, когда живые организмы изменялись в результате естественного отбора и адаптировались к особенностям окружающей среды. В результате этого процесса на Земле возникло около 0,5 млн. видов растений и более 1,5 млн. видов животных.
Наука, изучающая функционирование растений, называется ботаникой (название произошло от слова «ботанэ» – растение. А наука, изучающая жизнь животных, называется зоологией.
В зависимости от строения растения делятся на два подкласса низшие и высшие растения. К низшим построению относятся водоросли (рис. 17). Их тела не имеют отдельных органов и состоят из одного или из нескольких слоёв клеток. Поэтому их тела называют слоевищем, или таллом. Они размножаются с помощью мелких частиц, называемых спорами.
В зависимости от строения растения делятся на два подцарства: низшие и высшие растения. К низшим построению относятся водо­
Рис. 15. Водяной перец (слева) и виктория-регия (справа).
Рис. 16. Эдельвейс (слева) и полынь эстрагон (справа
росли (рис. 17). Их тела не имеют отдельных органов и состоят из одного или нескольких слоёв клеток. Поэтому их тела называют слоевищем, или таллом. Они размножаются с помощью мелких частиц, называемых спорами.
К высшим растениям относятся риниофиты, плауны, мхи, хвощевидные, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения (рис. 17).
Водоросли
Папоротник
Риниофит
Голосеменные
Покрытосеменные
Плаун
Хвощи
Рис. 17. Низшие и высшие растения
На Земле существует около 500 тысяч видов растений. Их многообразие зависит, в первую очередь, от климатических условий. Например, растения зон тундры, тайги, смешанного леса, лугов, степей, пустыни непохожи друг на друга.
В условиях гор, в том числе в Кыргызстане, большинство природных зон представлены как пояса горных склонов. Растения и животные, обитающие возле ледников на некоторых горных вершинах, схожи с растениями и животными из тундры. Ниже, на склонах гор, располагаются хвойные деревья, как в тайге, затем Рис. 18. Географические пояса.
Альпы
Субальпы
Леса
Луга
Степи следуют сенокосные угодья лугов, за ними расположены степи, богатые полынью и типчаком и пригодные для пастбищ. Например, долина Суусамыр или близкие к перевалу Чыйырчык пастбища в Алайской долине. А природная среда холмов у подножия горна поминает среду обитания полупустыни и пустыни (рис. Разнообразие видов растений, кроме климатических условий, зависит от форм жизнедеятельности.
Растения отличаются друг от друга формой крон, стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями. Вместе стем, между растениями можно обнаружить много общего и схожего. Например, каждое цветковое растение можно отнести к одной из трёх групп к деревьям, кустарникам или травам. Эти группы называются жизненными формами растений (рис. Деревья – это многолетние растения, имеющие один крепкий, большой и разветвлённый ствол.
К деревьям относятся тополь, карагач или плодовые деревья. На Земном шаре среди деревьев встречаются гиганты. Например, эвкалипт, высота которого может превышать 100 метров
13
Кустарники – в отличие от деревьев – могут разветвляться, начиная от земли. Поэтому стволов укус тарника может быть несколько, а не как у деревьев – один.
К кустарникам относятся жимолость, барбарис, шиповник, смородина и т.п.
Травы – это стеблистые растения, большинство из которых ежегодно высыхает. У некоторых остаётся лишь подземная часть. Почти у всех трав короткие стебли. Небольшое количество трав растут с высокими стеблями. Примером таких растений можно считать феруллу, карындыз, прангос. Большая часть поверхности Земли поросла травами, которые в науке делятся на однолетние, двухлетние и многолетние. Большинство трав – однолетние растения. Например, лебеда, пастушья сумка, рогоглавник, паслён чёрный. Эти растения и им подобные прорастают весной из семян, а после созревания плодов они, как правило, засыхают.
А у свёклы, моркови, капусты, редьки и подобных им растений в первый год развиваются стебли, корни, листья. На второй год развиваются побеги, растения расцветают, дают семена и потом засыхают. Такие растения называются двухлетними. У многолетних растений, даже когда после созревания плодов засохнет стебель, подземные органы остаются жизнеспособными и при благоприятных условиях могут прорастать. К многолетним травам относятся клевер, одуванчик, подорожник и т. д.
ЗОНЫ. ПОЯСА. ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ. ДЕРЕВО. КУСТАРНИК. ТРАВА. ОДНОЛЕТНИЕ, ДВУХЛЕТНИЕ, МНОГОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ. НИЗШИЕ И ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ. БОТАНИКА. ЗООЛОГИЯ. ТАЛЛОМ. СПОРА.
Рис. 19. Жизненные формы растений.
Дерево
Кустарник
Трава
14
§ 4. РАСТЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ИХ ИЗУЧЕНИЯ. В чём значение растений на Земле. Почему невозможна жизнь животных без растений. Почему необходимо сохранять растения Если бы не было растений на Земле, не было бы многих видов животных и человека. Почему так?

Во первых, растения выделяют кислород. Все животные, человек, сами растения дышат кислородом. Если в воздухе увеличивается количество дыма, копоти, выхлопных газов автомобилей, это может нанести вред органам дыхания и здоровью в целом. Жизнь всех организмов зависит от растений. Если исчезнут растения, остановится жизнь на Земле. Поэтому обязанностью человека является сохранение растений и условий, созданных для них природой за многие тысячи лет. Однако растения погибают в различных ситуациях. Например, им могут навредить природные катаклизмы оползни, наводнения, засухи, увеличение количества вредителей и т. д. Но особенно растения страдают от вреда, наносимого человеческими руками. В течение многих лет для различных целей человек вырубает леса, заготавливает дрова, строит дома, загоны для скота, сооружает водохранилища. Огромное количество растений вместе с землями были затоплены для водохранилищ (Токтогуль­
ского, Найманского, Орто­Токойского и др.).
Как правильно использовать растения в природе?
Чтобы правильно использовать растения, человеку необходимо знать их основную роль в природе. Мы не можем знать всего. Причиной исчезновения растений могут быть как природные катаклизмы, таки неграмотность человека. Если постоянно вырубать кустарники на склонах гор, они исчезнут, что приведёт к разрыхлению почвы, которую укрепляли корни кустарников. Кроме того, оголённые склоны горне смогут впитывать осадки, и тогда образуются сели, а зимой накопившийся снег будет сходить лавинами, разрушая почвенный слой земли. Если не знать особенностей функционирования растений в природе, жизнь человека может ос­
ложниться.
Для сохранения природы создаются заповедники, заказники и ботанические сады. Заповедники
– это земли, на которых не ведёт­
ся хозяйственная деятельность и соблюдается неприкосновенность природных ценностей. Иначе говоря, это зоны особой значимости, где на протяжении многих лет сохраняются ценные виды растений и породы животных на основе природной саморегуляции. В таких местах проводятся исследовательские работы.
В Кыргызстане функционируют следующие заповедники
Беш­Арал, Сары­Челек, Падыша­Ата (Джалал­Абадская область,
15
Иссык­Куль, Сарычат­Эрташ (Иссык­Кульская область, Нарын,
Каратал­Жапырык (Нарынская область).
Национальным парком называют взятые под охрану участки природы, на которых организованы условия для отдыха и туризма. Например, Кыргыз­Ата, Кара­Шоро (Ошская область, Ала­Арча,
Чон­Кемин (Чуйская область, Беш­Таш (Таласская область).
Ботаническим садом называют территорию, на которой собраны коллекции растений из всех уголков Земли. Для этого могут быть организованы искусственные зоны. Здесь ведётся научное исследование растений, проводится отбор ценных сортов, происходит акклиматизация сортов растений, нетипичных для данной местности, и их распространение на новой территории. Ботанический сад считается народным достоянием и национальной гордостью страны.
Особую роль в сохранении природных ценностей играет Красная книга, в которую включены редкие и исчезающие виды растений и животных. В этом учебнике, на внутренней части разворота, есть изображения некоторых видов растений, включённых в Красную книгу Кыргызстана.
Возможна ли жизнь на Земле без растений Для чего они нужны Что ты хочешь знать о растениях Хочешь литы выбрать профессию, связанную с изучением растений В течение года мы узнаем о том, как прививать деревья, как сажать цветы, как засевать овощи и как ухаживать за ними. А также о том, как обрабатывать почву, как готовить и использовать удобрения, как бороться ссор няками и вредителями, как получать богатый урожай и увеличивать посевы.
Этот учебник рассказывает о том, как называются растения вокруг нас, из чего они состоят, как растут, почему растения растут везде по­разному, а также о других интересных явлениях, происходящих в мире растений. Вы познакомитесь с удивительными растениями. Найдёте ответы на интересующие вас вопросы. А также узнаете о том, почему растения называют «лёгкими планеты. Наряду с этим вы получите сведения о правильном питании, об укреплении тела, сохранении здоровья, узнаете о том, как строить благополучную жизнь, и получите подсказку для выбора профессии.
Итак, наука биология обогащает человека знаниями о том, как устроен окружающий нас мир живой природы.
ЗАПОВЕДНИК. ЗАКАЗНИК. БОТАНИЧЕСКИЙ САД. КРАСНАЯ КНИГА
Что мы узнали из введения в биологию?
Из введения мы узнали о том, что жизнь является одной из особенностей планеты Земля, что биология является наукой, изучающей природу, а ботаника – разделом биологии, изучающим растения. Обрели понимание того, что к живой природе относятся растения, животные, грибы, бактерии и вирусы. Мы узнали, что многообразие видов живых организмов связано с условиями их обитания, что растения обеспечивают нас кислородом, а также, продуцируя органические вещества, являются основным источником питания для человека, животных, бактерий, грибов.
Мы обрели понимание важности сохранения растительного покрова Земли и правильного его использования для жизнедеятельности человека. Вопросы. Каковы особенности живой природы. На какие группы делятся живые организмы в природе. Как возникла наука о природе. Какие ты знаешь науки о природе. Счем связано многообразие видов живых организмов
6. Какую роль играют растения в жизни человека ив природе в целом
7. Как сохранить растения на Земле
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С МИРОМ РАСТЕНИЙ 5. ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК И МИР РАСТЕНИЙ. Как в природе связаны между собой животные, мир растений и человек
2. Какова роль растений в природе
3. Почему мы называем природу одним целым?
Растения, животные и человек вместе с окружающей их средой составляют природу как единое целое. Для жизни растений необходимым считается наличие почвы, воды, воздуха и солнечного света. А для животных, кроме воздуха, воды и солнечного света, необходимо наличие растений как источника питания. Иногда для нормального роста растений необходимо наличие животных. Например, для опыления растений необходимы насекомые, в распространении семян участвуют птицы или травоядные животные (рис. Человек тоже играет определённую роль в природе. Выводя новые сорта растений и породы животных, он обогащает живую природу. Высаживая растения и деревья, озеленяет окружающий мир. В результате повышается содержание кислорода в воздухе. А если природа будет богата растениями, то и жизнь животных будет улучшаться. В соответствии с этим, человеку необходимо прикладывать больше усилий по увеличению числа растений и животных на Земле.
Растения играют особую роль в природе. Они считаются основным источником питания на Земле. Почти вся живность, в том Рис. 20. Связь между живой и неживой природой
числе и человек, питается растениями. Потому что растения сами синтезируют питательные вещества.
Кроме питания, человек использует растения для получения одежды, строительных материалов, дров, лекарств и др.
Учитывая то, что растения являются основным источником энергии для животных и человека, необходимо стараться не нарушать условия их обитания и размножения. Человек, обладая мощными техническими средствами, понимая, что является всего лишь частью природы, стараясь не нарушать внутренние законы природы, должен жить, подчиняясь им. Мы изучаем биологию для того, чтобы защитить растения и животных, не меняя среды их обитания, сохраняя их основное предназначение.
Кроме перечисленных особенностей растений, стоит отметить их роль в обогащении плодородного слоя почвы, образующегося перегноем. Там, где растения густо растут, перегноя бывает много. На склонах гор корни растений, углубляясь в почву и образуя густую сеть корневых образований, укрепляют верхний слой почвы.
Жизнь всех животных, растений и человека, даже если они изменяют место своего обитания, невозможна без явлений неживой природы почвы, воды, воздуха, солнечного света. Следует постоянно помнить о том, что мы и окружающая нас природа – это единое целое.
Горы, холмистые луга, водопады и другие места, пригодные для поселения, кыргызы считают бесценным богатством, пастбища архаров игорных коз – подарком от природы, а земли, пригодные для земледелия, – средством пропитания. Таким образом, народ, с незапамятных времен считая свою землю священной, почитает Рис. 21
Жизнь в горах
е. И любое разрушение экологического равновесия, например, сжигание лесов, считается вероломством по отношению к природе и воспринимается как разрушение благополучия будущих поколений.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов


связь с админом