Главная страница
qrcode

психология 5. Тема Феномен личности в психологии. Индивидуально-психологические особенности личности


Скачать 25.81 Kb.
НазваниеТема Феномен личности в психологии. Индивидуально-психологические особенности личности
Дата30.06.2020
Размер25.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапсихология 5.docx
ТипСеминар
#42495
Каталог

Выполнила: Хализова К.А. 201 группа


Тема 5. «Феномен личности в психологии. Индивидуально-психологические особенности личности».

Кейс№ 1.

И.П. Павлов описал случай психического расстройства у студента, который после окончания духовной семинарии поступил на медицинский факультет университета. Заболевание возникло и стало прогрессировать во время занятий в университете. По рекомендации врачей юношу перевели на гуманитарный факультет. После этого постепенно восстановилось нормальное состояние, и он смог продолжать обучение. К какому типу нервной системы можно отнести данного человека?

Ответ: этот человек имел слабый тип нервной деятельности.

Кейс№ 2.

В литературе описаны случаи, когда у людей, вынужденных скрывать от близких родственников их тяжѐлое заболевание возникло нервное расстройство. Какой преимущественно тип нервной системы можно предположить у этих людей? В поликлинике у кабинета врача ожидают своей очереди пациенты. Медицинская сестра приглашает в кабинет врача пациента – участника боевых действий без очереди.

-Пациент А., быстро вскочив со своего места, начинает громко, резко и даже грубо возмущаться действиями медсестры, вызывая конфликтную ситуацию.

-Пациент Б., неторопливо подойдя к пациенту А., начинает его успокаивать, просит присесть, настойчиво предлагая разрешить конфликт.

-Пациент В. сравнительно легко реагирует на эту ситуацию, при этом, воспринимая все происходящее с улыбкой и активно общаясь с другими больными, ожидающими прием врача, объясняет правомерность действий медицинской сестры.

-Пациент Г., чувствуя неловкость данной ситуации, смущен, ни с кем из других людей не общается, тяжело переживает необходимость более длительного пребывания в поликлинике, на глазах слѐзы. Определите тип темперамента каждого пациента.

Ответ: Невроз был связан с перенапряжением тормозного процесса у человека с сильным неуравновешенным типом нервной системы.

Кейс№3.

Вы доктор платной палаты. В вашей палате на лечении по поводу гипертонической болезни находится больная С., 1933 года рождения. Из разговоров с ней вы узнали, что росла она в обстановке дружной семьи. Окончила школу, затем политехнический институт, работала успешно. С 55-летнего возраста на пенсии. К выходу на пенсию отнеслась положительно, переключилась на домашние дела. Замужем за военным. Много ездила по стране. Муж – военный пенсионер. Отношения с мужем хорошие, материально обеспечены. Имеет взрослую дочь и внучку, которые живут с зятем отдельно. Отношения с дочерью стали портиться после ее замужества и рождения ребенка. В последние годы сохраняется стойкая конфликтная ситуация. Больная С. по характеру общительная, деятельная, легко выходит из состояния равновесия, упрямая. Первые два приступа связывает со смертью матери, последующие – с отношениями с дочерью.


Больная тяжело переносила смерть своей матери, и ,возможно, дочь не достаточно уделяла ей внимания в этот тяжелый период, (из-за появления собственной семьи), что и вызвало такое поведение больной. Ведь у нее одна единственная дочь.


Именно пожилые люди особенно остро чувствуют свою ненужность, нередко впадая по этому поводу в депрессию. Их постоянно гнетет отсутствие рядом близкого человека, чувство немощности, а с ним и безысходности. Проблема одиночества в пожилом возрасте, как бы парадоксально это ни звучало, возникает даже у тех, кто проживает с родственниками.



Чем старше люди, тем в более неустойчивом состоянии находится их психика. Причем они не осознают изменения, которые, в конечном итоге, могут трансформироваться в серьезные патологические формы.Нарушение психического состояния у пожилых встречаются достаточно часто. Распространенной является старческая депрессия. Как правило, такие люди «уходят в себя», мало общаются, у них резко снижается активность. Это состояние длится неделями, месяцами, годами. Им требуется медицинская помощь, если ее не оказать, все может закончиться для них плохо.

Причины развития старческой депрессии

Смерть одного из супругов. Как правило, это событие переносится людьми старшего возраста очень болезненно, почти всегда связано с психологическими травмами. Зачастую возникают серьезные расстройства психики.Напряженные отношения с родственниками. Старики, как правило, очень эмоционально реагируют на проблемы в семье, что негативно сказывается на их психическом здоровье.Одиночество. Старые одинокие люди чувствуют себя никому ненужными. На этом фоне у них проявляются разнообразные формы психологической неустойчивости. переходят в депрессивное состояние.Болезнь. С возрастом люди начинают больше болеть. Они становятся частыми посетителями медицинских учреждений и аптек. Появляются хронические болезни, которые изнуряют. В голову приходят мрачные мысли.


.
Оказать медицинскую помощь в лечении данного заболевания.
  • Наладить отношения с родственниками. Прежде всего, с дочерью.
  • 3. Помощь психолога


    Чем старше люди, тем в более неустойчивом состоянии находится их психика. Причем они не осознают изменения, которые, в конечном итоге, могут трансформироваться в серьезные патологические формы.Нарушение психического состояния у пожилых встречаются достаточно часто. Распространенной является старческая депрессия. Как правило, такие люди «уходят в себя», мало общаются, у них резко снижается активность. Это состояние длится неделями, месяцами, годами. Им требуется медицинская помощь, если ее не оказать, все может закончиться для них плохо.

    Кейс № 4.

    Вы доктор одной из больниц города. Больная Н., 1935 года рождения, находится на лечении в отделении онкологии, где Вы и работаете. Постоянно ищет с Вами контакта. Наследственность отягощена злокачественными опухолями. Закончила институт. Была замужем, имеет взрослого сына. С мужем уже 30 лет как разведена пил. Очень общительная, энергичная женщина, веселая, следит за собой. Ее девиз – я самая умная и красивая. Всю жизнь проработала в одной организации. Болеет давно. Неоднократно оперировалась.


    Возможно, девиз по жизни больной является ее внутренней мотивацией к психологическому преодолению данной болезни. Или же это внешняя защитная реакция. Ведь пациентка уже 30 лет как разведена, за такой период женщина привыкает жить одна и решать все свои проблема сама, не ищет помощи в окружающих людях, не хочет казаться слабой. И столкнувшись с этой болезнью она делает тоже самое.


    пациентки. Ее девиз по жизни, желание всегда выглядеть хорошо, быть энергичной и общительной являются ее особенностями.


    Люди преклонного возраста:
    часто бывают невнимательными и теряют смысл разговора;
  • плохо воспринимают быструю и невнятную речь;
  • не понимают смысл группового разговора, забывают все сказанное;
  • раздражаются, если не могут понять происходящего;
  • бояться ухудшения здоровья и того, что им не смогут вовремя оказать помощь;
  • переживают из-за нехватки денег;
  • трудно приспосабливаются к новому режиму дня, новой обстановке, новому кругу общения;
  • всегда лучше воспитываются пряником, а не кнутом, нуждаются в поощрении и похвале.
    Чтобы общение было плодотворным, следует соблюдать рекомендации:
    Не нужно спорить с пожилым человеком, критиковать его действия.
  • Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.
  • Не нужно показывать свои истинные эмоции: раздражение, злость, обиду. Просто попытайтесь его понять и выяснить причину его поведения.
  • Не нужно смеяться над страхами и опасениями своего собеседника. Постарайтесь отнестись с пониманием ко всем его проблемам, посочувствуйте.
  • Постарайтесь не перебивать пенсионера, а предоставьте ему возможность выговориться. Если на это не хватает времени, то нужно как можно деликатнее остановить разговор и пообещать продолжить, как только появится возможность.
  • Начинайте разговор только по обоюдному согласию. Не нужно навязываться старику, но и не нужно избегать общения с ним.
  • Говорите достаточно громко, внятно и четко, не торопитесь в высказываниях, не хамите, относитесь к собеседнику с уважением.
  • Убеждайте пожилого человека уговорами и упрашиваниями, воспользуйтесь помощью людей, которые способны оказать на него влияние, но не наседайте.
  • Для убеждения попробуйте привести примеры с жизни других людей, персонажей, исторических личностей.
  • Если пожилой человек начинает бросаться обвинениями, не следует остро на них реагировать. Нужно набраться терпения и постараться сообща решить вопрос.
  • Всегда оставайтесь тактичными, смотрите собеседнику прямо в глаза, относитесь с уважением.
    Попробуйте сами прожить один день с ощущением ушедшей молодости и утекающего ежеминутно времени, с чувством того, что дети под словом «моя семья» далеко не всегда имеют в виду и вас. А теперь представьте, если такой опыт повторяется каждый день. Именно поэтому большинство ссор случаются из-за того, что вы живете своей жизнью, а для родителей в ней места с каждым годом все меньше. Отсюда же печально известная озлобленность пожилых людей – признак уязвимости и неуверенности в себе. Пожилым людям необходимо внимание.

    .

    Самооценка является важнейшим личностным показателем, имеющим многофакторный характер, социально обусловленный и неодинаково выраженный у разных людей. Самооценка – это то, что индивид значит сам для себя, это ценностный, а не когнитивный показатель.

    В.В. Болтенко (1980) отмечает, что наряду с фактами низкой локализации самооценки в позднем возрасте имеются данные о ее высоком уровне в сочетании со свойствами неустойчивости и неадекватности по типу завышения. Автор делает вывод, в частности, об отсутствии тенденции к снижению самооценки в геронтогенезе, объясняя это нарастающей некритичностью и психологической защитой. Результаты экспериментов Л.В. Бороздиной и О.Н. Молчановой (1988) был установлен противоположный факт: все элементы самооценки с возрастом снижаются. Люди позднего возраста оценивают себя ориентируясь на «я был- я есть». По данным многих авторов, самооценка находится в тесной зависимости от занятости, состояния здоровья и эмоционального тонуса старых людей.

    Чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности. Были выделены два фактора повышения самооценки в пожилом возрасте. Первый связан с тем, что с возрастом уменьшаются расхождения между реальным и идеальным «Я». Происходит сближение того, чем человек хотел стать и чем он стал. Это ведет к удовлетворению своей жизнью. Второй фактор относится к опыту взаимодействия пожилых с другими людьми. С возрастом появляется умение строить разные отношения с разными людьми. Это ведет к тому, что человек в позднем возрасте выстраивает устойчивый круг общения.

    Задание 2. По мнению отечественных ученых, личность формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой. Вместе с тем утверждается, что каждая личность представляет собой неповторимое сочетание антропологических (наследственных), психических и социальных черт, находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией жизни данного индивида. Можно ли говорить в этом случае о типологизации личностей, все сложное и неповторимое свести к каким-то группам и рассматривать каждого человека как представителя одной из этих групп? Дайте обоснование своего суждения.

    Личные исключения из групповых и классовых типов, конечно, есть и всегда будут. Но социальные типы остаются. К. Маркс указывал, что "человек... смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку".

    Возведя в ранг первичных и универсальных отношений связь между трудом и досугом, Ж. Дюмазедье делает вывод о появлении новых типов личности, новых общностей, основанных на совместном (групповом) использовании того или иного вида деятельности в сфере досуга. Речь идет о добровольных ассоциациях рыболовов, спортсменов, самодеятельных музыкантов и т.д. В конечном счете, согласно утопии французского социолога, эти ассоциации должны послужить ядром для возникновения в рамках капитализма одного внеклассового типа личности с едиными характеристиками, важнейшими из которых Дюмазедье считает отрицательное отношение к прошлому, стремление убежать от реального настоящего и безразличие к будущему.

    Задание 3. Н.Г. Чернышевский писал о темпераменте людей следующее: «Те люди, которым их старшие или знакомые внушают привычку держать себя с достоинством, почти все с очень ранних лет привыкают к плавности движений и речи; наоборот, в тех сословиях, где считается надобной резкость движений и речи, почти все с молодости привыкают к сильной и быстрой жестикуляции, к произвольному и быстрому тону речи». О какой важной особенности темперамента говорит Чернышевский? Какое значение она имеет для воспитания детей?

    О такой особенности как общение с людьми и выражения своих желаний с помощью голоса.

    Задание 4. Заполните таблицу «История исследования личности».
    Исторический

    период
    Хронологические

    рамки
    Проблемы психологии

    личности
    От античности до XVIII века

    С начала XIX века по начало ХХ века

    С XX века
    Философско- литературный

    Клинический период

    Экспериментальный
    В центре исследования личности стоят вопросы нравственной и социальной природы человека. Определения личности — очень широкие, а отдельные теории плохо согласуются друг с другом.
    Представление о личности было сужено по сравнению с предыдущим периодом, а акцент делался на патологические или акцентуированные черты личности.
    Гипотезы стали подкрепляться экспериментальными исследованиями с применением тестов, количественно измеряющих отдельные черты личности.
    7. Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Предварительно заполните таблицу, подобрав к каждому алгоритму конкретное соответствие из данной ситуации.


    п/п
    Алгоритм
    Конкретное соответствие

    данной ситуации

    предложенному

    алгоритму
    1
    Выяснение частоты проявления

    анализируемых поведенческих

    реакций человека.
    В описании поведения Сергея

    употребляются слова

    «обычно», «часто», что

    указывает на типичность

    данного поведения.
    2
    Определение силы нервной системы.
    Высокая физическая

    активность говорит о сильной

    нервной системе. (Например,

    «Любит качаться на качелях,

    залезать на высокие деревья».
    3
    Определение уравновешенности

    нервной системы.
    Присущее ребенку чувство

    ритма говорит об

    уравновешенности нервной

    системы. (Например,

    «Обычно, если он падает, то

    на глазах мгновенно

    появляются слезы, но он

    быстро утешается»).
    4
    Определение подвижности нервной

    системы.
    Быстрота переключения с

    одной деятельности на

    другую говорит о

    подвижности нервной

    системы. (Например, «Он

    может быстро отвлечься от

    своей игры. Его голова и

    глаза быстро двигаются туда-

    сюда»).
    5
    Обобщение сочетания свойств

    нервной системы.
    Итак, нервная система

    Сережи сильная,

    уравновешенная и

    подвижная.
    6
    Соотнесение установленного

    сочетания свойств с

    классификационными признаками

    типов темпераментов.
    Сильная, уравновешенная и

    подвижная нервная система

    по классификации И.П.

    Павлова соответствует

    сангвиническому

    темпераменту.
    Пятилетний Сергей не очень высок для своего роста, но гибок и строен. Обычно, если он падает, то на глазах мгновенно появляются слезы, но он быстро утешается. Любит качаться на качелях, залезать на высокие деревья. Он может быстро отвлечься от своей игры. Его голова и глаза быстро двигаются туда - сюда, как у маленькой птички. Засыпает быстро и легко просыпается. Ритм - его сущность.

  • перейти в каталог файлов


    связь с админом