Главная страница
qrcode

Он соединил в себе оригинальность учения Платона и энциклопедичн. Субъективно-идеалистическое течение Кант, Фихте


Скачать 40.57 Kb.
НазваниеСубъективно-идеалистическое течение Кант, Фихте
Дата26.03.2021
Размер40.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОн соединил в себе оригинальность учения Платона и энциклопедичн
ТипДокументы
#46033
Каталог

Он соединил в себе оригинальность учения Платона и энциклопедичность Аристотеля, и потому его философия считается вершиной истории философии XIX века. Кант – основатель субъективного идеализма – течения,

которое утверждает, что мир является только образом, рожденным в сознании индивида, в то время, когда

истинный мир недоступен для нашего мышления (субъективный образ объективного мира). Субъективный

идеализм рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам.

Творчество Канта делится на два периода: докритический и критический.

I этап (1747—1755годы) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

II этап (начинается с 1770-х гг.) — занимается вопросами гносеологии и процессом познания, размышляет над

метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека. Человек – житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого.

Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы. Умопостигаемый мир – это мир свободы.

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Существует две формулировки категорического

императива (нравственного закона):

1.«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»

2.«Относись к человечеству в своём лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда — как к средству».

Субъективно-идеалистическое течение (Кант, Фихте), утверждающее, что в действительности мир является лишь образом, рожденным в сознании индивида, в то время, когда истинный мир недоступен для нашего мышления (субъективный образ объективного мира). Субъективный идеализм рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего субъекта – главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека) и трансцендентальный (всеобщие определения человека как такового);

Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель) утверждает, что в основе мира лежит высшая духовная надприродная сущность (Абсолютная идея), породившая природу и общество. Шеллинг стремился показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизывающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель доказывал, что происхождение многого из единого является предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой – понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит противоречие;

Материализм (Фейербах) возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре внимания Фейербаха – человек как единство души и тела. Критикуя абстрактное мышление, Фейербах полагает, что только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Фейербах отвергает возможность отвлеченного познания с помощью разума.

1. Субъективный идеализм И. Канта.

Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии. В творчестве Канта различают два периода: «докритический» (до 1770г.) и «критический». В докритический период интересы Канта носят ярко выраженный естественно-научный характер. Достаточно перечислить ряд выдающихся гипотез в области естественных наук:

 о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности;

 о классификации животных в порядке их возможного происхождения;

 о естественном происхождении рас.

Позднее его идеи были уточнены и развиты в учениях П. Лапласа, А. Эйнштейна, Ч. Дарвина.

Во второй период Кант написал три книги: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В этих работах Кант дал критику всей предшествующей философии. Он сформулировал три основных вопроса: «Что я могу знать?» (гносеология), «Что я должен делать?» (этика), «На что я могу надеяться?» (эстетика). Ответы на эти вопросы позволяют ответить на главный вопрос – «Что такое человек и каким надо быть, чтобы быть человеком?».

Отправной точкой размышлений Канта является, по его мнению, необходимость вначале изучить границы познавательных способностей человека. Может ли человеческий разум познать мир в целом?

В работе «Критика чистого разума» достоверность научного знания Кант обосновывает как объективное знание. Объективность отождествляется с всеобщностью и необходимостью, то есть для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания, согласно Канту, обусловливается структурой трансцендентального субъекта, его надиндивидуальными качествами и

свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные, доопытные (априорные) формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: пространство, время, формы рассудка.

Пространство и время, согласно Канту, – это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а, напротив, – субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества.

Пространство – это врожденная, доопытная, форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания).

Время – это врожденная форма внутреннего чувства (или внутреннего созерцания).

Рассудок – это познавательная способность, мышление, оперирующее понятиями и категориями.

Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка понятия и категории конструктируют предмет, поэтому и согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать только то, что сами создали, считает И. Кант.

Итак, рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы, таким образом, обусловливает объективность знания. Что же тогда создает возможность для такой деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы однозначно: все это сведено с особенностями субъекта.

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют «вещи сами по себе», через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка они становятся достоянием сознания субъекта, и он может делать о них определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл «явлениями». Человек знает о вещах только в той форме, в какой они даны его сознанию, но каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может.

Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром «явлений». Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, умопостигаемый мир, может быть доступно только разуму.

Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями, а идеи – это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит.

Доказательством того, что идее разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума.

Антиномии – это противоречивые, взаимоисключающие положения. Антиномии одинаково доказуемы.

 «Бог существует» и «Бога нет».

 «Мир имеет начало в пространстве и времени» и «Мир бесконечен».

 «Человек свободен» и «Человек несвободен».

Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мере опыта, а о мире «вещей самих по себе». Мир «вещей самих по себе» закрыт для теоретического разума, науки. Однако это не значит, что этот мир недоступен человеку.

Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы. Умопостигаемый мир – это мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум, так как его главное назначение — руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является воля, которая определяется не внешними причинами, природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой.

В своей книге «Критика практического разума» Кант излагает свое этическое учение.

Основное понятие – практический разум. Практический разум действует в повседневной, обыденной жизни человека. Он ориентирует человека на его поведение в жизни общества.

Регулятором поведения является категорический императив (обязательное требование или моральный закон). Он гласит: «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом». Человек, согласно Канту, наивысшая ценность и всегда цель, но никогда не средство. Все поступки должны делаться на благо общества. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение. Оно ориентирует человека и общество на моральные ценности, а не на эгоистические интересы.

Таким образом, И. Кант признавал объективное существование материальных предметов. Но человек не может познать их сущность. Поэтому они являются «вещами в себе».

Познать человек может только явления (феномены), находящиеся в хаотическом беспорядке.

Человек, познавая, вносит определенный порядок: размещает все явления в пространственные и временные рамки, сообщает им закономерности и причинно-следственные связи. Познание происходит в чувственном опыте, но благодаря априорным формам, категориям и идеям. Ступенями познания являются чувственность, рассудок и разум.

2. Объективный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – автор работ: «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия природы», «Философия истории» и т.д. В рамках объективного идеализма он пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснования тождества индивидуального и абсолютного «Я». Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории. В процессе воспитания и образования каждый человек, по мнению Гегеля, становится способен посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившийся мировой истории, «мирового духа». Поэтому противоположность субъекта и объекта снимается и достигается абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Движение сознания, по Гегелю, – это восхождение от абстрактного к конкретному.

Каждая последующая ступень заключает в себя все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком, уровне.

Первая ступень – сознание: на этой ступени предмет противостоит человеку «Я» как внешняя данность; сознание является созерцающим (чувственные восприятия, формы рассудка).

Вторая ступень – самосознание: сознание практически действующее, желающее и стремящееся.

Высшая ступень – «дух»: сознание постигает духовную реальность мира и себя как выражение этой реальности.

С каждой из этих ступеней развития индивидуального сознания соотносятся определенные ступени и формы развития человеческой культуры, духовной жизни: мораль, наука, право, религия и др.

Гегель стремился охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким понятием является для Гегеля «Абсолютная идея» – это разум, мышление, разумное мышление.

В процессе саморазвития «Абсолютная идея» проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Основой самораскрытия «Абсолютной идеи» является логика – научно-теоретическое осознание «Абсолютной идеи». Необходимым средством развития «Абсолютной идеи» выступает природа, которую Бог создал с той целью, чтобы из нее возникли человек и человеческий дух.

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.

 Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории: качество, количество, мера. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом и определяется через его свойство. Количество – внешняя для бытия определенность, нечто относительно безразличное для той или

иной вещи. Например: дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше. Мера – единство качественной и количественной определенности предмета.

Сущность закона: Качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.

 Закон о взаимопроникновении противоположностей. Категории: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество выражает равенство объекта самому

себе или нескольких объектов друг другу. Различие – отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность – взаимоотношения таких сторон

объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга.

Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Сущность закона: Противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состояние непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга.

 Закон отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития. Отрицание – единство трех основных моментов: преодоление старого, преемственность в развитии, утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития, которую Гегель связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Сущность закона: новое закономерно сменяет старое, но на определенном этапе оно становится старым, которое сменяется на еще более новое.

Главным недостатком гегелевской философии считается противоречивость между его системой и прогрессивным диалектическим методом:

– если диалектический метод требует рассматривать все в движении и развитии, то его философская система отрицает всеобщность развития (природа, по Гегелю, не развивается во времени);

– если диалектика Гегеля предполагает, что процесс познания бесконечен, то консервативная система призвана дать законченное абсолютное знание действительности;

– если диалектика утверждает, что развитие общества не имеет границ, то система отграничивает это развитие прусской монархией, которая считалась высшим этапом этого развития.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) – сторонник антропологического материализма. Основные сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основные положения философии будущего» (1843).

В основу своей философии он положил принцип материализма. Он утверждает, что природа первична, вечна, бесконечна в пространстве и во времени. Вне природы нет пространства и времени. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях к реальным объектам – природе и человеку. Основой философии должен быть человек, а не некая абсолютная идея. Антропологический материализм утверждает, что реальный субъект и носитель разума является только человек, который, в свою очередь, есть продукт природы. Разума, и мысли вне человека нет. Фейербах отрицает толкование мышления как сверхчеловеческой и внеприродной сущности.

В теории познания Фейербах опирается на сенсуализм, признавая, что решающая роль в познании принадлежит чувствам. Человек познает мир через свои ощущения.

Фейербах – атеист. Не Бог порождает человека, а человек – Бога. Фейербах показал, что возникновение религии связано не только и не столько с невежеством людей, но, прежде всего, с условиями их жизни. Первоисточник религиозных иллюзий он видел в чувстве зависимости, бессилия человека по отношению неподвластным его воле природным стихиям.

Бог есть, таким образом, порождение человека, но впоследствии превращается из творения человека в его Творца, и ставит самого человека в зависимость от вымышленного им же «высшего существа». Тайна религии заключается в том. что человек объективирует свою сущность, а затем эта сущность превращается в субъект, личность, т.е. в Бога. «Чтобы обогатить Бога, надо разорить человека. Чтобы Бог был всем, человек должен сделаться ничем» – пишет Фейербах. Отвергая религиозный культ, он противопоставляет ему культ человека, выдвинув девиз: «Человек человеку Бог». Вред религии в том, что она формирует представления о загробной жизни, где можно быть счастливее, чем в этой жизни.

Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства» (1841г.) была настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Он пишет, что его первой мыслью был Бог, второй — разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек. Теизм неприемлем, ибо не Бог творит человека, а человек создает Бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего и что созданное религией божественное существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности.

Этическое учение Фейербаха основано на единстве и взаимосвязи «Я» и «Ты». Он полагал, что главный вопрос философии – это вопрос о человеческом счастье. Стремление к счастью влечет за собой осознание нравственного долга, поскольку «Я» не может ни быть счастливым, ни вообще существовать без «Ты».

Главным родовым отношением между людьми Фейербах считал отношения между мужчиной и женщиной. Он придавал любви фундаментальное значение. Любовь должна быть смыслом жизни. Мышление вторично и должно учиться у чувств. «Истинная философия заключается не в том, чтобы создавать книги, а том, чтобы создавать людей». Этическое учение Фейербаха имело прогрессивное значение благодаря его гуманистическому и антирелигиозному характеру.

В начале, во главе других дисциплин мыслитель ставил философию, придерживаясь субъективного идеализма. Фитхе допускал существование определяющей реальности, получившей название «абсолютного Я». Эта реальность разумна, сама создает мир и законы, противоположные по своей сути законам людей. Работа этой реальности направлена на нравственное сознание. В этот период, философия Фихте включает несколько ключевых идей. Рассмотрим их кратко:
Человек — существо, в котором есть духовность, разумность и нравственность. Его главная цель — целенаправленная деятельность.
  • Человек обладает нравственным разумом, постоянно требующем действия. Мир есть область действия.
  • Мировое для Фихте было вторичным. Во главе он ставил потребность действовать. Познание — средство действия.
  • Фихте интересуется о первоначальной природе знания.
  • Центральная идея философа заключена в человеческой свободе, без которой, он не в состоянии исполнять предназначение — действовать.
  • Человеческое «Я» выражается в стремлении к исходной точке, где субъект совпадает с объектом, а абсолютное «Я» — с индивидуальным
    Следующий период можно ознаменовать философией деятельности Фихте. В этот период происходит идеалистический переворот. Субъективный идеализм остается в прошлом, а на его смену приходит объективный, раскрывающий творческое начало человеческого мышления.

    Познание — динамичный и противоречивый процесс. Человек воспринимается в качестве субъекта, объектом выступает внешняя реальность. Результатом взаимодействия субъекта и объекта происходит взаимное преобразование каждого из них. Философ верил в способность человека познать мир и подчинить своей воле.

    Диалектика

    Фихте исследовал познание с его активной, деятельной стороны. Он рассматривал действие, как реальность. Субстанция рассматривается одновременно и в качестве субъекта. Понимание предмета возможно только через его развитие.

    Во взаимодействии противоположностей, философ видит главный закон, по которому происходит движение духа человека. Он не рассматривает диалектику, в качестве отдельных положений и моментов, а развивают ее в качестве самостоятельного философского метода.

    Диалектические отношения Фихте раскрыл только в области сознания. Проявление диалектики особенно выражено в наукоучении. Человеческое «Я» выступает в качестве субъекта. Это абсолютная точка, исходя из которой происходит рассмотрение и объяснения явлений, происходящих в реальности. «Я» рассматривается не с позиции вещи, объекта или явления, а как совершенное действие, или работа сознания. Через действия человеческого «Я» находятся противоположности, (тезис и антитезис), которые позднее объединяются в синтезе.
    Назначение человека

    Человек обладает нравственностью, разумность, и духовностью — это три его главных качества. Достичь состояния чистого «Я» поможет волевое усилие и осознание себя таковым. Через самосознание человек чувствует свободу и способность определять себя. Свобода достигается только действиями.

    Индивид должен преобразовать окружающую реальность, общество и природные условия, привести их в соответствие с понятиями идеала. Подчинение неразумного и разумное владение на законных основаниях — главная цель человеческого существования.

    Последняя цель человека должна быть заведомо неисполнимой, чтобы идти до нее всю жизнь. Цель человеческой жизни — получение желаемого, приближение к бесконечности и бесконечное самосовершенствование.

    У каждого есть свой идеал человека и стремление стать таковым. Так совершенствуется не только отдельный человек, но и люди в целом. Взаимодействие в идеале проходит, без принуждения.

    Совершенные индивиды имеют одинаковые, равные права и связаны между собой. Это недостижимый идеал, поэтому главная цель человека заключается в собственном совершенствовании равных, свободных людей. Это возможно через свободу воли и культуру.
    Философия Шеллинга развивалась поэтапно: натурфилософия, практическая философия, иррационализм. Одни идеи замещались другими, но замысел творчества был еди­ным - понять абсолютное. Природа представляет собой аб­солютное, а не индивидуальное «Я» - она есть вечный ра­зум, абсолютное тождество субъективного и объективного. От субъективного идеализма 
    В конце 18-го века были совершены открытия в области магнитных и электрических явлений и их воздействие на организм, была создана теория формирования живой при­роды и ее развития от низших форм к высшим. Возникает потребность в философском обобщении этих открытий, и Шеллинг пытается найти всем этим открытиям единое основание.

    Шеллинг выдвигает идею идеальной сущности природы, нематериального характера ее активности. Размышляя над связями, которые открывало естествознание, он выдви­нул положение о сущностном единстве сил, обусловливаю­щих эти связи и единстве природы. Вся природа и живая и неживая по Шеллингу - это единый организм, природа «абсолютна», это первопричина и первоначало всего. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Природа есть вечный разум, единство субъективного и объективного.

    Противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа устраняются в абсолюте, пред­ставляющем собой тождество идеального и реального. Согласно Шеллингу этот абсолют познается в ходе интеллек­туального созерцания и в искусстве. В творчестве Шеллинга особое место занимают проблемы философии искусства.

    Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоре­тическим и практическим. Решить эту проблему возможно только при помощи высшего вида искусства - творчества.

    Натурфилософия Шеллинга подорвала идеи субъективного идеализма Фихте, произошел поворот классического немецкого идеализма к объективному идеализму и его диалектике.

    В практической философии главной проблемой Шеллинг считал проблему свободы, он утверждал, что создание правового строя должно про исходить одновременно во всех государствах, все они должны стремиться к объединению в федерацию, Главная их цель - это достижение состояния мира между народами. Шеллинг понимал, что достичь та­ким образом состояния мира между народами непросто, но стремиться к этому необходимо.

    Одно из направлений работ Шеллинга - проблема свободы человека и его отношение к Богу, основывающиеся на человеческой воле. Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается путем отделения ее от универсального начала (Бога), которое само является началом зла. Вследст­вие этого человек должен стремиться к воссоединению с Богом.

    В решении проблемы отчуждения в истории Шеллинг близко подходит к открытию природы исторической зако­номерности, Он утверждает, что на пути исторической необходимости стоит огромное количество индивидуальных целей и субъективных устремлений, мотивирующие человеческую деятельность.

    В своей метафизике религиозной истории он развив основы позднейшей религиозной науки.

    Шеллинг стал насыщать свою философию тождеств бытия и мышления теософским, смыслом, обращением к обсолюту как к Богу, в результате чего вся философская система приобрела иррационалистический и мистический характер - отрицания логики и закономерностей в истории восприятия окружающей действительности как необъясни ого хаоса.

    Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) являются представителями исторического и диалектического материализма, который во многом стал синтезом диалектического метода Гегеля и материализма XVIII века. Некоторые идеи были заимствованы у Фейербаха. Наиболее известные труды К. Маркса: «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология», «Святое семейство», «Нищета философии», «Капитал», большинство из которых было опубликовано уже после его смерти под редакцией Энгельса. Ф. Энгельсу принадлежат собственные работы: «Диалектика природы», «Антидюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

    Маркс и Энгельс считали человека частью природы и ее продуктом. Специфичность бытия человека, отличие человека от животного в их отношении к материальному миру, к природе проявляются в труде. Человек имеет дело не только с предметами природы, он обязательно использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности.

    Одно из важнейших открытий, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом, – материалистическое понимание истории. Идеи и теории не могут служить причинами исторических изменений реальности, они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены только тогда, когда в этой реальности создаются благоприятные возможности.

    На основе материалистической концепции истории Маркс и Энгельс сформировали учение об идеологии. Идеология отражает действительные противоречия исторического процесса, но в тех их проявлениях, когда господствует отчуждение, когда действительные отношения переворачиваются с ног на голову.

    Главный фундаментальный принцип философской системы Маркса и Энгельса – принцип практики. Практика – это процесс труда в единстве социально-исторических условий, его функционирования и носит общественный характер.

    Цель познавательных усилий – достижение истины. Истина – соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной деятельности. Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна. Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

    Практическая проверка истинности знаний может носить многообразные формы в соответствии с особенностями тех сфер знаний, которые требуют проверки. Такой формой может быть непосредственная реализация замысла в природной и социальной реальности.

    В науке формой практической проверки является эксперимент. Эксперимент – форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно становятся человеком в определенные взаимоотношения, и на основе этих взаимоотношений выявляются их те или иные свойства.

    К. Марксом и Ф. Энгельсом было создано направление в философии, получившее название марксизм. Основное в системе марксизма – это дух активного преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо. Идеи марксизма достаточно актуальны и популярны среди мыслителей XX–XXI вв.


    перейти в каталог файлов


  • связь с админом