Главная страница
qrcode

Стюарт Р. К20 Классика Таро. Происхождение, история, гадание Пер с англ. Л. А. Карповой


НазваниеСтюарт Р. К20 Классика Таро. Происхождение, история, гадание Пер с англ. Л. А. Карповой
Дата28.06.2020
Размер4.14 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKaplan_S_-_Klassika_Taro_-_2004(1).pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРассказ
#42468
страница1 из 10
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
© Перевод,
ЗАО «Центрполиграф», 2004
© Художественное оформление,
ЗАО «Центрполиграф», 2004
Каплан Стюарт Р.
К20
Классика Таро. Происхождение, история,
гадание / Пер. с англ. Л.А. Карповой. — М.:
ЗАО Центрполиграф, 2004. — 207 с.
ISBN 5-9524-1289-0
В этой книге приводится множество интересных фактов из истории карт Таро, рассказывается о тайне их происхождения,
различных системах гадания и тонкостях толкования.
При написании этой работы автор использовал свою уникальную коллекцию колод Таро и сведения из редких изданий.
ББК 86.41
ББК 86.41
К20
ISBN 5-9524-1289-0
Охраняется Законом РФ об авторском праве.
Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Оформление художника И.А. Озерова
5
КЛАССИКА ТАРО
ПРЕДИСЛОВИЕ
Где и когда появились карты Таро? Каково истинное значение символических изображений? Как раскладывать и толковать карты? Действительно ли карты предсказывают будущее? В этой книге я предпринял попытку дать ответы на эти и многие другие вопросы, которые постоянно задают о картах Таро в надежде раскрыть новые перспективы изучения и популяризации.
Поскольку имеют хождение различные достоверные объяснения происхождения карт Таро, я отобрал для моих читателей наиболее убедительные варианты.
Я также сделал особый акцент на эволюции колоды карт Таро, способах раскладывания карт, значениях каждой карты и методике толкования символических изображений согласно практике гадания, сложившейся за последние несколько веков. Образцы толкований, описанные в главе 8, иллюстрируют ту легкость, с которой можно читать по картам.
О картах Таро написано больше, чем обо всех карточных играх, вместе взятых. К сожалению, книги о картах Таро неизбежно почти всегда ограничиваются гадательными аспектами этого типа карт.
Скупо упоминаются художественные издания карт
Таро, используемые при игре в тарок, которые жи-
6
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
вописно представляют исторические события, культуру, образ жизни как знати, так и простых людей в различные эпохи. В этой книге будет сделана попытка приобщить читателя к собственной биографии карт Таро, обычно неизвестной тем, кто использует карты Таро для гадания.
Большинство исследований о картах Таро, написанных в XVII—XIX веках, в настоящее время недоступны. Трактат Курта де Жебелина «Du Jeu des
Tarot», опубликованный в 1781 году в «Le Monde Primitif», практически невозможно найти. Книга Сингера «Исследования в области истории игры в карты»,
вышедшая в 1816 году, была отпечатана всего лишь в 250 экземплярах. Книга Дюшезна «Jeux de Cartes
Tarot et de Cartes Num й
rales du XIV au XVIII si и
cle»
была выпущена в 1844 году всего в 132 экземплярах.
При написании своей работы я использовал эти и другие редкие издания из моей личной коллекции.
Здесь также показаны отдельные образцы из великого многообразия карт Таро, используемых при гадании, в играх тарок и таротрамп. Одни из представленных карт датируются XV веком, такие, как карты Минкьяте из Флоренции, колода карт Сфорца—Висконти из Милана и карты тарокки из Мантеньи. Другие представляют собой колоды карт Таро,
которые в настоящее время широко распространились благодаря фирмам «US Games System, Inc.» и
«Muller & Cie», Швейцария. Сюда входят: колода карт
Таро 1JJ, карты Таро Райдера Уэйта, а также колода
Б.П. Гримо, известная как Марсельские карты Таро.
Как известного коллекционера редких книг по истории карточных игр, особенно изданий, посвященных колодам карт Таро, а также коллекционера самих оригиналов редких колод карт, меня время от времени просят появиться в теле- и радиоэфире, на
7
КЛАССИКА ТАРО
лекциях и пресс-конференциях, чтобы продемонстрировать использование карт Таро в гадании. Возможно, здесь было бы уместно заявить, что лично я не применяю карты Таро для гадания в связи со своей частной жизнью. Главная притягательность этих карт для меня состоит в том, что они являются загадочными произведениями искусства, имеющими солидную историческую основу. Однако не скрою,
многочисленные публичные выступления продемонстрировали поразительные результаты. У меня не возникает вопроса, может ли на самом деле правильное тасование и раскладывание колоды дать возможность прорицателю узнать из карт о событиях, которые почти всегда связаны с человеком, который тасовал карты. И все же, делая попытку сохранить объективность, я рассматриваю колоду карт Таро в основном как произведение искусства — а так оно и есть! — и пытаюсь объективным образом представить факты о происхождении карт, насколько я их понимаю.
К этой работе меня побудила отчасти досадная нехватка фактического материала о картах Таро,
который был бы доступен массовому читателю.
Большинство недавно появившихся книг затрагивают исключительно те аспекты, которые связаны с воображением, и не затрагивают настолько же интересную и обширную историческую основу,
которая скрывается за самими картами. Я не намеревался сделать книгу «Классика Таро» утомительным трактатом на ту же тему. Это краткое изложение многих фактов, имеющих отношение к колодам карт Таро, их происхождению, эволюции и использованию; книга, полагаю, перекинет мост от трактовки карт Таро как средства предсказания будущего к осознанию их исторического значения как произведений искусства.
8
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
Глава 1
ЗНАКОМСТВО С КАРТАМИ ТАРО
В настоящее время во всем мире наблюдается колоссальный интерес к древним европейским гадальным картам Таро. Колоды карт Таро ищут студенты, подростки, домохозяйки, бизнесмены, специалисты различных отраслей, коллекционеры —
представители поистине всех слоев населения и профессий, люди, занимающие разное общественное положение. Серьезные приверженцы карт
Таро привлекают их для гадания, как способ придать прошлому больший вес, понять настоящее и увидеть выбор, который может существовать в будущем. Люди, менее знакомые с эзотерическим значением карт, довольствуются тем, что используют колоды для игры и занимаются их любительским толкованием.
Подростки и студенты легкомысленно оттягиваются на веселых вечеринках с картами Таро, гаданием и оккультными темами. Взрослые посещают обеды, благотворительные вечера и даже пикники,
посвященные картам Таро, на которых проходят демонстрации толкования карт. Для людей, ищущих более глубокого знакомства с картами Таро, проводятся лекции и симпозиумы. К их услугам — библиотеки и музеи. А если им посчастливилось быть обладателями или получить подлинные колоды карт
Таро XVI—XIX веков во временное пользование,
9
КЛАССИКА ТАРО
они могут выставить свои редкости на специальных выставках.
Достоверно воспроизведенные колоды карт Таро имеются теперь во многих магазинах, включая магазины канцелярских принадлежностей, книг и поздравительных открыток, магазины подарков и бутики. В крупных торговых центрах работают отделы оккультных принадлежностей, которые предлагают покупателям карты Таро и связанную с ними продукцию. Так называемые «стильные» и магазины соответствующей тематики заполнены бесконечным разнообразием карт Таро и предметов, связанных с астрологией и оккультными знаниями.
Прилавки книжных магазинов пестрят дюжиной различных наименований карт Таро, стремящихся сорвать покров таинственности с подлинного эзотерического значения карт Таро. Существуют также песни, связанные с картами Таро, играются пьесы, в которых образы из колоды карт Таро выходят живьем на сцену, популярен мюзикл, затрагивающий тему Таро, бесконечные ссылки на карты Таро встречаются в рассказах, романах и стихах, включая произведение Т.С. Элиота «Пустошь». Красочные изображения с карт Таро появляются на различных предметах, в том числе на тканях, плакатах, сувенирах, поздравительных открытках, играх, ювелирных изделиях, брелках для ключей, овеществлены в виде настольных украшений, картин, коллекционных гравюр, разноцветных заплаток на одежду и предметов искусства.
В газетах и журналах, по радио и телевидению часто встречаются комментарии на тему моды на карты Таро. Одна общественная библиотека в Америке издает свой ежегодный отчет на обратной стороне необычно больших карт Таро. Крупный банк
10
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
использует карты Таро в тридцатисекундном телевизионном рекламном ролике, предлагающем наилучший способ увеличения денежных средств (естественно, посредством открытия счета в данном банке). Оформители магазинных интерьеров опираются на темы из карт Таро в поисках модного штриха для ярко залитых светом витрин магазинов...
Случайно или намеренно — в зависимости от вашей точки зрения — образы двадцати двух карт
Старших Арканов из семидесяти восьми карт колоды Таро явно вплетены в нашу повседневную жизнь.
Некоторые карты Таро одолжили свои названия популярным журналам и газетам. Время, символизированное в карте «Отшельник», привлекает внимание к журналу «Тайм». Судьба, воплощенная в карте «Колесо фортуны», — символ журнала «Фортуна». «Звезда», «Солнце» и «Мир» подарили названия известным газетам своего времени. Каждый из нас отдает свою любовь и нуждается в ней, примером чего служат «Влюбленные». Влияния звезд заинтересовывают многих из нас, когда мы читаем свой гороскоп в «Звездах». Влияние «Луны» занимает нас до такой степени, что наше поколение явилось свидетелем того, что космонавты исследовали поверхность Луны. Мы зависим от Солнца, вращаемся вокруг него, и среди нас есть такие, которые поклоняются «Солнцу» и несущим тепло его лучам.
В жизни нами постоянно движут — а иногда мы оказываемся между ними — два великих зыбких фактора: любовь («Влюбленные») и судьба («Колесо фортуны»). В какие-то переходные периоды своей жизни мы скрываем свои страхи подобно «Повешенному», тогда как в другие моменты, испытывая уверенность или смятение, мы оставляем прошлое в
«Башне».
11
КЛАССИКА ТАРО
Каждый из нас обладает творческим и колдовским началом «Мага», склонностью к легкомыслию
«Дурака», и иногда мы явно смахиваем чем-то на самого «Дьявола». В какое-то время каждый из нас узнавал в удачливом бизнесмене или лидере «Императора», а в активной, компетентной женщине —
«Императрицу». Возможно, по религиозным убеждениям или благодаря дружбе мы встречаем в своей жизни приверженность традициям «Первосвященника». Каждый из нас переживает миг восхищения,
возможно слегка окрашенного смутным ощущением неловкости, перед ученой «Верховной Жрицей»,
такой мудрой и знающей и, тем не менее, не способной ни на какое-либо значительное чувство, ни на его выражение.
В наш век жизнь насыщенна и беспокойна. Как воин, едущий в своей «Колеснице», в которую впряжены два тянущих в разные стороны коня, мы несемся к конечной победе или краху, часто забывая об основных добродетелях: «Умеренности», «Справедливости» и «Силе». Время, воплотившееся в «Отшельнике», — самое мимолетное из всего, чем мы обладаем.
Прожив жизнь в поисках нашего последнего «Мира»,
мы, в конце концов, слышим призыв на «Суд».
Мы неминуемо понимаем, что каждый день приближает нас к жизненному финалу. Так идет триумфальное шествие карт Таро одна за другой:
от рождения и создания «Мага» и простоты «Дурака» к последним мгновениям в карте «Смерть».
Что представляют собой эти пленительные и таинственные карты Таро, о которых столько написано? Колода карт Таро состоит из семидесяти восьми карт, которые делятся на две основные группы: двадцать две карты Старших, или Больших, Арканов и пятьдесят шесть карт Младших,
12
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
или Малых, Арканов. Карты Старших Арканов,
аллегории или символические карты, включают в себя непронумерованную карту, известную как
«Дурак» (аналог «Джокера» в современной игральной карточной колоде), и двадцать одну карту,
пронумерованную от I до XXI (от 1 до 21). Известные также как козыри (по-английски — trumps,
по-французски — atouts, по-итальянски — atutti),
карты Старших Арканов обычно имеют следующие описательные названия:

РусскийАнглий ский
Французский
Итальянский
Дурак,
The Fool, или
Le Mat,
Il Matto или Глупец
The Foolish
Le Fou
Man или Le Fol
I
Волшебник,
The Magician,
Le Bateleur
Il Bagatto
Маг, ФокусThe Juggler,
или Le Jouer или ник, Шулер
The Thimblede Gobelets
Il Bagattel или Шут
Rigger,
The Cup
Player,
The Mountebank или
The Pagad
II
Верховная
The High
La Papesse
La Papessa
Жрица,
Priestess,
Папесса
The Female или Юнона
Pope,
The Popess или Junon
III
Императрица The Empress
L’Imp й
ratrice
L’Imperatrice
IIII
Император
The Emperor
L’Emp й
reur
L’Imperatore
V
ПервоThe HieropLe Pape
Il Papa священник,
hant,
Папа
The Pope или Юпитер или Jupiter
VI
Влюбленные
The Lovers
L’Amoureux
Gli Amanti
VII
Колесница
The Chariot
Le Chariot
Il Carro
VIII
СправедлиJustice
La Justice
La Giustizia вость
VIIII
Отшельник
The Hermit
L’Ermite
L’Eremita
X
Колесо
The Wheel
La Roue
Rota di фортуны of Fortune de Fortune
Fortuna или
Ruota della
Fortuna
13
КЛАССИКА ТАРО
XI
Сила
Strength,
La Force
La Forza
Force или
Fortitude
XII
Повешенный The Hanged
Le Pendu
Il Penduto
Man или или
The Hanging
L’Appeso
Man
XIII
Смерть
Death
La Mort
Il Morte или
Lo Specchio
XIIII
Умеренность Temperance
La Temp й
La Temperance ranza
XV
Дьявол
The Devil
Le Diable
Il Diavolo
XVI
Башня, Дом
The Tower,
La Maison
La Torre
Бога, Приют, The Leghthing de Dieu
Вавилонская
Struck Tower,
башня или
The House
Небесныйof God,
огонь
The Hospital,
The Tower of Babel или
Fire of Heaven
XVII
Звезда
The Star
L’Etoile
La Stelle
XVIII Луна
The Moon
La Lune
La Luna
XVIIII Солнце
The Sun
Le Soleil
Il Sole
XX
Суд, или
Judgment,
Le Jugement
L’Angelo,
Суд Божийили The Last или
Judgment
Il Giudizio
XXI
Мир, или
The World,
Le Monde
Il Mondo
Вселенная или
The Universe
Каждая из карт Старших Арканов имеет описательное название и несет на себе символическую картинку, которая пробуждает у гадающего связанный с ней сюжет с учетом расклада карт. Изобразительный ряд на каждой карте, за исключением мелких деталей, остается неизменным вот уже более пяти веков.
Пятьдесят шесть карт Младших Арканов делятся на четыре масти по четырнадцать карт в каждой, которые соответствуют мастям в обычной колоде игральных карт.

РусскийАнглий ский
Французский
Итальянский
14
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
РусскийАнглий ский
Французский
Итальянский
Масти
Мечи
Swords
Ep й
es
Spade
Пики
Жезлы,
Wands,
Batons
Bastoni
Трефы
Скипетры,
Scepters,
Булавы или
Batons или
Дубинки
Clubs
Чаши,
Cups, Chalices Coupes
Coppe
Червы или Кубки или Goblets
Пентакли,
Pentacles,
Deniers
Denari
Бубны
Монеты,
Coins, Money
Деньги или Circles или Обручи
Каждая масть состоит из туза, двойки, тройки,
четверки, пятерки, шестерки, семерки, восьмерки,
девятки и десятки, а также четырех фигурных, или парадных, карт: Короля (King, Roi или Re), Королевы (Queen, Reine или Dama), Рыцаря, или Всадника (Knight or Horseman, Chevalier или Cavallo), и
Слуги, Пажа или Валета (Jack, Page or Knave, Valet или Fanti). Таким образом, по сравнению с современной колодой здесь мы видим лишнюю фигурную карту, которая в надлежащей последовательности располагается между Королевой и Пажом.
Наша обычная колода игральных карт, подразделяющаяся на четыре масти, является прямым потомком карточных колод Таро XIV века. По мере того как популярность карточных игр возрастала, двадцать две карты Старших Арканов были отброшены, за исключением Дурака, который сохранился в виде Джокера, а Рыцарь и Паж слились в одно целое и стали современным Валетом, и таким образом мы получили стандартную колоду из пятидесяти двух карт и джокера.
15
КЛАССИКА ТАРО
Глава 2
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАРТ ТАРО
Точно не известно, откуда произошли карты
Таро. Возможно, Таро и игральные карты возникли еще в Древнем Египте, так как, согласно некоторым сообщениям, исследователи узнали в картах Малых
Арканов египетские иероглифические книги. Другие исследователи, однако, отмечают поразительное сходство между игральными картами и древними играми и божествами Востока. Нельзя сбрасывать со счетов и традиции гораздо более позднего Средневековья, когда и родились карты Таро. Точно даже не известно, были ли придуманы символические рисунки карт Старших Арканов и знакомые нам четыре масти карт Младших Арканов по отдельности,
а позже чей-то изобретательный ум свел их в одну колоду, или же они были созданы в виде колоды из семидесяти восьми карт с самого начала. Вашему вниманию предлагаются некоторые из наиболее правдоподобных объяснений происхождения обычных игральных карт и эзотерических карт Таро.
Ключи к разгадке тайны рождения и развития карт Таро и игральных карт приводятся в этой книге в хронологическом порядке. В заключение даются ссылки на старинные карточные колоды,
схожие с картами Таро, которые были популярны в Италии в XV веке, и на их эволюцию до классической колоды карт Таро XVIII века.
16
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
ЕГИПЕТСКАЯ КНИГА ТОТА
В 1781 году Курт Жебелин пишет первый том
«Le Monde Primitif», в котором представляет веский аргумент в пользу египетского происхождения карт Таро. По мнению Жебелина, двадцать две карты Старших Арканов являются древнеегипетской книгой, Книгой Тота, спасенной из-под развалин горящих египетских храмов. Тот был египетским богом, подобным античному Меркурию; говорили, что он был одним из первых царей и якобы изобрел речь и иероглифы (или буквы) с присущим им мистическим значением. В
основе ее лежал алфавит, в котором все боги — это буквы, все буквы — это идеи, все идеи — это числа, а все числа — это законченные знаки. Многие исследователи оккультизма узнают в картах Таро страницы книг, написанные иероглифами, которые содержат принципы мистической философии египтян в виде последовательно расположенных знаков и символических рисунков. Жебелин считал, что эзотерические символы Таро впоследствии распространились по всей Европе благодаря кочующим цыганам. В главе 3 приведены дополнительные сведения о некоторых концепциях Жебелина.
ШАХМАТЫ
В древнеиндийской игре Chaturange, или «Четыре Короля», имеется поразительное сходство с четырьмя мастями обычных игральных карт. В этой восточной игре, берущей начало в V или VI веке,
предшественнице современной игры в шахматы,
первоначально был Король, Генерал (современная
17
КЛАССИКА ТАРО
Королева) и Всадник плюс пешки или простые солдаты. Изначально Королевы не было, так как введение в игру, изображающую военные хитрости, особы женского пола противоречило бы восточным представлениям о том, что уместно, а что нет. Вполне возможно, что в древней Индии какая-то группка игроков, обнаружив у себя отсутствие фишек для игры в Chaturange, изобразила на полоске коры или бумаги похожие рисунки, которые впоследствии развились в особую игру.
ИНДИЙСКИЕ БОЖЕСТВА
Некоторые древние индийские игральные карты содержат в комплекте либо восемь, либо десять мастей; в каждой масти двенадцать карт, пронумерованных от 1 до 10, плюс две фигурные карты.
Значки, обозначающие масти, схожи с десятью воплощениями, или аватарами, Вишну, одного из богов индусской божественной троицы. Масти обозначаются следующим образом.
Воплощение
Имя
Значок масти
Первое
Матсья
Рыбы
Второе
Курма
Черепахи
Третье
Вараха
Кабаны
Четвертое
Нарасимха
Львы
Пятое
Вамана
Карлики, или Кувшины
Шестое
Паракурама
Топоры
Седьмое
Рамачандра
Стрелы
Восьмое
Кришна
Коровы
Девятое
Будда
Раковины
Десятое
Калки
Мечи, или Кони
18
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
Последнее воплощение Вишну, Калки, Белый
Конь, должно еще произойти; оно возвестит о конце отпущенного нам срока. Существуют многочисленные варианты вышеприведенных обозначений мастей, и некоторые из них очень трудно узнать в индийских игральных картах.
КИТАЙ: ШАХМАТЫ — ДОМИНО — КОСТИ
Одна разновидность китайских карт имеет то же самое название, что и китайские шахматы,
Keu-ma-paou, или «Колесницы-Лошади-Пушки»,
что дает возможность предположить, что игра в карты произошла от китайских шахмат.
Полагают, что китайское домино, имеющее такую же разметку, что и кости, от которых оно,
очевидно, произошло, первоначально использовали для предсказаний. В нем имеется двадцать одна костяшка, которые изображают перемещения двух игральных костей. Одиннадцать костяшек домино — дубли, и вместе с ними набор состоит из тридцати двух штук. Некоторые исследователи считают, что игральные карты развились из игры в кости посредством китайского деревянного домино.
КОРЕЙСКИЕ ГАДАЛЬНЫЕ СТРЕЛЫ
Теория о том, что корейские игральные карты произошли от корейских гадальных стрел, основывается на том, что в корейской колоде, известной как Htou-Tjyen, восемьдесят карт. Эти карты обычно представляют собой полоски промаслен-
19
КЛАССИКА ТАРО
ной бумаги восемь дюймов длиной и четверть дюйма шириной. Оборотная их сторона всегда помечается изображением оперенной стрелы. Колода разделена на восемь мастей. С лицевой стороны карты выглядят как сильно стилизованные древки стрел и в обозначении мастей сохраняют тот же символизм, что и колчан со стрелами, от которого они произошли. Таким образом, возможно, и есть какое-то оправдание вере в то, что карты могли развиться из корейских гадальных стрел.
ГОРОД ФЕС, МАРОККО
Пол Фостер Кейс в своей книге «Таро: ключ к вековой мудрости» выдвигает теорию о том, что около 1200 года нашей эры некая группа ученых мужей со всех уголков земного шара собралась в городе Фесе в Марокко. Чтобы преодолеть языковой барьер, они подготовили книгу из рисунков,
страницы которой и стали символическими картами из колоды Таро, понятными всем мудрецам.
Однако нет никаких доказательств в пользу этой фантастической теории.
КРЕСТОНОСЦЫ
Некоторые ученые полагают, что игральные карты были привезены в Европу крестоносцами.
Но последний крестовый поход закончился приблизительно в 1291 году, а реальные упоминания об игральных картах в Европе появились по крайней мере спустя сто лет.
20
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
ЦЫГАНЕ
У многих гадальные карты ассоциируются с цыганами, которые первоначально жили на полуострове Индостан и были изгнаны из Индии в начале XV века Тамерланом, исламским завоевателем большей части Центральной Азии и Восточной Европы. Вообще цыгане особенно известны как карточные гадальщики и, по общему мнению, обладают врожденным даром прорицателей.
Приблизительно в 1400 году цыганские таборы начали свое массовое движение на запад через реку Инд, Афганистан и пустыни Персии, вдоль
Персидского залива к устью Евфрата. Двигаясь дальше по великим пустыням Аравии, они разными путями проникли в Европу. Небольшие группы первых скитальцев оказались на Крите,
острове Корфу и Балканах еще до 1350 года. В
1417 году цыганский табор появился возле Гамбурга в Германии. Согласно другим сообщениям,
в Риме цыгане появились в 1422 году, а в Барселоне и Париже — в 1427-м.
И тем не менее, реальные данные говорят о том, что цыганская раса достигла в своих скитаниях Европы после того, как карты уже были в ней известны в течение некоторого времени.
ИОГАНН, НЕМЕЦКИЙ МОНАХ
Немецкий монах по имени Иоганн из Брефельда, Швейцария, утверждает, что «игра под названием игра в карты (ludus cartarum) пришла к нам в этом, 1377 году», но он специально подчеркивает,
21
КЛАССИКА ТАРО
что ему неизвестно, «когда она была придумана,
где и кем».
В своем написанном от руки трактате, который в настоящее время находится в коллекции Британского музея в Лондоне, Иоганн сравнивает игру в карты с шахматами, «так как в них обеих есть короли, королевы, дворяне и простолюдины».
Об используемых картах он пишет, что люди
«раскрашивают карты по-разному и играют в них и так и этак. Общепринятая форма, которая дошла до нас, такова: на четырех картах изображаются четыре короля, каждый из которых сидит на королевском троне и держит в руке знак».
ВИТЕРБО—КОВЕЛЛУЦЦО—САРАЦИНЫ
В опубликованной в 1742 году рукописи, имеющей отношение к истории Витербо, Феличиано Бусси цитирует якобы Ковеллуццо, летописца XV века:
«В году 1379-м была завезена в Витербо игра в карты, которая происходит из страны сарацин и называется у них «Наиб».
Джованни Ковеллуццо написал свою историю
Витербо в 1480 году. Поэтому раз Ковеллуццо сам не жил в указанное время, то неясно, является ли его ссылка на игру в карты его личным мнением, личным мнением одного из его предков, Николаса де Ковеллуццо, из чьей более ранней хроники Джованни, возможно, извлек эту информацию, или же у них обоих имелись какието достаточно веские основания утверждать, что карты были завезены сарацинами, арабами или маврами.
22
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
NAIPES
Одним из главных аргументов в пользу сарацинского происхождения карт является испанское название игральных карт, naipes, которое, возможно, произошло от бискайского слова napa, означающего «плоский» или «ровный».
Некоторые исследователи считают, что слово naipes пришло из арабского языка. Еврейское слово naibes напоминает старое итальянское название карт naibi, и в обоих языках оно обозначает магию, гадание и предсказание.
Согласно другой теории, слово naipes произошло от начальных букв имени мнимого изобретателя карт N. P. — некоего Николао Пепина, однако нет никаких доказательств, подтверждающих такое заключение.
АЛЬФОНС XI
Альфонс XI, король Кастилии, основал в 1332 году рыцарский орден Ленты, от которого в настоящее время не осталось и следа. И тем не менее, Дон Антонио де Гевара, епископ Мондонедо, опубликовал в Вальядолиде в 1539 году в своих «Золотых посланиях» устав этого ордена. В последовавшем французском переводе этого устава, который под заглавием «Lettres Familieres» опубликовал в Лионе д-р Гютери в 1558 году, есть отрывок, в котором говорится, что рыцарям ордена Ленты запрещается играть в карты или кости на деньги.
Д-р Гютери не приводит конкретное издание посланий, использованных им, но уверяет, что он перевел текст с оригинала, который, по-видимому,
23
КЛАССИКА ТАРО
был испанской рукописью. Однако слово cartes нельзя найти в оригинальном испанском издании
Гевары, и поэтому не существует доказательств того,
что игра в карты на деньги была запрещена в Испании уставом ордена, основанного в 1332 году.
ХУАН I
Король Кастилии Хуан I якобы издал указ, запрещающий игру в кости, naipes и шахматы в
1387 году.
КАРЛ VI — ГРИНГОНЬЕ
В финансовых отчетах Карла Пупара, казначея французского короля Карла VI, есть отрывок, в котором констатируется, что в 1392 году три позолоченные и разнообразно украшенные колоды карт были нарисованы Жакмьеном Грингонье для развлечения короля Франции. Грингонье было уплачено 56 парижских солей.
Поэтому многие и приписывают Грингонье открытие игральных карт, предназначенных для того, чтобы рассеять грустное настроение короля.
Но это место из отчета Пупара подразумевает всего лишь то, что три колоды игральных карт — уже известных в то время — были специально нарисованы для короля.
Интересно то, что в настоящее время в архивах
Национальной библиотеки в Париже существуют семнадцать карт, которые много лет считаются оригиналами карт Грингонье, хотя эти карты, вероятно, появились в Венеции в XV веке.
24
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
Семнадцать карт из так называемой колоды
Грингонье не имеют надписей, букв или цифр,
которые указывали бы на то, как их располагать.
Но они без труда отождествляются с современными символами карт Таро, а также с десятью или,
может быть, тринадцатью рисунками из пятидесяти карт, входящих в колоду тарокки из Мантеньи.
Колода
Современная
Колода тарокки
Грингонье колода Таро из Мантеньи
1. Le Fou
Дурак
MISERO I
2. L’Emp й
reur
Император
IMPERATOR VIIII
3. Le Pape
Папа
PAPA X
4. Les Amoureux
Влюбленные
APOLLO XX
5. Le Chariot
Колесница
MARTE XXXXV(?)
6. La Justice
Справедливость JUSTICIA XXXVII
7. L’Ermite
Отшельник
SATURNO XXXXVII(?)
8. La Fortune
Колесо фортуны ASTROLOGIA XXVIIII(?)
9. La Force
Сила
FORTEZZA XXXVI
10. La Temperance
Умеренность
TEMPERANCIA XXXIIII
11. La Lune
Луна
LUNA XXXXI
12. Le Soleil
Солнце
SOL XXXXIIII
13. Le Valet d’Epee Валет пик
CHEVALIER VI
Следующие четыре субъекта не имеют соответствующих изображений в колоде карт тарокки из
Мантеньи; однако их можно найти среди карт
Старших Арканов в современных колодах.
14. Le Pendu
Повешенный
15. La Mort
Смерть
16. La Maison
Башня de Dieu
17. Le Jugement
Суд
25
КЛАССИКА ТАРО
УКАЗ ОТ 22 ЯНВАРЯ 1397 ГОДА
Игральные карты не упомянуты в указе, направленном против азартных игр, изданном Карлом VI
в 1369 году, хотя в нем перечислены многие азартные игры. Несмотря на это, двадцать восемь лет спустя парижский прево в указе от 22 января 1397 года был вынужден «запретить работающим людям играть в теннис, мяч, карты или кегли, за исключением праздничных дней». Таким образом, мы можем установить приблизительную дату появления игральных карт во Франции: где-то между 1369-м и
1397 годами; вероятно, ближе к более поздней дате.
Ряд карточных колод типа Таро появились в
Италии в XV веке. Они имели сходства с колодой
Таро из семидесяти восьми карт, какой мы ее знаем сейчас.
КОЛОДА ТАРОККИ ИЗ МАНТЕНЬИ
Колода тарокки из Мантеньи, также известная как Карты Бальдини, включает в себя пятьдесят карт с назидательными изображениями пяти классов, по десять карт в каждом. Карты стоят в порядке, четко отражающем систему мироздания.
Изображения на каждой карте из десяти возрастают по порядку от самого простого к самому значительному в этой категории. Серии из десяти карт следуют одна за другой согласно нумерации,
но в обратном буквенном порядке, так что последняя серия, которая включает в себя последовательность планет и доходит до Первопричины всего сущего, Бога, обозначена первой буквой А.
26
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
СЕРИЯ «Е»
I
Misero
Нищий
II
Fameio
Валет
III
Artixan
Ремесленник, или Ювелир
IIII
Merchadante Торговец
V
Zintilomo
Дворянин
VI
Chavalier
Рыцарь
VII
Doxe
Венецианский дож
VIII
Re
Король
VIIII
Imperator
Император
X
Papa
Папа
СЕРИЯ «D»
XI
Caliope
Каллиопа, муза эпической поэзии
XII
Urania
Урания, муза астрономии
XIII
Terpsicore
Терпсихора, муза танцев и хорового пения
XIIII
Erato
Эрато, муза элегической поэзии и пантомимы
XV
Polimnia
Полигимния, муза гимнов и риторики
XVI
Talia
Талия, муза комедии и пасторальной поэзии
XVII
Melpomene
Мельпомена, муза трагедии
XVIII
Euterpe
Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки
XVIIII
Klio
Клио, муза истории
XX
Apollo
Аполлон, бог солнца,
предсказаний, музыки,
медицины и поэзии, стоит во главе всех муз
27
КЛАССИКА ТАРО
СЕРИЯ «С»
XXI
Grammatica
Грамматика
XXII
Loica
Логика
XXIII
Rhetorica
Риторика
XXIIII
Geometria
Геометрия
XXV
Aritmetricha
Арифметика
XXVI
Musicha
Музыка
XXVII
Poesia
Поэзия
XXVIII
Philosofia
Философия
XXVIIII
Astrologia
Астрология
XXX
Theologia
Теология
СЕРИЯ «B»
XXXI
Iliaco
Астрономия
XXXII
Chronico
Хронология
XXXIII
Cosmico
Космология
XXXIIII
Temperancia
Умеренность
XXXV
Prudencia
Благоразумие
XXXVI
Forteza
Сила
XXXVII
Justicia
Справедливость
XXXVIII
Charita
Милосердие
XXXVIIII
Speranza
Надежда
XXXX
Fede
Вера
СЕРИЯ «А»
XXXXI
Luna
Луна
XXXXII
Mercurio
Меркурий
XXXXIII
Venus
Венера
XXXXIIII
Sol
Солнце
XXXXV
Marte
Марс
28
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
СЕРИЯ «А» (продолжение)
XXXXVI
Jupiter
Юпитер
XXXXVII
Saturno
Сатурн
XXXXVIII Octava Spera Восьмая cфера
XXXXVIIII Primo Mobile Главная движущая сила
XXXXX
Prima Causa
Первопричина всего сущего
В Британском музее в Лондоне имеется неполный набор из сорока семи карт, которые, как полагают, датируются либо 1470-м, либо 1485 годом,
и есть несколько других карточных колод в ведущих музеях и частных коллекциях как в США, так и в Европе.
КАРТЫ ТАРОККИ ИЗ ВЕНЕЦИИ
Карточные колоды для игры в тарокки из Венеции или Ломбардии содержат семьдесят восемь карт, включая двадцать две карты Младших Арканов и пятьдесят шесть карт Старших Арканов. Венецианские карты Таро ввели фигуру под названием La
Papasse. В последующих колодах Таро эта символическая фигура известна как Верховная Жрица, а около 1800 года в Безансоне она была заменена на
Юнону.
КАРТЫ ТАРОККИНО ИЗ БОЛОНЬИ
Карточная колода для игры в тароккино из Болоньи включают в себя шестьдесят две карты. Полагают, что они были придуманы Франсуа Фиббиа,
принцем Пизским, когда он находился в ссылке в
29
КЛАССИКА ТАРО
этом городе. Там он и умер в 1419 году. Колода содержит обычные двадцать две карты Старших Арканов, но только сорок пронумерованных карт мастей;
нефигурные карты достоинством 2, 3, 4 и 5 в каждой масти не сохранились. На картах нет ни названий, ни имен, будь то карты Старших Арканов или фигурные карты мастей. Первые четыре козыря не пронумерованы и несут на себе изображения мавров вместо Папы, Императора, Императрицы и легендарной Папессы, вероятно, из-за того, что после
1513 года Республика Болонья перешла под власть папы. Масти пронумерованных карт обычные:
пики, трефы, черви и бубны.
КАРТЫ МИНКЬЯТЕ ИЗ ФЛОРЕНЦИИ
Карточная колода Минкьяте из Флоренции схожа с обычными колодами Таро из семидесяти восьми карт, но увеличена до девяноста семи карт.
В ней сорок один козырь, девятнадцать из которых — из основного ряда, плюс двенадцать знаков зодиака, четыре — Стихии, три — Богословские
Добродетели (Вера, Надежда и Милосердие) и один — Главная Добродетель (Благоразумие). Первые тридцать пять карт называются papi; они пронумерованы римскими цифрами, не имеют надписей и располагаются в следующем порядке:
I — Плут
II — Великий герцог
III — Император
IV — Императрица
V — Любовь
VI — Умеренность
VII — Сила
VIII — Справедливость
IX — Колесо фортуны
X — Колесница
XI — Отшельник
XII — Предатель
30
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
Следующие пять непронумерованных карт, называемые arie, располагаются в следующем порядке: Звезда, Луна, Солнце, Мир и Страшный суд,
иногда изображаемый как Слава. Фигурные карты также не имеют названий и неизменно несут на себе изображение одной фигуры. Эта колода, вероятно, предшествует колоде для игры в тароккино из Болоньи и имеет поразительное сходство с некоторыми картами для тарокки из Венеции.
КОЛОДА ВИСКОНТИ—СФОРЦА
Одна из старейших из известных нам карточных колод, которая существует в настоящее время, датируется XV веком. Франческо Сфорца, четвертый герцог Миланский, был первым владельцем колоды Таро из семидесяти восьми карт, известной ныне как карты Висконти—Сфорца. В колоде имеются традиционные четыре масти: пики, трефы,
червы и бубны плюс двадцать две карты Старших
Арканов, включая Il Matto, Дурака.
XIII — Смерть
XIV — Дьявол
XV — Башня
XVI — Надежда
XVII — Благоразумие
XVIII — Вера
XIX — Милосердие
XX — Огонь
XXI — Вода
XXII — Земля
XXIII — Воздух
XXIV — Весы
XXV — Дева
XXVI — Скорпион
XXVII — Овен
XXVIII — Козерог
XXIX — Стрелец
XXX — Рак
XXXI — Рыбы
XXXII — Водолей
XXXIII — Лев
XXXIV — Телец
XXXV — Близнецы
31
КЛАССИКА ТАРО
Колода Висконти—Сфорца была, вероятно, нарисована между 1432 годом, когда помолвка Франческо Сфорцы и Бьянки Марии Висконти объединила эти две семьи, и 1466 годом, годом смерти герцога Франческо.
МАРСЕЛЬСКИЕ КАРТЫ
К концу XV века итальянские колоды Таро претерпели некоторые изменения, а повсюду в Европе,
особенно во Франции, получили распространение марсельские карты Таро, которые имели некоторые отличия от итальянских карт, но в целом были очень на них похожи. На колодах Таро, произведенных в
Европе, надписи на картах Старших Арканов делались на французском языке, хотя и использовались итальянские обозначения мастей.
КАРТЫ ТАРОККИНО МИТЕЛЛИ
Джузеппе Мария Мителли, гравер и художник,
живший в Болонье, Италия, родился в 1634-м и умер в 1718 году.
В 1664 году Мителли сделал серию гравюр в виде шестидесяти двух карт для игры в тароккино, в которые входили четыре масти, в каждой из которых были четыре фигурные карты, числовые карты от 10 до 6 и туз плюс двадцать два козыря,
включая Il Matto. Самый высший козырь называется Il Giudizio, а самый низший — Il Tempo. На
Тузе Кубков появляется герб семьи Бентивольо из
Болоньи, для которой и были выполнены эти гравюры ручной работы.
32
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
Мителли значительно изменил обычные изображения козырей. Например, Папа и Папесса превратились у него в двух бородатых Верховных
Жрецов, один из которых сидит, а другой стоит.
Последний, возможно, должен был изображать
Восточного Патриарха. Император и Императрица также нарисованы как монархи Востока и Запада. Повешенный, Le Pendu, заменен на человека,
который бьет другого человека колотушкой. Отшельник, который обычно изображается одетым,
становится крылатой фигурой без всякой одежды,
символизирующей Время, к тому же на костылях.
Солнце и Луна, искусно выполненные на гравюрах Мителли, здесь показаны в виде бога греческой мифологии Аполлона и Дианы, богини из римских мифов.
Линии рисунков изящны, и карты, представляющие Дурака и Мага, особенно выразительны. Однако в целом эти карты трудно соотнести с традиционными символами тароккино. Рисунки Мителли замечательны скорее своим необычным и иногда оригинальным характером, нежели манерой, в которой они выполнены.
КЛАССИЧЕСКАЯ КОЛОДА ТАРО
В основе колоды классических карт Таро XVIII века лежат оригинальные гравюры на дереве, выполненные Клодом Бурделем. Колода Бурделя содержит обычные итальянские масти и двадцать две карты Старших Арканов. На Двойке Пентаклей имеется надпись: «Клод Бурдель, карточный мастер и гравер, 1751». Появляющиеся на Тройке
Кубков и на Колеснице инициалы «К. Б.» пока-
33
КЛАССИКА ТАРО
зывают, что Бурдель и делал гравюры, и продавал карты. Невзирая на изображение на колоде карт
Бурделя французского герба, возможно, эти карты были изначально выпущены в Солёре, Швейцария, или где-то поблизости, так как герб Франции появляется и на гравюрах, сделанных в этом кантоне, вероятно, благодаря тому, что Солёр в течение многих лет был резиденцией французского посла в Швейцарской республике. Классические карты Таро, представленные в главах 4 и 5
этой книги, основаны на рисунках Клода Бурделя с небольшими изменениями, которые были внесены швейцарскими художниками фирмы
«Muller & Cie».
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «ТАРО»
Происхождение слова «Таро», так же как и происхождение самих карт, во многом остается неясным. Некоторые ученые полагают, что слово берет начало из египетских диалектов. Другие считают,
что слово «Таро» возникло от термина tarotee, которым обозначался узор на задней части старинных карт, представляющий собой многочисленные ряды пересекающихся линий различной ширины и похожий на рисунок, наносимый в настоящее время на оборотную сторону классических карт Таро.
Узор taroteґe
2 С.Р. Каплан «Классика Таро»
34
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
Другие старинные карты иногда имели по краю серебряные поля, на которые наносились тонкие точки или крапинки, образующие спиральную полосу. Эти маленькие точки или ложные дырочки были известны как tares, а карты, имеющие их,
назывались tarots или tarotees.
Также говорят, что слово «Таро» произошло от игр tarocchi или tarocchino, которые мы уже упоминали.
В 1594 году в уставе своей гильдии парижские карточные мастера называют себя tarotiers, и это еще одна форма слова «Таро».
Существует небольшое число частных коллекций, владельцы которых обладают ограниченным количеством подлинных карточных колод Таро и карт типа Таро, датирующихся XV—XIX веками.
Этими чрезвычайно редкими оригинальными колодами коллекционеры очень дорожат. Изредка частные лица, интересующиеся Таро, могут купить их.
35
КЛАССИКА ТАРО
Глава 3
ЭВОЛЮЦИЯ КАРТ ТАРО
КУРТ ДЕ ЖЕБЕЛИН
Антуан Курт де Жебелин родился в Наймсе в
1725 году, а умер в Париже 10 мая 1784 года. Он изучал теологию в Лозанне и пошел по стопам своего отца, Антуана Курта, став пастором протестантской церкви.
Жебелин был страстным исследователем древней мифологии. Занявшись изучением религий с точки зрения лингвистики, он стремился возродить примитивный язык, чье иероглифическое письмо способно было бы объяснить принципы мифотворчества, ведь все известные религии посредством символов будто бы отражают одни и те же истины.
Своему обширному исследованию Жебелин посвятил двадцать лет, а затем изложил свои идеи в девяти томах, которые были опубликованы в Париже с 1775-го по 1784 г. под названием «Le Monde
Primitif, analyse et compare avec le monde moderne».
В первом томе помещен трактат, выдвигающий теорию о том, что карты Таро египетского происхождения и их следует рассматривать как египетскую книгу, которая донесла до нас через века краткое изложение взглядов египтян на некоторые важные и общезначимые вопросы.
36
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
По мнению Жебелина, карты Таро были либо символом, выраженным в древних египетских иероглифах, затрагивающих философию и религию египтян, либо книгой, отражающей историю,
сотворение мира и первые три века человечества,
начиная с самого Меркурия. Четыре масти должны были представлять четыре состояния, или государственных устройства, общества. Весь фундамент карт Таро распадался с различных аспектов на число 7, священное для египтян, на котором они выстраивали начала всех наук. Каждая масть
(или цвет) состояла из дважды по семь карт. Козырей было три раза по семь, а всего карт было семьдесят семь плюс нулевая карта Дурак. Цыгане, по мнению Жебелина, были на самом деле египтянами, которые рассеялись по всей Европе;
от них до нас и дошел обычай гадать на картах.
Жебелин считал, что слово «Таро» — это соединение слова tar, означающего «путь, дорога», и слова ro, ros или rog, означающего «король» или «королевский». Следовательно, слово «Таро» означает
«королевская дорога жизни».
«Представьте себе удивление, которое вызвало бы сообщение, — писал Жебелин, — из которого бы мы узнали, что труды древних египтян все еще существуют в наши дни: одна из их книг спаслась из пламени, поглотившего их превосходные библиотеки, и содержит квинтэссенцию их верований относительно разных интересных вещей. Каждый,
без сомнения, загорелся бы желанием приобщиться к столь ценному наследию. Если бы мы добавили, что эта книга широко используется в большей части Европы и что она побывала за несколько веков практически у каждого в руках, то конечно же было бы удивительно, если бы в это
37
КЛАССИКА ТАРО
поверили. Но самым большим сюрпризом стало бы наше неведение, что эта книга — египетская и что мы владеем ею, не обладая ею в действительности, потому что мы никогда не пытались ни расшифровать хотя бы одну ее страницу, ни взглянуть на плоды ее изощренной мудрости как на нечто большее, чем скопление глупых фигур,
которые сами по себе ничего не означают...
Такая книга все же существует, — утверждает
Жебелин. — Эта египетская книга — все, что дошло до наших дней от их превосходных библиотек. Она настолько привычна, что ни один ученый не снизошел до того, чтобы обеспокоить свой ум ею, как никто не подозревает об ее древнем, удивительном происхождении. Эта книга состоит из семидесяти семи, даже семидесяти восьми листов или картин, поделенных на пять классов, каждый из которых изображает вещи настолько же разнообразные, насколько занимательные и поучительные. Одним словом, эта книга — игра в карты
Таро, игра, которая неизвестна в Париже, — это верно — но очень хорошо известна в Италии, Германии и даже в Провансе. Это игра необычна изза фигур, изображения которых воспроизведены на картах, а также из-за их большого числа. Независимо от стран, в которых ими пользуются, ничего не меняется в значении фигур.
Происхождение игры настолько древнее, что затерялось в сумраке времен, так что мы не знаем ни того, где или когда она была придумана, ни основную идею, сплотившую вокруг себя так много фигур, которые едва ли настолько сопоставимы, чтобы сочетаться друг с другом, и которые в своей нераздельности представляют загадку, которую никто еще не пытался разгадать.
38
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
По недомыслию считалось, что эта игра достойна лишь малого внимания, она никогда не рассматривалась теми нашими учеными, которые изучают происхождение карт. Они не говорили ни о чем другом, как только о французских картах, —
или о тех, коими пользовались в Париже, — происхождение которых не очень давнее. И, доказав,
что французские карты являются современным изобретением, наши горе-ученые решили, что вопрос исчерпан. На самом деле мы все время путаем имеющиеся у нас данные о чем-либо со страной, где это было первоначально изобретено. Даже греки и римляне слишком путали эти вещи, что лишило нас огромного количества интересной информации».
Жебелин рассказывает нам, что только случайно он наткнулся на мистические карты Таро. «Будучи приглашенными несколько лет назад нанести визит одной даме, которая знала некоторых наших друзей, мадам графине Х., прибывшей из Германии или Швейцарии, — повествует Жебелин, —
мы обнаружили ее играющей в эту игру с несколькими другими людьми.
— Мы играем в игру, которая вам наверняка неизвестна.
— Возможно. Что же это? — поинтересовался
Жебелин.
— Игра в Таро.
— Однажды я случайно видел, как в нее играли, когда был очень молод, но я ничего о ней не знаю.
— Это рапсодия самых причудливых, самых абсурдных фигур; вот, например, одна.
Она аккуратно выбрала из всех карт одну, наиболее заполненную фигурами, хотя та не имела
39
КЛАССИКА ТАРО
никакого сходства со своим названием, и сказала: «Это мир».
Я взглянул на нее и в тот же миг понял аллегорию. Все положили свои карты и подошли посмотреть на это чудесное изображение, в котором я увидел то, чего они до этого никогда не замечали. Каждый показывал мне какую-нибудь другую карту, сопровождаемую объяснениями, и через четверть часа колода, объявленная египетской, кончилась. А так как это не было причудой нашей фантазии, а стало скорее результатом отобранного и осмысленного знания об этой игре,
мы пообещали себе непременно сделать наше открытие достоянием публики. Мы были убеждены,
что всем будет приятно узнать об этом событии и получить подарок такого рода — книгу египтян,
которая спаслась от варваров, избежала разрушительного действия времени, случайных пожаров,
стихийных бедствий и невежества, которое является еще большей катастрофой».
Жебелин принял решение разъяснить символы на картах и показать, что мудрые древние египтяне знали, как обратить свои самые полезные знания в развлечение, сделав из них игру. «Игра
Таро состоит из семидесяти семи карт (иногда из семидесяти восьми), поделенных на козыри и масти. Козыри числом двадцать один олицетворяют в общих чертах мирских и духовных вождей общества, физические силы природы, четыре главные добродетели, брак, смерть и воскресение,
или Создание; в них представлены различные перипетии судьбы, мудрец и глупец, время, которое поглощает все, и т. д. Таким образом, мы видим, что все эти карты являются символическими образами, имеющими отношение ко всем
40
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
сторонам жизни и способность к неограниченным сочетаниям».
Жебелин также описал символическое значение четырех мастей: «Помимо козырей в этой игре есть четыре масти, представленные своими символами.
Они называются: Мечи (
й p
й es, piques, пики), Кубки (coeurs, чаши, червы), Жезлы (tr и
fles, трефы,
крести) и Монеты (carreaux, deniers, пентакли,
деньги, бубны). Каждая из этих мастей состоит из четырнадцати карт; картам присвоены номера от 1
до 10, а также имеются четыре фигурные карты,
которые мы называем Королем, Королевой, Рыцарем и его оруженосцем, или Валетом».
Жебелин соотнес четыре карточные масти с четырьмя классами, на которые было разделено общество египтян.
Меч символизировал монархов и всю военную знать.
Посох, или жезл, Геркулеса представлял сельское хозяйство.
Кубок, или чаша, изображал сословие жрецов,
духовенство, служителей культа.
Денарий олицетворял торговлю, символом которой являются деньги.
Жебелин сделал решительный вывод о том, что игра в Таро была, вероятно, придумана египтянами, потому что она основывается на священном числе 7; что она имеет отношение к делению египтян на четыре класса; большая часть ее козырей явно связана с Египтом, и среди них два Верховных Жреца, мужчина и женщина (эквивалент II
Жрице и V Первосвященнику), Исида, или Собака-Звезда (XVII Звезда), Тифон (XV Дьявол), Озирис (VII Колесница), Дом Бога (XVI Башня), Мир
(XXI Мир), собаки, охраняющие тропики (XVIII
41
КЛАССИКА ТАРО
Луна), и т. д.; а также потому, что игра была всецело аллегорией, что вполне можно было бы ожидать, исходя из изучения египетского искусства и философии.
Происхождение карты, обозначающей Верховную Жрицу, или Папессу, всегда было предметом домыслов, особенно ввиду явного неудовольствия,
которое она вызывала у папских властей. Ответ может крыться в том факте, что главам египетского жреческого сословия было позволено жениться, и изображение Папессы на европейских картах Таро
XVI века, возможно, представляет слабую экстраполяцию из древних времен.
Жебелин проследил путь, по которому карты
Таро пришли в Европу. «В течение первых веков существования церкви египтяне были очень близки к Риму и передали ему свои церемониалы и культ Исиды, а в результате — и игру, которая имеет к нему отношение. Территория распространения этой игры, интересной сама по себе, была ограничена Италией до времени ее объединения с Германией (Священная Римская империя), когда народ узнал о ней, и вплоть до объединения с
Италией владений графов Прованских, а особенно до пребывания римского двора в Авиньоне,
после чего эта игра появилась в Провансе и Авиньоне.
То, что она не добралась до Парижа, — пишет
Жебелин, — мы должны отнести на счет странности фигур, изображенных на картах, а также количества карт, которые были едва ли такого рода, что могли привлечь живые натуры французских женщин. Со временем стало необходимым сильно уменьшить размер колоды, чтобы ею было удобно пользоваться. Однако сам Египет больше не полу-
42
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
чает выгод от своего изобретения. Он был доведен до самого прискорбного рабства и глубочайшего невежества и был лишен всех своих искусств, так что его жителям теперь было бы сложно воспроизвести хотя бы одну-единственную карту из этой игры...
Если наши французские карты, которые гораздо менее сложны, неизбежно влекут за собой труд множества рук и совокупность нескольких ремесел, как можно было ожидать от этих несчастных людей, что они смогут сохранить свои? Несчастья,
выпадающие на долю порабощенного народа, таковы, что он теряет даже исконные формы развлечений. Но раз он не смог сохранить свои самые ценные достижения, то по какому праву он мог притязать на что-то, что было всего лишь атрибутом приятного времяпрепровождения?»
В качестве следующего доказательства восточного происхождения карт Таро Жебелин ссылается на восточное название игры в Таро, а также слов «Мat»
и «Pagad». «Как ранее уже говорилось, слово «Таро» —
чисто египетское, означающее «королевская дорога жизни». На самом деле оно касается всей жизни египтян, в условиях которой они разделены на классы. И эта игра сопутствует им от рождения до смерти, показывая им все добродетели и все физические и нравственные ориентиры, которых они должны придерживаться и каковыми являются: король, королева, религиозные вожди, солнце, луна и т. д. И в то же самое время при помощи мошенника и колеса фортуны она учит их, что ничто не является в мире таким преходящим, как различные состояния человека. Она учит их, что их единственное прибежище — в добродетели, в которой нет недостатка,
когда в ней есть нужда.
43
КЛАССИКА ТАРО
Mat — просторечное название дурака, которое до сих пор существует в итальянском языке; оно происходит от восточного слова mat, означающего «глупый, ругаемый, выживший из ума». Дураков всегда изображали слабоумными.
Pagad — слово, которым в ходе игры называли наперсточника (мошенника). Это слово, которое не имеет сходства ни с чем в наших западных языках, поистине восточное и удачно выбрано. Pag на востоке означает «вождь, хозяин, господин», а gag значит «судьба». И действительно, его изображают,
как будто он отклоняет судьбу при помощи своего посоха Иакова или волшебной палочки.
Таким образом Жебелин снял покров таинственности с колоды Таро, и в течение почти двух веков его последователи и почитатели горячо толковали и развивали его теории.
ЭТТЕЙЛА
Одним из пылких последователей Жебелина был человек, который продолжал продвигать его идеи и завоевал себе немалую известность и состояние.
Алиетте, которого называют то мастером по изготовлению париков, то профессором математики, был умным авантюристом с хорошо развитым воображением. Он переставил буквы своего имени в обратном порядке, придав ему более необычное звучание, и в качестве Эттейлы занялся теорией чисел по системе Пифагора, греческого философа VI века до н. э., который детально изложил теорию описания действительности в терминах математики.
44
СТЮАРТ Р. КАПЛАН
Эттейла опубликовал много работ о своих открытиях, включая публикацию в 1783 году своей знаменитой работы «Mani и
re de se r й
cr й
er avec le Jeu de
Cartes nomm й
es Tarot». «Нас действительно может удивить, — писал Эттейла, — что время, которое все уничтожает, и невежество, которое все изменяет,
позволили дойти до наших дней труду, который был создан в 1828 году от Сотворения Мира, спустя
171 год после Всемирного потопа, и написан 3953 года назад. Этот труд был проделан семнадцатью волхвами, в том числе вторым из потомков МеркурияАсотиса, который был внуком Хама и правнуком
Ноя. Этот потомок Меркурия распорядился составить Книгу Тота в соответствии с наукой и знаниями своих предков».
Эттейла знал, как овладеть воображением и умами простых людей своего времени. Он упростил колоду Таро и способствовал тому, чтобы широко стало распространяться гадание на картах. Он стремился быть настолько точным и научным, насколько это позволила ему его фантазия.
Таким образом, мастер по изготовлению париков Алиетте стал верховным жрецом культа Эттейлой, великим прорицателем Le C
й l
и bre Etteilla. Он поселился в Париже в Отель-де-Крийон на Рю-дела-Веррери, и последующее превзошло всякое воображение. В тревожные дни 1789 года он предсказал судьбу многих французов, которым выпало стать жертвами событий того времени.
Карты Таро Эттейлы, известные как карты великого Эттейлы, представляют собой набор символических карт, основывающихся на типичных изображениях с карт Таро и сопровождающихся числовым обозначением, начиная с номера первого, Etteilla questionnant, и заканчивая номером 78,
45
КЛАССИКА ТАРО
Folie (Дурак). Всего карт столько же, сколько их в старинной венецианской колоде. Обозначения мастей на числовых картах таково: batons, coupes,
epees и deniers (трефы, червы, пики и бубны). Фигуры на символических рисунках изображены в полный рост. Фигуры на фигурных картах, также показанные в полный рост, держат в руках значок своей масти. На некоторых картах есть также изображения астрономических и астрологических знаков. Сверху и снизу каждого рисунка есть название, и каждая карта имеет номер, который стоит в верхнем левом углу. На тузах всегда изображена часть человеческой руки с кистью, которая держит знак масти.
Хотя рисунки Эттейлы значительно отличаются от обычных символов Таро, следующее далее сравнение покажет сходства между определенными картами.
Эта колода карт, придуманная Эттейлой и предназначенная для гадания, сопровождалась книгой с объяснениями и указаниями под названием «Mani и
re de tirer. Le Grand Etteilla o щ
tarots
Egyptiens». Книга начинается с «Notions Pr й
liminaires», где говорится, что «Искусство раскладывать карты Таро — это приятное и чрезвычайно интересное занятие, но его результаты становятся серьезными или забавными, поразительными или пустяковыми прямо пропорционально вере тех, кто обращается к ним за помощью. Это занятие заслуживает именно доверия непрофессионалов, особенно женщин, которые так неравнодушны к тайнам».
В настоящее время имеются подлинные репродукции, выполненные в прекрасной цветовой гамме, с оригиналов карт Эттейлы.

Названия

Эквивалент
Эквивалент
Эквивалент карт
Эттейлы
Таро по-французски
Таро по-английски
Таро по-русски
1
Questionnant
19
Le
Soleil
The
Sun
Солнце
2
Feu
3
E
au
18
La
Lune
The
Moon
Луна
4
Air
17
L’Etoile
The
Star
Звезда
5
Terre
21
L
e
Monde
The
World
М
ир
6
Jour
7
Protection
?
?
?
?
8
Questionnante
9
Justice
8
La
Justice
Justice
Справедливость
10
La
Temp й
rance
14
La
Temp й
rance
Temperance
Умеренность
11
La
Force
11
La
Force
Strength
Сила
12
La
Prudence
?1 2
Le
Pendu
The
Hanged
Man
Повешенный
13
Mariage
16
L’Amoreux
The
Lovers
Влюбленные
14
Force
Majeure
15
Le
Diable
The
Devil
Дьявол
15
Maladie
1
Le
Bataleur
The
Magician
Волшебник
16
Jugement
20
Le
Jugement
Judgment
Суд
17
Mortalit й
13
La
Mort
Death
Смерть
18
Traitre
9
L’Ermite
The
Hermit
Отшельник
19
Mis и
re
16
La
Maison
Dieu
The
Tower
Башня
20
Fortune
10
La
Roue de
Fortune
The
Wheel of
Fortune
Колесо фортуны
21
Dissension
7
Le
Chariot
The
Chariot
Колесница

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом