Главная страница
qrcode

биолог. УМО. Социального развития российской федерации астраханская государственная


Скачать 10.36 Mb.
НазваниеСоциального развития российской федерации астраханская государственная
Дата15.10.2020
Размер10.36 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлабиолог. УМО.docx
ТипУчебное пособие
#43478
страница1 из 11
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АСТРАХАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


И.С. Рожкова, Б.В.Фельдман
Общая биология

Часть первая


Астрахань - 2016


УДК 57(07)

ББК 28.0

Р 63

Рожкова И.С., Фельдман Б.В. – Общая биология. Часть 1 – Астрахань: АГМА, 2010г. – с. 108
В учебном пособии рассматриваются основные знания о живой материи, закономерностях ее развития, механизмах, обеспечивающих поддержание жизни на разных уровнях организации.

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, биологических специальностей университетов.
Рецензенты:

Доцент кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии ГОУ ВПО Саратовского государственного медицинского университета, д.б.н. Родзаевская Е.Б.

Профессор кафедры общей биологии ГОУ ВПО Саратовского государственного медицинского университета, д.б.н. Белянина С.И.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России для студентов медицинских вузов.
Печатается по решению редакционного издательского совета Астраханской государственной медицинской академии

И.С Рожкова, Б.В. Фельдман

Астраханская государственная медицинская академия

«Не гонитесь за количеством преподанного материала. Разбудите только любопытство. Откройте свои слушателям глаза, но не перегружайте их мозг. Зароните в него искру. Огонь сам разгорится там, где для него найдется пища»

Анатоль Франс
Введение

Биология является одной из наиболее перспективных естественных наук, претерпевающих, благодаря внедрению новых, высокотехнологичных методов исследования, стремительное развитие.

Основной задачей биология является приобретение и накопление знаний о живой материи, закономерностях ее развития, механизмах, обеспечивающих поддержание жизни на разных уровнях организации, необходимых специалистам как в области теоретической, так и практической медицины.

Человек является частью живой природы, и его жизнедеятельность подчинена общебиологическим закономерностям. Он существует в тесном взаимодействии с другими организмами, населяющими земной шар, зависит от окружающей среды, влияет на нее и испытывает на себе ее воздействие. Отсюда очевидно, что забота о состоянии здоровья общества и каждого конкретного индивидуума невозможна без знания общих закономерностей развития живого мира и тех воздействий, которые оказывает окружающая среда на качество жизни человека.

Одной из важнейших дисциплин, входящих в комплекс биологических наук, является генетика, основной задачей которой является изучение закономерностей наследственности и изменчивости, возникновения и передачи в ряду поколений наследственных заболеваний.

Изучение закономерностей процессов онто -и филогенеза необходимы для понимания механизмов индивидуального и исторического развития, оценки состояния здоровья человека в разные возрастные периоды, причинах возникновения врожденных и приобретенных заболеваний.

В эпоху надвигающегося экологического кризиса важнейшее значение приобретают знания о влиянии условий окружающей среды на качество жизни и состояние здоровья человека,.

Биология готовит студентов к осознанному восприятию и других дисциплин медико – биологического цикла - анатомии, гистологии, физиологии, гигиены, микробиологии, биохимии и др., обеспечивающих духовное и социальное развитие человека.
1. Биология – наука о живой природе. Предмет и методы исследования

Термин биология (от греческого bios – жизнь, logos – наука) был предложен в 1802 году Ж.Б. Ламарком и Л. Тревиранусом для обозначения науки о жизни. Этот термин употреблялся и ранее немецким анатомом Т. Рузом (1797 г.) и профессором Дерптского университета К. Бурдахом (1800 г.).

Биология представляет собой комплексную науку о живой природе, включающую в себя большое число частных дисциплин. Отдельные биологические дисциплины возникли вследствие процесса дифференциации и постепенного обособления относительно узких областей знаний. Так, в зависимости от объекта исследования выделились:
зоология – наука о животных;
  • ботаника – наука о растениях;
  • вирусология – наука о вирусах;
  • микология – наука о грибах;
  • альгеология – наука о водорослях и многие другие.
    Многообразие организмов и распределение их по группам изучает систематика, историю органического мира палеонтология. Форму и строение живых организмов исследуют морфологические дисциплины: анатомия, гистология и цитология. Химический состав клеток и тканей изучают биохимия и молекулярная биология. Образ жизни животных и растений, их взаимосвязи друг с другом и окружающей средой являются предметом изучения экологии и биоценологии. Функции живых организмов исследует физиология, а поведение - этология.

    Научно-технический прогресс и увеличение средней продолжительности жизни привели к возникновению совершенно новых биологических дисциплин: космической и социальной биологии, физиологии труда, молекулярной генетики, генной и клеточной инженерии, геронтологии (возрастной биологии), биотехнологии и др.

    Как и всякая естественная наука, биология имеет предмет изучения и методы исследования. Предметом изучения биологии как учебной и научной дисциплины служит жизнь во всех ее проявлениях, а именно – строение и функции живых существ и их природных сообществ, распространение организмов по земному шару, происхождение жизни, индивидуальное и историческое развитие, а также взаимосвязи живых организмов друг с другом и неживой природой.

    Методы изучения биологии можно разделить на две основные группы: общебиологические и частные. К общебиологическим относятся методы:

    Описательный – был основным на ранних этапах развития науки, но не потерял своей актуальности и до настоящего времени. Суть этого метода заключается в сборе материала и его описание. Данный метод позволил накопить и систематизировать огромный фактический материал.

    Сравнительный – получил распространение в XVII веке. Благодаря ему появилась возможность сравнивать различные живые организмы и выявлять как черты сходства, так и отличия. С помощью этого метода были заложены основы систематики живых организмов, сформулирована клеточная теория, а так же он сыграл большую роль в создании эволюционной теории.

    Исторический – метод нашел свое применение во второй половине XIX века. Именно благодаря ему были изучены закономерности возникновения и развития живых организмов, исследован процесс исторического развития видов – филогенез.

    Экспериментальный – метод стал широко применяться в биологических исследованиях лишь с начала XIX века, прежде всего в физиологии и генетике. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет проверить и уточнить опытным путем теоретические гипотезы, пытающиеся объяснить различные процессы, происходящие в живых организмах. В XX и XXI экспериментальный метод был значительно усовершенствован, благодаря разработке новых методов эксперимента и применению более совершенных технических средств.

    Углубление биологических знаний потребовало выделения частных методов исследования, используемых той или иной биологической наукой. Так, например, в анатомии применяется метод вскрытия, а в цитологии – световая и электронная микроскопия.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом