Главная страница
qrcode

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО МИКРОБИОЛОГИИ. Ситуационные задачи по микробиологии


Скачать 120.11 Kb.
НазваниеСитуационные задачи по микробиологии
Дата12.01.2021
Размер120.11 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО МИКРОБИОЛОГИИ.PDF
оригинальный pdf просмотр
ТипЗадача
#44905
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО МИКРОБИОЛОГИИ
Задача. Человек, переболевший брюшным тифом, был выписан из инфекционного отделения больницы после трехкратного отрицательного бактериологического исследования фекалий. Через месяц в его семье зарегистрировано то же заболевание.
1) Мог ли переболевший явиться источником инфекции?
2) Какое следует провести исследование для проверки данного предположения?
Ответ:
1) Переболевший мог явиться источником инфекции.
2) Для подтверждения данного предположения необходимо использовать серологический метод диагностики (ИФА или РПГА) с целью выявления Vi-антител.
Дополнительно определить фаготип брюшнотифозной культуры у вновь заболевшего и сравнить его с фаготипом по истории болезни переболевшего. Если фаготипы совпадают и будут выявлены Vi-антитела, значит переболевший –
источник инфекции. Можно провести еще бактериологическое исследование желчи для выделения биликультуры.
Задача. В детском коллективе наблюдается вспышка острых кишечных заболеваний, соответствующих по клинической картине дизентерии. Заболевание связано по времени с приходом на работу новой няни.
1) Как установить источник инфекции?
2) Какие микробиологические исследования нужно провести с этой целью?
Ответ:
Для установления источника инфекции необходимо произвести бактериологическое исследование испражнений у работников пищеблока и няни.
При выделении шигелл произвести серо- и фаготипирование выделенных культур
(определить эпидмаркеры).
Задача. При посеве испражнений больного ребенка на среду Эндо выросли яркокрасные колонии, характерные для кишечной палочки.
1) Как продолжить исследование для того, чтобы доказать, что это колиэнтерит?
2) Какие микроорганизмы вызывают колиэнтерит?
3) Какие препараты необходимо применить с лечебной целью?
Ответ:
1) Поставить реакцию агглютинации с поливалентной (ОК) эшерихиозной сывороткой и 5-10 красными (лактозоположительными) колониями. Пересеять остатки колонии, давшей реакцию агглютинации с поливалентной (ОК) сывороткой на косой агар для выделения чистой культуры. Поставить реакцию агглютинации с монорецепторными сыворотками, входившими в поливалентную. При положительной реакции на стекле с одной из сывороток ставят развернутую реакцию агглютинации в 2-х рядах. В 1 ряду разводят сыворотку до титра Оантител и добавляют по 2-3 капли смыва гретой культуры для выявления Оантигена, во 2 ряду разводят сыворотку до титра К-антител и добавляют по 2-3
капли живой исследуемой культуры для выявления типа К-антигена. Реакция в 2-х рядах должна дойти до титра или ½ титра диагностической сыворотки. По ней и определяют серовариант эшерихий.
2) Колиэнтерит вызывают энтеропатогенные эшерихии (например, серотипа
О
111
К
58
).
Задача. У группы рабочих, которые обедали в одной и той же столо вой, появились признаки острого пищевого отравления.
1) Назовите возможных возбудителей пищевого отравления?
2) Какой материал подлежит исследованию?
3) Какой основной метод диагностики применить для решения диагноза?
Ответ:
1) Сальмонеллы, золотистый стафилококк, протей, иерсинии, кишечная палочка,
возбудители ботулизма.
2) Остатки пищевых продуктов, рвотные массы или промывные воды желудка,
фекалии.
3) Бактериологический метод.
Задача. Пищевое отравление у группы рабочих было связано с употребле нием в пищу булочек с кремом, купленных в буфете предприятия.
1) Какой материал подлежит исследованию?
2) Каков ход данного исследования?
Ответ:
1) Материал для исследования: испражнения, рвотные массы, промывные воды желудка, остатки пищи (крем).
2) Проводится бактериологическое исследование с целью выделения чистой культуры S. аureus, т.к. пищевое отравление при употреблении подобных продуктов чаще вызывает S. аureus. Проводят посев материала на МЖСА и кровяной агар.
Отбор подозрительных колоний на МЖСА: крупные или средние золотистые колонии с лецитиназным перламутровым венчиком вокруг; на кровяном агаре:
такие же колонии с зоной гемолиза вокруг. Постановка каталазного теста, который должен быть положительным. Пересев золотистой колонии на пробирку со скошенным агаром для выделения чистой культуры. Идентификация по морфологическим и тинкториальным свойствам в мазке, окрашенном по Граму
(грамположительный стафилококк в форме типичных виноградных гроздей).
Посев культуры в полужидкую среду Гисса с маннитом. Выращивание в анаэробных условиях под слоем вазелинового масла. S. аureus разлагает маннит с образованием кислоты в анаэробных условиях. Посев культуры в пробирку с цитратной кроличьей плазмой. S. аureus коагулирует плазму (наличие фермента плазмокоагуляции).
Задача. Больной поступил в больницу с подозрением на холеру.
1) Какой материал необходимо взять на исследование?
2) Какой метод диагностики применить?
3) По каким основным признакам необходимо идентифицировать куль туру?
Ответ:
1) Материал для исследования: испражнения, рвотные массы.
2) Основной метод диагностики – бактериологический. Посев материала на 1%
щелочную пептонную воду, щелочной агар и элективную среду TCBS.
3) Идентификацию проводят:
а) по характеру и скорости роста:
- на 1% щелочной пептонной воде – пленка через 5-6 часов;
- на щелочном агаре – нежные голубоватые колонии типа «битое бутылочное стекло» через 8-12 часов;
- на среде TCBS – колонии желтого цвета (вибрионы разлагают сахарозу, входящую в состав среды) через 12 часов;
б) по изменениям двухсахарной среды типа Ресселя (МПА, 1% лактозы, 0,1%
сахарозы, индикатор): цвет среды изменяется в глубине столбика, т.к. вибрионы разлагают сахарозу до кислоты;
в) по морфологическим и тинкторальным свойствам (полиморфные грамотрицательные палочки, подвижные в препаратах «висячая» и «раздавленная»
капли);
г) по биохимическим свойствам: расщепляют до кислоты сахарозу и маннозу, не расщепляют арабинозу и лактозу, образуют индол, обладают оксидазной и уреазной активностью, дают характерное разжижение желатина в виде воронки,
расщепляют крахмал;
д) по серологическим свойствам: в реакции агглютинации с О1 и О139
агглютинирующими холерными сыворотками.
Задача. После употребления в пищу грибов домашнего консервирования в семье отмечено два случая острого отравления с неврологическими симптомами.
1) С помощью какого лабораторного исследования может быть выяснена этиология данного заболевания?
2) Какие экспресс-методы нужно применить?
3) Какой препарат необходимо экстренно назначить больному?
Ответ:
1) Диагноз – ботулизм. Необходимо провести биологическую пробу in vivo (остатки пищевых продуктов, рвотные массы и т.д. вводят мышам в смеси с антитоксической сывороткой).
2) Определить ботулинический токсин в реакциях ИФА, РПГА и др.
3) Противоботулиническую антитоксическую сыворотку: сначала поливалентную к типам А, В, Е, затем – моновалентную, если известен тип токсина.
Задача. У больного после чистой плановой операции из отделяемого послеоперационной раны выделена культура стафилококка.
1) Можно ли считать этот микроорганизм возбудителем нагноения осложнившего заживление раны?
2) Как это проверить?
3) Какие препараты нужно использовать для лечения?
Ответ:
1) Окончательный диагноз ставить нельзя.
2) Необходимо провести бактериологическое исследование, сделать посев на чашки с кровяным и желточно-солевым агаром, определить лецитиназную,
гемолитическую, каталазную, плазмокоагулирующую активность, способность разлагать глюкозу и маннит в анаэробных условиях, антибиотикограмму. Кроме того, этиологически значимым является 10 5
микробных тел в материале.
3) Для лечения назначить антибиотики с учетом результата антибиотикограммы.
Задача. Больной обратился к врачу с жалобами на боли в кисти, увеличение подмышечных лимфоузлов. При осмотре обнаружен панариций дистальной фаланги II пальца левой руки.
1) Назовите предполагаемых возбудителей данного заболевания.
2) Какой материал для исследования нужно взять, какой метод диагностики применить?
3) Какие препараты нужно назначить?
Ответ:
1) Панариций вызывается возбудителями гнойно-воспалительных заболеваний,
ведущим из которых является S. aureus.
2) Необходимо взять стерильным тампоном для исследования гнойное отделяемое и провести бактериологическое исследование, сделать посев на чашки с кровяным и желточно-солевым агаром, определить лецитиназную, гемолитическую,
каталазную, плазмокоагулирующую активность, способность разлагать глюкозу и маннит в анаэробных условиях, антибиотикограмму.
3) Для лечения назначить антибиотики с учетом результата антибиотикограммы.
Задача. В детском отделении родильного дома выявлены случаи гнойничковых поражений кожи у новорожденных.
1) Среди кого нужно искать источник инфекции?
2) Какие методы обследования применить?
3) Как установить идентичность культур стафилококка, вы деленных из разных источников?
Ответ:
1) Источник необходимо искать среди персонала родильного дома.
2) Необходимо провести бактериологическое исследование, сделать посев на чашки с кровяным и желточно-солевым агаром, определить лецитиназную,
гемолитическую, каталазную, плазмокоагулирующую активность, способность разлагать глюкозу и маннит в анаэробных условиях, антибиотикограмму.
3) Для установления идентичности культур стафилококка, выделенных из разных источников, необходимо провести фаготипирование и определение антибиотикоустойчивости.
Задача. У больного, ослабленного ранее перенесенными заболеваниями, возникла вялотекущая форма фурункулеза.
1) Какова возможная причина этого заболевания?
2) Как установить идентичность культур стафилококка, вы деленных из разных источников?
Ответ:
1) Причиной фурункулеза может быть S. aureus.
2) Необходимо провести бактериологическое исследование, сделать посев на чашки с кровяным и желточно-солевым агаром, определить лецитиназную,
гемолитическую, каталазную, плазмокоагулирующую активность, способность разлагать глюкозу и маннит в анаэробных условиях, антибиотикограмму. Кроме того, этиологически значимым является 10 5
микробных тел в материале.
3) Для лечения назначить антибиотики с учетом результата антибиотикограммы.
Задача. В микробиологическую лабораторию направлен гной зеленого цвета. При бактериологическом исследовании в нем обнаружены небольшие грамотрицательные подвижные палочки.
1) Назвать предполагаемого возбудителя.
2) Какой метод диагностики применить для решения вопроса о виде возбудителя?
3) На какие среды сеять?
4) По каким свойствам идентифицировать культуру?
5) Какие препараты следует назначить для лечения?
Ответ:
1) Предполагаемый возбудитель: Pseudomonas aeruginosa.
2) Необходимо провести бактериологическое исследование гноя, сделать посев на
ЦПХ-агар, обратить внимание на колонии слизистой консистенции, образование водорастворимого пигмента сине-зеленого цвета. При идентификации культуры обратить внимание на положительный оксидазный и каталазный тесты, культура должна давать рост при 42 0
С и не расти при 5 0
С.
3) Для лечения назначить антибиотики с учетом антибиотикограммы.
Задача. У раненого с симптомами газовой гангрены взят на анализ материал из раневого отделяемого. На основании микроскопического исследования дан положительный предварительный ответ.
1) Какие морфологические формы бактерий могут быть обнаружены при данном исследовании?
2) Какими методами следует продолжить исследование?
3) Какие препараты должен назначить врач для лечения?
Ответ:
1) При микроскопическом исследовании могут быть обнаружены грамположительные палочки рода Clostridium. У Clostridium perfringens может быть капсула.
2) Необходимо провести экспресс-метод диагностики – газожидкостную хроматографию. Провести бактериологическое исследование, обратить внимание на бурное газообразование на среде Китта-Тароцци, быстрое почернение и газообразование на железосульфитной среде Вильсона-Блера, газообразование в среде с молоком (по Тукаеву).
3) Для лечения следует назначить поливалентную противогангренозную антитоксическую сыворотку, антибиотики.
Задача. Пострадавший в транспортной катастрофе был доставлен в стационар с обширными ранами, загрязненными почвой.
1) Какие бактерии могли быть занесены в рану с почвой?
2) Какие меры специфической профилактики следует провести в этом случае?
Ответ:
1) В рану могли быть занесены возбудители газовой гангрены – Clostridium
perfringens, C. septicum, C. hystolyticum, C. novyi, C. sordelli и столбняка C. tetani.
2) Для специфической профилактики столбняка вводят столбнячный анатоксин,
для лечения – противостолбнячную сыворотку и при подозрении на газовую гангрену – противогангренозную поливалентную антитоксическую сыворотку.
Задача. Рабочий во время земляных работ получил травму с поражением наружных покровов. Через 3 дня во время перевязки у него появились симптомы,
подозрительные на газовую гангрену.
1) Каким экспресс-методом можно проверить предварительный диагноз?
2) Какие препараты следует назначить для лечения?
Ответ:
1) Необходимо провести метод газожидкостной хроматографии.
2) Противогангренозную поливалентную антитоксическую сыворотку, антибиотики.
Задача. Больной обратился к врачу с жалобами на боли в горле, которые беспокоят его периодически на протяжении нескольких последних лет. Врач обнаружил в зеве признаки хронического воспаления.
1) Какие бактерии могли явиться причиной этого заболевания?
2) Как их можно выделить и идентифицировать?
3) Какие лечебные препараты нужно назначить больному?
Ответ:
1) Streptococcus pyogenes.
2) Бактериологический метод: посев на кровяной агар, определить наличие βгемолитических стрептококков, изучить морфологические, тинкториальные
(грамм+кокки в виде цепочек) свойства, определить серогруппу в реакции преципитации, серовар – в реакции агглютинации.
3) Антибиотики с учетом антибиотикограммы.
Задача. При бактериологическом исследовании мазков из мокроты больного с клиническим диагнозом пневмонии обнаружены грамположительные кокки.
1) Можно ли утверждать, что это возбудитель или необходимо провести дополнительные исследования?
2) Какой метод нужно применить для окончательного решения вопроса о пневмококковой этиологии пневмонии, по каким признакам необходимо идентифицировать культуру?
3) Какие препараты назначить для лечения, если возбудитель пневмококк?
Ответ:
1) Необходимы дополнительные исследования для идентификации выявленных грамположительных кокков.
2) Из грамположительных кокков в качестве возбудителя пневмонии наиболее вероятен S. pneumoniae (пневмококк) или золотистый стафилококк. Необходимо провести посев мокроты на кровяной агар для выделения стрептококков или желточно-солевой агар (ЖСА) для выделения стафилококка. На ЖСА растет только стафилококк.
В случае роста на кровяном агаре необходимо оценить характер гемолиза
(пневмококк дает альфа-гемолиз) и продолжить выделение чистой культуры на сахарном бульоне. В дальнейшем для дифференциации с другими стрептококками необходимо провести оптохиновый тест, оценить рост в присутствии желчи
(пневмококк не растет),
Задача. У больного после операции на органах брюшной полости появились симптомы разлитого перитонита.
1) Какие бактерии могли вызвать данное заболевание?
2) Какие исследования нужно провести для их выделения и идентификации?
3) Какие химиотерапевтические препараты следует использовать для лечения больного?
Ответ:
1) Наиболее вероятными этиологическими агентами являются условно-патогенные бактерии, находящиеся в желудочно-кишечном тракте: бактероиды, кишечная палочка и др.
2) Бактериологический с использованием анаэробной техники.
3) До получения данных бактериологического исследования назначается монотерапия (карбапенемы, например меропенем), или комбинированная терапия:
аминогликозиды, метронидазол, цефалоспорины; или другие препараты с антианаэробной активностью.
Задача. У пожилого пациента на фоне рецидивирующего фурункулеза наблюдается резкий подъем температуры до 38,6 0
С, озноб, тахикардия 100 ударов в минуту,
лейкоцитоз 12*10 9
/л, сдвиг лейкоцитарной формулы влево. Бактериологическое исследование крови не проводилось.
1) Поставить предварительный диагноз,
2) Продолжить лабораторное обследование больного, назначить антибиотикотерапию.
Ответ:
1) Предварительный диагноз – сепсис. Наиболее вероятна стафилококковая этиология заболевания.
2) Следует провести забор крови (5-10 мл) и ее посев на жидкую питательную среду (в объеме до 50-100 мл) до проведения антибиотикотерапии для бактериологического исследования. Необходимо идентифицировать культуру и определить антибиотикоустойчивость выделенного штамма.
Лечение: оксациллин по схеме, возможна комбинация с аминогликозидами,
карбапенемами (меропенем или имепенем).
Задача. К врачу обратился больной, по специальности – скорняк, с жалобами на лихорадку и общее недомогание. При осмотре на коже в области запястья обнаружен карбункул.
1) Какие микроорганизмы могут вызвать подобное заболевание?
2) Какие микробиологические исследования должны быть проведены для постановки окончательного диагноза и определения факторов передачи?
3) Какие иммунологические препараты необходимо назначить для лечения больных и профилактики контактных?
Ответ:
1) Предварительный диагноз: «Сибирская язва, кожная форма». Возбудитель:
Bacillus anthracis.
2) Бактериоскопический метод, бактериологический метод, биологическая проба,
определение антигена в материале с помощью МИФ, ИФА, реакции Асколи.
3) Противосибиреязвенный иммуноглобулин, который применяется и для экстренной профилактики контактных, высокие дозы антибиотиков, лучше фторхинолоны (ципрофлоксацин).
Задача. У промыслового охотника через неделю после его возвращения с охоты на ондатру внезапно поднялась температура до 39 0
С, появились резкие головные боли и боли в мышцах, а также припухлость подмышечных лимфатических узлов
(бубон).
1) Какие микроорганизмы могли вызвать подобное заболевание?
2) Какие микробиологические исследования должны быть проведены для диагностики данного заболевания?
3) Какие препараты необходимо назначить для профилактики этого заболевания?
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом