Главная страница
qrcode

Панфилова М.А. Реферат. Симптоматика и диагностика нарушений речи при различных формах афазии


Скачать 38.46 Kb.
НазваниеСимптоматика и диагностика нарушений речи при различных формах афазии
Дата29.06.2020
Размер38.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПанфилова М.А. Реферат.docx
ТипРеферат
#42479
Каталог


федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры
РЕФЕРАТ
Технологии восстановления речи
По дисциплине/междисциплинарному курсу/модулю
при афазиях

На тему

Симптоматика и диагностика нарушений речи при различных формах афазии




Выполнила обучающаяся:

Панфилова Марина Александровна






Направление подготовки / специальность:

44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, «Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи»






Курс: 2


Группа: 343807



Руководитель:

Волокитина Т.В. д.биол.наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии

Отметка о зачете












(отметка прописью)


(дата)
Руководитель












(подпись руководителя)


(инициалы, фамилия)

Архангельск 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

1.

1.2 Симптомокомплекс акустико-мнестической афазии…………………5

1.3 Симптомокомплекс семантической афазии……………………………6

1.4. Симптомокомплекс афферентной моторной афазии…………………7

1.5 Симптомокомплекс эфферентной моторной афазии…………………8

1.6 Симптомокомплекс динамической афазии……………………………9

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ АФАЗИИ.

2.1. Обследование неречевых функций при афазии……………………...11

2.2. Обследование речи при афазии……………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..15
ВВЕДЕНИЕ

при различных формах афазии. В реферате рассматриваются








В связи со звуковой лабильностью у больных с сенсорной афазией расстраивается самоконтроль за собственной речью, в результате чего в их устной речи появляется компенсаторное многословие. В речи больных проявляется замена нужного слова другим, близким по звучанию или по смыслу – вербальные парафазии. В более легких случаях сенсорная афазия проявляется в трудностях нахождения слов и ошибках при их произнесении. В тяжелых случаях сенсорной афазии спонтанная речь больного превращается в «словесный салат».

Нарушение анализа и синтеза слов неизбежно приводит к распаду письма. В письменной речи при сенсорной афазии в слуховых диктантах длительное время наблюдаются литеральные параграфии. Близкими по характеру к нарушениям письма являются нарушения чтения. Больные легко узнают слова, укрепившийся письменный образ, но в то же время больные не в состоянии прочитать буквы в данном слове, если оно менее известно. Грубые нарушения счета наблюдаются лишь на самом раннем этапе, так как счет требует проговаривания слов, входящих в счетные операции
1.2 Симптомокомплекс акустико-мнестической афазии

Акустико-мнестическая афазия развивается при поражении средних и задних отделов височной области (37 и 21 поле по Бродману). При акустико-мнестической афазии, в отличие от акустико-гностической формы, центральным механизмом являются – нарушение слухоречевой памяти, сужение объема акустического восприятия и нарушение зрительно-предметных образов – представлений. Центральным дефектом является забывание названий предметов

При этой форме афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением повторения 3-4 не связанных по смыслу слов. Нарушение объема удержания речевой информации приводят к трудностям понимания длинных высказываний из 5-7 слов. Больному трудно ориентироваться в беседе с 2-3 собеседниками.

Экспрессивная речь больных с акустико-мнестической афазией свободна, сохраняется интонационно-мелодическое ее оформление. Однако она изобилует вербальными парафазиями, по смысловому сходству отражающими неудачную попытку подыскивания нужных слов. Мнестический дефект ярче проявляется, когда больному предлагают повторить серию слов. Больной заменяет следующее слово персеверацией предыдущего. Трудности возрастают при повторении предложений, в особенности после более длительной паузы, заполненной побочной деятельностью. Семантическая размытость значения слов приводит к возникновению в речи обильных вербальных парафазий, редких литеральных замен, контаминаций.

В письменной речи при акустико-мнестической афазии больше, чем в устной, проявляется экспрессивный аграмматизм, т.е. смешение предлогов, флексий, глаголов, существительных и местоимений в роде и числе. При записи текста под диктовку больные с трудом удерживают в памяти фразу, состоящую даже из 3-х слов. Значительные трудности проявляются в понимании читаемого текста, т.к. они не могут удержать в памяти предложения из текста. Дефекты слухоречевой памяти сказываются и на решении арифметических примеров
1.3 Симптомокомплекс семантической афазии

Под семантической афазией понимают сенсорную афазию, проявляющуюся нарушением понимания речи вследствие невозможности установить отношения между словами при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов. Поражается теменно-затылочные отделы левого полушария. Характеризуется нарушением понимания фраз сложной грамматической конструкции.

Нарушено понимание сравнительных конструкций (муха меньше слона), оборотов со словами перед, после, без (после учебы, перед осенью и др.), флективных инвертированных словосочетаний (покажите расческу ручкой, а ручку карандашом) или конструкций творительного падежа (шапка матери; конура собаки). Грубейшим нарушением при семантической афазии выступает понимание значения предлогов внутри предложения. Часто у больных вызывают затруднения понимание сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. У больных с семантической афазией утрачивается понимание метафор, пословиц, поговорок, крылатых слов.

Экспрессивная речь больных с данной формой афазии отличается сохранностью синтагматической стороны. Речь при этом артикуляторно сохранна, не отмечается литеральных парафазии, отсутствует выраженный аграмматизм, но в письменной и устной речи больные не употребляют сложных лексических комплексов, в результате лексика становится семантически бедной. Отмечаются выраженные амнестические трудности, подсказка первого слога или звука слова помогает больному. При поиске нужного слова больной заменяет их описанием функции того или иного слова или признаком данного предмета, вербальными парафазиями из того же семантического поля (например, это то, что показывает время).

При семантической афазии письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, резко сокращается употребление прилагательных. Нарушение счета выражается в трудностях понимания текста задач, что так же объясняется нарушением симультанного анализа и синтеза тех же логико-грамматических конструкций. При поражении передних отделов 39 поля может возникнуть дезориентирование в географической карте, зеркальное написание отдельных букв и цифр, иногда изолированные, очень тяжелые кинестетическая аграфия и алексия
1.4. Симптомокомплекс афферентной моторной афазии

В основе лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов. Синдром кинестетической апраксии анатомически связан с повреждением постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или роландовой борозды (7, 40 поля) и в большинстве случаев сопровождается явными нарушениями орального праксиса. В её основе которой лежит нарушение кинестетической афферентации, идущей при произнесении слов.

При афферентной кинестетической моторной афазии наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения. Для устной речи этих больных характерны трудности в усвоении слоговой структуры слов; они дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге и опускают согласный звук. Возникают трудности в распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (губные: б-м-п, переднеязычные: д — л — m — н, сонорные щелевые: н-х-ш, сонорные и гласные и т. д.).

Дефекты письменной речи при афферентной моторной афазии зависят от степени тяжести апраксии артикуляционного аппарата. При записи слов под диктовку, при письменном назывании предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляционные трудности, т. е. появляется множество литеральных параграфий, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные). Отмечается пространственная дезориентированность в географической карте. Больные не могут определить местонахождение отдельных городов, рек, гор и т.п. Больным с афферентной моторной афазии доступны лишь простые счетные операции, предъявляемые в письменной форме. Устный счет, а также сложные действия, требующие запоминания отдельных звеньев, не доступны больным из-за отсутствия полноценной опоры на проговаривание.

1.5 Симптомокомплекс эфферентной моторной афазии

В основе лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов. Локализация поражения эфферентной моторной афазии возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (зона Брока: корковые поля 44 и 45). Эфферентная моторная афазия связана, с одной стороны, с дезорганизацией кинетической основы двигательного акта, обеспечивающей его развертывание во времени и, с другой стороны, с дезорганизацией механизмов внутренней речи.

Состояние импрессивной речи характеризуется инертностью протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи. Показ отдельных частей тела может быть доступен, если между произносимыми словами сделаны большие паузы. Однако при незначительном убыстрении темпа заданий по показу картинок или частей тела либо лица возникают персеверации. С большим трудом больные показывают при повторных просьбах предметные картинки. Плохо понимается при этой форме афазии переносный смысл метафор, пословиц, что объясняется трудностью переключения на иной, скрытый смысл высказывания (А. Р. Лурия, 1975), отмечается нарушение понимания многозначности слов. Это объясняется трудностью переключения с конкретного лексического значения слова на другое.

Состояние экспрессивной речи. В речи больных наблюдаются явления патологической инертности с персеверацией звуков, слогов или отдельных слов. Особенно резко проявляется дефект в спонтанной речи. При этом страдает не только динамика, но и грамматическая структура речи. Выпадают глаголы, союзы: остаются только слова в именительном падеже, обозначающие вещественные предметы.

Нарушения чтения и письма при эфферентной моторной афазии. Наблюдается выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. Смешиваются флексии как падежные, так и указывающие род. . Чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подкладывание подписей к картинкам. Эти грубые нарушения чтения и письма обусловлены распадом способности программирования звуко-буквенного состава слова
1.6 Симптомокомплекс динамической афазии

В основе лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи. Динамическая афазия возникает при поражении передних отделов речевой зоны в области впереди от зоны Брока и в задних отделах первой лобной извилины, соответствующих дополнительному моторному полю, что приводит к утрате речевой инициативы. Основным речевым дефектом при динамической афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания, обусловленная распадом разных уровней внутренней речи.

При динамической афазии нарушается коммуникативная функция речи, прежде всего из-за таких ее свойств, как активность, намеренность и ее эмоционально-выразительная функция. Что касается видов речи, то в этом случае нарушается устная экспрессивная ее форма (спонтанная речь) и внутренняя.

При выраженной динамической афазии обнаруживается нарушение чувства языка, возникают затруднения в понимании сложных фраз, особенно инвертированных, требующих для своего понимания перестановки элементов предложения. Эти трудности связаны с недостаточной активностью больных, инертной фиксацией их внимания на значении отдельных элементов с нарушением понимания грамматических средств языка.

При динамической афазии чтение и письмо остаются сохранными, и служат задаче восстановления плана высказывания. Но самостоятельное грамматически правильное письменное составление фразы не доступно. Нарушение внутренней речи сказывается и на письменном высказывании и формулировании мысли
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ АФАЗИИ

Обследование речи начинается с предварительной беседы, она позволяет установить контакт с больным. Выясняется имя и отчество, возраст, адрес. Это позволяет составить общее суждение о его речевых возможностях, сохранности сознания, критичности, ориентированности в окружающем, в месте нахождения, во времени. Больному задаются вопросы о его самочувствии, времени года, дате его заболевания, выясняется его образовательный уровень, специальность, семейное положение.

2.1. Обследование неречевых функций.

1. Исследование динамического праксиса проводится с помощью пробы «кулак – ребро – ладонь» (на столе) или имитации в воздухе. Данная проба рассчитана на исследование сохранности плана, последовательности сменяющих друг друга движений одной руки.

2. Исследование пространственного праксиса позволяет судить о сохранности или нарушении сложных симультанных синтезов. Пространственный праксис исследуется при помощи следующих тестов: пробы Хэда, копирование различных фигур, складываемых из спичек, складывание их в перевернутом виде, Воспроизведение символических движений ( погрозить пальцем, поманить кого-нибудь к себе, похлопать в ладоши, изобразить, как стригут бумагу, режут хлеб)

3. Оценка и воспроизведение ритмов. При исследовании воспроизведения различных ритмов проверяется возможность больного к моторному переключению с одного ритмического рисунка на другой, тенденция к упрощению ритмического рисунка.

4. Исследование зрительного гнозиса необходимо проводить для отграничения речевых расстройств от трудностей называния при зрительной агнозии, возникающей при поражении третичных отделов затылочной доли и для выяснения оптической алексии, возникающей при поражении теменных отделов слева. Больному предлагают назвать или описать предметы или их изображения.

5. Исследование орального, лицевого, ручного праксиса. По устному заданию и зрительной имитации выполняются различные символические движения: дутье, имитация сплевывания, свист, имитация полоскания горла, покашливание, воспроизведение улыбки, поднимание бровей в знак удивления, подмигивание и т. п. Для обследования динамического орального праксиса больному предлагают выполнить серию движений, например подуть и пощелкать языком
2. 2 Обследование речи при афазии.

1. Ориентировочное исследование спонтанной речи происходит в процессе предварительной беседы с больным. При этом в протоколе обследования логопед фиксирует активность и объем речевой продукции больного. При обследовании безречевого больного логопед отмечает, активен ли он, пытается ли ответить на вопросы при помощи эмболов, достаточно ли окрашена его речь различными интонационными оттенками или он безучастен.

2. Исследование фонематического восприятия. Предлагается повторить близки (оппозиционные) фонемы: ба – па, ла – ра, да – та, ба –па –ба, да–та–да. Предлагается воспринять на слух слова с оппозиционными звуками с опорой на соответствующие рисунки.

3. Исследование понимания значений слов. Предлагается показать окружающие предметы: стол, стул, книга, карандаш, окно, дверь, пол, потолок, стены, шкаф и т п., показать части лица и тела.

4. Исследование состояния слухоречевой памяти повторение больным серий слов и предложений

5. Исследование понимания простых предложений. Под обследованием понимания простых предложений подразумевается: 1) Понимание простых и относительно сложных инструкций типа: Возьмите карандаш, положите его под книгу, а ножницы дайте мне. 2) Понимание предложений, названий, наименований предметов, данных в виде описания: Покажите то, чем режут хлеб, то, чем режут бумагу, то, чем разжигают дрова и т. п. (по соответствующим картинкам).

6. Исследование понимания грамматических структур пословиц, поговорок, басен.

7. Исследование состояния артикуляторного звена речи повторить звуки; изолированно, в словах, в предложении.

8. Исследование автоматизированных видов речи вместе с логопедом пропеть мелодию знакомой песни (со словами и без слов), повторить пение той же и уже другой песни самостоятельно; перечислить дни недели, месяцы года, воспроизвести порядковый счет.

9. Исследование сопряженного и отраженного повторения позволяет уточнить степень распада фонематического слуха, слухоречевой памяти, артикуляционного праксиса и наличия персевераторности в речи больных. Повторить несколько односложных, двухсложных, трехсложных и многосложных слов различной частотности, повторить фразы различной длины.

10. Исследование номинативной функции речи назвать предметы или изображения одним словом, найти категориальное название (посуда, мебель).

11. Исследование диалогической и монологической речи. Степень сохранности ситуативной и повествовательной речи выявляется уже в процессе предварительной беседы с больным.

12. Исследование состояния чтения и письма раскладыванием подписей к предметам, к сюжетным картинкам и сериям картинок; показом воспринятого на слух слова или предложения; выполнением письменных инструкций:

13. Исследование состояния счетных операций. Необходимо записать простые и многозначные числа, решить примеры в пределах 10, 100, 1000, с переходом через десяток, устно отнимать от 100 по семи





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии [Текст]: Кн. для логопедов. /М.К. Бурлакова — Москва: Просвещение, 2002.— 190 с.

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст]: учеб. пособ /Т.Г Визель. - Москва: АСТ, Транзиткнига, 2006. – 259 с.

3. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / Лурия А.Р — СПб.: Питер, 2006. — 320 с .

4. Мокринская Т.В. Методическое пособие по коррекции фразовой речи при афазии [Текст] метод.пособ / Т.В. Мокринская - Москва: В. Секачев, 2011. — 54 с.


6. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика [Текст]: учеб.пособ. /Т.Б. Филичева. – Москва: Эксмо,2018. -608с.

7. Цветкова Л.С., Восстановление высших психических функций [Текст]: учеб.пособ/ Л.С. Цветкова. – Москва

перейти в каталог файлов


связь с админом