Главная страница
qrcode

Семеновых Людмила Николаевна канд мед наук, доц кафедры общей гигиены мма им. И. М. Сеченова Гигиена с основами экологии человека учебник


Скачать 442.77 Kb.
НазваниеСеменовых Людмила Николаевна канд мед наук, доц кафедры общей гигиены мма им. И. М. Сеченова Гигиена с основами экологии человека учебник
Дата20.02.2020
Размер442.77 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаQ0116617.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#39811
Каталог
2011
Министерство образования и науки РФ
Рекомендовано ГОУ ВПО «Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова» в качестве учебника для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальностям 060101.65 «Лечебное дело»,
060104.65 «Медико-профилактическое дело» по дисциплине «Гигиена с основами экологии человека. ВГ»
Регистрационный № 528 рецензии от 10.07.2009 г.
ФГУ Федеральный институт развития образования
ГИГИЕНА
С ОСНОВАМИ
ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
УЧЕБНИК
Под редакцией проф. П.И. Мельниченко
УДК [574+613] (075.8)
ББК 20.1я73-1+51.2я73-1
Г 46
На переплете: Гемма с профилем античной богини здоровья Гигеи.
Авторский коллектив
Мельниченко Павел Иванович— проф., заведующий кафедрой общей гигиены ММА им. И.М. Сеченова
Архангельский Владимир Иванович— канд. мед. наук, доц. кафедры общей гигиены
ММА им. И.М. Сеченова
Козлова Тамара Алексеевна — канд. мед. наук, доц. кафедры общей гигиены ММА им. И. М. Сеченова
Прохоров Николай Иванович— д-р мед. наук, проф. кафедры общей гигиены ММА им. И.М. Сеченова
Румянцев Геннадий Иванович — акад. РАМН, проф., д-р мед. наук
Семеновых Георгий Кириллович — канд. мед. наук, доц. кафедры общей гигиены ММА им. И.М. Сеченова
Семеновых Людмила Николаевна – канд. мед. наук, доц. кафедры общей гигиены ММА им. И.М. Сеченова
Гигиена с основами экологии человека : учебник / Архангельский В.И. и др.; под ред. П.И. Мельниченко. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. —
752 с.: ил.
ISBN 978-5-9704-1896-3
В учебнике дана характеристика современного состояния науки, показано развитие гигиены на разных исторических этапах, рассмотрены проблемы гигиенического значения окружающей среды и экологии человека. Основное внимание уделено здоровью, алгоритму гигиенической диагностики, позволяющей установить изменения в состоянии здоровья человека на донозологическом (предпатологическом) уровне, а также информации об административно-правовых формах контроля профилактических мероприятий и системы охраны здоровья каждого человека.
Данный учебник подготовлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта и в соответствии с примерной учебной программой по дисциплине «Гигиена с основами экологии человека. ВГ», утвержденной Министерством образования и науки
Российской Федерации.
Предназначен студентам медицинских вузов и факультетов университетов, обучающимся по специальностям 060101.65 «Лечебное дело», 060104.65 «Медико-профилактическое дело» по дисциплине «Гигиена с основами экологии человека. ВГ».
Издание дополнено компакт-диском.
УДК [574+613] (075.8)
ББК 20.1я73-1+51.2я73-1
Г 46
IISBN 978-5-9704-1896-3
© Коллектив авторов, 2010
© ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2011
© ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», оформление, 2011
Права на данное издание принадлежат ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа».
Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого изда-
ния не могут быть осуществлены без письменного разрешения ООО Издательская группа
«ГЭОТАР-Медиа».
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ГИГИЕНА И ЕЕ МЕСТО В МЕДИЦИНЕ.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ (П. И. Мельниченко) . . . . . . . . . . . . 13
1.1. Медицина и гигиена. Атрибутивные признаки медицины и гигиены, общность и различия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 1.2. Современная дифференциация гигиены, связь с другими науками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.3. История развития гигиены. Гигиена и санитария . . . . . . . . . . 21 1.4. Деонтологические особенности деятельности врача-профилактика и врача-клинициста . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ
(П. И. Мельниченко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.1. Методология гигиены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 2.2. Методы гигиены. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 2.3. Универсальные принципы гигиенического нормирования . . . 55 2.4. Методы оценки эффективности гигиенических мероприятий . . 61
Глава 3. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЕЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ. ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
(П. И. Мельниченко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
3.1. Гигиеническая характеристика факторов окружающей среды.
Гигиена и экология человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 3.2. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды . . 69 3.3. Современные теории установления причинно-следственных связей между факторами среды и здоровьем человека . . . . . . 80 3.4. Здоровье — фундаментальный критерий оценки благополучия человека и состояния окружающей среды . . . 93
Глава 4. ГИГИЕНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ (Т. А. Козлова) . . . . . . . . 117
4.1. Химический состав воздуха и его влияние на организм . . . 120 4.2. Физические свойства воздуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 4.3. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и санитарные условия жизни в городах . . . . . . . . 135
Гигиена с основами экологии человека
4
4.4. Естественные источники света и естественная освещенность.
Ультрафиолетовая радиация, ее гигиеническое значение . . 140 4.5. Биологические факторы воздушной среды . . . . . . . . . . . . . . . 147 4.6. Климатические условия и здоровье человека . . . . . . . . . . . . . 150
Глава 5. РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА
(Н. И. Прохоров, В. И. Архангельский) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
5.1. Основы ядерной физики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 5.2. Основные закономерности действия ионизирующих излучений на организм человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 5.3. Принципы гигиенического нормирования ионизирующего излучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176 5.4. Обеспечение радиационной безопасности в медицинских учреждениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181 5.5. Организация медицинского обслуживания лиц, работающих с источниками ионизирующих излучений . . . 201
Глава 6. ГИГИЕНА ВОДЫ. ВОДОСНАБЖЕНИЕ
НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ (Н. И. Прохоров) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
6.1. Значение воды для человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 6.2. Влияние воды на здоровье населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209 6.3. Гигиенические требования к качеству питьевой воды . . . . . 232 6.4. Запасы воды на Земле и пути уменьшения водного «голода» . . 239 6.5. Виды источников водоснабжения и их санитарно-гигиеническая характеристика . . . . . . . . . . . . . . 242 6.6. Гигиеническая характеристика систем хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Методы улучшения качества воды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Глава 7. ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (Г. К. Семеновых) . . . 277
7.1. Значение пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 7.2. Здоровое питание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 7.3. Особенности здорового питания различных групп населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 7.4. Пищевой статус как показатель здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 7.5. Заболевания при недостаточном пищевом статусе . . . . . . . . .316 7.6. Состояние здоровья при избыточном пищевом статусе . . . . 329 7.7. Здоровое питание в профилактике рака . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
5
Содержание
7.8. Пищевая и биологическая ценность пищевых продуктов . . . . 340 7.9. Безопасность пищевых продуктов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 7.10. Гигиенические основы лечебного и лечебно-профилактического питания . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
Глава 8. ГИГИЕНА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ И ЖИЛИЩ
(Т. А. Козлова, В. И. Архангельский) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
8.1. Особенности планировки населенных мест . . . . . . . . . . . . . . 372 8.2. Гигиенические проблемы современных крупных городов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 8.3. Особенности планировки сельских населенных мест . . . . . 382 8.4. Состояние здоровья городского и сельского населения . . . 384 8.5. Основные мероприятия по оздоровлению окружающей среды в городе и селе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386 8.6. Гигиена жилых зданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387 8.7. Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест . . . . 397
Глава 9. ГИГИЕНА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЙ (Т. А. Козлова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431
9.1. Основные задачи больничной гигиены.
Гигиенические требования к размещению, планировке и санитарно-техническому благоустройству больниц . . . . . 431 9.2. Система сбора, удаления и обезвреживания медицинских отходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460 9.3. Особенности профессиональной деятельности врачей различных специальностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463 9.4. Внутрибольничные инфекции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 471
ГЛАВА 10. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (Л. Н. Семеновых) . . . 480
10.1. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 480 10.2. Медико-профилактические основы обучения детей и подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 508 10.3. Принципы активного оздоровления детей в школе . . . . . . . 522
Глава 11. ГИГИЕНА ТРУДА И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ
РАБОТАЮЩИХ (Г. И. Румянцев, Н. И. Прохоров) . . . . . . . . . . . . . . . . . 533
11.1. Гигиена труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 533 11.2. Организация лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . 535
Глава 1
СОВРЕМЕННАЯ ГИГИЕНА И ЕЕ МЕСТО
В МЕДИЦИНЕ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ
1.1. МЕДИЦИНА И ГИГИЕНА.
АТРИБУТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ МЕДИЦИНЫ
И ГИГИЕНЫ, ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЯ
Медицина (от лат.
medicus — врачебный, лечебный) — область науки и практической деятельности, имеющая целью сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.
Из данного определения совершенно очевидно просматриваются два направления медицины: лечебное и профилактическое. Дихотомия
цели медицины предполагает для ее достижения использовать два метода: первый — лечение заболевших людей и второй — предупреж-
дение болезней и преждевременного изнашивания организма, то есть
профилактику.
Родоначальницей лечебного направления является терапия, профилактического — гигиена. Находясь в органическом единстве и дополняя друг друга, лечебное и профилактическое направления в то же время являются самостоятельными. При этом важно отметить, что самостоятельной может считаться лишь та наука, которая имеет свои атрибуты: объект изучения, цель, предмет и метод исследования. Интересно именно с таких позиций рассмотреть медицину и гигиену (рис. 1.1).
Из рисунка 1.1 видно, что обе науки в полной мере отвечают требованиям самостоятельности. Кроме того, их обязательные атрибуты предполагают оценивать здоровье, лечить болезни с учетом влияния конкретной окружающей среды, в пределах которой осуществляется деятельность человека, коллектива, популяции (рис. 1.2).
При значительной схожести медицины и гигиены они имеют определенные различия. Специфическим объектом
лечебной медицины является прежде всего больной человек. Мировоззренческой категорией, отражающей состояние больного человека, является болезнь.
При этом под болезнью понимают нарушения нормальной жизнедеятельности организма, обусловленные функциональными или(и)
Гигиена с основами экологии человека
14
лечение и предупреждение болезней профилактика болезней и преждевременного изнашивания организма
Метод:
закономерности формирования здоровья и болезней человека в процессе его жизнедеятельности здоровье здорового человека (популяции)
и закономерности влияния на него окружающей среды
Предмет:
Объект:
Атрибутивные признаки
Цель:
Медицина — область науки и практической деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей,
предупреждение и лечение болезней
Гигиена — наука (и практика) о сохранении и укреплении здоровья общества методом предупреждения (профилактики) болезней и преждевременного изнашивания организма
Определение и атрибутивные признаки Медицины
Определение и атрибутивные признаки Гигиены сохранение, укрепление и приумножение здоровья людей, лечение болезней сохранение, укрепление и приумножение здоровья людей больной и здоровый человек и окружающая среда здоровый человек (популяция) и окружающая среда
Окружающая среда
Природные элементы среды
(воздух, вода, почва, радиация, пища, биосфера)
Свойства элементов или факторыокружающей среды
Природные факторы
Механические
Физические
Химические
Биологические
Социальные факторы труда быта социально/экономического уклада
Образ жизни
Тяжесть труда
Напряженность
Режим труда
Характер связи человека с орудием труда
Внешние условия труда
Условия размещения
Одежда
Питание
Водоснабжение
Отдых
Социально/правовое положение
Материальная обеспеченность
Уровень образования
Уровень культуры
Социальные элементы среды
(труд, быт, социально/экономический уклад)
Рис. 1.2. Концептуальная схема структуры окружающей среды
Рис. 1.1. Атрибуты Медицины и Гигиены
15
Глава 1. Современная гигиена и ее место в медицине морфологическими изменениями. Возникновение болезни связывают с воздействием на организм вредных факторов окружающей среды (физических, химических, социальных), генетическими дефектами и т.д. В соответствии с вышеизложенным специалист, который работает с больным человеком и лечит его болезнь, называется врачом-лечебником (клиницистом).
Важно отметить, что у разных людей одна и та же болезнь протекает по-разному из-за половых, возрастных, конституциональных и прочих отличий. Поэтому корифеи отечественной медицины постоянно учили будущих врачей лечить не болезнь, а больного. В этой связи выдающийся русский гигиенист Г.В. Хлопин отмечал, что лечебная медицина имеет
индивидуальный характер, стремится индивидуализировать болезнь и в понимании диагностики, и в понимании лечения. В конечном счете внимание врача-лечебника должно концентрироваться не на болезни как философском понятии, а на проявлениях ее у конкретного человека, то есть
заболевании.
Гигиена как родоначальница профилактической медицины является
коллективной дисциплиной. Она, как и лечебная медицина, имеет свой специфический объект изучения — практически здоро-
вого человека (индивидуальное здоровье), коллективы практически здоровых людей, популяции, все население страны (общественное здоровье). При этом под практически здоровым следует понимать такого человека, который способен полностью выполнять свои биологические и социальные функции.
Мировоззренческой категорией, выражающей состояние здорового человека, является здоровье. Единого общепринятого определения термина «здоровье» в медицинской науке нет. По определению
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), под здоровьем понимают состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Специалист, занимающийся предупреждением болезней, относится к врачам-профилактикам (их еще называют «врачи-гигиенисты»,
«санитарные врачи»). В последние десятилетия из-за определенных методологических заблуждений, пришедших в страну из-за рубежа, некоторые причисляют к врачам-профилактикам «экологов человека», «специалистов общественного здоровья — Public Health», «валеологов» и т.п. Хотя в западных странах эти специалисты никакого отношения к медицине, а тем более к гигиене не имеют. В лучшем случае это «парамедики» в профилактике.
Гигиена с основами экологии человека
16
Несмотря на то что взор врача-лечебника концентрируется на заболевании конкретного человека, а интерес врача-профилактика чаще всего обращен на коллективное здоровье, и тот и другой должны рассматривать организм человека во взаимосвязи с окружающей средой. Вот что писал по этому поводу И.М. Сеченов: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее — среда или самое тело, — не имеют ни малейшего смысла».
Несмотря на принадлежность медицинских специалистов к лечебному (клиническому) или профилактическому профилю, все они в той или иной мере обязаны заниматься
профилактикой. Другое дело, что масштабы и характер их деятельности в этой области различаются. В настоящее время ВОЗ выделяет три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика имеет целью предупреждение возникновения и развития любого заболевания, травмы, отравления и других патологических состояний.
Вторичная профилактика направлена на предупреждение осложнений возникшей у человека болезни, перехода ее в хроническую форму.
Третичная профилактика имеет целью предупреждение инвалидности и смертности.
Нетрудно заметить, что цель первичной профилактики полностью совпадает с целью гигиены. Поэтому выполнение данной установки — задача преимущественно врачей-профилактиков или санитарных врачей.
Что касается вторичной и третичной профилактики, то они лежат в плоскости задач лечебного, а точнее — лечебно-профилактического направления медицины. В этой связи их нередко объединяют и именуют вторичной профилактикой.
Профилактические мероприятия могут носить многоуровневый характер: индивидуальный, общественный (семья, коллектив, ведомство и пр.), государственный, межгосударственный и планетарный.
В достижении цели первичной профилактики приоритетное значение имеют меры социально-экономического характера: рациональные условия труда, быта и отдыха; полноценное и безопасное питание и водоснабжение; благоприятная окружающая среда и другие. Меры медицинского характера предполагают проведение гигиенического воспитания, санитарно-эпидемиологического надзора, иммуниза-
17
Глава 1. Современная гигиена и ее место в медицине ции и других мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Немаловажное значение в профилактике заболеваний имеют установки индивидуального характера и прежде всего соблюдение здорового образа жизни (ЗОЖ). Обо всех этих мерах, ориентированных на решение задач первичной профилактики, пойдет речь в последующих главах учебника.
Нельзя не признать того факта, что благодаря использованию метода профилактики в медицине удалось достигнуть больших успехов в снижении заболеваемости, смертности, продлении жизни людей.
Особенно наглядно это видно на примере инфекционной заболеваемости, детской смертности. Ушли в историю эпидемии таких грозных заболеваний, как чума, натуральная оспа, холера и др. До минимальных уровней снизилась заболеваемость брюшным тифом и паратифами, детскими болезнями и т.д.
Многие великие русские клиницисты видели огромную положительную роль профилактического метода и всячески его пропагандировали. Гениальный русский хирург Н.И. Пирогов в «Началах общей и военно-полевой хирургии» писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной».
Не менее знаменитый клиницист М.Я. Мудров в своей актовой речи в 1873 г. сказал: «Чем зрелее практический врач, тем более понимает он могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии… Самые успехи терапии возможны лишь под условием соблюдении гигиены. Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена… Мы считаем гигиену не только необходимой частью школьного, медицинского, но и одним из важнейших, если не важнейшим, предметом деятельности всякого практического врача».
Однако надо признать, что не все проблемы в медицине и обществе решались и решаются столь успешно, как хотелось бы. В борьбе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, злокачественными опухолями, нервно-психическими заболеваниями, атеросклерозом, гипертонической болезнью, туберкулезом и многими другими профилактический метод используется еще недостаточно. Кроме того, в настоящее время наблюдается рост болезней неинфекционной природы, которые становятся основными причинами смерти людей в высокоразвитых странах. Здесь играют роль неясность этиологии болезней, урбанизация условий жизнедеятельности, недостаточная

перейти в каталог файлов


связь с админом