Главная страница
qrcode

Сборник ситуационных задач по предмету Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии


Скачать 92.06 Kb.
НазваниеСборник ситуационных задач по предмету Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии
Дата28.02.2021
Размер92.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла0004faf6-d1d821e2.docx
ТипДокументы
#45664
страница2 из 5
Каталог
1   2   3   4   5

Задания:
Назовите родовое и видовое название возбудителя сифилиса?
  • К какой группе бактерий относится возбудитель сифилиса по своей морфо­логии? Как в данном случае собрать материал?
  • Назовите морфологические и тинкториальные свойства возбудителя сифи­лиса?
  • Эпидемиология сифилиса: источник инфекции, механизм, факторы и пути передачи инфекции?
  • Какой путь передачи инфекции при внутриутробном заражении плода сифи­лисом?

    Ситуационная задача №21
    В II-м хирургическом отделении ГКБ № 50 у нескольких послеоперационных больных из раневого отделяемого при повторном бактериологическом ис­следовании произошла смена возбудителя и была выделена культура Staphylo­coccus aureus.
    Задания:
    О каком виде инфекции идет речь в данной ситуации?
  • Назовите характерные черты этой инфекции?
  • К каким штаммам относится Staphylococcus aureus, выделенный от разных больных при повторном бактериологическом исследовании?
  • Цель проведения повторного бактериологического исследования раневого отделяемого послеоперационных больных?
  • Что способствовало попаданию в рану различных послеоперационных боль­ных одного вида Staphylococcus aureus?

    Ситуационная задача №22
    В хирургическом отделении военно-медицинского госпиталя для инвалидов в палате № 6 находился больной с незаживающей раной из которой длительное время высеивалась куль­тура Ps. Aeruginoza. В других палатах находились послеоперационные больные после так называемых «чистых операций», у четверти из них, в раневом отделяемом, также была вы­делена аналогичная культура Ps. Aeruginoza при бактериологическом исследовании.
    Задание:
    К каким штаммам можно отнести названную культуру? Поясните ответ.
  • Почему она стала выделяться из раневого отделяемого больных из других палат?
  • Какими свойствами обладают такие штаммы, циркулирующие во всем отделении?
  • Как можно обнаружить такие штаммы?
  • Как предупредить возникновение и распространение таких инфекций?

    Ситуационная задача №23
    В хирургических отделениях, особенно крупных стационаров, нередко про­исходит инфицирование вновь поступивших послеоперационных больных гос­питальными штаммами - возбудителями внутрибольничных инфекций (ВБИ).
    Задания:
    Дайте определения понятия «внутрибольничные инфекции»?
  • Причины роста ВБИ?
  • Кто входит в группу риска возникновения ВБИ?
  • Клинико-эпидемиологические особенности ВБИ?
  • Основные возбудители ВБИ в хирургических отделениях стационаров?

    Ситуационная задача №24
    В хирургическом отделении ГКБ № 50 на длительном лечении находилось несколько послеоперационных больных после тяжелых операций. При по­вторном микробиологическом исследовании содержимого ран у четырех боль­ных была выделена одна и та же культура Е. Coli, устойчивые к антибиотикам.
    Задания:
    Как вы расцениваете возникшую ситуацию?
  • Какие причины способствовали инфицированию больных одним и тем же микробом?
  • Какую цель преследует врач назначая материал от больных на повторное микробиологическое исследование?
  • Какой основной механизм передачи подобной инфекции и роль медицин­ской сестры в ее распространении?
  • Каким путем можно определить основной механизм передачи инфекции?

    Ситуационная задача №25
    Ответственным за эпидемиологический режим в ГКБ № 7 была назначена медицинская сестра А., в целях предупреждения возникновение ВБИ.

    Задания:
    Какие основные функции должна выполнять назначенная медицинская се­стра?
  • Какие специфические инфекции могут передаваться в стационарах при ис­пользовании приборов и аппаратуры, требующих особых методов стерили­зации?
  • Кто организует работу младшего и среднего мед. персонала по предупреж­дению ВБИ? В чем заключается роль среднего и младшего медицинского персонала?
  • Факторы риска возникновения ВБИ?
  • Меры профилактики ВБИ?

    Ситуационная задача №26
    В пионерском лагере, расположенном на берегу небольшого водоема, заре­гистрировано 2 случая заболевания у детей, которые вопреки запрету купались в водоеме. На основании клинических симптомов и собранного анамнеза был поставлен диагноз «Брюшной тиф».
    Задания:
    Назовите род возбудителя брюшного тифа.
  • Какие виды возбудителей данного рода вызывают сходные по клинической картине заболевания?
  • Эпидемиология брюшного тифа (источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи инфекции)?
  • Что в основном служит исследуемым материалом у больных брюшным ти­фом в начале заболевания? Как собрать исследуемый материал?
  • Специфическая профилактика?

    Ситуационная задача №27
    В родильном доме у одной из рожениц родился ребенок с явными призна­ками уродства, что наблюдается при цитомегаловирусной инфекции.
    Задания:
    К какому семейству относятся цитомегаловирусы?
  • Эпидемиология цитомегаловирусной инфекции (источник инфекции, меха­низм, факторы, и пути передачи инфекции)?
  • Какими путями происходит заражение плода?
  • Характер исследуемого материала?
  • Специфическая профилактика цитомегаловирусной инфекции?

    Ситуационная задача №28
    В женскую консультацию обратилась беременная женщина с отягощенным анамнезом – не вынашивание беременности. Врач-гинеколог провел исследова­ние на цитомегаловирусную инфекцию.
    Задания:
    Какой тип нуклеиновой кислоты содержит цитомегаловирус?
  • Какой исследуемый материал был взят у беременной женщины и с какой це­лью?
  • Кто входит в группу риска заболевания цитомегаловирусной (ЦМВ) инфек­цией?
  • Как проявляется ЦМВ инфекция у беременных?
  • Основной метод микробиологической диагностики ЦМВ инфекции?

    Ситуационная задача №29
    В инфекционную больницу поступил больной, проживающий в районе энде­мичном по чуме, с подозрением на «Бубонную форму чумы».
    Задания:
    Назовите род возбудителя чумы?
  • Морфология и тинкториальные свойства возбудителя чумы?
  • Эпидемиология чумы (источник инфекции, механизм, факторы, пути пере­дачи инфекции)?
  • Что служит исследуемым материалом при данной болезни и как его взять на микробиологическое исследование?
    5. Методы диагностики чумы?
    Ситуационная задача №30
    В инфекционную больницу поступил больной, который путешествовал по Волге на теплоходе. На основании клинических данных (у больного был час­тый стул в виде «рисового отвара») был поставлен предварительный диагноз «Холеры».
    Задания:
    К какому роду относится возбудитель холеры?
  • Какова морфология и тинкториальные свойства возбудителя холеры?
  • Эпидемиология холеры: источник инфекции, механизм, факторы и пути пе­редачи инфекции.
  • Характер исследуемого материала?
  • Специфическая профилактика и терапия холеры?

    Ситуационная задача №31
    В инфекционную клинику поступил больной К. с жалобами на длительную лихорадку, озноб, боли в суставах. Как выяснилось из анамнеза больной К. Ра­ботает на животноводческой ферме. На основании клинических данных и эпиданализа врач поставил диагноз: «Бруцеллез».
    Задания:
    Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя бруцел­леза?
  • Какие виды бруцелл вызывают бруцеллез?
  • Характер исследуемого материала? Поясните ответ.
  • Основной метод микробиологической диагностики бруцеллеза?
  • Специфическая профилактика бруцеллеза. Поясните ответ.

    Ситуационная задача №32
    В инфекционную клинику поступил больной Б. с жалобами на головную боль, резкие боли в мышцах, особенно в икроножных и высокую температуру 39-40° С. Как выяснилось из анамнеза больной проживает в районе неблагопо­лучном по туляремии. На основании клинической картины врач поставил больному Б. диагноз «туляремия».
    Задания:
    К какому роду относится возбудитель туляремии?
  • Морфологические и тинкториальные свойства возбудителей туляремии?
  • Эпидемиология туляремии (источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи).
  • Характер исследуемого материала и методы лабораторной диагностики?
  • Специфическая профилактика туляремии? Поясните ответ.

    Ситуационная задача №33
    Девушка 18 лет, во время мытья крыльца на даче, занозила палец. Занозу ви­димо удалила не полностью и не провела обеззараживание ранки. Через 2 не­дели появились первые признаки заболевания в виде спазма жевательных мышц, затруднения глотания. При обращении к врачу на основании клиниче­ских симптомов был поставлен диагноз «столбняк».
    Задания:
    Назовите род возбудителя столбняка?
  • Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя столб­няка?
  • Эпидемиология: источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи инфекции?
  • Метод микробиологического исследования и его цель?
  • Специфическая профилактика столбняка?

    Ситуационная задача №34
    В клинику инфекционных болезней поступил больной А. с жалобами на боли в области желудка, тошноту, головную боль, птоз век, диплопию (двоение предметов). Как выяснилось из анамнеза, больная А. принимала в пищу собст­венные консервированные грибы. На основании клинической картины и анам­нестических данных был поставлен диагноз «ботулизм».
    Задания:
    К какому роду относится возбудитель ботулизма?
  • Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя боту­лизма?
  • Эпидемиология ботулизма (источник инфекции, механизм, факторы и пути передачи инфекции).
  • Основной метод микробиологической диагностики?
  • Специфическая профилактика и терапия ботулизма? Поясните ответ.

    Ситуационная задача №35
    В женскую консультацию обратилась женщина, в анамнезе которой - неод­нократное не вынашивание беременности. Учитывая, что часто к этому приво­дит заболевание краснухой, необходимо было провести микробиологическое исследование.
    Задания:
    К какой группе микробов относится возбудитель краснухи?
  • К чему приводит заражение женщин в первые 4 месяца беременности?
  • Эпидемиология краснухи (источник инфекции, механизм, факторы, пути пе­редачи инфекции).
  • Методы микробиологической диагностики краснухи? Характер исследуе­мого материала?
  • Специфическая профилактика краснухи?

    Ситуационная задача №36
    В детском саду заболело несколько детей с интервалом 18-20 дней, заболе­вание у всех сопровождалось приступообразным кашлем. На основании кли­нических данных и эпидемиологических данных был поставлен предваритель­ный диагноз: «Коклюш».
    Задания:
    Назовите род возбудителя коклюша.
  • Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя кок­люша?
  • Эпидемиология коклюша: источник инфекции, механизм, факторы и пути передачи коклюша.
  • Какой метод микробиологической диагностики является основным при по­дозрении на коклюш? Что служит исследуемым материалом?
  • Специфическая профилактика коклюша?

    Ситуационная задача №37
    В г. Москве возникла эпидемия гриппа, которая распространялась стреми­тельно, ежедневно регистрировались многочисленные случаи заболеваний.
    Задания:
    К каким микроорганизмам относится возбудитель гриппа?
  • Какие различают типы возбудителей гриппа?
  • Какой тип возбудителя гриппа поражает и человека и животных?
  • Эпидемиология гриппа: источник инфекции, фактор и путь передачи ин­фекции?
  • Специфическая профилактика гриппа.

    Ситуационная задача №38
    Грипп относится к респираторным вирусным инфекциям, вызывающим мас­совые тяжелые заболевания, возникают эпидемии и пандемии.
    Задания:
    Дайте определение понятиям «эпидемия» и «пандемия».
  • Какая характерная особенность возбудителя гриппа затрудняет проведение эффективной специфической профилактики?
  • Что служит исследуемым материалом при гриппе?
  • Какие методы диагностики применяются при гриппе?
  • Биологический препарат для неспецифической профилактики гриппа?

    Ситуационная задача №39
    Во время пребывания на отдыхе в средней Азии у одной из отдыхающих появились не проходящие симптомы: светобоязнь, чувство жжения в глазах, слизисто-гнойное отделяемое из глаз, что характерно для заболевания трахо­мой.
    Задания:
    К какому роду микроорганизмов относятся возбудители трахомы?
  • Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителей тра­хомы?
  • Какой вид паразитизма характерен для возбудителя трахомы?
  • Эпидемиология трахомы, источник инфекции, механизм, факторы, пути пе­редачи инфекции.
  • Что служит исследуемым материалом при трахоме?

    Ситуационная задача №40
    Группа туристов расположилась на ночлег около небольшого водоема. Так как было прохладно, только двое туристов решили искупаться. Через 10 дней у них появилось недомогание, резкие боли в мышцах, особенно в икроножных, по­желтение склер, температура тела повысилась до 40°,чтонапоминало клинику лептоспироза.
    Задания:
    К каким микроорганизмам относится возбудитель лептоспироза по своей морфологии?
  • Как называется период от появления заражения до появления первых при­ступов заболевания?
  • Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя лептос­пироза?
  • Эпидемиология лептоспироза: источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи лептоспироза.
  • Методы микробиологической диагностики лептоспироза? Что служит ис­следуемым материалом?

    Эталоны ответов к задаче №1
    Назовите микробы, чаще всего вызывающие инфекционные гепатиты? Инфекционные гепатиты вызывают, чаще всего, вирусы.
  • Какими характерными свойствами обладают возбудители таких гепатитов?
    Вирусы не имеют клеточного строения, содержат один тип нуклеиновых ки­слот (либо РНК, либо ДНК) и их можно культивировать только на живых биологических объектах.

    3. Наиболее известные возбудители этих инфекционных гепатитов?
    Наиболее известны возбудители гепатитов: «А», «В», «С», «Д», «Е».

    4. Какие механизмы передачи характерны для разных видов возбудителей?
    Основные механизмы передачи инфекционных гепатитов:

    а) - для гепатитов «А» и «Е»;

    б) - для «В», «С», «Д».

    5. Как называется скрытый период болезни? Какова его продолжительность у
    данных больных?

    Скрытый период болезни - это инкубационный период. У Сидоровой Е. (ге­патит «В», «С», «Д») продолжительность инкубационного периода - 4 меся­ца, а у Ивановой Р. - 2 недели (гепатит «А», «Е»).
    Эталоны ответов к задаче №2

    1. Учитывая разные условия работы, какими видами гепатита могли вероятнее всего, заразиться Евсеева В. и Астафьева Н.?

    Учитывая условия работы, Евсеева В., вероятнее всего, могла заразиться ге­патитом «А», а Астафьева Н. - гепатитом «В».

    2. Что могло способствовать заражению работниц?

    Могло способствовать заражению: попадание инфицированного биологиче­ского материала на незащищенную кожу (при нарушении техники безопасно­сти при работе с загрязненным материалом, в частности - работа без пер­чаток, использование неэффективных дезинфектантов). Астафьева Н. могла пораниться во время работы с загрязненными шприцами.
      Какие пути заражения для каждого из случаев наиболее вероятны? Вероятнее всего Евсеева В. могла заразиться алиментарным путем, принимая пищу инфицированными руками, а Астафьева Н. - контактно-бытовым пу­тем, работая с материалом, загрязненным кровью больных.
    1. Какие вирусы гепатита передаются парентеральным и половым путями? Парентеральным и половым путями передаются вирусы гепатита «В» и «С».
      5. Как необходимо дезинфицировать руки при попадании на них крови или
      любого другого биологического материала от больных?

      Дезинфицировать руки необходимо: 70% спиртом, Октенидермом, Сагро-септом или другим дезинфектантом, утвержденным в данном ЛПУ и не за­прещенным к использованию в России.
      Эталоны ответов к задаче №3

      1. Передается ли гепатит «В» ребенку во время беременности, если да, то

      каким путем, если нет, то в каких случаях?

      Вирус гепатита «В» может передаваться от матери к плоду плацентарным путем, при персистенции вируса в организме матери. В случае полного выздо­ровления матери от гепатита, заражение невозможно.

      2. Какой механизм является основным при передаче гепатита «В»?
      Основной механизм передачи гепатита «В» - кровяной.

      3. Что служит исследуемым материалом и какова микробиологическая диагностика гепатита «В»?

      Исследуемым материалом служит сыворотка крови при определении антител и кровь при определении вирусных антигенов. Используют при обнаружении антител и антигенов в исследуемом материале. Основной метод микробиоло­гической диагностики серологический (определение антител в сыворотке кро­ви).

      4. Каков патогенез гепатита «В», возможен ли благоприятный исход после перенесенного заболевания?

      Вирусы попадают в кровь парентерально, с кровью переносятся в печень и размножаются в клетках печени - гепатоцитах. Инкубационный период 3-6 месяцев. В зависимости от типа взаимодействия вируса с клетками печени, инфицирующей дозы и др. условий, возникают различные формы заболевания. Только в 60% случаев наступает полное выздоровление, формируется стойкий иммунитет и не возникает повторного заболевания.

      5. Проводится ли специфическая профилактика гепатита «В», если да, то чем?
      Поясните ответ.

      Профилактика гепатита «В» проводится (неживой) рекомбинантной вак­циной. Вакцинации подлежат лица, относящиеся к так называемой, группе риска: хирурги, стоматологи, гинекологи, средний медицинский персонал ЛПУ и др.
      1   2   3   4   5

      перейти в каталог файлов


  • связь с админом