|
 Сборник ситуационных задач по предмету Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии
Сборник ситуационных задач
по предмету
«Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии»
Пояснительная записка. Настоящие пособие предназначено для методического обеспечения контроля знаний по дисциплине "Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии."
В предлагаемый сборник включены ситуационные задачи, решение которых позволит смоделировать оказание неотложной помощи, противоэпидемические мероприятия и другие виды профессиональной деятельности.
Ситуационные задачи снабжены систематизированным планом ответа, что обеспечивает направленное мышление отвечающего на решение проблем.
Ситуационные задачи снабжены примерными эталонами ответа и не ограничивают творческого мышления отвечающего, а являются рекомендуемой схемой построения ответа, носят обучающий характер.
Предлагаемые ситуационные задачи рекомендованы к использованию на практических занятиях, семинарах, для промежуточной и итоговой аттестации.
Пособие предназначено для преподавателей и студентов медицинских училищ и колледжей.
Ситуационная задача №1 Две студентки МУ проходили УПП в ГИКБ №1. Студентка Сидорова Е., в основном, работала в процедурном кабинете, а студентка - Иванова Р. - в палатах (осуществляла сестринский уход за больным гепатитом). Через две недели после прохождения УПП Иванова Р. почувствовала недомогание, а через 3 дня стала темнеть моча (напоминать цвет пива). Через 4 месяца такие же симптомы заболевания появились у Сидоровой Е., что характерно для больных инфекционным гепатитом.
Назовите микробы, чаще всего вызывающие инфекционные гепатиты? Какими характерными свойствами обладают возбудители таких гепатитов? Наиболее известные возбудители этих инфекционных гепатитов? Какие механизмы передачи характерны для разных видов возбудителей? Как называется скрытый период болезни? Какова его продолжительность у данных больных?
Ситуационная задача №2 Двое работниц из числа обслуживающего персонала ГИКБ №1 – Евсеева В. И Астафьева Н. заболели инфекционным гепатитом. Было известно, что Евсеева В. (по совместительству) постоянно проводила уборку в санузлах, а Астафьева Н. осуществляла предстерилизационную очистку материала, часто загрязненного биологическими жидкостями от больных, в том числе и кровью.
Задания:
Учитывая разные условия работы, какими видами гепатита могли вероятнее всего, заразиться Евсеева В. и Астафьева Н.? Что могло способствовать заражению работниц? Какие пути заражения для каждого из случаев наиболее вероятны? Какие вирусы гепатита передаются парентеральным и половым путями? Как необходимо дезинфицировать руки при попадании на них крови или любого другого биологического материала от больных? Ситуационная задача №3
В родильный дом №28 поступила беременная женщина, которая в прошлом переболела гепатитом «В». При серологическом исследовании антигены вирусов гепатитов не были выявлены. Задания: Передается ли гепатит «В» ребенку во время беременности, если да, то каким путем, если нет, то в каких случаях? Какой механизм является основным при передаче гепатита «В»? Что служит исследуемым материалом и какова микробиологическая диагностика гепатита «В»? Каков патогенез гепатита «В», возможен ли благоприятный исход после перенесенного заболевания? Проводится ли специфическая профилактика гепатита «В», если да, то чем? Поясните ответ.
Ситуационная задача №4 В хирургическом отделении КГБ №50в палате №6 находился больной, у которого после операции нагноилась рана. Проводимое лечение антибиотиками не давало никаких результатов. Было принято решение провести микробиологическое исследование. Задания: Что служит исследуемым материалом у данного больного? Чем и как необходимо взять его на бактериологическое исследование? Какой микроб, чаще всего, вызывает гнойно-воспалительные заболевания? Каковы его морфологические и тинкториальные свойства? Какова цель бактериологического исследования материала у данного больного?
Ситуационная задача №5 Больной Т., 50 лет, обратился в поликлинику с жалобами на сильную боль под ногтем пальца правой руки. Хирург, осмотрев палец больного, поставил диагноз: «Панариций». Это острое микробное заболевание пальцев. Основными возбудителями данного заболевания являются золотистые и эпидермальные стафилококки. Задания: Каковы морфологические и тинкториальные свойства стафилококков? Как приготовить мазок и микроскопический препарат из исследуемого материала? Какой дифференциальный метод окраски бактерий необходимо применить в данном случае? Какой метод применяется при микроскопии окрашенных препаратов и в чем его особенности? Назовите морфологические группы бактерий?
Ситуационная задача №6 Предметом изучения микробиологии являются микробы, невидимые невооруженным глазом. Они встречаются повсюду, среди них есть полезные и вредные для организма человека. Задания: Каковы основные задачи медицинской микробиологии? Фактором передачи каких возбудителей инфекционных заболеваний являются вода, воздух и почва? Назовите санитарно-показательные микроорганизмы воды, воздуха, в смывах с рук и объектов внешней среды? Чем и как брать смывы с рук? На какую среду и как провести посев смыва с рук? Какие дезинфектанты применяются для дезинфекции рук?
Ситуационная задача №7 К больному ребенку 5 лет, мама вызвала на дом врача педиатра. Из беседы с мамой врач выяснил, что ребенок посещает детский сад, в котором уже зарегистрировано несколько случаев заболевания скарлатиной. После тщательного осмотра и на основании собранного анамнеза, врач поставил диагноз: «Скарлатина». Задания: Назовите возбудителя скарлатины? Каковы морфология и тинкториальные свойства возбудителя? Механизмы, факторы и пути передачи скарлатины? Патогенез заболевания (входные ворота, характер интоксикации, возникающий при скарлатине)? Характер иммунитета после перенесенного заболевания?
Ситуационная задача №8 В детскую инфекционную больницу поступил больной ребенок 7 лет, которому врач на основании клинических симптомов поставил диагноз: «Эпидемический цереброспинальный менингит». Задания: Назовите возбудителя названного заболевания, его морфологические и тинкториальные свойства? Эпидемиология менингита: источник инфекции, входные ворота, механизм, факторы и пути передачи инфекции? Какой материал следует брать у больного и кто должен осуществлять его взятие? Основные методы микробиологического исследования? Проводится ли специфическая профилактика названного заболевания?
Ситуационная задача №9 В кожно-венерологический диспансер обратилась женщина на профилактический осмотр. Врач-венеролог взяла материал, сделала мазки на 2-х стеклах и отправила в лабораторию, где один мазок окрасили по Граму, другой - метиленовой синью. На основании микроскопической картины был поставлен диагноз: «Гонорея». Задания: Назовите возбудителя гонореи, его морфологические и тинкториальные свойства? Эпидемиология гонореи: источник инфекции входные ворота, механизм, факторы и пути передачи инфекции? Какие методы микробиологического исследования применяются с целью диагностики гонореи? Какая форма заболевания возникает у новорожденного, рожденного от больной гонореей матери? С какой целью применяется гонококковая вакцина, что она собой представляет?
Ситуационная задача №10 Задания:
Ситуационная задача №11 В клинику инфекционных болезней поступил больной с симптомами диареи (жидкий стул со слизью и прожилками крови). На основании клинических данных и характерного вида испражнений был поставлен диагноз: «Дизентерия». Задания: Назовите род возбудителей дизентерии и основные виды? Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителей дизентерии? Назовите характер исследуемого материала и основной метод микробиологической диагностики дизентерии? В чем его сущность? Как собрать материал на исследование? Эпидемиология дизентерии: источник инфекции, механизмы, факторы и пути передачи инфекции? Специфическая профилактика и терапия дизентерии?
Ситуационная задача №12 В инфекционную клинику поступил больной ребенок 3 лет из детского сада № 18 с клиническими проявлениями диареи, где было зарегистрировано несколько случаев заболевания колиэнтеритом. Задания: Назовите род и виды возбудителей колиэнтерита, их морфологические и тинкториальные свойства? Эпидемиология: источник заболевания, механизм, факторы, пути передачи инфекции? Что такое входные ворота инфекции и что послужило входными воротами инфекции в данном случае? Что служит исследуемым материалом при колиэнтерите и как его собирают? Требования к транспортировке и доставке исследуемого материала в лабораторию? Какой метод применяют для определения чувствительности бактерий к антибиотикам, и в чем его суть?
Ситуационная задача №13 При проф. осмотре в школе № 243 на флюорографии обнаружены очаги затемнения в верхушке правого легкого у школьника В, который был направлен в тубдиспансер для обследования. Задания: Назовите род и вид основного возбудителя туберкулеза у человека, его морфологические и тинкториальные свойства? В чем особенность химического состава туберкулезной палочки и как их установить? Какой метод окраски применяется для выделения туберкулезной палочки? В какой цвет окрашиваются туберкулезные палочки и остальная флора? Что служит исследуемым материалом при туберкулезе, в зависимости от формы заболевания, требования к транспортировке и доставке в лабораторию? Чем осуществляется специфическая профилактика туберкулеза, характеристика препарата?
Ситуационная задача №14 В микробиологическую лабораторию поступил исследуемый материал больного В., находящегося в сыпнотифозном отделении ГИКБ №1. При обследовании на педикулез насекомых не обнаружили. Из анамнеза не смогли выявить предполагаемый источник инфекции. Задания: Что такое род бактерий? К какому роду относятся возбудители сыпного тифа? Морфологические и тинкториальные свойства возбудителей сыпного тифа? Эпидемиология эпидемического сыпного тифа: источник инфекции, механизм передачи, фактор передачи, пути передачи инфекции, его сущность? Способы неспецифической профилактики сыпного тифа?
Ситуационная задача №15 В школе № 458, где количество учащихся - 380 человек, выявлен случай заболевания дифтерией. Врач педиатр провел осмотр контактных с целью выявления больных с ангиной, как группы риска, и список выявленных передал медицинской сестре для взятия у них материала на микробиологическое исследование. Задания: Назовите род возбудителя дифтерии? Чем обеспечивается морфологическая особенность возбудителя дифтерии, и каковы его тинкториальные свойства? Какой материал, чем и с какой целью берут у больных с ангиной? Какие условия необходимо учитывать при взятии материала? Условия доставки исследуемого материала в микробиологическую лабораторию? Проводится ли специфическая профилактика в очаге больных дифтерией? Поясните ответ.
Ситуационная задача №16 В детском саду во время осмотра детей врач-педиатр выявил больного ребенка с подозрением на дифтерию, о чем было послано экстренное извещение в Районный Центр Санэпиднадзора. В группе, где находился больной ребенок, с подозрением на дифтерию, было еще 16человек. Задания: С какой целью было послано экстренное извещение в Центр Санэпиднадзора? Какие мероприятия проводит медицинская сестра в очаге больных дифтерией? Эпидемиология дифтерии: источник инфекции, основной механизм, фактор и путь передачи инфекции? Что такое дезинфекция и ее виды? Проводится ли плановая специфическая профилактика дифтерии? Поясните ответ.
Ситуационная задача №17 В Астраханской области, в районе эндемичном по чуме, был выявлен больной А с подозрением на бубонную форму чумы. Больного госпитализировали в инфекционную больницу. Проводя эпидемиологическое расследование в очаге больного, врач эпидемиолог назначил ряд противоэпидемических мероприятий. Задания: Назовите род возбудителя чумы? Особенности морфологии и тинкториальные свойства возбудителя? Эпидемиология чумы: источник инфекции, механизмы передачи, факторы и пути передачи инфекции? Какой исследуемый материал, как и с какой целью необходимо взять у данного больного? Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в районе, где зарегистрирован случай заболевания чумой?
Ситуационная задача №18 У работницы по производству кисточек для бритья на тыльной стороне левой кисти руки появились зудящие пятнышки, которые через несколько часов превратились в пузырьки с темным содержимым. При вскрытии пузырьков образовывались безболезненные язвы. На основании типичной клинической картины врач-инфекционист поставил диагноз: «Кожная форма сибирской язвы». Для подтверждения клинического диагноза необходимо микробиологическое исследование. Задания: Назовите род возбудителя сибирской язвы? Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя сибирской язвы, выделенного из организма больного? Эпидемиология сибирской язвы: источник инфекции, механизмы, факторы, пути передачи инфекции? Что служит исследуемым материалом от данного больного? Проводится ли специфическая профилактика сибирской язвы?
Ситуационная задача №19 В одной семье, проживающей в сельской местности, сразу заболело двое взрослых. Заболевание сопровождалось болями в животе, жидким кровянистым стулом, рвотой. Из анамнеза было выявлено, что заболевшие употребляли в пищу жаренную печень от забитой козы с явными признаками недомогания. У детей, которые не ели печень, никаких признаков заболевания не наблюдалось. На основании клинической картины и данных анамнеза врач-инфекционист поставил предположительный диагноз: «Кишечная форма сибирской язвы». Задания: Назовите возбудителя сибирской язвы по-латыни? Где и в каких формах может существовать возбудитель сибирской язвы? Каким методом микробиологического исследования можно обнаружить различные формы возбудителя сибирской язвы, обоснуйте ответ? Какова устойчивость возбудителей сибирской язвы во внешней среде и чем она обеспечивается? Как проводится обеззараживание материала, взятого от больных животных?
Ситуационная задача №20 В кожно-венерологический диспансер к врачу-венерологу обратилась девушка, у которой врач на слизистой нижней губы обнаружил безболезненную язву, с плотным дном и подрытыми плотными краями. Из анамнеза было выяснено, что она занималась оральным сексом с незнакомым мужчиной. На основании клинических данных и основываясь на анамнезе, врач поставил диагноз :»Сифилис - первичный период (период твердого шанкра)». перейти в каталог файлов
|
|
|