Главная страница
qrcode

Роль семьи в формировании речевого поведения дошкольников


Скачать 15.92 Kb.
НазваниеРоль семьи в формировании речевого поведения дошкольников
АнкорRol semi v formirovanii rechevogo povedenia do.docx
Дата23.09.2017
Размер15.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаRol_semi_v_formirovanii_rechevogo_povedenia_do.docx
ТипДокументы
#24464
Каталогid97081675

С этим файлом связано 35 файл(ов). Среди них: My_Little_Planet_Recycling_is_Fun.pdf, MATEMATIKA_Vsya_doshkolnaya_programma.pdf, ChTENIE_Vsya_doshkolnaya_programma.pdf, Fall_Fun_Printables_Preschool.pdf, Fall_Fun_Printables_Kindergarten.pdf и ещё 25 файл(а).
Показать все связанные файлы

Роль семьи в формировании

речевого поведения дошкольников

Учитель-логопед

Оценивая речь ребенка, родители, как правило, обращают внимание на одну сторону речи – звукопроизношение: насколько правильно произносятся ребенком те или иные звуки. Однако, есть и еще одна сторона речи – чистота речи, которая отражает не только развитие собственно речи, но и личностные качества ребенка, уровень его воспитанности и навыков культурного поведения в обществе.

Чистота речи является одним их важнейших коммуникативных качеств речи. Чистой называют такую речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку (жаргонизмы, варваризмы, слов-паразиты), и нет элементов, отвергаемых нормами нравственности (бранные слова, вульгаризмы).


Какие элементы засоряют речь современных дошкольников? Какие способы борьбы можно использовать?

Среди самых популярных и наиболее ранних «сорняков» выделяются так называемые «навязчивые» слова, или слова-«паразиты»: ну, это, значит, вот, типа, вобщем. В школьном возрасте они вырастают в более сложные, но все же пустые, ничего не выражающие слова.

Основными причинами использования подобных слов, являются недостаточная развитость связной речи и малый словарный запас, что и подталкивает детей к интуитивному поиску спасательной соломинки в не несущих смысла словах.

Устранять подобные сорные элементы следует планомерно. Нужно настойчиво и одновременно корректно помогать ребенку справляться с заполнением пауз в речи, подсказывая и напоминая нужные подходящие слова. Необходимо в доступной форме сначала объяснить, затем показать, что такие слова искажают содержание речи.

Очевидно, чтобы предупредить использование дошкольниками «паразитарной» лексики, необходимо целенаправленно и систематически развивать связную речь ребенка и обогащать словарный запас. Наиболее приемлемые пути: почаще просить малыша пересказывать услышанное и увиденное, просить его что-либо объяснять, предлагать в «писателя».

В ряде элементов, засоряющих речь современных детей, начиная уже с 3-4 лет, постепенно закрепляются нелитературные варианты языка. Например, сленг – вариант языка, используемый людьми, объединенными по возрастному признаку (клево, тусовка, круто, тачка). Одной из первых причин внедрения сленговых элементов речь дошкольников является подражание взрослым и старшим детям.

Употребление в речи бранных слов именуется инвективой. Инвективно окращенными оказывается достаточно широкий спектр лексики: от «дурак», «идиот» до так называемых обсценных слов (непристойные, запрещенные в обществе).

Помимо это в повседневной жизни достаточно активно используются вульгаризмы – это отмеченные резкостью, грубостью просторечные слова и выражения: рожа, башка, припереться…

Известно, что бранные, грубые высказывания в детской речи не обязательно имеют целью оскорбление и унижение окружающих. Возможными намерениями дошкольника могут быть:

- выражение отрицательных эмоций,

- активное самоутверждение ребенка как самостоятельной языковой личности,

- демонстрация своей псевдовзрослости,

- прием привлечения внимания взрослых,

- способ установления коммуникативного контакта со сверстниками через отождествление (говорю как все),

- примитивное подражание манере общения взрослых.

Анализируя различные ситуации, можно сделать выводы:

1. Часто взрослые требуют от ребенка вежливости и чистоты речи и не замечают грубости и бестактности собственного речевого поведения, в том числе и по отношению к детям.

2. Частное и неконтролируемое использование ругательств в повседневном бытовом общении демонстрирует низкий уровень речемыслительной культуры человека, бедность его словарного запаса, невоспитанность, отсутствие умения выражать свои мысли и чувства литературным языком. Вульгарное и инвективное словоупотребление создает грубо-неприемлимую тональность речи, провоцирует ответную бестактность.

В современной российской жизни появляются новые слова, заимствованные из других языков (креатив, риэлторы, шоппинг, ниндзя..). Иноязычные слова, дублирующие уже существующие в язык наименования, называют варваризмами. Такие слова все активнее проникают в речь дошкольников («вау», «бай»…)

Борьба за чистоту речи не должна вестись с помощью отрицательного речевого воздействия, грубости. Игнорирование засоряющих речь детей элементов приводит к тому, что они постепенно закрепляются в манере общения ребенка, становятся устойчивой формой его речевого поведения.

Нельзя не учитывать и тот факт, что полностью оградить дошкольников от ругательств и жаргонизмов вряд ли можно (нахождение в общественном транспорте, неконтролируемый просмотр телепрограмм,…). Решением может стать некий компромисс в виде принципа: не запрещать, но ограничивать. Подобный подход предполагает вдумчивое, серьезное разъяснение ребенку необходимости соблюдения чистоты речи, отрицательных последствий употребления речевых «сорняков».

Итак, основные способы и приемы работы над чистотой детской речи:

1. Самоконтроль и самовоспитание взрослых. Ведь речь взрослых, и в первую очередь родителей, в значительно большей степени, нежели речь сверстников, выступает эталоном для подражания ребенком. Поэтому, необходимо начинать с анализа собственного речевого поведения, индивидуальных речевых привычек, с анализа той лексики, которая используется в межличностных контактах и в общении с ребенком.

2. Воспитание личным примером. Это достаточно действенный способ формирования у ребенка необходимых коммуникативных качеств – это демонстрация родителями желаемых образцов собственной речи.

3. Живое общение с ребенком. Практика показывает, что, к сожалению, далеко не все родители оценивают значимость неформального заинтересованного взаимодействия с ребенком. Подменяют его просмотром телевизора, занятиям с компьютером. Это неизбежно ведет к разобщенности, отчуждению в семье. Все речевые «сорняки» расцветают вследствие элементарного дефицита общения со взрослыми, т.е. когда с ребенком попросту мало разговаривают.

4. Ссылка на родительский авторитет («мы с папой никогда не произносим таких слов), пример других близких людей или героев художественных произведений.

5. Аргумент в форме сравнения («ты же умываешь лицо, моешь руки, следишь за чистотой одежды, значит и речь нуждается в чистоте»).

6. Окультуренное воспроизведение – перефразирование высказываний в корректной, грамотной форме («ты, наверно, хотел сказать …», «лучше сказать так …»).

Важно, по каким критериям мы выбираем для детей книги, фильмы, спектакли. Присутствует ли чистота речи персонажей современных мультфильмов? Интересуемся ли у ребенка, что ему понравилось, общение персонажей? Обращаем ли внимание ребенка на положительные и негативные моменты в его собственности речи, речи других людей, актеров.

Очевидно, что ситуативное одергивание, редкие проработки не позволяют сформировать в сознании ребенка систему основных этических представлений и коммуникативных установок, необходимых для осознанного контроля над чистотой своей речи. Изменить нежелательное речевое поведение дошкольника можно только последовательно и постепенно.

Чистота речи родителей – залог формирования у ребенка и чистой речи и поступков. Еще античный философ Аристотель сказал: «Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков».
перейти в каталог файлов


связь с админом