Главная страница
qrcode

Слемзина М.Н. 930154. Психотерапия и основы психосоматики


Скачать 41.55 Kb.
НазваниеПсихотерапия и основы психосоматики
Дата17.09.2021
Размер41.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСлемзина М.Н. 930154.docx
ТипДокументы
#47844
Каталог

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Медицинский институт

Кафедра «Психиатрии и наркологии»



«Психотерапия и основы психосоматики»

Выполнила: ст. 6 курса, группы 930154/1

Слемзина М.Н.

Проверила: преподаватель Бурделова Е.В.
Тула 2021 год

Блок 1
1. В гештальт-терапии рассматриваются взаимоотношения…

а) фигуры и фона
б) врождённого и приобретённого

в) автономии и подчинения

г) либидо и мортидо
2. А.Адлер разработал концепцию…

а) базовой тревоги

б) комплекса неполноценности
в) мышечных зажимов

г) коллективного бессознательного
3. Наиболее социально приемлемый путь управления подавленными желаниями и конфликтами – это…

а) отрицание

б) рационализация

в) вытеснение

г) сублимация4. Архетипы – это…

а) «универсальные мыслеформы», находящиеся в индивидуальном бессознательном

б) «универсальные мыслеформы», находящиеся в сознании

в) «индивидуальные мыслеформы», находящиеся в коллективном бессознательном

г) «универсальные мыслеформы», находящиеся в коллективном бессознательном5. Весь субъективный опыт, согласно НЛП, состоит из…

а) мыслей

б) чувств
в) звуков
г) ассоциаций

д) зрительных образов
е) навыков

ж) переживаний

з) поступков
6. Согласно НЛП, сознание и тело…

а) должны рассматриваться раздельно

б) единая кибернетическая система
в) сознание управляет телом

г) тело порождает сознание
7. Гештальт завершается:

а) после удовлетворения потребности
б) перед удовлетворением потребности

в) в ситуации наличия препятствия к удовлетворению потребности

г) в ситуации незаконченного дела
8. «Подсознательный» разум по М. Эриксону имеет следующие характеристики.

а) содержит полезные навыки и цели

б) обладает быстрой реакцией
в) доступен сознанию

г) содержит только инстинкты
д) работает по правилам логики

е) имеет собственные нужды и цели

ж) реагирует медленно

з) состоит из биологических потребностей9. Используют ли в когнитивном направлении домашние задания?

а) да
б) нет
10. Клиент-центрированная психотерапия предполагает:

а) использование свободных ассоциаций

б) директивное отношение психотерапевта к пациенту
в) работу с иррациональными установками личности

г) изменение системы отношений пациента
Блок 2
1. Кто является создателем учения о защитных механизмах:

А) К.Г.Юнг

Б) А.Адлер

В) З.Фрейд
Г) К. Лоренц
2. Перечислите группы психических явлений.

А) процессы
Б) модели

В) состояния
Г) экзистенции

Д) свойства
Е) структуры
3. Кому принадлежит цитата: «Истерическим девушкам я предписываю замужество, чтобы они излечились беременностью»?

А) З.Фрейд

Б) Гиппократ
В) K.Rodewig

Г) Е.Ф.Бажин
4. К основным направлениям психотерапии относят.

а) психомеханическое

б) психодинамическое
в) феноменологическое
г) групповое

д) поведенческое
е) абстрактно-логическое

ж) психосистематическое

з) символическое
5. В рамках какой теоретической ориентации дано следующее определение психотерапии: «Психотерапия — это процесс взаимодействия между двумя или более людьми, один из которых специализировался в области коррекции человеческих отношений»?

а) динамической

б) гуманистической
в) когнитивной

г) поведенческой
6. Кто в 1910 году предложил метод психотерапии посредством убеждения, основанный на безусловном эмоциональном доверии пациента к врачу?

а) З. Фрейд

б) П.Дюбуа

в) Дж. Дежерин
г) Я. Марциновский
7. Понятия «перенос» и «контрперенос» относятся к следующим направлениям психотерапии:

а) когнитивной

б) позитивной

в) психодинамической
г) гуманистической
8. Какие элементы входят в структуру личности в классическом психоанализе?

а) Супер-Эго
б) Гипер- Эго

в) Эго
г) Суб-Эго

д) Ид
е) Альф

ж) Ян
9. К каким концепциям относится следующее суждение: «Стремление к лечению обусловлено страданиями, ограничениями вследствие нарушений, желанием перемен, собственной постановкой целей и, не в последнюю очередь, давлением со стороны партнеров по социуму, общению»?

а) психоаналитические концепции
б) клиент-центрированная психотерапия

в) концепции бихевиорально-ориентированной психотерапии

10. К каким концепциям относится следующее суждение: «Мотивация в психотерапии определяется желанием человека реализовать себя, свои способности, выявить все возможности организма и оказать на него стимулирующее действие. Даже если из-за различных обстоятельств стремление к самопознанию, личностному росту не приносит успеха, каждый человек, согласно Роджерсу, обладает этим стремлением к самореализации»?

а) концепции бихевиорально-ориентированной психотерапии

б) клиент-центрированная психотерапия
в) психоаналитические концепции
Блок 3
1. Время пребывания пациента в психотерапевтическом отделении:

а) от 1 до 3 недель

б) от 1 до 3 месяцев
в) от 2 до 4 месяцев

г) от1 до 3 лет
2. Вставьте пропуск в тексте

Психотерапия понимается сегодня в России как … специальность, генетически связанная с пограничной психиатрией, формирующаяся на границах медицины с общей, дифференциальной, медицинской, социальной и другими прикладными областями психологии, коррекционной педагогикой и психолингвистикой.

а) медицинская
б) психологическая

в) биологическая

г) физиологическая
3. Становлению самостоятельной психотерапевтической службы в системе учреждений по охране психического здоровья населения способствовало значительное увеличение числа и организационно-методического потенциала региональных … центров.

а) психиатрических

б) психотерапевтических
в) психологических

г) медицинских
4. Является ли групповая психотерапия специфичным методом для поведенческого направления?

а) да
б) нет
5. Кто придавал особое значение групповым формам, считая, что психотерапевт в них является моделью для участников, способствуя тем самым устранению тревоги и развитию самораскрытия. Он же в качестве основных переменных психотерапевтического процесса выделял эмпатию.

а) З.Фрейд

б) Дж. Келли

в) Дж. Пратт

г) К. Роджерс6. В психотерапевтическом отделении многопрофильной больницы основную часть пациентов составляют лица … .

а) с неврозоподобными расстройствами.

б) с малопрогредиентными формами психической патологии

в) без каких-либо заболеваний

г) страдающие соматическими заболеваниями7. Вставьте пропуск в тексте

В качестве первого этапа психотерапевтической помощи больным неврозами и другими пограничными психическими расстройствами выступает психотерапевтический
8. Из какого количества участников должна состоять психотерапевтическая группа?

а) 4 – 8

б) 8 – 12

в) 12 – 16

г) 16 – 20
9. Какая средняя продолжительность курса групповой психотерапии?

а) 20 сеансов по 2 часа

б) 10 сеансов по 1,5 часа
в) 40 сеансов по 1,5 часа

г) 50 сеансов по 1 часу
10. Для научных знаний (и, следовательно, для научной психотерапии) характерно:

а) связи с научным экспериментом
б) зависимости от методологических норм
в) оценки посредством бытового знания

г) следования логике эксперимента
Блок 4
1. Постройте прогноз развития и разработайте психотерапевтическую тактику при лечении агорафобии.

Прогноз зависит от глубины и тяжести психологических проблем, особенностей личности больного, наличия сопутствующей психической и соматической патологии. Шансы на излечение увеличиваются при наличии мотивации, целенаправленной работе с психологом, психотерапевтом или психиатром, а так же точном выполнении всех рекомендаций специалиста.

Лечение: 1) Когнитивно-поведенческая методика. Применяется поэтапно.2) Гипнотерапия и психоанализ. На бессознательном уровне помогает избавиться от причин приступов агорафобии. Специалист внушает пациенту необоснованность его страхов, путем гипнотического транса. 3) Гештальт-терапия. Формирует у пациента ответственность за себя. Он учится помогать сам себе, анализируя приступы и сглаживая неконтролируемое поведение. 4)Семейная терапия. Немаловажную роль в развитии агорафобии играют близкие родственники пациента. Например, родителей вполне устраивает, что ребенок боится выходить на улицу и всегда находится рядом – под присмотром и в полной безопасности. То есть, возникает созависимость, которую и можно устранить лишь семейной терапией.
2. Постройте прогноз развития и разработайте психотерапевтическую тактику при лечении истерического расстройства личности.

Прогноз при истерической психопатии в целом нельзя считать неблагоприятным. В зрелом возрасте при хороших социальных условиях и трудовой обстановке в большинстве случаев возможна длительная и стойкая компенсация.

Лечение: 1) Психоанализ. Его действие направлено не только на ликвидацию проявлений истерического расстройства, но и на обнаружение причин его возникновения. С помощью психоанализа можно определить предшествующие факторы развития болезни и найти правильные рычаги воздействия в конкретном клиническом случае. 2) Групповая и семейная психотерапия. Человек учится сопереживать другим и в то же время получает удовольствие, когда все слушают его проблемы. Разновидностью группового метода является психодрама. Здесь пациенту можно взять на себя роль и чувства другого участника психодраматического спектакля, сыграть его партию в конфликтной ситуации. Семейная психотерапия направлена на устранение межличностных конфликтов для пары. 3) Когнитивно-поведенческая психотерапия. Применяется как самый быстрый и эффективный метод коррекции поведения истерической личности. Пациент и психотерапевт совместно разрабатывают такие схемы и модели поведения, которые будут успешно использоваться на практике. Ставятся необходимые социальные, этические рамки, именно в их пределах нужно будет реализовывать свои потребности.
Блок 5

Приведите примеры того, как можно интерпретировать навязчивые сомнения пациента с психоаналитической точки зрения.

Навязчивые сомнения – отсутствие уверенности в правильности и законченности совершенных действий. Сомнения необоснованны, но человек постоянно возвращается к мыслям о том, точно ли он сделал все так, как это необходимо. В основе лежит искаженная оценка реальной вероятности того или иного события. Если совершенное действие можно проверить, это делается неоднократно, вплоть до изнурения. Например, уходя из дома, человек многократно возвращается к двери, дергает ее за ручку, проверяя, закрыл ли он дверь. Такую проверку нельзя считать патологией, если она повторяется 1-2 раза, особенно в состоянии утомления. Однако в некоторых случаях проверка, закрыта ли дверь, выключены ли электроприборы и краны с водой заставляет человека возвращаться домой до 8-10 раз, находясь даже на большом расстоянии от дома, что приводит его к большим опозданиям на работу или учебу, а иногда совсем не дает покинуть дом. При этом существуют действия, которые нет возможности проверить. В этих случаях мысли о таких действиях долго мучают человека, заставляют перебирать в уме все аспекты того, как происходили те или иные события. Навязчивые сомнения в большинстве случаев сопровождает тревога.
2. Приведите примеры того, как можно интерпретировать симптомы неврастении в рамках поведенческого направления психотерапии.

Блок 6

1. Больной с диагнозом шизофрения, с имеющейся социальной фобией направлен на группу мотивационного тренинга, где также большое внимание уделяется созданию и укреплению коммуникативных навыков. Больной высказывает запрос на расширение возможности общения и горячее желание посещать группу. Однако, оказываясь в кругу, на протяжении первых четырех сессий жалуется на возникающее чувство тревоги, напряжения, говорит, что для него трудно такое скопление людей. Просит отправить его обратно в отделение. При этом дает понять, что то, что происходит на группе, ему интересно.

1) Определить лечение: Психотерапия: начинать следует с индивидуальной психотерапии с последующим переходом на групповую психотерапию (групповой психоанализ, рационально-эмоциональная психотерапия). Проведение семейной психотерапии. Количество сеансов психотерапии 12-14 по 2 раза в неделю.

Психофармакотерапия: антидепрессанты: а) 1-го ряда (Флуоксетин); б) 2-го ряда (Амитриптилин); при острых состояниях – антипсихотические препараты (Галоперидол). Длительность приема препаратов – 4-10 недель в условиях стационара; 5-8 месяцев – после выписки.

2) Определить прогноз: возможно достижение длительной ремиссии при правильном лечении.

3) На что с Вашей точки зрения должна быть направлена психологическая коррекция, что необходимо проработать? Индивидуальная психотерапия: попытка сформировать правильное отношение к себе и окружающим; адаптировать форму поведения; попытка изменить восприятие окружающего мира. Групповая психотерапия: обучение правильной коммуникации с окружающими его людьми.

4) Какой прием Вы бы предложили, чтобы преодолеть такую амбивалентную установку и добиться полноценного участия пациента в группе?

Многоступенчатая программа IPT (Integtratieves Psychologisches Terapieprogramm) - интегративную психологическую терапевтическую программу, объединяющую тренинг когнитивных функций и социальных навыков. 5 ступеней программы: 1) когнитивная дифференциация; 2) социальное восприятие; 3) вербальная коммуникация; 4) социальные навыки; 5) решение межличностных проблем. У больных шизофренией, прошедших эту программу, отмечалось общее улучшение в когнитивном и социальном функционировании.
2. Больной 49 лет с диагнозом «Расстройство личности и поведения в состоянии алкогольного опьянения. Суицидальная попытка» был, согласно его желанию, направлен на индивидуальную психологическую коррекцию к психологу. Известно, что пациент злоупотребляет алкоголем много лет, имеется похмельный синдром, пьянство носит запойный характер (хронический алкоголизм, II стадии). Пациент потерял престижную работу, в настоящее время работает в более скромном месте. Параллельно с семьей (жена-ровесница, стабильно работает по специальности, сын 26 лет с успешно складывающейся карьерой, мать – врач, работающая пенсионерка, климат в семье спокойный, доброжелательный) пациент завел вторую семью (более молодая жена, их общий 4-летний ребенок и теща, проживающая с ними). На пациента действуют удручающе постоянные крики во второй семье, ссоры между женой и тещей. Не сразу он понял, что его вторая жена – психически больна – во время «сезонных обострений» она ложится в психиатрическую больницу. Его суицидальная попытка, имеющая демонстративный характер, - его способ «разрешения» сложной для него конфликтной ситуации. В больнице его посещают первая жена и мать.

1) Определить лечение: Психотерапия: терапия в малых группах, индивидуальная
Психофармакотерапия: устранение похмельного синдрома – р-р Na Cl 200,0 мл + Тиамина бромидом 5% 4-6 мл/сут – 5 дней в/в; транквилизаторы (Диазепам), антиконвульсанты (Карбамазепин), антидепрессанты (Амитриптилин).

2) Определить прогноз. при соблюдении всех рекомендаций благоприятный.

3) За время краткосрочной индивидуальной психокоррекции (5-7 сессий) какие темы Вы бы постарались проработать с данным пациентом? Борьба с алкогольной зависимостью; нахождение компромисса в решении в семейных конфликтов; исключить стрессовые ситуации.

Блок 7

1. Больной 49 лет с диагнозом «Расстройство личности и поведения в состоянии алкогольного опьянения. Суицидальная попытка» был, согласно его желанию, направлен на индивидуальную психологическую коррекцию к психологу. Известно, что пациент злоупотребляет алкоголем много лет, имеется похмельный синдром, пьянство носит запойный характер (хронический алкоголизм, II стадии). Пациент потерял престижную работу, в настоящее время работает в более скромном месте. Параллельно с семьей (жена-ровесница, стабильно работает по специальности, сын 26 лет с успешно складывающейся карьерой, мать – врач, работающая пенсионерка, климат в семье спокойный, доброжелательный) пациент завел вторую семью (более молодая жена, их общий 4-летний ребенок и теща, проживающая с ними). На пациента действуют удручающе постоянные крики во второй семье, ссоры между женой и тещей. Не сразу он понял, что его вторая жена – психически больна – во время «сезонных обострений» она ложится в психиатрическую больницу. Его суицидальная попытка, имеющая демонстративный характер, - его способ «разрешения» сложной для него конфликтной ситуации. В больнице его посещают первая жена и мать.

1) Определить лечение: Психотерапия: терапия в малых группах, индивидуальная
Психофармакотерапия: устранение похмельного синдрома – р-р Na Cl 200,0 мл + Тиамина бромидом 5% 4-6 мл/сут – 5 дней в/в; транквилизаторы (Диазепам), антиконвульсанты (Карбамазепин), антидепрессанты (Амитриптилин).

2) Определить прогноз. при соблюдении всех рекомендаций благоприятный.

3) За время краткосрочной индивидуальной психокоррекции (5-7 сессий) какие темы Вы бы постарались проработать с данным пациентом? Борьба с алкогольной зависимостью; нахождение компромисса в решении в семейных конфликтов; исключить стрессовые ситуации.
2. Клиент с истероидной акцентуацией, угрожает самоубийством.

1) Что ему ответить? Аккуратно, выяснить мотивацию, выслушать проблему, высказать сопереживание, ободрить, предложить рациональные выходы из сложившейся ситуации.

2) Требуются ли активные профилактические мероприятия в данном случае? Если да, то какие? Требуются при ухудшении состояния, в виде медикаментозной терапии и наблюдении.

3) Как выстраивать с ним терапевтические отношения? выслушать, сопереживание, ободрить, рациональные выходы.

4) Какими средствами и методами следует воспользоваться для формирования мотивации у пациента для прохождения психотерапии? Групповая психотерапия.
3. В кризисный центр обратилась женщина с панической атакой.

1) Тактика действий. В спокойной обстановке внимательно выслушать, проведение дыхательной гимнастики; отвлечь внимание в момент путем разговора на другие темы.

2) Определить лечение: психофармакотерапия/психотерапия. Транквилизаторы (Феназепам, Алпразолам), Антидепрессаны (Амитириптилин, Анафранил).

Когнитивно-поведенческая психотерапия. Курс 5-8 сессий. Пациент разбирается в причинах своего расстройства, учится изменить отношение к стрессовым обстоятельствам, обучается самопомощи во время панических атак.

3) Определить прогноз. При соблюдении рекомендаций – благоприятный.
4. Клиент страдающий тяжёлой депрессией говорит о намерении покончить жизнь самоубийством.

1) Что ему ответить? В ходе беседы спокойно выяснить мотивацию, выслушать проблему, ободрить, предложить рациональные выходы из сложившейся ситуации.

2) Требуются ли активные профилактические мероприятия в данном случае? Если да, то какие? Требуются при ухудшении состояния, в виде медикаментозной терапии и наблюдении.

3) Как выстраивать с ним терапевтические отношения? Выслушать внимательно, ободрить, предложить рациональные выходы из сложившейся ситуации.

4) Какими средствами и методами следует воспользоваться для формирования мотивации у пациента для прохождения психотерапии? Групповая психотерапия; гештальт терапия.
5. В результате разрушения перекрытия в здании под обломками оказались люди. Погибли несколько человек. Три человека остались живы, но у них тяжелыми балками были придавлены различные части тела. У первого пострадавшего была придавлена вся нижняя конечность, у второго — плечо, у третьего — кисть и предплечье. Помощь стали оказывать сразу после обвала.

1) Последовательность и объем медицинской помощи. Первым оказывать помощь пострадавшему со сдавлением всей нижней конечности, затем пострадавшему со сдавлением плеча, последнему – пострадавшему со сдавлением кисти и предплечья. В этой последовательности риск развития
Объем помощи: обезболивание, соляно-щелочное питье, устранение компрессии, наложение шины на поврежденную конечность, эвакуация в
2) Требуются ли активные психопрофилактические мероприятия в данном случае? Если да, то какие? При возникновении посттравматической депрессии – медикаментозная терапия (антидепрессанты).

3) Как выстраивать с потерпевшими терапевтические отношения? Досконально выслушать все жалобы, оценить тяжесть эмоционального кризиса; высказать эмоциональная поддержка.

4) Какими средствами и методами следует воспользоваться для формирования мотивации у пациентов для прохождения психотерапии? Когнитивно-поведенческая психотерапия. Курс 5-8 сессий.

перейти в каталог файлов


связь с админом