Главная страница
qrcode

Протокол 2 Председатель цмк одобрено Методическим советом Протокол от 2016г


НазваниеПротокол 2 Председатель цмк одобрено Методическим советом Протокол от 2016г
Дата29.06.2020
Размер6.39 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла00129db2-dc75dd12.doc
ТипПротокол
#42481
страница1 из 16
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


ЧУ «Уральский медицинский колледж «Максат»

УТВЕРЖДЕНО

Зам. Директора по учебной работе

___________ М. И. Трушкова

По дисциплине Для специальности

РАССМОТРЕНО СОСТАВИЛА

На заседании цикловой методической
комиссии Протокол № 2
Председатель ЦМК

Одобрено

Методическим советом

Протокол
от 2016г.

Рабочая тетрадь по «Технологии изготовления лекарственных форм» предназначена для студентов 2-3 курсов по специальности Фармация

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с ГОСО 2016 по специальности Фармация, рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии профессиональных дисциплин

(протокол № 2 от 20 октября 2016 г.)

Автор:

Щедрова Надежда Владимировна


Рецензент:
Султанбекова Айгуль Каиржановна заведующаяТОО «Аптека №1»


Рабочая тетрадь утверждена и рекомендована методическим советом медицинского колледжа «Максат» для использования в учебном процессе.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………
6
Раздел 1. Способы дозирования лекарственных веществ в аптеке………….
7
1.1. Дозирование лекарственных веществ по массе ………………………..
7
1.2. Дозирование лекарственных веществ по объему и каплями ………….
10
Раздел 2. Твердые лекарственные формы …………………………………….
16
2.1. Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми лекарственными веществами ……………………………………………………………………..

16
2.2. Изготовление порошков с пахучими и красящими лекарственными веществами ……………………………………………………………………..

23
2.3. Изготовление порошков с сильнодействующими и ядовитыми веществами ………………………………………………………………..……

27
Раздел 3. Жидкие лекарственные формы …………………………………….
34
3.1. Изготовление одно и многокомпонентных растворов из сухих лекарственных веществ ……………………………………………………….

34
3.2. Изготовление концентрированных растворов …………………………
38
3.3. Изготовление микстур с использованием концентрированных растворов ………………………………………………………………………

42
3.4. Изготовление растворов из жидких стандартных препаратов ……….
48
3.5. Неводные растворы. Разбавление спирта …………………………. ….
54
3.6. Изготовление растворов ВМС …………………………………………….
58
3.7. Изготовление конденсационных суспензий ……………………….. …...
63
3.8. Изготовление дисперсионных суспензий …………………………...…...
67
3.9. Изготовление эмульсий …………………………………………………...
72
3.10. Изготовление водных извлечений из различных групп лекарственного растительного сырья …………………………………………

76
3.11. Изготовление водных извлечений из экстрактов-концентратов ……...
82
Раздел 4. Мягкие лекарственные формы ………………………………….......
85
4.1. Изготовление гомогенных и гетерогенных мазей ……………………….
85
4.2. Изготовление комбинированных мазей ………………………………….
91
4.3. Изготовление суппозиториев методом выкатывания …………………...
93
Раздел 5. Стерильные и асептически изготавливаемые лекарственные формы …………………………………………………………………………...

98
5.1. Изготовление инъекционных растворов, не требующих добавления стабилизатора …………………………………………………………………...

98
5.2. Изготовление инъекционных растворов, требующих добавления стабилизатора …………………………………………………………………...

103
5.3. Изготовление инъекционных растворов натрия гидрокарбоната и гексаметилентетрамина …………………………………………………..........

107
5.4. Изготовление плазмозамещающих растворов …………………………...
111
5.5. Изготовление глазных капель …………………………………….............
116
5.6. Изготовление лекарственных форм с антибиотиками …………………..
119
5.7. Изготовление лекарственных форм для новорожденных и детей до 1 года жизни ………………………………………………………………………

123
Список литературы……………………………………………………………...
128
Приложение 1. Перечень лекарственных веществ, отпускаемых в вощеных и пергаментных капсулах ……………………………………………………...

129
Приложение 2. Перечень ядовитых и сильнодействующих лекарственных веществ ………………………………………………………………………….

130
Приложение 3. Перечень лекарственных веществ, подлежащих предметно-количественному учету ………………………………………………………...

133
Приложение 4. Содержание спирта в некоторых жидких лекарственных средствах ……………………………………………………………………......

135
Приложение 5. Перечень стандартных фармакопейных растворов …….......
136
Приложение 6. Перечень стандартных спиртовых растворов, разрешенных к изготовлению в аптеке ……………………………………………………….

137
Приложение 7. Алкоголеметрическая таблица №1 ………………………….
138
Приложение 8. Алкоголеметрическая таблица №2 ………………………….
139
Приложение 9. Алкоголеметрическая таблица №3 ………………………….
141
Приложение 10. Алкоголеметрическая таблица №4 ………………………...
142
Приложение 11. Стенд своими руками ……………………………………….
143
Приложение 12. Соотношение между единицами действия и массой для некоторых антибиотиков ………………………………………………………

144


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь по “Технологии изготовления лекарственных форм” предназначена для студентов по специальности Фармация.

В результате освоения практических навыков по «Технологии изготовления лекарственных форм» студент должен иметь практический опыт:
приготовления лекарственных средств и оформления их к отпуску.
В результате освоения «Изготовление лекарственных форм» студент должен уметь:
готовить твердые, жидкие, мягкие, стерильные, асептические лекарственные формы, проводить обязательные виды контроля, упаковывать и оформлять лекарственные средства к отпуску.
В результате освоения «Изготовление лекарственных форм» студент должен знать:
нормативно-правовую базу по изготовлению лекарственных форм и внутриаптечному контролю, порядок выписывания рецептов и требований, требования производственной санитарии, правила изготовления твердых, жидких, мягких, стерильных и асептических лекарственных форм, физико-химические свойства лекарственных средств, виды внутриаптечного контроля, правила оформления лекарственных средств к отпуску.
Рабочая тетрадь состоит из пяти разделов, посвященных способам дозирования лекарственных веществ в аптеке, приготовлению твердых, жидких, мягких, стерильных и асептических лекарственных форм.

Все задания по данным темам разнообразны по степени сложности, что способствует глубокому изучению предмета «Технология изготовления лекарственных форм», а также позволяет сформировать у студентов профессиональные компетенции в решении профессиональных задач по технологии изготовления лекарственных форм.

Каждая тема построена по единому принципу и содержит:
упражнения для закрепления материала;
  • практические задания для выполнения на занятии;
  • упражнения для самостоятельной работы.
    В приложениях представлены справочные таблицы и выписки из приказов №142 «Об утверждении инструкции по изготовлению в аптеке жидких лекарственных форм» и №405 «О контроле качества лекарственных средств изготавливаемых в аптеках».

    РАЗДЕЛ 1. СПОСОБЫ ДОЗИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ В АПТЕКЕ
    1.1. Дозирование лекарственных веществ по массе
    Задание 1.Определите части весов, обозначенные цифрами:
    1
    4
    3
    2
    6
    1
    2
    6

    5
    СТРОЕНИЕ РУЧНЫХ ВЕСОВ
    СТРОЕНИЕ ТАРИРНЫХ ВЕСОВ
    5
    4
    3


  • 1. _______________________________

    2. ______________________________

    3. _______________________________

    4. _______________________________

    5.________________________________
    1. _______________________________

    2. _______________________________

    3. _______________________________

    4. _______________________________

    5.________________________________


    Задание 2. Назовите разновес, изображенный на рисунке:

    = __
    = __
    = __
    = __
    = _
    = _ ?


    = __
    = __


    = __
    = __

    = __
    = __


    Задание 3. Набрать и зарисовать указанную массу:

    Вариант
    Масса
    Разновес
    1

    0,77=
    2,47=
    5,35=



    ________________________________
    _________________________________
    _________________________________

    2
    0,12=
    2,05=
    0,23=

    _________________________________
    _________________________________
    _________________________________

    3
    0,74=
    2,98=
    0,35=

    ________________________________
    _________________________________
    _________________________________

    4
    0,59=
    0,99=
    1,72=

    _________________________________
    _________________________________
    _________________________________

    5
    0,77=
    1,27=
    0,03=

    _________________________________
    _________________________________
    _________________________________

    6
    0,79=
    2,97=
    0,47=

    _________________________________
    _________________________________
    _________________________________



    Задание 4. Назвать набранную массу:

    Разновес
    Масса

    ____________



    ____________



    ____________



    ____________

    Задание 5. Найдите несоответствие:
    1. Гирька в пять дециграммов имеет форму шестиугольника.

    2. Гирька в два сантиграмма имеет форму большого квадрата.

    3. Гирька в один дециграмм имеет форму большого треугольника.

    4. Гирька в полграмма имеет форму большого квадрата.

    5. Гирька в пять сантиграммов имеет форму треугольника.

    Задание 6. Необходимо отвесить на ручных весах:

    Вариант
    Задание
    1
    0,7 - талька
    2
    0,5 – белой глины
    3
    0,05 – натрия хлорида
    4
    0,65 - глюкозы
    5
    0,78 – цинка оксида
    6
    0,03 – натрия бромида


    Домашнее задание:
    1. Подготовиться к практическому занятию «Дозирование лекарственных веществ по объему и каплями».

    2. Решить задачу по калибровке глазной пипетки: сколько капель настойки пустырника следует откапать эмпирическим каплемером, если такой каплемер в 1,0 дает 50 капель, а в рецепте прописано:

    А) 30 капель; Б) 0,5 мл?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1.2. Дозирование лекарственных веществ по объему и каплями
    Задание 1.Назовите мерную посуду и определите группу:

    А
    ____________________
    Б
    ____________________
    В
    ____________________
    Г
    ____________________
    Д
    Е
    ______________________

    1) мерная посуда на «НАЛИВ»: ____________________________________

    2) мерная посуда на «ВЫЛИВ»: ____________________________________

    Задание 2.Назовите основные части

    3
    5
    4
    2
    1
    аптечной пипетки:

    1. __________________________

    2. __________________________

    3. __________________________

    4. __________________________

    5. __________________________

    Задание 3.Определите по приказу №308 жидкости, дозируемые по массе и по объему:

    1. настойка валерианы
    11. вода для инъекций
    2. раствор нитроглицерина
    12. пергидроль
    3. сахарный сироп
    13. хлороформ
    4. вода очищенная
    14. вазелиновое масло
    5. глицерин
    15. эфир
    6. спиртовой раствор Цитраля
    16. нашатырно-анисовые капли
    7. грудной эликсир
    17. валидол
    8. жидкий экстракт валерианы
    18. спирт этиловый
    9. раствор нитроглицерина
    19. персиковое масло
    10. настойка ландыша
    20. настойка мяты


    А. Жидкости, дозируемые по массе: ________________________________

    Б. Жидкости, дозируемые по объему: _______________________________
    Задание 4.Перечислите требования, предъявляемые к мерной посуде:

    1. ______________________________

    2._______________________________

    3. ______________________________

    4. ______________________________


    Задание 5.Перечислите правила дозирования жидкостей по объему. По какому мениску отмериваются окрашенные и неокрашенные жидкости?

    1. ______________________________

    2. ______________________________

    3. ______________________________

    4. ______________________________

    5. ______________________________

    6. ______________________________

    7. ______________________________


    А. Окрашенные жидкости дозируют по __________________________________

    Б. Неокрашенные жидкости дозируют по _________________________________
    Задание 6. Отмерьте с помощью мерного цилиндра:

    1 вариант

    А) 20 мл воды очищенной

    Б) 16 мл р-ра фурацилина

    2 вариант

    А) 25 мл воды очищенной

    Б) 15 мл р-ра фурацилина

    3 вариант

    А) 10 мл воды очищенной

    Б) 14 мл р-ра фурацилина

    4 вариант

    А) 20 мл воды очищенной

    Б) 13 мл р-ра фурацилина

    5 вариант

    А) 15 мл воды очищенной

    Б) 11 мл р-ра фурацилина

    6 вариант

    А) 20 мл воды очищенной

    Б) 12 мл р-ра фурацилина




    Задание 7. Используя таблицу капель в ГФ X, определите количество стандартных капель в 1 г и 1 мл в жидкостях:

    Жидкости
    Кол-во капель в 1 грамме
    Количество капель в 1 мл
    Настойка валерианы




    Раствор адреналина гидрохлорида




    Раствор кислоты хлористоводородной




    Спиртовой раствор цитраля




    Раствор нитроглицерина





    Задание 8. Решите задачи на калибровку эмпирическогокаплемера:
    А. Произвести калибровку глазной пипетки, если средний вес 20 эмпирических капель настойки пустырника составляет 0.35.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Б. Произвести калибровку глазной пипетки, если в 3 мл содержалось 186 капель настойки белладонны.

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В. Произвести калибровку глазной пипетки, если при отмеривании настойки валерианы в 3 мл содержалось 286 капель. Сколько настойки следует отмерить этой пипеткой, если в одном рецепте выписано 0.45 мл, в другом 30 капель?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Задание 9. Оформите этикетку на штанглас:

    1 вариант

    Если при калибровке пипетки для настойки пустырника КП = 0.8
    2 вариант

    Если при калибровке пипетки для настойки календулы КП = 0.96
    3 вариант

    Если при калибровке пипетки для адонизида КП = 1.3
    4 вариант

    Если при калибровке пипетки для настойки ландыша КП = 0.98
    5 вариант

    Если при калибровке пипетки для настойки валерианы КП = 1.1
    6 вариант

    Если при калибровке пипетки для раствора цитраля спиртового КП = 1.4

    Этикетка на штанглас


    Домашнее задание:
    1. Подготовиться к практическому занятию «Изготовление порошков с трудноизмельчаемыми лекарственными веществами».

    2. Сделайте расчет и выделите особенности изготовления сложного порошка:

    Возьми: Камфоры 0,3

    Сахара 3,0

    Смешай, пусть получится порошок.

    Выдай таких доз №10.

    Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.
    Расчет:

    Камфоры ________________________

    Спирта этилового _________________

    Сахара __________________________

    Масса общая порошка _____________

    _________________________________

    Развеска _________________________
    Особенности изготовления:
    __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________

    3. Прочитайте ситуационную задачу «Один день из жизни аптеки» и ответьте на вопросы:

    Рабочий день производственной аптеки начинается с 8 часов утра. Фармацевт при входе в аптеку снимает верхнюю одежду в гардеробе и, не переобуваясь, надевает белый халат, в карман которого кладет телефон, платок и очки. Фармацевт отправляется в ассистентскую комнату, где перед началом рабочего дня решает выпить чашку чая. Далее фармацевт приступает к работе.

    В ассистентской комнате лекарственные вещества хранятся в штангласах, которые не закрываются крышками. Штангласыоформлены для веществ общего списка на белом фоне красными буквами, для сильнодействующих веществ на черном фоне белыми буквами без указаний высших разовых и суточных доз. Штангласы с лекарственными веществами стоят на ассистентском столе. Ядовитые вещества хранятся в металлическом шкафу, ключ от которого лежит в ящике ассистентского стола. Фармацевт перед изготовлением лекарственной формы моет посуду под струей холодной воды. Приступает к изготовлению лекарственной формы и на бумажке рассчитывает количество ингредиентов, которое ему необходимо взять. После отвешивания лекарственного вещества, фармацевт протирает горловину и пробку последнего штангласа салфеткой из марли. Используемые для работы резинки и нитки фармацевт хранит в бумажной открытой коробке. После изготовления лекарственной формы фармацевт на русском языке оформляет лицевую сторону паспорта письменного контроля. В обеденный перерыв фармацевт решил сходить в магазин и выбежал прямо в халате.

    После обеда фармацевту нужно было произвести генеральную уборку ассистентской комнаты, которая проводится им 1 раз в месяц. Для уборки фармацевт взял уборочный инвентарь, который был промаркирован как «Для асептического блока».

    Уборку помещения фармацевт начал с полов, затем стены и в конце потолок. В конце рабочего дня после изготовления фармацевтом более 20 лекарственных форм провизор-технолог решил провести опросный контроль. На вопросы провизора фармацевт не отвечал. Когда провизор потребовал с фармацевта паспорта письменного контроля на лекарственные формы, которые он сегодня приготовил, он ответил, что выбросил их в мусорное ведро.
    1. Требования, которые предъявляются к персоналу аптеки:

    ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    2. Каким нормативным документом эти требования регламентированы:

    ____________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    3. Требования к хранению лекарственных веществ в аптеке:

    ___________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    4. Каким нормативным документом эти требования регламентированы:

    ____________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    5. Требования к помещению для изготовления нестерильных ЛФ:

    ___________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    6. Каким нормативным документом эти требования регламентированы:

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    7. Контроль качества лекарственных средств, изготовленных в аптеке:

    ____________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    8. Каким нормативным документом регламентируется контроль качества ЛП, изготавливаемых в аптеке:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  •   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    перейти в каталог файлов


    связь с админом