Главная страница
qrcode

доклад. Принципы воспитания. Характеристика основных принципов воспитания


Скачать 19.02 Kb.
НазваниеПринципы воспитания. Характеристика основных принципов воспитания
Дата28.01.2020
Размер19.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладоклад.docx
ТипЗадача
#39566
Каталог

Принципы воспитания. Характеристика основных принципов воспитания
Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач. О прин­ципах воспитания, как и о закономерностях, в педа­гогической литературе нет единого мнения. Сегодня существует множество подходов к опреде­лению принципов воспитания.

Основные принципы воспитания: принцип гуманизаци, персонификации, природосообразно­сти, культуросообразности и дифференциации. Дадим краткую характеристику каждому из общих принципов воспитания.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает: успешное освоение позитивных норм и ценностей; эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации; баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем; развитие рефлексии и саморегуляции; формирование чувства собственного достоинства; ответственности и пр.

Персонификация (индивидуализация) — предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям. Для педагога, реализующего принцип персонификации, приоритетными направлениями воспитательной деятельности должны быть: определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности в учебной и во внеучебной работе, предоставление каждому ребенку возможностей для оптимальной самореализации и самораскрытия.

Принцип природосообразности Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Целями же воспитания должны стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения.

Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трак­товке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловече­ских ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нор­мами тех или иных национальных культур и специфи­ческими особенно­стями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогами стоит задача приобщения детей, подростков, юношей и девушек к различ­ным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Име­ются в виду та­кие пласты культуры, как бытовая, физическая, духовная, ин­теллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение челове­ка к самому себе, людям, социуму, природе).

Дифференциация
— принцип воспитания, основанный на выборе педагогического воздействия в зависимости в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в сообществе как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным и личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход облегчает и упорядочивает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка, а для определенной «категории» лиц. В процессе осуществления дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по включению данной группы в совместное деятельностное общение.

Таким образом, принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Перечисленные принципы, несомненно, отражают суть процесса вос­питания и адекватны современному пониманию воспитательного процесса. Являясь общеметодологическими принципами, они отражают гуманистиче­скую сущность воспитания.
перейти в каталог файлов


связь с админом