Главная страница
qrcode

Автореферат. Правоохранительная и адвокатская деятельность


Скачать 40.55 Kb.
НазваниеПравоохранительная и адвокатская деятельность
Дата29.03.2021
Размер40.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАвтореферат.docx
ТипАвтореферат
#46074
Каталог

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Югорский государственный университет»

Юридический институт

Кафедра «Правоохранительная деятельность и адвокатура»
АВТОРЕФЕРАТ

МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЯМИ
Направление 40.04.01 Юриспруденция

профильная направленность

«Правоохранительная и адвокатская деятельность»

Выполнил:

студент группы зм-4182

заочной формы обучения


_____________________________

Першина

Елена

Валерьевна


Научный руководитель:

доктор юрид. наук,

профессор кафедры


_________________­____________
Дядькин

Дмитрий

Сергеевич


Ханты-Мансийск - 2020

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В ст. 39 Конституции Российской Федерации закреплено, что благотворительная деятельность поощряется в Российской Федерации. Кроме этого, развитие благотворительной деятельности среди граждан и организаций в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

Опираясь на данные Российских статистических ежегодников, численность зарегистрированных в России благотворительных фондов составила: на конец 2016 года – 1 111, на конец 2017 года – 1 132, в 2018 году – 927.

Предполагается, что государство должно как стимулировать осуществление благотворительной деятельности, так и контролировать ее оказание. Одним из основных, реальных и действенных средств обеспечения надзора в сфере благотворительности с полным основанием может рассматриваться усиление контрольно-надзорных функций государства за исполнением законодательства о благотворительной деятельности, в особенности путем совершенствования механизмов обеспечения надзора.

В числе таковых первоочередного заслуживает внимания прокурорский надзор, поскольку он осуществляется прокуратурой от имени государства на всей территории Российской Федерации, обеспечивает точное и единообразное исполнение законов всеми государственными и негосударственными структурами, непосредственно влияет на правоприменительную практику в целях защиты прав человека и гражданина, государственных и общественных интересов.

Актуальность исследования также возрастает в связи с проводимыми в стране мерами но упорядочению деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленными на повышение эффективности государственного управления и контроля, а также повсеместным признанием значимости благотворительной деятельности, что нашло выражение в инициативе общественных организаций и благотворительных фондов.

Достигнутые рубежи правозащитной работы повышают ответственность перед обществом, требуют постоянного совершенствования тактики и методики прокурорского надзора, заставляют искать новые, более эффективные алгоритмы действий для решения поставленных задач.

Степень разработанности темы. Различные аспекты осуществления надзорной деятельности были предметом исследования таких авторов, как А.Н. Агеев, В.П. Божьев, В.М. Быков, С.Е. Вицин, В.В. Волынский, Б.Я. Гаврилов, Л.В. Головко, В.Н. Григорьев, А.П. Гуляев, К.Ф. Гуценко, Д.И. Ережипалиев, О.Д. Жук, Н.Н. Ковтун, Н.А. Колоколов, В.Ф. Крюков, A.М. Ларин, П.А. Лупинская, Н.С. Манова, В.А. Михайлов, В.В. Самсонов, М.В. Серебрянникова, А.Ф. Соколов, А.В. Спирин, М.С. Строгович, С.А. Табаков, А.Г. Халиулин, Г.П. Химичева, М.А. Чельцов, И.В. Чепурная, А.В. Чубыкин, А.А. Чувилев, А.Ю. Чурикова, Ю.К. Якимович, Н.А. Якубович, Р.В. Ярцев и др.

Вопросы благотворительности рассматривали многие ученые, в частности: С.К. Бурейко, Н.В. Вантеева, A.M. Вербицкий, Ю.А. Данилевский, О.В. Короткова, H.H. Наумова, O.A. Чернега, П.А. Борышкин, П.В. Власов, Г.П., Н.В. Смирнов-Платонов и др.


Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в деятельности органов прокуратуры по обеспечению надзора в сфере благотворительности в Российской Федерации.

Предметом исследования представляет комплекс правовых норм, регламентирующих деятельность прокуратуры в Российской Федерации, правоприменительная практическая деятельность органов прокуратуры, научные положения по вопросам надзора в сфере благотворительности органами прокуратуры в Российской Федерации.

Цель исследования – теоретически обосновать сущность благотворительности в нашей стране и практически разработать пути повышения эффективности координационного надзора прокуратуры в сфере благотворительности.

Цель предполагала решение следующих задач:

1. Изучить особенности законодательства в сфере благотворительности и состояние правового регулирования благотворительности в Российской Федерации.

2. Выделить особенности контроля за благотворительными организациями и благотворителями.

3. Охарактеризовать правонарушения, допускаемые благотворительными организациями и благотворителями в осуществлении благотворительной деятельности.

4. Проанализировать место и роль прокуратуры в сфере благотворительности.

5. Рассмотреть проблемы совершенствования прокурорского надзора в сфере благотворительности в процессе осуществления уголовного преследования.

6. Предложить пути повышения эффективности координационной деятельности прокуратуры в сфере благотворительности.

методы исследования: теоретические (исследование, синтез, абстрагирование, сопоставление, обобщение, прогнозирование) и частноправовые (формально-юридический и сравнительно-правовой).

Теоретическую базу исследования составили научные труды по прокурорскому надзору, уголовному, уголовно-процессуальному праву, криминологии и др.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, ведомственные и межведомственные нормативные документы, в том числе приказы и указы Генерального прокурора Российской Федерации и некоторых государственных контролирующих органов.

Достоверность и обоснованность положений, выводов и предложений, сформулированных в диссертации, подтверждается научно-теоретическим, нормативным и информационным материалом, эмпирическими данными, а также современными методиками исследования.

Научная новизна работы заключается в том, что рассмотрены основные вопросы в сфере благотворительности, выделены основные проблемы в сфере благотворительной деятельности и предложены пути повышения эффективности координационного надзора прокуратуры в рассматриваемой сфере.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут использоваться в дальнейшем развитии законодательной базы в области контроля за благотворительной деятельностью, а также в учебном процессе при изучении дисциплин на кафедре «Правоохранительная деятельность и адвокатура» Юридического института Югорского государственного университета и других вузов смежного направления.

Апробация результатов исследования. Положения по теме исследования обсуждались на кафедре «Правоохранительная деятельность и адвокатура» Юридического института ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» на конференции (29 февраля 2020 г., г. Ханты-Мансийск, (26 мая 2020 г., г. Ханты-Мансийск), в ходе проведения семинара научной школы «Эффективное развитие правоохранительной и правозащитной деятельности в условиях специфики северных территорий» на базе кафедры «Правоохранительная и адвокатская деятельность» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Югорский государственный университет», с использованием коммуникационной системы Zoom, был заслушан доклад по теме нашего диссертационного исследования  «Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов при осуществлении благотворительной деятельности организациями и благотворителями» (26 мая 2020 г., г. Ханты-Мансийск). Основные положения и результаты настоящего диссертационного исследования были изложены в научной статье «Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере благотворительности» под авторством Першиной Елены Валерьевны в Научно-образовательном журнале для студентов и преподавателей «StudNet» № 7/2020.

Структура работы определена выбранной темой исследования, поставленными задачами и складывается из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Исследование выполнено в объеме, соответствующем предъявляемым требованиям к магистерским диссертациям.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность и значимость выбранной темы, формулируется основная цель исследования, круг поставленных задач, объект и предмет, методология исследования, эмпирическая база, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, научная новизна и основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Правовые основы осуществления благотворительной деятельности как объекта прокурорского надзора», состоящая из двух параграфов, имеет основополагающее значение для всего исследования.

Первый параграф посвящен развитию законодательства о благотворительности и состояние правового регулирования благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Комплекс законодательных актов, регламентирующих процесс осуществления благотворительной деятельности, образован тремя федеральными законами, каждый из которых рассматривает благотворительную деятельность со своей стороны. Основополагающим является Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», устанавливающий общий порядок осуществления подобной деятельности и организационные формы ее проведения, Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», рассматривающий благотворительную деятельность как одну из функций общественных объединений и Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», рассматривающий благотворительную деятельность как одну из функций некоммерческих организаций.

Благодаря наличию этих федеральных законов благотворительная организация одновременно рассматривается как общественное объединение и некоммерческая организация. При этом каждый из названных федеральных законов также внес свой вклад в формирование современного понимания благотворительной деятельности.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительной признается деятельность, которая носит целевой и адресный характер, при этом она осуществляется бескорыстно.

Положения федерального закона «О благотворительной деятельности» включают некоторые признаки, которые позволяют изучить сущность деятельности в отношении благотворительности, в частности:
Добровольность иметь обособленный характер. Добровольность отнесена многими правоведами к благотворительности и по своей специфике имеет не только отношение к уплате обязательств, но и налогов в том числе.
  • Современная благотворительная организация ведет определенный учет в области бухгалтерии и соответственно в порядке, установленным законом Российской Федерации.
  • Предоставление отчетности со стороны благотворительной организации должно производиться ежегодно в установленные сроки. В случае, если организация не предоставила соответствующую отчетность, то она должна быть урегулирована в соответствии с законом о благотворительности.
  • Участниками благотворительной деятельности принято рассматривать граждан, а именно физических и юридических лиц, которые принимают активное участие в благотворительности, оказывая поддержку для создания новой благотворительной организации
  • Контроль за непосредственной деятельностью благотворительной организации осуществляет орган, входящий в ревизионные органы этой организации.
    Значение надзора со стороны органов прокуратуры в стране, в том числе и в благотворительной сфере, имеет большую значимость для каждого гражданина, социума в целом и государства, так как надзор дает возможность предполагать о наличии твердых гарантий реализации нормативных предписаний.

    Во втором параграфе «Особенности контроля за благотворительными организациями и благотворителями» диссертант отмечает, что в современных условиях сфера благотворительности требует особого внимания со стороны органов прокуратуры, поскольку отмечаются факты использования организаций, выдаваемых правонарушителями за благотворительные, для причинения значительного ущерба личности» обществу и государству, в том числе, сбора средств для финансирования террористической деятельности.

    Под видом благотворительной деятельности совершаются различные правонарушения, к примеру недобросовестные представители бизнеса в целях получение налоговых льгот, могут прикрываться благотворительной деятельностью, которая, по своей сути, находится на уровне налогового правонарушения.

    Вторая глава «Роль прокурорского надзора в сфере благотворительности» содержит два параграфа.

    В первом параграфе «Правонарушения, допускаемые благотворительными организациями и благотворителями в осуществлении благотворительной деятельности», отмечается, что ужесточение государственного контроля представляется целесообразным как в отношении коммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, так некоммерческих организаций. Об этом свидетельствует приведенная практика правоохранительных органов, а именно установление фактов нецелевого использования выделяемых для некоммерческих организаций средств.

    В некоторых случаях благотворительная организация является, по сути, ширмой для того, чтобы под видом легальной деятельности переводить денежные средства террористам.

    Выявленные нарушения, на наш взгляд, в значительной степени обусловлены отсутствием надлежащего государственного контроля за благотворительной деятельностью, именно усиление контроля со стороны государственных органов способны снизить и искоренить преступность в сфере благотворительности. Необходимость защиты интересов как благотворителей, так и благополучателей особенно актуально в современный период общей экономической нестабильности, в условиях финансово-экономического кризиса, тяжелой политической ситуации в мире.

    Второй параграф «Место и роль прокуратуры в сфере благотворительной деятельности» отражает приоритетную роль прокуратуры в механизме государственного надзора за обеспечением прокуросркого надзора в сфере благотворительности как системообразующую и уникальную, обладающую исключительным правом осуществления одновременно функций прокурорского надзора, уголовного преследования и координатора деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью , в том числе, в сфере благотворительности.

    Прокурорский надзор за исполнением законодательства о благотворительной деятельности представляет собой самостоятельную, специфичную деятельность, которая заключается в осуществлении от имени государства надзора за единообразным исполнением законодательства, регулирующего отношения, связанные с добровольной деятельностью граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

    Цели прокурорского надзора в сфере благотворительной деятельности вытекают из положений законодательства, регламентирующих деятельность органов прокуратуры, в частности, из содержания ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Основная цель состоит в том, чтобы методами прокурорского надзора способствовать государству в обеспечении верховенства закона в отношениях, связанных с благотворительной деятельностью, а также с защитой прав и свобод человека и гражданина в этой сфере отношений.

    Третья глава диссертации «Основы совершенствования прокурорского надзора» включает два параграфа.

    В первом параграфе «Проблемы совершенствования прокурорского надзора в сфере благотворительности в процессе осуществления уголовного преследования» благотворительная сфера рассматривается не только с экономической точки зрения, но и криминологической. В параграфе был проведен анализ судебной практики на территории ХМАО-Югра по рассматриваемой категории дел. Отмечено, что на сегодняшний день возникает огромное количество проблем, относящихся к действиям благотворительных организаций, среди которых:

    - препятствия в создании благотворительной деятельности, связанные с нестабильностью экономики, которая может обернуться определенными потерями, и ввиду этого потребовать больших расходов, в том числе и вложений,

    - несовершенство законодательства Российской Федерации, в отношении благотворительных организаций, их введения и полного спектра деятельности,

    - отрицательное влияние оказывает недоверие к представленным общественным организациям.

    Выделяют многочисленные виды правонарушений, которые относятся к действиям, не относящимся к благотворительности. Преступники, прикрываясь под видом благотворительности осуществляют свои противоправные действия. Как правило, виды правонарушений могут включать не только форму вины, но и иной объект посягательства

    Диссертант приходит к выводу, что деятельность органов прокуратуры по обеспечению надзора в сфере благотворительности имеет немало резервов для повышения результативности, связанных с совершенствованием правовых основ благотворительной деятельности; повышением эффективности деятельности государственных контролирующих органов; улучшением взаимодействия органов прокуратуры и органов государственного контроля; совершенствованием деятельности органов прокуратуры за счет улучшения организации работы по обеспечению надзора в сфере благотворительной деятельности, включая улучшение информационного обеспечения, совершенствование форм и методов организации деятельности, овладение методикой и тактикой прокурорского надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере, повышение качества профессиональной подготовки прокурорских работников.

    Во втором параграфе «Повышение эффективности координационной деятельности прокуратуры в сфере благотворительности» показана необходимость корректировки некоторых положений законодательных актов, направленных на совершенствование правовых основ благотворительной деятельности.

    Автором на основе анализа действующего федерального и регионального законодательства определены и проанализированы наиболее актуальные составляющие этой проблемы, сформулирован ряд выводов, предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательных актов. Несмотря на непрекращающийся процесс нормотворчества, действующее общегосударственное и региональное законодательство нуждаются в существенных изменениях и доработке.

    В значительной степени меры по обеспечению надзора в сфере благотворительности могут быть эффективнее, если на законодательном уровне будет обеспечена надлежащая «прозрачность» благотворительной деятельности, которая может быть достигнута при условии полной открытости всех документов, отражающих как процесс формирования ресурсов благотворительных организаций, так и их расходования.

    Повышение эффективности деятельности органов прокуратуры по обеспечению надзора в сфере благотворительной деятельности автор связывает с определением форм и методов организации деятельности прокуратуры по обеспечение надзора в сфере благотворительности. Для решения этих задач в диссертации вносятся и обосновываются предложения по этим вопросам.

    Со стороны органов прокуратуры должно быть полное ужесточение в отношении благотворительной деятельности. Для того, чтобы предотвратить появление многочисленных преступлений в отношении благотворительности необходимо следовать следующим разработанными мерам:
    активно осуществлять надзор в области благотворительной организации в течение года несколько раз.
  • ужесточить наказание в отношении тех лиц, которые осуществляют правонарушения в отношении благотворительности.
  • затребовать максимальную прозрачность со стороны благотворительных организаций и в отношениях непосредственной деятельности.
    Исходя из проведенного анализа автор отмечает, что необходимо выстроить правовую систему благотворительности в основном акте, а именно в общей федеральной регионально-социальной политике, в благотворительной сфере. По большей части, данный акт будет устанавливать какие именно принципы, формы и методы благотворительности, в первую очередь будут являться наиболее допустимыми для любого последующего региона нашей страны.

    Обеспечение надзора в сфере благотворительности автор связывает с улучшением качества деятельности государственных контролирующих органов, в первую очередь, со стороны органов юстиции и налоговых органов.

    Улучшение взаимодействия органов прокуратуры и органов государственного контроля может быть достигнуто на основе более тесной интеграции усилий по обеспечению надзора в сфере благотворительности органов государственного контроля и прокуратуры.

    В заключении диссертационного исследования автором формулируются основополагающие выводы и предложения по состоянию и совершенствованию прокурорского надзора в сфере благотворительности в Российской Федерации для переосмысления практики работы органов по надзору в сфере социальных отношений в сторону их оптимизации и рационализации.

    В качестве гипотезы выдвинуты такие моменты надзора прокуратуры как:
    контроль в социальных сетях, о фейковых сборах для детей с тяжелыми заболеваниями или бездомных животных;
  • контроль за «коробочками добра».
    Так же предложено благотворительным организациям включаться в саморегулируемые организации, которые будут разрабатывать свои корпоративные стандарты деятельности, как у арбитражных управляющих, оценщиков и экспертов.

    Несомненно, это требует дальнейшего исследования и изучения, так как с одной стороны это все может существенно осложнить благотворительную деятельность, но с другой стороны позволит решить такую острую проблему в благотворительности, как мошенничество и конечно же поднимет саму сферу благотворительности в России на новый уровень.

    По мнению диссертанта, предложенные меры должны положительно отразиться на деятельности органов прокуратуры по обеспечению надзора в сфере благотворительности и на самой благотворительности.

    Содержание диссертации, выводы и предложения могут служить методологической и теоретической базой для дальнейших исследовательских разработок в данном направлении, а также могут быть использованы при подготовке учебно-методических изданий: учебников, учебных пособий, лекций, учебных программ.

    Положения темы обсуждались на кафедре «Правоохранительная деятельность и адвокатура» Юридического института ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет».
    ПУБЛИКАЦИИ, СОДЕРЖАЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


  • перейти в каталог файлов


    связь с админом