ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьника целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.
Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.
► дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
► последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
► формирование специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
► изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
► воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Программу обеспечивают следующие пособия:
Федотова, О. Н. Окружающий мир : 3 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
Федотова, О. Н. Окружающий мир : 3 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
Федотова, О. Н. Окружающий мир : 3 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
Федотова, О. Н. Наш мир : 3 класс : методическое пособие для учителя / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2008. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу третьего года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
• устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
• понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);
• три состояния вещества в природе;
• основные свойства воды и воздуха;
• источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
• некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
• полезные ископаемые родного края;
• значение почв в жизни человека, мероприятия по охране почв;
• географическое положение России и своего края (примерное положение своего города, села, поселка на карте);
• особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, их использование и охранные мероприятия на территории родного края;
• города Золотого Кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;
• достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга.
Уметь:
• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
• пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
• ориентироваться на местности по солнцу, местным признакам и по компасу;
• проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
• измерять температуру воды и воздуха;
• письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
• узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;
• показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (города Москву, Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);
• описывать историю возникновения и строительства Москвы и Санкт-Петербурга;
• делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся первых, вторых, третьих классов;
• написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для того чтобы ориентироваться на местности по компасу;
• принимать посильное участие в охране и защите природы;
• использовать термометр для измерения температуры воздуха;
• оценивать воздействие человека на природу (положительное отрицательное);
• выполнять правила поведения в природе;
• рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
• удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока
(этап проектной или исследовательской деятельности) Кол-во
часов Тип
урока Элементы
содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Вид контроля. Измерители Элементы дополнительного (необязательного) содержания Домашнее задание Дата проведения Дата проведения план. факт. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Изображение Земли на глобусе (4 часа) 1 Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир» 1 Комбинированный Родной город (село), регион (область, республика, край). Неживая и живая природа Знать и живой природы.
УметьФронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом
С. 5–6
2
Глобус – модель земного шара 1
Комбинированный
Работа с готовыми моделями – глобусом Знать УметьЗадания
по группам
С. 7–11
3 Материки
и океаны
на глобусе 1
Комбинированный Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе) Знать УметьИндивидуальный опрос
С. 12–14
Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 4 Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли
на глобусе» 1 Обобщение знаний. Викторина Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) Знать Уметь и горы на глобусе Фронтальный опрос Плоская равнина. Холмистая равнина С. 15–18
О чем рассказала карта (8 часов) 5 Географическая карта 1
Комбинированный Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении.
УметьЗадания
по группам
С. 19–24
6 Учимся читать карту 1 Комбинированный Элементарные приемы чтения карты Знать УметьИндивидуальный опрос Шкала глубин и высот С. 25–27
7 План местности 1 Комбинированный Элементарные приемы чтения плана местности Знать УметьФронтальный опрос Масштаб С. 28–30
Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 8 Холмы и овраги 1 Комбинированный Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте, плане) Знать УметьФронтальный опрос
С. 31–34
9 Экскурсия «Основные формы поверхности родного края» 1 Экскурсия Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) Знать в природе.
УметьФронтальный опрос
10 Стороны горизонта 1 Комбинированный Определение сторон горизонта Знать и промежуточные стороны горизонта.
УметьСамостоятельная
работа
С. 35–37
|