Главная страница
qrcode

Общество. Часть 1. Понятие общества


НазваниеПонятие общества
АнкорОбщество. Часть 1.docx
Дата16.12.2017
Размер26.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОбщество. Часть 1.docx
ТипДокументы
#29507
Каталогid183012910

С этим файлом связано 68 файл(ов). Среди них: Pravo_Osnovy_pravovoy_kultury_11kl_V_2ch_Ch_1_Pevtsova_E_A_2005_, Семейное право.docx, Человек.docx, Ekonomika_Eskpress-repetitor.pdf, Praktika_po_zadaniyu_2.pdf, Vneshnyaya_politika_Alexandra_1_-_karty.pdf, Социальные отношения.docx, Тест по Конституции РФ.docx, Chelovek_i_obschestvo_Eskpress-repetitor.pdf, т-э.docx и ещё 58 файл(а).
Показать все связанные файлы

Понятие общества

Понятие общество является одним из ключевых. У него существует множество определений. Для егэ важно понимать, в каких из определений это понятие рассматривается в узком смысле, в каком – в широком. Понять это несложно: в узком смысле – общество это либо какой-то круг людей, объединенных общностью целей, интересов, либо отдельное конкретное общество (город, регион, страна, государство), причем первое из определений более узкое, чем второе. А общество в широком смысле – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Важно понимать, что общество складывается в процессе взаимодействия людей. Его обязательными признаками являются наличие целей и задач, а также деятельность, направленная на их осуществление. Таким образом, общество – это не просто хаотичное множество людей, недостаточно сказать, что общество состоит из индивидов, нужно подчеркнуть их единство и связи между собой.

Общество является системой.Ниже вы увидите признаки системы и доказательства того, что общество обладает этими признаками.

  1. Целостность. Очевидно, что общество в широком смысле слова является единым и целостным. Все сферы общества взаимодействуют между собой, индивиды, входящие в общество, взаимодействуют между собой.

  2. Наличие разветвленной структуры. На этом стоит остановиться подробнее. Общество делится на подсистемы, которые также называют сферами общества. Это экономическая сфера (включает в себя производство, распределение, обмен и потребление благ, необходимых для жизни людей), социальная сфера (отношения между классами, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность государства по обеспечению социальных гарантий), политическая (отношения между государством и людьми, политические партии), духовная (отношения, возникающие в процессе создания и потребления духовных ценностей). На каждой из сфер подробнее мы остановимся позже. Сейчас главное просто понять их суть.

  3. Взаимосвязь сфер. Все перечисленные выше сферы взаимосвязаны между собой. На егэ в части С довольно часто попадаются вопросы о конкретных примерах взаимосвязей тех или иных подсистем. Поэтому на этом тоже стоит остановиться.

Экономика-политика. Примером взаимосвязи могут служить какие-либо реформы государства в сфере экономики (снижение налогов для предпринимателей способствует росту производства).

Социальная сфера – политика. Ведущую роль в государстве играют специалисты, которые и формируют политические силы общества. Также государство может проводить реформы в сфере социальной жизни: повышать пенсии, зарплаты, устанавливать прожиточный минимум. Как видите, здесь проиллюстрирована взаимосвязь даже не двух, а трех сфер жизни общества: экономики, политики, социальной сферы.

Экономика-духовная сфера. Фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производственных сил. Люди перешли от ручного труда к машинному благодаря сделанным научным открытиям. Это привело к росту производства в экономике.

Общество и природа

Природа среда обитания общества, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желания человека.

В древности люди полностью зависели от окружающего мира. В ранних религиях провозглашалось единство человека и природы. Хозяйство было присваивающим, то есть люди ничего не производили сами, они пользовались только тем, что давала им природа.

Потом люди стали изменять мир: сжигать леса, приручать животных, развивать земледелие, выводить новые сорта растений, строить города. Таким образом, человек стал воздействовать на природу, приспосабливая ее к своим потребностям.

Качественные изменения во взаимодействии общества и природы получили название техногенных революций. Их было три.

  1. Неолитическая. В результате нее зародилось производящее хозяйство, то есть люди уже не просто пользовались тем, что давала природа, но и производили что-то сами. Появилось скотоводство, земледелие.

  2. Индустриальная – переход от ручного труда к машинному. Именно в ходе этой революции влияние человека стало для природы губительным.

  3. Постиндустриальная. Появление «умных машин» - компьютеризация общества, появление электронных средств связи, интернета.

Человек является частью природы. Общество не может существовать вне ее. Природа и человек воздействуют друг на друга. Климат, географические условия даже сейчас во многом определяют пути развития регионов, занятия живущих там людей. В древние же времена люди полностью зависели от природы, строя города только на берегах рек. Человек от природы получает необходимые ресурсы: уголь, нефть, металлы и многое другое.

В ходе индустриальной революции люди возомнили себя хозяевами природы. Пагубное воздействие на окружающий мир (вырубка лесов, осушение рек, загрязнение воды и воздуха из-за выбросов заводов и фабрик) привело в частности к ухудшению здоровья людей.

Важно запомнить, что общество и природа зависят друг от друга. Человек не может существовать без природы, а вот природа может существовать без человека. Поэтому к ней нужно относиться бережнее. Правда, к сожалению, люди поняли это совсем недавно.

Общество и культура

Культура – результат деятельности общества за все время его существования.

Именно культура выделяет человека из природы, из животного мира. Это все то, что возвышает человека надо животными.

Люди творят культуру и сами меняются под ее влиянием, осваивая нормы, ценности, обычаи своих предков и создавая собственные.

Культура влияет и на биологические (физиологические) потребности людей. К примеру, человек придумал все нормы этикета за обеденным столом. Мы не едим сырое мясо мамонта, разрывая его ногтями. Мы тщательно готовим разные вкусняшки, а потом аккуратно их поедаем, используя при этом всякие там ножички и вилочки. Это и является проявлением культуры, и именно это отличает нас от животных.

Культура связывает нас с предками и потомками. Традиции, обычаи, нормы передаются из поколения в поколение.

Каждый народ создает свою культуру, у них различаются традиции, обычаи и ценности. Но существует такое понятие как культурные универсалии – элементы, присущие всем культурам. Это грамматический строй языка (совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения предложений или словосочетаний), нормы воспитания детей, заповеди мировых религий.

Существует такое понятие, как эрзац-культура, т. е. подделка, мнимая культура, мнимые духовные ценности. Она удобна для тех, кто хочет жить исключительно простыми инстинктами и потребностями, для людей, которые не стремятся развиваться. К эрзац-культуре можно отнести многие из популярных сейчас сериалов, «мыльные оперы», пошлые комедии, поп-музыку. Одной из проблем современного общества является рост любителей именно поддельной культуры, что естественно снижает интеллектуальный уровень людей.

Виды культуры:

  1. Материальная – то, что создается руками человека (здания, орудия труда)

  2. Духовная – плоды мысли, творчества человека.

Данное разделение условно. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны, и порой нельзя сказать к какому виду относится то или иное творение человека. Например, токарный станок создан руками человека и по идее является частью материальной культуры. Но ведь его изобретение – дело человеческого интеллекта, плод мысли. Картина Малевича «Черный квадрат», разумеется относится к духовной культуре: художник выразил на холсте свои мысли, это плод его разума. Но ведь он создал эту картину своими руками. В общем, в большинстве случаев, вопрос к какому виду культуры отнести что-то, созданное человеком, является спорным.

Социальные институты

Социальный институт – устройство общества, созданное для удовлетворения важнейших потребностей, регулируемое сводом правовых норм.

Социальный институт – широкое и сложное понятие. Оно включает в себя все то, что создано людьми для реализации их потребностей. Говоря об этом понятии, необходимо понять, что это не какое-то конкретное учреждение, социальным институтом порой называют какое-то явление (вы наверняка слышали словосочетание «институт брака»)

Чтобы данное определение стало более понятным, стоит поговорить о делении институтов на группы.

  1. Экономические институты (к примеру, люди хотели иметь в личной собственности квартиры, поэтому был создан институт собственности. Права собственности регулируются правовыми нормами, они установлены законодательно)

  2. Политические институты реализуют властные полномочия. К ним относятся государство, политические партии, армия. Рассмотрим подробнее, почему, к примеру, политические партии являются социальным институтом. Они созданы из-за потребности людей выражать свое мнение, бороться за осуществление власти, и их деятельность также регулируется нормами права.

  3. Институты стратификации созданы с целью распределения социальных позиций. К примеру, древнее индийское общество делилось на касты с целью определения положения человека в обществе. Человек принадлежал определенной касте по праву рождения, что было предусмотрено нормами права. Подробнее о стратификации поговорим в разделе социология.

  4. Институты родства. К ним относятся брак и семья. Семья нужна человеку для того, чтобы воспитывать детей, вести совместное хозяйство. Некоторые аспекты жизни семьи, в частности вступление в брак, его прекращение контролируются законодательно.

  5. Институты культуры (религия, образование, наука). Человеку необходимо образование, чтобы постигать опыт предыдущих поколений, учиться тому, без чего в жизни он обойтись не сможет. Государство контролирует образование, например, по конституции РФ гражданин обязан получить основное общее образование.

Как вы уже поняли, я всячески заостряла внимание на признаках социального института: удовлетворение потребностей и регулирование правовыми нормами.

Функции социальных институтов (их мы будем рассматривать на примере такого института, как школа)

  1. Устанавливают системы ролей и статусов. Основные социальные роли в школе – учитель и ученик. Учитель выполняет свои обязанности: обучает вас своему предмету. Вы выполняете свои ученические обязанности: внимательно слушаете на уроках, делаете домашнее задание, хорошо себя ведете… ну и там миллиарды прочего блаблабла :D

  2. Включают систему санкций. За плохое поведение в школе могут вызывать родителей, записать замечание в дневнике, за успеваемость в школе ставят оценки, а если вы придете без второй обуви, то тут вообще кранты :D

  3. Придают действиям людей предсказуемый характер. С самого первого класса нас учили поднимать руку, если хочешь ответить на вопрос учителя или попроситься в туалет.

  4. Обеспечивают стандартное поведение людей в той или иной типичной ситуации. Вы опоздали на урок. Ваше стандартное поведение: постучаться, поздороваться, извиниться, получить разрешение войти и сесть на место. Все до жути предсказуемо.

Функции институтов бывают явными (заявлены официально и подконтрольны обществу) и скрытыми. Даже не знаю, насколько удачен пример, но мне бы хотелось в данной ситуации сказать о России как о государстве. Деятельность нашего государства согласно Конституции направлена на построение демократии, правового государства, то есть государства, где все подчиняются нормам права. Но в реальности мы не видим стремления в этим целям. Иногда есть ощущение, что у государства прямо противоположные цели, но об этом молчат.

Расхождение между скрытыми и явными функциями формирует двойной стандарт, что ведет к нестабильности развития общества, что мы сейчас собственно и наблюдаем.

Общественное развитие.

Общество – динамическая система, то есть система, которая всегда в развитии. Общество может развиваться как в лучшую, так и в худшую сторону.

Формы общественного развития:

  1. Прогресс – направление развития общества, характеризующееся движением от низшего к высшему, от простого к сложному

  2. Регресс – понятие обратное прогрессу, то есть деградация общества, движение в худшую сторону.

Прогресс применительно к обществу – понятие очень относительное. Прогресс в одной сфере может привести к регрессу в другой. Возникает так называемый вопрос о критериях прогресса. К критериям общественного прогресса относятся:

  1. Уровень экономического развития

  2. Уровень нравственного развития общества

  3. Уровень развития прав и свобод человека

  4. Возможность доступа к социальным благам (образование, здравоохранение)

  5. Уровень жизни общества (уровень минимального размера оплаты труда, количество людей, относящихся к среднему классу)

Таким образом, если все вышеперечисленное изменяется в лучшую сторону, то можно говорить о том, что общество прогрессирует. По сути, получается, что прогресс применительно ко всему обществу практически невозможен. Прогресс и регресс постоянно переплетаются: к примеру, изобретение деления ядер урана вроде бы прогресс в духовной сфере, но он привел к появлению ядерного оружия, что привело к многочисленным смертям, что прогрессом уже назвать нельзя.

Также есть такое понятие как стагнация – остановка в развитии. Это очень опасное явление. Оно означает, что общество не способно воспринимать новое, стремится сохранить порядки, которые уже реально устарели и не подходят новому времени. На мой взгляд, неплохой пример стагнации – это правление Николая II: он изо всех сил пытался сохранить уже отжившие устои общества, сохранить абсолютную монархию. В итоге его упорство, желание стоять на месте привело к революции.

Пути осуществления изменений в обществе:

  1. Эволюция – длительные, постепенные изменения, не предполагающие резких перемен, осуществляемые путем накапливания новшеств.

Внешним проявлением эволюции является реформа – усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающее фундаментальных основ жизни общества.

Реформы бывают прогрессивными, то есть они создают то, чего не было ранее (реформы Александра II – он провел крестьянскую реформу, дав крепостным, пусть пока относительную, но все же свободу) и регрессивными (контрреформы Александра III привели к тому, что много вернулось к дореформенным временам, то есть общество повернуло назад).

Реформа является деятельностью «сверху», инициатива изменений исходит от власти.

  1. Революция – коренное изменение всех или большинства сфер общественной жизни, приводящее к переходу общества в качественно новое состояние.

Революции происходят в условиях острого кризиса, когда власти не готовы к изменениям, противостоят им. Февральская революция в России произошла из-за нежелания крестьян и рабочих смиряться со своим бесправным положением.

Революции освобождают значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать инициаторам революции.

  1. Инновация – однократное улучшение какой-либо сферы общества, связанное с повышением адаптационных возможностей индивида. Инновация является «профилактикой болезни» в то время как реформу можно сравнить с лечением уже имеющегося заболевания, в революцию с кардинальным вмешательством в эту болезнь (операция, к примеру).

Главное в этом разделе – понять относительность прогресса и научиться отличать реформы от революций. Еще раз напомню: реформа проводится по инициативе власти, революция – по инициативе народа. Реформа – изменение в какой-либо сфере общественной жизни, революция – кардинальное изменение почти всех сфер жизни общества. Реформа предполагает постепенные преобразования, революция же протекает стихийно, изменения происходят резко.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества.

В этой теме важно понять, в чем отличие этих подходов.

Цивилизация – исторически сложившаяся социо-культурная целостность, обладающая особыми формами материальной и духовной культуры. Также это определенный уровень, стадия развития общества.

Цивилизационный подход делает акцент на уникальности и самобытности каждой цивилизации.

По мнению большинства ученых, в мире 6 цивилизаций:

  1. западная

  2. восточно-европейская

  3. мусульманская

  4. индийская

  5. китайская

  6. латиноамериканская

Культура каждой из этих цивилизаций отличается от других.

Формация – определенный этап в развитии общества, характеризующийся уровнем развития производственных сил и отношений, экономики в целом.

Формационный подход был предложен Марксом и Энгельсом. По их мнению, каждое общество обязательно проходит через определенные стадии. Таким образом, акцент в этом подходе на общих чертах, на общности пути, который проходит каждый народ, страна или государство.

Маркс и Энгельс выделили следующие формации, то есть стадии, через которые проходит любое общество:

  1. первобытно-общинный

  2. рабовладельческий

  3. феодальный

  4. капиталистический

  5. коммунистический

По мнению Маркса, классовое общество капиталистической формации изживет себя, и после этого классы исчезнут, будет создано социалистическое общество, а позже и коммунистическое. Именно коммунизм ученый считал идеалом, к которому рано или поздно придут все.

Запомните: цивилизационный подход предполагает уникальность пути развития каждой цивилизации, а формационный подход ориентируется на общность пути развития.
перейти в каталог файлов


связь с админом