Главная страница
qrcode

Понятие о философии


НазваниеПонятие о философии
Дата03.09.2020
Размер6.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPhilosophy1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42867
страница1 из 14
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие о философии
§ 1. Наука и философия: сходства и различия
§ 2. Основные направления философии: онтология, гносеология, аксиология, логика
§ 3. Основные философские проблемы
§ 4. Философия и медицина
Глава 2. История античной философии
§ 1. Милетская натурфилософия
§ 2. Гераклит
§ 3. Элейская философия
§ 4. Пифагорейцы
§ 5. Элементаристы
§ 6. Софисты
§ 7. Сократ и софисты
§ 8. Платон
§ 9. Аристотель
§ 10. Эллинистические синтезы
§ 11. Стоики и эпикурейцы
§ 12. Неоплатонизм
§ 13. Античная метафилософия
Глава 3. История восточной философии
Раздел 1. Индийская философия
§ 1. Общая часть философии индуизма
§ 2. Школы ньяя и вайшешика
§ 3. Школы санкхья и йога
§ 4. Школы миманса и веданта
§ 5. Философия буддизма
§ 6. О философии индийской медицины
Раздел 2. Китайская философия
§ 1. Конфуцианство
§ 2. Даосизм
§ 3. О философии китайской медицины
Глава 3. Философия Средних веков
§ 1. Общая часть христианской философии
§ 2. Патристика
§ 3. Схоластика
§ 4. Арабо-мусульманская философия
Глава 4. Философия эпохи Возрождения
§ 1. Общая характеристика эпохи Возрождения
§ 2. Философия Николая Кузанского
§ 3. Натурфилософская картина мира
Глава 5. Философия Нового времени
§ 1. Философия Френсиса Бэкона
§ 2. Философия Декарта
§ 3. Философия Спинозы
§ 4. Философия Лейбница
Глава 6. Английский эмпиризм
§ 1. Философия Гоббса
§ 2. Философия Локка
§ 3. Философия Беркли
§ 4. Философия Юма
Глава 7. Философия французского Просвещения
Глава 8. Немецкая классическая философия
Раздел 1. Философия Канта
§ 1. Теоретическая философия Канта
§ 2. Практическая философия Канта
Раздел 2. Последователи и критики Канта
§ 1. Философия Фихте
§ 2. Философия Шеллинга
§ 3. Философия Гегеля
§ 4. Философия Фейербаха
Глава 8. Марксизм
§ 1. Метафизика марксизма
§ 2. Теория диалектики в марксизме
§ 3. Философия природы в марксизме (диалектический материализм в узком
смысле)
§ 4. Философия общества в марксизме (исторический материализм)
§ 5. Прикладной марксизм
Глава 9. Иррационализм 19 века
§ 1. Философия Артура Шопенгауэра
§ 2. Философия Дильтея
§ 3. Философия Ницше
§ 4. Философия Бергсона
§ 5. Философия Шпенглера
Глава 10. Русская философия
§ 1. Западники и славянофилы
§ 2. Русская философия всеединства
§ 3. Русский космизм
Глава 10. Современная западная философия
§ 1. Феноменология
§ 2. Экзистенциализм
§ 3. Психоанализ
§ 4. Парапозитивизм
1.
Неопозитивизм
2.
3.
Постпозитивизм
4.
§ 5. Постструктурализм и постмодернизм
§ 6. Интегральный подход Кеннета Уилбера
Введение
Предлагаемые вашему вниманию лекции сложились у автора в течение ряда лет в результате чтения курса по истории философии в основном для студентов биомедицинских специальностей. При чтении лекций по философии в непрофильном вузе лектор сталкивается обычно с множеством противоречивых тенденций, которые ему необходимо некоторым образом уравновесить. Одно из главных противоречий – это столкновение непрофильности философии для студентов нефилософских специальностей и необходимости достаточного освоения этого предмета, требуемого федеральным образовательным стандартом. В данном учебном пособии компромисс в решении этой проблемы был найден в создании концептуального учебника по истории философии, в котором выпукло и ясно на первом месте стоит история идей в традиции мировой философской мысли. Биографические подробности были сведены в этом случае к минимуму. Образцом подобного концептуального стиля для автора всегда были книги
Вильгельма Виндельбанда по истории философии. При таком подходе объем историкофилософского курса значительно сокращается и может быть прочитан практически за один семестр, и в то же время сохранено самое главное, что должно учить будущего специалиста думать и формировать собственное мировоззрение, - примеры идей и их развитие. Не секрет, что биомедицинское образование сегодня во многом строится по образцу естественных наук, и потому структурный и концептуальный подход к философии оказывается для такого типа мышления более прозрачным и органично воспринимаемым.
В идеале автор видел бы свою задачу в показе истории философии как разных образов и типов роста обобщенной инвариантности, т.е. такого состояния бытия, которое продолжает быть собой в любых преобразованиях и трансформациях. Но конечно проведение такой идеи было бы слишком новым и сложным для студенческой аудитории, и потому данный курс был создан хотя и в виду такой задачи, но представлял собой скорее множество различных зарисовок укаанного замысла. Наиболее последовательно идея роста обобщенной инвариантности была проведена на материале античной философии в лице разных видов архэ.
Наконец, самое сложное в учебнике – написать его достаточно просто. Потому автор частенько самоограничивал себя в том, чтобы уйти с уровня взятой с самого начала ясности и простоты и слишком углубиться в те или иные сложности и детали. Надеюсь, подобное смирение простотой нам в некоторой мере удалось, выразив себя в четкой формульности основных положений философских систем. Понятно, что такая
формульность во многом самостоятельна относительно конкретной философской системы, но она в то же время и не чужда ей, но лишь концентрирует в себе ее основные положения. Этого мы пытались добиться достаточно систематично для каждой философской школы и системы.
Глава 1. Понятие о философии
§ 1. Наука и философия: сходства и различия
Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «philéo» – люблю и
«sophia» - мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.
Часто философское знание определяется как знание научное. Однако существует ряд отличий философии от науки, которые заставляли многих мыслителей поставить под вопрос отождествление науки и философии.
Во-первых, философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Философия не ставит специально перед собой задачу испытания эстетических чувств, как это делает искусство, или нравственных действий, как этого требуют религия и мораль. Хотя философия может рассуждать и об искусстве, и о религии, но она в первую очередь – рассуждение, мышление обо всех этих предметах.
Несомненно, что философия близка к науке стремлением не просто утверждать и принимать на веру какие-то положения, но пытаться вначале подвергнуть их критике и обоснованию. Только если эти положения удовлетворят требованиям критики, они принимаются в состав философского знания. В этом - сходство философии и науки. Как и наука, философия представляет собой разновидность критического мышления, которое пытается ничего не принимать просто на веру, но все подвергать критике и доказательству.
В то же время существует важное отличие философского знания от знания научного.
Все науки – физика, химия, биология, социология и т.д. – представляют собой частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира. Например, физика изучает неорганический мир, биология – мир живых организмов, социология – общество.
В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом, в единстве неорганических и органических процессов, жизни индивида и общества и т.д. Философия
– это проект универсального знания. Т.о. по своему предмету исследования философия отличается от наук: науки в качестве своего предмета имеют части мира, философия – мир в целом.
Подводя краткий итог, можно заключить, что 1) философия подобна научному знанию по методу познания – так же, как и частные науки, философия использует
критический метод познания, основанный на доказательствах и обоснованиях.
2) философия отличается от частных наук по предмету познания – в отличие от частных наук, философия пытается критически познать мир в целом, наиболее универсальные законы и принципы (см. рис.1).
Рис.1. Соотношение науки и философии. Философское и научное знания символически изображены в качестве кругов. Их общая часть выделена областью пересечения кругов. Различия изображены в виде непересекающихся областей.
Здесь следует подчеркнуть, что до сих пор подлинно научное знание удавалось построить только в рамках частного, неуниверсального, знания. Такое знание отличается высокой строгостью и достоверностью, но в то же время является знанием частным. Что же касается философского – универсального – знания, то пока опять-таки удавалось построить лишь универсальное, но не слишком строгое знание. Очень трудно совместить в конечном человеческом разуме высокую строгость и универсальность. Обычно знание либо строгое и неуниверсальное, либо универсальное, но не слишком строгое. Именно
поэтому философию сегодня нельзя называть подлинной наукой, но скорее – универсальным учением, или знанием.
Философия может не отличаться от науки в двух случаях: 1) когда уровень развития научной строгости еще недостаточно велик, и примерно равен строгости философского знания. Такая ситуация существовала в древности, когда все науки были разделами философского знания, 2) когда философия сможет догнать науку по уровню повышенной строгости. Может быть, это произойдет в будущем, и тогда философия станет полноправной синтетической наукой, но пока с уверенностью говорить об этом трудно.
Даже если философия не обладает сегодня достаточным для науки уровнем строгости, существование и такого универсального знания – это в любом случае нечто лучшее, чем вообще полное отсутствие синтетического знания. Дело в том, что создание универсального знания о мире, синтез знаний частных наук – это фундаментальное стремление человеческого разума. Знание считается не вполне истинным, если оно разорвано на множество не связанных фрагментов. Так как мир един, то и подлинное знание о мире тоже должно представлять собой некое единство. Философия ни в коем случае не отвергает частных знаний отдельных наук, она должна лишь синтезировать эти частные знание в некое целостное знание. Таким образом, синтез знания – основной метод философии. Частные науки нарабатывают части этого синтеза, философия призвана возвести все эти части к некоторому высшему единству. Но настоящий синтез – это всегда непростая задача, которую никогда нельзя свести просто к рядоположенности отдельных частей знания. Поэтому философию нельзя разложить просто в сумму всех частных наук, или заменить этой суммой философское знание. Синтетическое знание требует своих собственных усилий, хотя и зависимых, но полностью не сводимых к познавательным усилиям отдельных наук.
§ 2. Основные направления философии: онтология, гносеология, аксиология, логика
В составе философского знания выделяют множество направлений и частей.
Наиболее крупными делениями любой философской системы являются такие ее разделы, как онтология, гносеология, аксиология, логика (см. рис.2).
Рис.2. Структура философского знания
1) Онтология (от греч. «онтос» - сущее, то, что есть на самом деле, и «логос» - учение, т.е. буквально «онтология» - учение о сущем) – раздел философии, в котором исследуется, как устроен объективный мир, существующий независимо от индивидуального сознания человека. Это своего рода «философская физика». Высшим понятием онтологии является понятие «бытие» - полнота всего существующего.
2) Гносеология (от греч. «гнозиз» - знание, и «логос» - учение, т.е. «гносеология» -
«учение о знании») – философская теория познания. Высшее понятие гносеологии – понятие «истина» - высшее состояние знания.
3) Аксиология (от греч. «аксис» - ось, основание, и «логос» - учение, т.е. учение об основаниях) – философская теория ценностей, потому и высшим понятием этого раздела философии является понятие «ценность» - основание и эталон сознания. Внутри аксиологии выделяется множество более частных направлений, исследующих отдельные ценности или ценностно-зависимую реальность. Это, например:
Философская этика – учение о добре и зле,
Философская эстетика – учение о красоте,
Философская антропология – учение о человеке и т.д.
4) Философская логика – раздел философии, в рамках которого исследуются наиболее универсальные законы и принципы, в том числе в той форме, как они выражаются в человеческом мышлении. Главное понятие логики – «логос» - высший закон и первопринцип.
§ 3. Основные философские проблемы
Рассмотрим примеры философских проблем по разделам философии.
1) Онтологические проблемы
Проблема бытия – существует ли нечто? что значит «существовать»? почему вообще что-то существует? что существует на самом деле, а что только кажется существующим? каковы критерии подлинного существования?
Проблема видов бытия – каковы формы и степени бытия? как определить более полное бытие? что такое материя, жизнь, сознание?
Проблема причинности – всякое ли событие обладает причиной? вытекает ли следствие из причины с необходимостью? возможны ли случайные события?
С решением в ту или иную сторону онтологических проблем связан ряд направлений онтологии. Например:
Материализм – направление онтологии, утверждающее, что существует только материя, и сознание – форма материи (такая позиция материализма выражается в формуле
«материя первична, сознание вторично»).
Идеализм утверждает, что наоборот, реально существует только сознание, а материя
– одна из форм сознания (идеализм принимает формулу «сознание первично, материя вторична»).
Проблема первичности (важности) материи или сознания называется некоторыми философами основным вопросом философии.
Детерминизм утверждает, что всякое событие в мире имеет свою причину, из которой оно вытекает с необходимостью. Следовательно, нет в мире ничего случайного.
Индетерминизм, наоборот, допускает существование случайных событий, т.е. событий, у которых нет собственной причины.
Редукционизм – направление, предполагающее, что целое можно свести к отношению его частей и элементов (если такие элементы – атомы, то возникает такая версия редукционизма, как атомизм).
Холизм – противоположное редукционизму направление, утверждающее существование уровней бытия, когда элементы более высокого уровня (целые) не могут быть полностью разложены в систему отношений элементов нижележащего уровня.
2) Гносеологические проблемы
Проблемы истины - существует ли истина?, т.е. возможно ли познание мира? каковы критерии истинного знания? как отличить истину от лжи? есть ли наилучший метод познания истины?
Здесь можно указать на следующие направления гносеологии, так или иначе разрешающие отмеченные проблемы.
Агностицизм – направление, отрицающее познаваемость мира человеческим разумом.
Скептицизм – направление, отказывающееся утвердительно или отрицательно разрешать вопрос о существовании истины. Скептицизм пытается найти аргументы, ставящие под сомнение любое определенное разрешение проблемы познаваемости мира.
Гносеологический оптимизм – направление, утверждающее возможность познания мира человеком.
Эмпиризм утверждает, что основным источником познания истины является опыт, т.е. та часть сознания человека, которая есть результат познания на основе внешних органов чувств (зрения, слуха и т.д.)
Рационализм – направление гносеологии, полагающее в качестве основного источника истинного познания интеллект, логику и мышление.
3) Проблемы аксиологии
К аксиологическим проблемам принадлежат проблемы понимания того, что есть ценность и ценностное бытие, каковы виды ценностей, существуют ли ценности объективно или субъективно (только в сознании того или иного существа), есть ли более важные и менее важные ценности, как организована система ценностей.
В этике, эстетике те же вопросы конкретизируются в отношении к ценностям добра и красоты соответственно. В антропологии исследуется проблема человека, его природы и происхождения, смысла его существования и т.д.
В аксиологии существует также большое разнообразие более частных направлений, предоставляющих те или иные варианты ответов на поставленные вопросы.
Ценностный релятивизм утверждает относительность всех ценностей, отрицая наличие среди них более или менее важных.
Наоборот, ценностный догматизм склонен утверждать некоторые ценности как абсолютные и незыблемые, стоящие над всеми остальными видами ценностей.
Есть целый ряд направлений аксиологии, предоставляющий свой вариант ответа для вопроса о смысле человеческой жизни.
Гедонизм считает, что высшая ценность человеческой жизни – чувственные удовольствия.
Эвдемонизм несколько сложнее гедонизма, полагая высшей ценностью счастье
человека. В понимание счастья входит уже не только чувственное наслаждение, но и социально-душевное благополучие личности.
Прагматизм полагает смыслом человеческой жизни пользу и выгоду.
Эгоизм высшей ценностью утверждает собственное благополучие человека, в отношении к которому все остальные люди выступают как только средства.
Альтруизм, наоборот, благом человека считает заботу о других людях, жертвенное служение им.
4) Проблемы философской логики
В качестве основных логико-философских проблем можно рассматривать проблемы того, существуют ли высшие универсальные законы бытия и сознания, возможно ли их выражение в форме некоторых символов и структур, возможно ли создание универсального языка, выражающего первопринципы бытия и сознания, сможет ли этот язык охватить частные знания как свои частные случаи?
В истории философской логики издавна существуют два основных направления.
Формальная логика – логика, основанная на ограничении универсального знания только рамками абстрактно-общего, т.е. такого общего, которое противоположно частному. В основе формальной логики лежат принципы тождества и
непротиворечивости истинного знания.
Диалектическая логика – проект философской логики, который ставит перед собой задачу создания универсального знания на принципах конкретно-общего, т.е. такого общего-единого, которое вбирает в себя частное и единичное. Предполагается, что в основе диалектической логики (диалектики) должны лежать некоторые принципы, выходящие за границы принципов формального тождества и непротиворечия.
§ 4. Философия и медицина
У каждой науки есть своя философия. Со сменой философии изменяется во многом и частное научное знание. Это относится и к медицине как одной из частных наук.
Особенно хорошо зависимость медицины от философии видна на примере различий западной и восточной медицины. Главное, чем различаются эти медицинские традиции – это их философские основания. Западная медицина принимает философию материализма,
откуда вытекает, что человек – это только физическое тело. Следовательно, все основные причины и механизмы заболеваний также имеют чисто материальную природу. Только материальным должно быть и лечение, например, в виде хирургии, фармакотерапии.
Восточная медицина принимает во многом философию идеализма, полагая, что у человека множество тел, и физическое тело представляет собой лишь самое «плотное» из этих тел.
Все остальные «тонкие» тела выходят за границы материально-физического мира и являются главными для активности человека (см. рис.3).
Рис. 3. Графическая метафора основных положений западной и восточной медицины.
Именно в этих «тонких» телах лежат основные причины и механизмы всех заболеваний, и они лишь позднее проявляют себя на уровне физического тела в форме тех или иных физических недугов. Отсюда вытекает, что лечение болезни, ставящее перед собою цель воздействовать в первую очередь на первопричины болезни, должно быть лечением над-физическим, оперирующим с тем, что сегодня получает название
«энергоинформация». Таковы, например, иглоукалывание, гомеопатия.
Так медицина оказывается глубоко зависящим от философских предпосылок знанием, и медик поневоле не может не быть философом. Но лучше для образованного специалиста быть сознательным философом в своей профессии, чем бессознательно и
слепо пользоваться какой-то (и может быть, не самой лучшей) профессиональной философией и не понимать этого.
Далее мы обратимся к рассмотрению истории философии, начиная с античной, в том числе восточной, философской традиции и затем переходя к рассмотрению философии
Средних веков, эпохи Возрождения, Нового времени, Просвещения, философии 19 века, завершая в конце наш краткий обзор рядом философских систем 20-21 века.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов


связь с админом