Главная страница
qrcode

ипз история политических и правовых учений. Политико-правовые учения Древней Греции


НазваниеПолитико-правовые учения Древней Греции
Дата21.12.2020
Размер76.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаипз история политических и правовых учений.docx
ТипРеферат
#44556
Каталог



Российский государственный социальный университет
Юридический Факультет


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «История политических и правовых учений»

Реферат на тему: «Политико-правовые учения Древней Греции»
ФИО студента
Ермакова Софья Кирилловна
Направление подготовки
Юриспруденция
Группа


Москва 2020

Содержание
Введение………………………………………………………………….….3-4
  • Основная часть……………………………………………………….…...5-21
    Политико-правовая мысль Древней Греции раннего периода….6-8
  • Политико-правовые учения периода расцвета Древней Греции………………………………………………………………….8-16
  • Политико-правовые учения периода эллинизма………….……16-21
    Заключение……………………………………………………….…...……..22
  • Список литературы……………………………………………..…………..23

    Введение

    История политических учений насчитывает много веков. Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой формы организации власти. На заре своего развития политическое научное знание складывалось из элементов философских теорий.

    Примерно с середины первого тысячелетия до нашей эры берет начало активный процесс рационализации политической мысли. Наряду с господствующими мифологическими представлениями о власти начинают формироваться такие системы взглядов, в которых все больше и больше утверждаются научные методы и приемы объяснения политического мира. Наивысшего развития в Древнем мире политическая мысль достигла в Греции. Развитие древнегреческой политико-правовой мысли охватывает длительный период (более тысячи лет — с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э.).

    Важнейшими для политической классики Древнего мира были вопросы о том, кто и как должен управлять государством, каким должно быть устройство государства. Выдающиеся умы человечества пытались «расшифровать» «закодированные» в мифах отношения между господством и подчинением, порядком и хаосом, человеком и обществом, обществом и природой. Во время Античности реальной основой для построения политических концепций является полис (город-государство), в котором не было четкого разделения функций и элементов государства и общества. Этот этап развития политики принято называть государственно-центрическим, т.к. для него характерен взгляд на политику, прежде всего, как на сферу государственных отношений.

    В Античности политическая наука – наука о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве. Её объектами являются прекрасное и справедливое, которые достижимы лишь в разумно устроенном государстве. Политическая наука призвана научить людей красиво и справедливо совместно проживать в обществе, взаимодействовать в едином государстве. Отсюда видно, что первые теоретические концепции политики имеют философско-этический характер. Их авторы практически отождествляют политическое с общественным и используют для характеристики политики этические и эстетические категории. Поэтому этот этап называется еще и философско-этическим этапом.

    Характерные черты политических учений Древней Греции: постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; становление их как относительно самостоятельной части философии; всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм; поиск и определение идеальной формы правления.

    Цель работы: дать характеристику политико-правовой мысли Древней Греции.

    Задачи:

    1. Рассмотреть развитие политико-правовой мысли в различные периоды развития Древней Греции.

    2. Изучить правовые учения всех периодов развития политическо-правовой мысли.

    3. Проанализировать изученный материал и сделать выводы.

    Основная часть

    Общая характеристика политико-правовой мысли Древней Греции

    В развитие политико-правовой мысли Запада решающий вклад внесла Греция. Бурная политическая жизнь содействовала расцвету теоретической мысли и побуждала к поискам совершенной государственной системы. В Греции зародилась философия, как особая форма мировоззрения, в состав которой входили теология, натурфилософия, право, этика и др. В рамках общефилософских учений начинают разрабатываться политико-правовые концепции. В политико-правовых учениях Греции коренятся истоки европейского понимания права, политики и государства. Вершина развития политической мысли Греции - творчество Платона и Аристотеля.

    В истории политико-правовой мысли Древней Греции обычно выделяют три периода, но обозначают их по-разному. В свое время Б.Н. Чичерин выделял: космологический (физиологический), софистический и метафизический периоды. В первом, разъяснял он, господствует универсализм в первобытном единстве, во втором – реализм, в третьем – рационализм.

    Сегодня в специальной юридической литературе утвердилась, с теми или иными коррективами, следующая периодизация:

    - ранний (IX-VI вв. до н.э.), связанный с возникновением государственности, нашедший отражение в творчестве Гомера, Гесиода, «семи мудрецов», а также пифагорийцев и Гераклита;

    - второй (V - первая половина IV вв. до н.э.) - период расцвета древнегреческой философии и политико-правовой мысли, представленной учениями Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля;

    - третий (вторая половина IV-II вв. до н.э.) - период эллинизма, представленный учениями Эпикура, стоиков, Полибия.

    Политико-правовая мысль Древней Греции раннего периода

    С появлением полиса традиционные верования накладываются на возникающие новые отношения. Преобладает убеждение в том, что справедливость, законность и вся жизнь людей в полисе связаны с властью богов-олимпийцев во главе с Зевсом. Вместе с тем древние мифические и сакральные представления начинают подвергаться этической и политико-правовой переработке - рационализируются. Это проявляется в произведениях легендарного Гомера и первого, достоверно установленного поэта Древней Греции - Гесиода.

    Жизнь и творчество легендарного Гомера относятся к VIII в. до н.э., а описываемые в поэмах «Иллиаде» и «Одиссее» события - к XIII в. до н.э. Главный бог - Зевс представлен в них как верховный заступник всеобщей справедливости («дике»), сурово наказывающий тех, кто творит насилие и неправый суд.

    Справедливость выступает у Гомера в качестве основы и принципа, сложившегося обычая, обычного права. А сам обычай и обычное право есть известная конкретизация вечной справедливости, ее присутствия, проявления и соблюдения в отношениях между людьми, да и во взаимоотношениях самих богов.

    Такое понимание справедливости требовало наказания за нарушение общей нормы. Одним из его практических выражений был институт кровной мести. Обычай требовал от одного из главных героев «Иллиады» Ахилла мстить за своего убитого друга.

    В поэмах

    Идеи необходимости и возможности улучшения государственного устройства, совершенствования законов нашли свое продолжение в деятельности

    После богатства и успеха, по мнению Пифагора, более всего следует уважать родителей и законы. Он говорил, что правители должны быть не только знающими, но и гуманными. И управляемые должны быть не только послушными, но и начальстволюбивыми. Ему принадлежат афоризмы: «Одинаково опасно и безумному вручать меч, и бесчестному - власть».

    Идеальным является то государство, утверждали пифагорейцы, в котором приняты справедливые законы. А справедливость состоит в воздаянии равным за равное.


    Демократия, по Гераклиту, - это правление «неразумных» и «худших». Он отстаивал аристократию, т.е. «правление лучших». Считал, что люди не равноценны друг другу и не равны между собой. Выступая за писаный закон, он говорил : «Народ должен сражаться за закон, как за свои стены».

    Диалектические взгляды Гераклита высоко ценили многие знаменитые ученые: Гегель, Маркс, Энгельс, Лассаль и др.

    Политико-правовые учения периода расцвета Древней Греции


    Единомыслие и нравственность, социальная солидарность свободных членов полиса, по Демокриту, являются важнейшей и необходимой чертой благоустроенного государства.

    Искусство управлять государством Демокрит характеризует как «наивысшее из искусств».

    Воззрения Демокрита явились вершиной материалистической мысли античности и оказали большое влияние на ученых последующих времен - Эпикура, Лукреция, Галилея, Лейбница и др.


    Однако скептицизм и многие другие взгляды софистов носили прогрессивный характер, были направлены против традиционных верований и сакральных политико-правовых воззрений. Главным в софистике было противопоставление природы и установлений (право, обычаи, законы). Если установления, утверждали они, подвержены изменениям, поскольку, порожденные людьми, отражают интересы различных общественных групп, то природа следует неизменным законам. Этот постулат лег в основу естественного права.

    К числу наиболее известных софистов относятся:

    Главным в учении Сократа является воспитание у граждан высокой нравственности через постижение знания.

    Сократ подвергал критике софистов, отвергая их релятивизм и придерживаясь строгого рационализма. В то же время известно его высказывание: «Я знаю, что ничего не знаю».

    Политические взгляды Сократа основывались на убеждении, что власть в полисе должна принадлежать «лучшим», т.е. нравственным, справедливым, знающим людям, опытным в искусстве государственного управления. Главный недостаток демократии Сократ видел в некомпетентности ее должностных лиц, избиравшихся путем жребия, т.е. случайным образом. Выше всего он ставил мудрость народного собрания.

    Как и софисты, Сократ различал естественное право и позитивный закон, но в отличие от них считал, что и естественное право, и позитивный закон восходят к разуму. «Что законно, то и справедливо» - утверждал он. Выступая как принципиальный сторонник законности, он проповедовал необходимость соблюдения полисных законов и связывал с этим единомыслие граждан, без чего «ни дом не может хорошо стоять, ни государство счастливо управляться».

    Ученики Сократа развивали его взгляды в нескольких идейных течениях (киники, киренская и мегарская школы, Академия Платона). Образ Сократа, нарисованный Платоном, дошел до наших дней как величайший пример кристально честного, независимого мыслителя, ставящего поиск истины выше всех других побуждений.


    Платон разработал учение об идеях, смысл которого состоит в том, что «истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», а данные ощущениям человека вещи и явления - не истинны, т.к. пребывают в постоянных изменениях, в подвижности. Это учение Платон распространил и на общество, государство и право.

    Идеальное государство трактуется им (в диалоге «Государство») как справедливое. По самой идее справедливости, писал Платон, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но напротив, схож с ним. Трем началам - разумному, яростному и вожделеющему - божественно заложенным в человеческой душе, соответствуют три схожих начала, свойственных государству: совещательное, защитное и деловое. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

    Идеальное государство у Платона организовано на следующих принципах:

    а) сохранение рабства;

    б) деление всего свободного населения на три сословия - философов, воинов и работников (ремесленников, землевладельцев, торговцев и др.) в соответствии с тремя вышеупомянутыми началами;

    в) сосредоточение всей полноты власти в руках философов, которые в качестве создателей законов сами не должны быть ими связаны;

    г) общность имущества и жен для сословия философов и воинов;

    д) государственное воспитание граждан.

    Идеальное общественное устройство у Платона - это справедливое управление знающих высоконравственными и знающими людьми. Такое общество стоит выше государства и не нуждается в законодательстве.

    Идеальному государственному устройству, которое существовало в далеком прошлом и погибло в результате мировых катаклизмов, Платон противопоставлял шесть других типов государственного устройства. Два из них (монархию и аристократию) он считал правильными, а четыре (тимократию, олигархию, демократию и тиранию) - искаженными.

    Правление лучших и благородных - аристократия - наиболее близко к идеальному государству. При этом, если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление может быть монархическим (царская власть).

    Тимократия - господство сильнейших и храбрейших. Такое государство будет вечно воевать, хотя война, по Платону, - главный источник частных и общественных бед, когда она ведется. В качестве примера такого государства Платон называл Спарту.

    Олигархия - это государство, где осуществляется власть немногих имущих, а бедняки не участвуют в управлении. Недовольство последних алчными и никчемными богачами приводит к перевороту и установлению демократии.

    Демократию он расценивал, как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных.

    Тирания - наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей. Тирания - господство наихудшего, окруженного толпой негодяев.

    То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии - к военным успехам, в олигархии - к богатству, в демократии - к свободе), губит данный строй, т.е. каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, злоупотреблений. Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность - тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство.

    Платон отмечает, что если все остальные виды государства основаны на законности, то демократия среди них оказывается наихудшим видом, если же все прочие беззаконны, то демократический вид оказывается наилучшим.

    Последним крупным произведением Платона являются «Законы». В «Законах» он различал два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой - где и правителям предписаны законы. Платон подчеркивал, что законы устанавливаются ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть. Он одобрял суровые законы, которые подробно и жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей.

    На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечал он, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом. К общему отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства. В государстве, описанном в «Законах», уже нет коллективной собственности воинов и общности жен. Населению внушаются представления о божественном и неизменном характере установленных порядков и законов, суровой каре для правонарушителей в загробном мире.

    Платон оказал огромное влияние на все возникшие после его смерти философские школы. Многие его идеи используются также современными политологами и правоведами.


    Аристотель изложил свои политико-правовые взгляды в трактатах «Никомахова этика», «Политика», «Афинская полития». В отличие от Платона, он более реалистично учитывал исторически сложившиеся формы общественно-политической жизни Греции. Важнейшей из наук, «которая главным образом управляет», он считал науку о государстве (политику), видя в ней науку о высшем благе человека и государства.

    Государство, по Аристотелю, возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей, достижения блага людей. Государство - высшая форма общения по сравнению с семьей и с селением.

    В своем правопонимании Аристотель разделял положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Он отмечал, что «понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения». Аристотель различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости, по его учению, является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа геометрического равенства и означает деление общих благ по достоинству.

    Право характеризуется Аристотелем как равенство, которое у него не абсолютно, а относительно, поскольку люди не равны по своему достоинству. В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». «Оно, - указывал мыслитель, - частью естественное, частью условное. Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается». Отступление от закона, от права означает отход к деспотическому насилию.

    Существенным моментом качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. «Всякий закон в основе предполагает своего рода право. Следовательно, это право должно найти свое выражение и воплощение в законе. Политическое правление, по Аристотелю, - это правление закона, а не людей : правители, даже лучшие, подвержены «чувствам и аффектам», закон же - «уравновешенный разум».

    Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое, единство составляющих его элементов. С позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал оба проекта платоновского государства. Радикальное искусственное переустройство полиса (например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей), по его мнению, приводит к уничтожению государства ибо насилует его природу.

    Форму государства Аристотель связывает с его верховной властью. Она определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различались правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных - только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими неправильными - тирания, олигархия и демократия. Каждая форма может иметь, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.

    Наилучшей формой государства Аристотель считает политию.

    Из неправильных форм государства тирания - наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризовал умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Отсюда - высокая оценка им реформ Солона.

    Аристотель оказал очень большое влияние на всю последующую философию и политико-правовую мысль, особенно на католицизм средневековья, который пытался приспособить его учение к своим нуждам.

    Политико-правовые учения периода эллинизма


    Главной целью государственной власти и основанием политической деятельности считал обеспечение взаимной безопасности людей. Поэтому само государство и закон он трактовал как результат договора людей между собой об общей пользе - взаимной безопасности: «Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном - с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда».

    Эпикур подчеркивал относительный и условный характер справедливости, воплощенной в законах различных государств.

    Учение Эпикура оказало заметное влияние на римских ученых (Лукреций), затем на протяжении нескольких столетий подвергалось клеветнической критике и лишь с XVII в. его взгляды начали подвергаться научному исследованию.


    Положение в обществе, отношения между людьми коренятся в их природе. Естественное право понималось стоиками как универсальный, общемировой закон, а государство - как мировое сообщество. Зенон считал, что необходимо всех людей считать гражданами одного государства.

    Критикуя эпикурейцев, стоики не отрицали общественной деятельности, благо государства ставили выше блага отдельной личности. Утверждалась необходимость неуклонного соблюдения государственных законов и установлений, соответствующих общему божественному закону. Действительно свободными стоики считали только мудрецов и царей, отсюда вытекало их одобрение царской власти. В то же время Зенон выдвинул идею смешанного правления: «Лучший государственный строй - это сочетание демократии, царской власти и аристократии».

    Идеи стоицизма отражали наступление кризиса в греческом обществе, они нашли свое продолжение и развитие в Древнем императорском Риме.


    Всего, согласно Полибию, имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках их полного цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

    Первоначальный царь-самодержец незаметно и естественно превращается, по его мнению, в царя в той мере, в какой «царство рассудка сменяет собою господство отваги и силы». С течением времени царская власть стала наследственной, а цари, изменив прежний образ жизни, с ее простотой и заботой о подданных, начинали сверх меры предаваться излишествам. Этим вызвается зависть, ненависть, недовольство и ярость подданных, по мнению которых, царство превращается в тиранию. Это состояние (и форму) государства Полибий характеризовал как начало упадка монархической власти.

    Тирания - время козней властелинов, которые исходят от людей благородных и отважных. При поддержке народа такие благородные люди свергают тирана и учреждают аристократию. Этот период Полибий рассматривает, как период расцвета государства, когда оно преодолевает многочисленные опасности. Правящими людьми при этом бывают «справедливейшие, рассудительнейшие по выбору».

    Вначале аристократические правители руководствуются во всех своих делах заботой об «общем благе». Когда власть становится наследственной и оказывается в руках людей, «совершенно не знакомых с требованием общественного равенства и свободы», тогда аристократия превращается в олигархию, где царит злоупотребление властью, корыстолюбие, беззаконие, стяжательство, пьянство и чревоугодие.

    За олигархией, вследствие выступлений народа, следует демократия. Демократией Полибий считает такой строй, при котором решающая сила принадлежит постановлениям большинства, господствует повиновение законам. Но постепенно отходя от этих ценностей, толпа выбирает себе в вожди отважного честолюбца, а сама отстраняется от государственных дел. Демократия вырождается в охлократию.

    Этот процесс он характеризует следующим образом: «Тогда разгневанный народ, во всем внимая голосу страсти, отказывает властям в повиновении, не признает их даже равноправными с собою, и все дела желает решать сам. После этого государство украсит себя благороднейшим именем свободного народного управления, а на деле станет наихудшим из государств, охлократией». Охлократию Полибий рисует, как строй насилия, беззакония и отмечает, что с точки зрения кругооборота государственных форм охлократия является не только худшей, но и последней ступенью в смене форм. При охлократии «водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца. Круг смены государственных форм, таким образом, замыкается: конечный пункт естественного развития форм государства совпадает с исходным.

    Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме, а поэтому считает, что «несомненно, совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, т.е. царской власти, аристократии и демократии, и которая может предотвратить переход к извращенным формам правления. Он считал, что наилучшим устройством было римское государство, сочетавшее полномочия «трех властей» - власти консулов, сената и народа, выражавших соответственно царское, аристократическое и демократическое начала.

    Полибий подчеркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни. В своих книгах он отводил важную роль в государственной жизни великим личностям, природным условиям и судьбе.

    Взгляды Полибия были восприняты и развиты через 1,5 тысячелетия многими мыслителями - Макиавелли, Монтескье и др.

    Поэтому в истории древнегреческой политико-правовой мысли принято выделять три периода: ранний (IX-VI вв. до н.э.), связанный с возникновением государственности, нашедший отражение в творчестве Гомера, Гесиода, «семи мудрецов», а также пифагорийцев и Гераклита; второй (V - первая половина IV вв. до н.э.) - период расцвета древнегреческой философии и политико-правовой мысли, представленной учениями Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля; - третий (вторая половина IV-II вв. до н.э.) - период эллинизма, представленный учениями Эпикура, стоиков, Полибия.

    Заключение

    Итак, подведем итоги. В античности в рамках всеохватывающего философского знания развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и происхождение государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, умеющие управлять. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной форме правления.

    Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427—347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Они рассматривали различные формы правления, анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления стремились найти лучшую из них.

    Глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особо важный вклад в развитие политической мысли. Аристотелю принадлежит идея естественного происхождений государства, обоснование особой эффективности смешанной формы правления — политии («средняя» форма государства).

    Аристотель выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы.

    Аристотелевская идея среднего слоя получила второе дыхание в XX веке. Создание условий для обеспечения достойной жизни широких слоев населения и тем самым утверждение среднего слоя как преобладающего элемента в структуре общества — эта задача была взята в качестве важной составляющей реальной политики тех государств, в которых сложилась и функционирует современная демократия.

    Список литературы

    Политология. Практикум: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Денисюк Н. П. [и др.]; под общ. ред. Решетникова С. В. - Минск : ТетраСистемс, 2008.- 256 с.

    Политология. Учебник / под ред. д.п.н., проф. Буренко В.И., д.ф.н. Журавлева В.В.- М.: Изд-во МГУ, 2004.- 274с.

    Политология: Учебное пособие. Сост.: Бирюков С.В., Ивлев С.В., Батурина Т.В., Мельниченко Е.В. - Томский межвузовский центр дистанционного образования - Томск. 2004. - 228 с.

    История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.

    Антология мировой политической мысли. - М.,1997. Т.1-5.

    Научная статья «Политические и правовые учения Древней Греции» Асанова А.Ш., 2015


  • перейти в каталог файлов


    связь с админом