Главная страница
qrcode

Первая сессия


НазваниеПервая сессия
Дата28.09.2020
Размер10.2 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаЧто такое психотерапия 74.ppt
ТипДокументы
#43205
Каталог
Первая сессияСгибов Владимир Николаевич – академик РАЕН и РАМТН, д.м.н., профессор, врач-психотерапевт высшей категории, член Профессиональной психотерапевтической лиги РФ, член Европейской ассоциации психотерапии Сессия 1. Зачем нам нужна психотерапия? Что такое психотерапия? Что такое КПТ? Домашнее задание: Пособие № 3 «Работа с панической атакой». Психотерапия - это не то, что вы думаете. Это не лечение болезни. Это не руководство со стороны мудрого советника. Это не совместные переживания добрых друзей. Это не приобретение эзотерических знаний. Это не демонстрация человеку его ошибок. Это не новая религия. Психотерапия - это не то, что вы думаете. Она о том, как вы думаете. Она привлекает внимание к незаметному притворству в том, как вы думаете. Она отличает то, о чем вы думаете от того, как вы это думаете. Ее не столько интересует поиск причин, объясняющих то, что вы делаете, сколько значение, которое для вас имеет то, что вы делаетеПсихотерапия - о том, к чему вы стремитесь в своей жизни и как, сами того не желая, вы усложняете ее ради достижения этих целей. Психотерапия - это не то, что вы думаете; это то, как вы живете сами с собой в данный момент." Джеймс Бюдженталь Психотерапия – это система комплексного лечебного воздействия психики психотерапевта с помощью психологических средств на психику пациента, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к себе, к психотравмирующей ситуации, к своему состоянию и окружающей среде.Основные направления психотерапии – это группы психотерапевтических методов, объединенных общей психотерапевтической концепцией. Три направления психотерапии Различают три основных направления психотерапии:Психодинамическое. Феноменологическое (экзистенциально-гуманистическое). Поведенческое (когнитивно-поведенческое). В основе каждого из направлений лежат определенные теории личности, и имеется логически связанная собственная система психотерапевтических воздействий.Основные направления психотерапии .Психотерапия опирается на одно простое, но фундаментальное положение - посредством применения психологических техник поведение человека может быть изменено.А. Бандура (1961) Декларация принята в 1990 г. Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге Психотерапия требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности. Она ориентирована прежде всего на использование разнообразных психотерапевтических методов. Страдание – это всего лишь повод обратиться к психотерапевту!Жалобы – материал для работы, чтобы обнаружить имеющуюся под ними проблему!!! И только готовность пациента узнавать себя и что-то о себе, искать причины и меняться (разбираться, познавать, выяснять, понимать, пробовать по-другому, менять) является основанием для проведения психотерапии! Общая цель психотерапии: помочь пациенту изменить свое мышление и поведение, чтобы стать более успешным и продуктивным. Основные задачи психотерапии:понять свои проблемы;эмоциональный дискомфорт;свободное выражение своих чувств;информацией о том, как решать проблемы;новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации. При этом психотерапевт:обеспечивает психологическую поддержку. дезадаптивное поведение и помогает в формировании новых, адаптивных схем и стереотипов поведения.содействует осознанию и самораскрытию, в результате чего пациент начинает лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности. Правда же заключается в том, что на планете живет несколько миллиардов людей, каждый из которых носит в себе огромное количество боли, обиды, ненависти, непонимания, чувство неприкаянности и одиночества. Эти эмоции не мешают ходить на работу и вносить вклад в мировую экономику, они проявляются незаметно, исподволь, за закрытыми дверями.Люди испытывают беспричинные страх и тревогу. Раздражаются на пустом месте. Живут с постоянным, непонятно откуда взявшимся чувством вины. «лайков», как они рассчитывали.У этих людей нет депрессии, однако психотерапия необходима им всем. А вернее нам всем! Для улучшения качества нашей жизни!принять (или отвергнуть) это утверждение, необходимо понимать, как устроена человеческая психика: как она функционирует и как формируется. Детская психика — тончайший самонастраивающийся инструмент, использующий в качестве камертона внешний мир. В результате этих вычислений какая-то часть информации усваивается и принимается в качестве основы поведения, какая-то отбрасывается, а какая-то, отягощенная нюансами, которые детская психика пока еще не способна обрабатывать, вытесняется в ту загадочную область, которую называют бессознательным.Зи́гмунд Фрейд - австрийский психоаналитик.бессознательного — части психики человека, по объёму, содержанию и принципам функционирования отличающейся от сознания.Оно», «Я» и «Сверх-Я»). Фрейд был первым, кто отнесся к этой идее со всей серьезностью ученого и уложил ее в рамки эмпирического метода.будь то беспричинная агрессия, боязнь пауков или неуверенность в себе. работу психотерапевта — с работой археолога, которая заключается в том, чтобы раскопать тот или иной слой, представить его на всеобщее обозрение и объяснить его место в общей структуре. Психотерапевт. не занимается ни «промывкой мозгов», ни раздачей четких и готовых к употреблению рекомендаций. «от жалкого невротического существования к обычному человечеcкому счастью».Первая сессияИногда проходят десятки лет прежде, чем человек, страдающий паническими атаками, получает адекватную психотерапевтическую помощь. панические приступы с какой-то тяжелой соматической болезнью, и начинается круговорот обращений к врачам различных специальностей и множество дорогостоящих обследований, результаты которых обычно не дают никаких оснований подозревать тяжелый соматический недуг .к психологу или психотерапевту. Но и тут человеку не всегда оказывается адекватная помощь. И проблема здесь не только в квалификации каждого отдельного специалиста, но в том, что не любой психотерапевтический подход эффективен для лечения тревожных расстройств невротического уровня. И сегодня нет ничего более эффективного для лечения панических атак, депрессии, и других тревожных расстройств невротического уровня, чем когнитивно-поведенческая терапия. Когнитивно-поведенческая терапия – это, сочетание двух подходов когнитивного (от латинского cognitio – познание, изучение, осознание) то, о чём мы думаем и поведенческого (от английского behavior — поведение), что мы делаем. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) считает, что проблемы человека являются проявлением неадаптивного поведения. научить правильному, адаптивному поведению, и закрепить этот навык,  то это поможет разрешить его проблему. Когнитивный психотерапевт, совместно с пациентом, выявляет неэффективные модели поведения и предлагает человеку варианты новых способов действия в той или иной ситуации. домашние задания, когда ему предлагается повторять и применять в реальной жизни новые модели поведения. Результаты когнитивно-поведенческой терапии не только превосходит эффективность других подходов, но и медикаментозного лечения. Медикаментозное лечение во многих случаях крайне действенно только для снятия симптомов. когнитивно-поведенческой терапии, помимо быстрого устранения самих панических атак, обладает двумя другими крайне привлекательными преимуществами: 1. Когнитивно-поведенческий психотерапевт, не только помогает справиться с паническими атаками, но и прорабатывает более глубокие проблемы, которые способствуют развитию паники. В отличие от медикаментозного лечения эта терапия ориентирована не только на устранение проявлений болезни, но и на ее первопричины. 2. После прохождения курса когнитивно-поведенческой терапии человек может самостоятельно справляться с паническими атаками, тревогой, сниженным настроением. Навыки, полученные в ходе  когнитивно-поведенческой терапии, позволяют человеку более реалистично воспринимать происходящие с ним события и адекватно на них реагировать.информационный (разъяснительный) характер. Многие люди, страдающие от панического расстройства, испытывают беспокойство по поводу собственной вменяемости или думают, что у них болезни сердце и сосудов или проблемы с дыханием или с желудочно-кишечным трактом или с мочевыделительной системой. Когнитивная реструктуризация помогает таким людям заменить свои домыслы на реальные знания. Они успокаиваются и формируют более реалистичное отношение к ситуации. Экспозиционная терапия - это повторное и длительное столкновение с провоцирующими приступ ситуациями и специфическими физическими ощущениями. Этот вид терапии помогает ослабить тревожные реакции и усилить реалистическое отношение к ним. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) в настоящий момент является одной из самых распространенных и эффективных методик психотерапии в мире. изменять свое эмоциональное  состояние и проблемное поведение, что в итоге улучшает качество жизни данного человека.   Комбинация когнитивных и поведенческих методов терапии является лучшим средством для лечения панического расстройства. И только в некоторых случаях применимы лекарства.когнитивно-поведенческой терапии, которая считается «золотым стандартом» для лечения панического расстройства.Когнитивно-поведенческая терапия направлена непосредственно на работу с паническими атаками и другими формами тревоги. Она состоит из нескольких ступеней, на которых пациенты учатся изменять своё мышление относительно приступов паники (что позволяет размыкать «замкнутый круг паники»; учатся техникам снижения уровня тревоги; преодолевают избегание агорафобических ситуаций. 90% пациентов избавляются от панических атак.квалифицированную помощь при панических атаках получают не более 5% пациентов. Это обусловлено низким уровнем развития психиатрии, которая почти не занимается тревожными расстройствами. В городской поликлинике или в ПНД человеку, который жалуется на симптомы панической атаки, врач-невролог (или психиатр) ставит диагноз «вегетососудистая дистония» и назначает антидепрессанты и/или транквилизаторы.притупление чувства страха, но никак не воздействуют на причины его возникновения. Более того, транквилизаторы в ряде случаев вызывают лекарственную зависимость — малоприятное дополнение к уже имеющимся проблемам. И таким образом, паническое расстройство, которое может быть вылечено за несколько сеансов психотерапии, становится для большинства пациентов хроническим заболеванием.«Да, я принимал (а) ваши антидепрессанты, но они мне не помогли». «Я болен вегетососудистой дистонией. И лечение мне не помогает». Но результата лечения нет, и в связи с этим растет недоверие к врачам и их рекомендациям. В принципе, в идеальном мире, медицинская индустрия должна быть устроена по принципу «ты главное дойди до приема, дальше уж мы разберемся». «малой психиатрией», то есть во всем пространстве пограничных, или, если угодно, «невротических» расстройств. То есть условно, нервно-психических нарушений, при которых жить можно, но плохо. Это не уникальная ситуация, такое всегда происходит в «приграничных» медицинских областях, где речь не идет о «жизни и смерти», но о «качестве жизни»паническим расстройством бесконечно ходят по разным врачам, нигде не получают эффективной помощи, либо получают ее не удовлетворительную, разочаровываются в традиционных способах, прибегают к нетрадиционным, разочаровываются и в них тоже, и так далее.интернет-форумы, посвященные паническим атакам, самые живые и активные из всей тематической группы, то есть «паникеры» готовы свою проблему решать, просто не знают как, и часто уже не верят, что им кто-то сможет помочь.одни из самых недоверчивых и критичных в начале, зато и самые благодарные по окончанию лечения. Паническое расстройство - это тревожное расстройство невротического уровня и находится оно в сфере медицинских компетенций.медикаментозный и психотерапевтический. Паническая атака – это дисбаланс регуляции в лимбической системе мозга, отвечающей за первичное эмоциональное реагирование. По ряду причин нормальные тормозящие системы оказываются не эффективны, из-за чего миндалины мозга периодически сдают «фальшстарт» на животную реакцию «беги или сражайся». То есть какие-то невинные ситуации мозг ошибочно распознает как опасные и включает ложную тревогу «спасайся, кто может!». Отсюда выброс адреналина, учащенное сердцебиение, чувство затруднения дыхания и прочий «панический набор».фармакологическом лечении, в случае корректного подбора препаратов, около 60%. Это намного лучше, чем плацебо, но хуже, чем хотелось бы.панических атак представляется малоэффективной. долго, и не особо результативно. Фармакология в данной ситуации - вспомогательное направление, бывает, что препараты нужно назначать, а бывает, что и нет необходимости, в любом случае это вторично относительно психотерапевтической работы.эффективной психотерапии при панических атаках рассматривается исключительно когнитивно-поведенческая терапия плюс ряд техник на релаксацию и дыхательные упражнения. когнитивно-поведенческой, в современных англоязычных источниках вообще не рассматриваются и не обсуждаются. наивысшую эффективность при паническом расстройстве имеет курс психотерапевтического лечения, в который при необходимости может включаться медикаментозное лечение и обучение различным релаксационным практикам. форма активного научения, все очень сильно зависит как от обучаемости пациента, так и от компетенций врача.для стандартных панических атак корректный курс лечения, за редким исключением, приводит либо к полному исчезновению, либо к значительному и явно выраженному уменьшению болезненной симптоматики.паническое расстройство - это состояние, конечно, крайне неприятное, но зато эффективно и надежно лечится! Определение «точки А» (в какой ситуации нахожусь) и «точки Б» (чего хочу), насколько это возможно, какова правильная цель.Знание – что, как и почему. То есть осведомленность, дающая возможность посмотреть на ситуацию (проблему) новым взглядом (это и означает когнитивность). Разбор событий, выявление и работа с верованиями и убеждениями, усиливающими и подкрепляющими паническое расстройство. Основные шаги в когнитивно-поведенческой терапии: 4. Выявление индивидуального «защитного» (избегающего) поведения и применение нового поведения  с целью эксперимента и получения опыта (плюс экспозиция). 5. Работа на будущее для предотвращения рецидивов. Эта самая важная цель в психотерапии – научить человека быть психотерапевтом для самого себя, адекватно оценивать ситуации и реагировать на них не как раньше (по-старому), а более верным и эффективным способом. И все это становится гораздо более достижимым благодаря применению осознанности. Эффективное устранение панических атак состоит из нескольких последовательных компонентов: Выявление и опровержение ошибочных мыслей, которые запускают панику (например: «У меня что-то слишком часто бьётся сердце — оно может не выдержать такой нагрузки!»)  Выработка адаптивного ответа на эти мысли — то есть формирование определенных позитивных самовнушений, которыми можно будет перекрыть свои опасения при появлении тревоги. Переоценка телесных симптомов: частого сердцебиения, перепадов давления, головокружения и т.д. — которые сами по себе не представляют опасности, но катастрофическим образом интерпретируются во время приступа.Освоение дыхательных и релаксационных методик, направленных на погашение страха.Тренировочное провоцирование панической атаки на психотерапевтическом сеансе для отработки навыков нейтрализации тревоги в безопасной среде. Основная задача лечения — помочь Вам понять механизм развития паники и научить Вас правильным образом трансформировать эмоцию страха. Когнитивно-поведенческая психотерапия является единственным направлением психотерапии, для которого научно доказана его эффективность. Альбертом Эллисом (он называл его рационально-эмотивной поведенческой терапией РЭПТ) и Аароном Беком.когнитивно-поведенческой терапии (также ее называют когнитивно-бихевиоральной) лежит утверждение о том, что причиной психологических расстройств человека являются его ложные, иррациональные установки, или неадаптивные формы поведения.его отношение к этой ситуации. мысли являются предпосылкой возникновения эмоциональных переживаний и, следовательно, последующих реакций. Ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании человека, а, следовательно, их осознание и коррекция доступны ему. А схемы поведения, которые продолжают использоваться, несмотря на их неэффективность, должны быть заменены более продуктивными, приводящими к желаемому результату.увольнение с работы у одного человека вызовет ощущение, что он  никуда не годится и нет надежды найти лучшую, более интересную работу, и он впадет в депрессию. Другой же, наоборот, подумает, что с таким начальником-тупицей и работать не стоит, а он достоин лучшего – в этом случае ни о какой подавленности не может быть и речи. Когнитивные психотерапевты для повышения качества и комфортности жизни, а также для расширения способностей человека справляться с различными ситуациями, обучают своих пациентов видеть ситуацию с разных сторон, отслеживать негативные мысли, изучать и осваивать новые способы мышления. Когнитивно-поведенческая терапия использует оба подхода (и когнитивный, и поведенческий) и считает, что для того, чтобы эффективно справляться с трудностями, необходимы изменения как в поведении, так и в мышлении.не воспринимает внешнее событие непосредственно, объективно, «напрямую», потому что на пути восприятия стоит фильтр, которым является наша психика. Она окрашивает каждое новое событие, дает ему субъективную оценку. между событием и нашей реакцией стоит мозг, каждое новое событие вызывает у человека определенные мысли. Наши мысли всегда окрашиваются нашими чувствами и эмоциями, это и формирует определенный ответ на внешнее событие — наше поведение.окружающие хотят причинить ему вред, а  внешний мир несет в себе угрозу, воспринимает события своей жизни как угрожающие и тревожные: в предложении он видит критику, в несогласии –  неприязнь, в похвале – лесть, в дружеском отношении – жалость.«от окружающих жди неприятностей» заставляет человека испытывать соответствующие эмоции: страх, настороженность, обиду. лишает человека возможности жить легко и счастливо.  Когнитивно-поведенческое направление отрицают наличие бессознательного, но утверждает, что здоровая личность характеризуется адаптивным (РАЗНООБРАЗНЫМ!) поведением (и происходит непрерывное научение), а нарушения — это результат неадаптивного (ОДНООБРАЗНОГО! ФИКСИРОВАННОГО!) поведения, сформировавшееся в результате неправильного научения.следствие ошибок в воспитании и образовании, закрепленных в детстве неадаптивных схем поведения.Когнитивно-поведенческая терапия позволяет осознать, проанализировать и при необходимости скорректировать восприятие событий и отношение к ним, а также разработать новые, рациональные способы реагирования. Общие положения когнитивно-поведенческой терапии: Психотерапевт создает условия для создания рабочего альянса и приобщает к философии когнитивно-поведенческой терапии: Важно возбудить интерес пациента к себе! Информировать о том, как психотерапевт понимает человека… Предложить пациенту заинтересоваться собой и вместе с ним поискать источник проблем, влияющие факторы (внутренние и внешние) и ресурсы для решения проблем. Создать условия и организовать опыт-ориентированное научение. Принципы психотерапевтического процесса в КПТ:Открытость Со-активность Со-ответственность Позиция психотерапевта: легальная мягкая директивность Определение проблемы в понятиях когнитивно-поведенческой терапии Домашние задания и обратная связь Акцент на настоящее и ориентация на будущее Способность к саморазвитию Важная позиция когнитивно-поведенческого психотерапевта – легальная мягкая директивность! Мы со-исследователи, которые вместе осуществляют движение к поиску решения проблемы (принципы со-активности и со-ответственности)! Суть работы КПТ психотерапевта – не говорить о способах решения пациенту, а создавать условия, при которых пациент сам начнет интересоваться собой (самоисследование) и пробовать думать, реагировать, действовать по-другому.Задача психотерапевта – побудить пациента к совместному изучению причин и факторов невозможности (или неспособности) организации собственной жизни – почему у него так? Прежде всего, в ходе когнитивно-поведенческой терапии у человека изменяется мнение о самом себе: из жертвы обстоятельств, беспомощного существа он становится хозяином своей судьбы, начинает жить на более высоком уровне самореализации, становится более успешным и благополучным.под руководством психотерапевта обучается самостоятельно выявлять возникающие у него дисфункциональные установки, изменять их на более рациональные, устанавливать оптимальный для себя образ жизни, учиться справляться с негативными привычками, справляться с возникающей тревогой или депрессией, улучшать отношения с окружающими и эффективно пользоваться их поддержкой, закрепляет оптимальные схемы поведения.приобретая собственный опыт преодоления симптомов, человек учится в дальнейшем самостоятельно определять их приближение и принимать необходимые меры по их преодолению, что является выгодным преимуществом в долгосрочной перспективе. Задача когнитивно-поведенческого психотерапевта — сделать пациента активным участником процесса, установить с ним партнерские отношения, в которых каждый из участников выполняет свою часть обязательств и несет ответственность за результат. когнитивно-поведенческая терапия при тревожных расстройствах невротического уровня. коучинге, управлении персоналом, педагогике, эффективно для повышения собственной эффективности и самореализации 4 признака хорошей, эффективной сессии: Пациент задумался (?!) Пациент становится активен (высказывает свою позицию, спрашивает себя или вас, интересуется чем-то, ищет информацию. Улучшение психоэмоционального состояния (заинтересованность, воодушевление, надежда, облегчение). Готовность к новой встрече. Что является результатом психотерапии?Решение актуальной проблемы и овладение навыками организации своей жизни, анализа и решения проблем в будущем:Самонаблюдение Самооценивание (критическая саморефлексия) Самоподкрепление и самоинструктирование Владение техниками самопомощиПроцесс психотерапии прежде всего посвящен моделированию поведения, изменению старых схем на новые, более адаптивные — то есть является одновременно и психотерапевтическим, и обучающим. Залог успеха когнитивной терапии — это выполнение домашних заданий. В лечении активно участвует сам пациент, широко применяется практическая отработка альтернативного поведения во время занятия и в реальной ситуации, использование домашних заданий, ведение дневников — то есть процесс психотерапии строго структурирован. Общие положения когнитивно-поведенческой терапии: Наиболее типичные примеры домашних заданий: ежедневное отслеживание и запись дисфункциональных мыслей с разработкой рационального ответа, написание автобиографического отрывка или сочинения, практическая отработка навыков саморелаксации, чтение пособий для пациентов на конкретную тему.Когнитивная терапия панических атак Домашние задания помогают человеку  научиться быть психотерапевтом самому себе. Если Вы добросовестно подходите к выполнению домашних заданий, то это ускоряет процесс психотерапии, и Вы быстрее добиваетесь желаемых изменений. Главное — это стараться делать хоть что-то. Работайте методично, настойчиво и тогда вы будете вознаграждены самым главным – свободой!когнитивной терапии применяется необычный для других направлений психотерапии подход, который может быть назван психообразование: постоянное использование пособий, брошюр, аудио и видеозаписей, слайдов, диаграмм и применение других методов, принятых в образовании. ускорить психотерапию и сделать ее более интересной и интенсивной. ПсихообразованиеОсновной смысл психотерапии:Благодарю за внимание и понимание! перейти в каталог файлов


связь с админом