Главная страница
qrcode

ИСТОРИЯ АНАТОМИИ. Онтогенез процесс развития индивида в течение всей его жизни, от рождения до момента смерти


Скачать 31.22 Kb.
НазваниеОнтогенез процесс развития индивида в течение всей его жизни, от рождения до момента смерти
Дата21.01.2021
Размер31.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИСТОРИЯ АНАТОМИИ.docx
ТипДокументы
#45081
Каталог

1. АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА – наука о происхождении и развитии, формах и строении чел организма. Анатомия изучает внешние формы тела человека и его частей, отдельных органов, их конструкцию, микроскопическое строение, происхождение человека. В задачи анатомии входит также познание основных этапов развития человека в процессе эволюции, формирование человеческого организма в условиях внешней среды, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды.

ЗАДАЧИ АНАТОМИИ – изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам, его формы с учетом функций органов, учитывая индивидуальные особенности; выяснение причин и факторов, влияющих на организм.

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ – раздел анатомии, изучающий изменения формы и строения органов, закономерно возникающие в различные возрастные периоды жизни человека.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ – новорожденные (1-10 дней), грудной возраст (10 дней-1 год), раннее детство (1-3 года), первое детство (4-7 лет), второе детство (мальчики 8-12, девочки 8-11 лет), подростковый возраст (м 13-16, д 12-15 лет), юношеский возраст (ю 17-21, д 16-20 лет), зрелый возраст (1ый период – м 22-35, ж 21-35 лет; 2ой период – м 36-60, ж 36-55 лет), пожилой, старческий период и долгожители.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ – изучение строения и формы в связи с функцией отдельных органов. Форма и функция находятся в единстве и влияют друг на друга. В организме нет структур, не выполняющих какую-либо функцию, также нет функций, не связанных с какой-либо структурой. Каждый орган является продуктом той работы, которая им совершается. Поэтому анатомия изучает строение организма и его отдельных частей, органов, в неразрывной связи с их функцией.

Онтогенез – процесс развития индивида в течение всей его жизни, от рождения до момента смерти.

Филогенез – изучает развитие человеческого рода в процессе эволюции животных. Для изучения филогенеза используются данные сравнительной анатомии, которая сопоставляет строение различных животных и человека. Так же учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и структурные изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей среды.

1. Современные принципы и методы анатомических исследований. Рентгенанатомия и ее значение для изучения клинических дисциплин.


1. Анатомия и медицина. Антропология как раздел анатомии. Значение анатомических знаний для понимания механизмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения. Валеология.

1. АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА – наука о происхождении и развитии, формах и строении чел организма. Анатомия изучает внешние формы тела человека и его частей, отдельных органов, их конструкцию, микроскопическое строение, происхождение человека. В задачи анатомии входит также познание основных этапов развития человека в процессе эволюции, формирование человеческого организма в условиях внешней среды, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды.

ЗАДАЧИ АНАТОМИИ – изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам, его формы с учетом функций органов, учитывая индивидуальные особенности; выяснение причин и факторов, влияющих на организм.

АНТРОПОЛОГИЯ – изучает естественную историю человека и его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой конкретно он принадлежит, и ведущей роли труда в процессе антропогенеза.

Антропометрия – совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела, а также ряда функциональных показателей. Рост, вес, окружность груди, живота, плеча, спирометрия, динамометрия, биоимпеданс

4. Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы, аномалиях, уродствах. Типы телосложения.

НОРМА – гармоническая совокупность таких вариантов строения и соотношение таких структурных данных организма, которые характерны для человека как вида и обеспечивают полноценное выполнение биологических и социальных функций. Чаще используется термин «условная норма», чем признается относительность этого понятия. Строение организма и его отдельных органов имеет много разновидностей – вариантов нормы (отклонения от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму). Согласно вариационной статистике, они образуют вариационный ряд, по краям которого находятся крайние формы индивидуальной изменчивости.

Аномалия – это отклонения от нормы, выраженные в различной степени:
являются результатом неправильного развития, но не нарушают установившегося равновесия организма со средой и не отражаются на функции (правостороннее положение сердца – декстракардия, извращенное расположение внутренностей – situs viscerum inversus);
  • 2) сопровождаются расстройством функций организма или отдельных органов, нарушают равновесие организма со средой (расщелина неба, акрания) – это уродства (тератология).
    5. Анатомия и медицина Древней Греции и Рима, их представители (Аристотель, Гален).

    1. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И РИМ –

    1) Гиппократ – считал, что основу строения организма составляют 4 «сока»: кровь, слизь, желчь, черная желчь. От преобладания одного из этих соков зависят виды темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Названные виды темперамента определяли типы конституции, которая многообразна и может изменяться соответственно содержанию тех же «соков» тела. Болезнь – как результат неправильного смешения жидкостей (гуморальная теория строения организма). Считал анатомию первоосновой медицины.

    2) Аристотель – сделал первую попытку сравнения тел животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии. Всякое животное происходит от животного. Термин аорта.

    3) Гален – описал 7 пар черепных нервов, соединительную ткань и нервы в мышцах, кровеносные сосуды в некоторых органах, надкостницу, связки, а также обобщил имевшиеся у него сведения по анатомии. Пытался описать функции органов. Его ошибка – переносил факты при вскрытии животных на человека.

    6. Анатомия в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи как анатом. Андрей Везалий – революционер описательной анатомии.

    ОПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ –

    1) Леонардо да Винчи – вскрыв 30 трупов, сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам. Он изучал формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.

    2) Андрей Везалий – вместо схоластического метода толкования, характерного для средневековой науки, он использовал объективный метод наблюдения. Широко применив вскрытие трупов, впервые систематически изучил строение тела человека. При этом разоблачил ошибки Галена. Начался аналитический период в анатомии – открытия описательного характера и у Везалия руководство «О строении тела человека в семи книгах».

    Великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи, вскрывая трупы, производил подробное и тщательное описание анатомических структур, сразу же все зарисовывал, дополнял измерениями; производил инъекции сосудов, желудочков мозга; создавал модели органов, чтобы понять их функцию. К описанию и рисункам мышц и костей применил законы механики, проанализировал мышечную работу в системе рычагов; открыл и описал изгибы позвоночника. Установление Леонардо да Винчи общих закономерностей строения человека, топографических соотношений между органами и выявление функционально-структурных зависимостей превратила эмпирическую анатомию в научную, а его сделала основоположником системной, пластической, топографической и функциональной анатомии.

    В европейской анатомии и медицине появляется новый лидер – Андрей Везалий (1514-1564 гг.), профессор Падуанского университета в Италии, который на основе вскрытий, препарирования и зарисовок издает «Анатомические таблицы» — небольшой атлас с достоверным описанием, изображением внутреннего строения человека. В 1543 г. в Базеле выходит многотомный труд А. Везалия «О строении тела человека», а потом краткое учебное пособие для студентов «Эпитоме».

    Книги произвели переворот в анатомических представлениях врачей, т.к. разбивали древние каноны схоластической анатомии. Вместе с работами Леонардо да Винчи, Галилея, Коперника они открывали новую эру в истории естествознания.

    Учениками и последователями А. Везалия было сделано много новых анатомических открытий, исправлены его ошибки. Вновь открытым органам часто присваиваются имена первооткрывателей: Г. Фаллопий – фаллопиевы (маточные) трубы, Л. Боталло – боталлов проток (артериальный сосуд между аортой и легочным стволом), Н. Гаймор – гайморовы (верхнечелюстная) пазуха, К. Варолий – варолиев мост (часть заднего мозга), Г. Морганьи — морганиевы (гортанные) желудочки и т.д.

    В «Эпитоме» А. Везалия шесть глав:

    Первая глава – «О костях и хрящах, или о тех частях, которые дают телу опору». Кость называется «простой частью» тела, в черепе точно описаны и нарисованы клиновидная кость и нижняя челюсть, но мелкие кости: сошник, нижняя носовая раковина не выделяются в самостоятельные, а присоединяются к решетчатой кости.

    Вторая глава — «О связках костей и хрящей, а также и мышцах, как орудиях произвольного движения». Все мускулы описаны подробно, но обозначены неудобно номерами, у многих мышц указаны функции, места фиксации на костях.

    Третья глава – «Об органах служащих для питания, которое совершается благодаря пище и питью». Подробно и правильно описывается желудок, кишечник, но не упоминаются полость рта, глотка, пищевод. В этой же главе приводятся сведения о почках и мочевыводящих органах и венах, но понять законы кровообращения невозможно из-за допущенных ошибок.

    Четвертая глава — «О сердце и органах, помогающих ему в его функции». Анатомия сердца и легких изложена кратко, предсердия не упоминаются. По А. Везалию, воздух из легких вытягивается сосудами в левый желудочек, где смешивается с «горячей кровью», благодаря чему возникает «жизненный дух», разносимый артериями к органам. В такой трактовке прослеживается влияние Гиппократа, Аристотеля и других древних ученых.

    Глава пятая – «О мозге и органах, созданных для обслуживания мозга». Подробно описаны желудочки с открытыми в них сосудистыми сплетениями; выделены 7 пар черепно-мозговых нервов, но наряду с правильными сведениями в строении нервов много ошибок. Сохраняется верность древнегреческим и древнеримским указаниям о духовном треножнике Платона, о божественных актах царствующей души.

    Глава шестая — «Об органах служащих для продолжения вида». Достоверно излагает строение наружных и внутренних половых органов.

    7. Авиценна, его научные труды и вклад в развитие медицинской науки Востока.

    АВИЦЕННА написал «Канон медицины», содержащий значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля, Галена, которым он прибавил представление о том что организм человека управляется не 3 органами (Платон), а 4: сердцем, мозгом, печенью, яичком (4х угольник Авицены) это лучшее медицинское сочинение эпохи феодализма, по нему учились врачи востока и запада до 17 века.

    8. Отечественная анатомия Древней Руси. Первые медицинские школы.

    Анатомия в первобытной медицине представляла общинным и родо-племенным лекарям набор эмпирических знаний о жизненно важных частях тела, повреждение которых приводило к смерти или увечью, тяжелой болезни. Анатомические знания получали при вскрытиях трупов животных и людей, оказании помощи раненым и больным. И хотя знали мало, но уже умели делать операции, вплоть до трепанации черепа, ампутаций конечностей, перевязки сосудов.

    Тогда же, очевидно, появились первые, примитивные способы бальзамирования и консервации, основанные на употреблении холода, травяных настоев, соли, воска и меда. Они были известны древним скифам и славянам. Лекарская работа скифских медиков по удалению зубов, наложению повязок, обработке ран, вправлению вывихов и переломов костей отражена в рисунках на древних вазах выкопанных под Керчью. Геродот – знаменитый историк древней Греции описал скифские способы бальзамирования очень похожие, как теперь установлено, на древние алтайские.

    С возникновением государств (Киевская Русь, древнерусские княжества) происходило не только накопление анатомических знаний, но и их обобщение, знакомство с анатомией и медициной других народов. С принятием христианства к русским лекарям стали поступать рукописные издания Гиппократа, Аристотеля, Галена, знаменитых врачей Византии: Григория Назианзина, Ионны Дамаскина, Диоптра Филиппа, Иона Болгарского. Они переводились, как правило, монастырях. На основе переводов создавались собственные издания.

    В «Шестодневе» И. Болгарского наряду с правильным анатомическим описанием много неверного. Так, например, трахея и бронхи названы сосудами артериальными, сердце — «князь и владыка» человеческого тела, печень и селезенка описаны над диафрагмой. Но, несмотря на недостающие сведения и ошибки, «Шестоднев» для своего времени давал правильные представления о строении человека, что использовалось для лечения. Не менее популярен и «Физиолог» этого же автора, который вместе с другими книгами составляли библиотеку Ярослава Мудрого.

    «Шестоднев» Георгия Писида написан стихами под определяющим влиянием трудов древнегреческих и древнеримских ученых и врачей. В нем сильнее отражено функциональное назначение органов.

    Однако с развитием христианства на Руси возникли запреты на вскрытия мертвых, вивисекцию; были утрачены славянские и скифские способы бальзамирования с использованием трав, смолы, местных благовоний из воска и меда.

    Бальзамирование тел Древлянской княгини Ольги, её сына Владимира I, уже было поверхностным, т. к. церковь запрещала вскрытия.

    С развитием иконографии анатомические знания о пропорциях тела, его пластике потребовались художникам, иконописцам. Изучение строения тела для его художественного изображения нередко связывало внешний вид человека с его внутренним духовным миром, что талантливо отражено в православных иконах Феофана Грека, Дионисия и особенно Андрея Рублева.

    В централизованном Pусском государстве (ХV-ХVI веке) появляются переводные рукописи трудов Гиппократа, Галена. Так Кирилл Белозерский, игумен крупнейшего северного монастыря, перевел сборник комментариев Галена – «Галиново на Ипократа». Рукописные переводы Аристотеля («Врата», «Проблемата») отражают общее строение человека, дают рекомендации по лечению некоторых болезней. Появляются рукописные лечебники игумена Даниила в древнерусской «Пчеле». Некоторые анатомические сведения излагались в «Люцидарии», «Вepтограде» — переводных рекомендациях древнегреческих и древнеримских ученых и врачей.

    Другой источник анатомо-медицинских знаний апокрифы – сборники, извлечения из трудов древних авторов, которые дополнялись собственными данными и назывались «Изборники», «Травники».

    В середине XVI века существовало не менее 250 таких сборников, лечебников. Переводам на славянские языки много способствовал Г. М. Дрогобыч, доктор медицины и философии, бывший некоторое время ректором Болонского университета, а потом работавший в Краковском университете, где у него учился знаменитый белорусский врач, первопечатник и философ Франциск Скорина.

    В начале ХYII (1620 год) века организуется Аптекарский приказ – первое государственное медицинское управление. В 1654 г. открывается Московская казенная школа лекарей и подлекарей, которая за 50 лет выпустила более 100 специалистов. Анатомию в ней преподавал поляк Стефан, для наглядности обучения используя кости и рисунки. Епифаний Славенецкий в 1658 г. переводит на русский язык книгу по анатомии А. Везалия «Эпитоме», которая долгое время служит пособием для обучения в госпитальных школах. С организацией Академии наук издается новый учебник по анатомии, который написал голландец Н. Бидлоо — личный врач (лейб-медик) императора Петра I.

    9. Первые русские анатомы ХУШ века (А.П. Протасов, М.И. Шеин, К.И. Щепин, И.М. Максимович-Амбодик) и Х1Х века (П.А. Загорский, И.В. Буяльский, Д.Н. Зернов и др.), их вклад в развитие анатомии.

    18 век – 1) Протасов А.П. – первый русский академик-анатом, работы о телосложении человека, строении и функциях желудка, автор многих анатомических терминов.

    2) Шейн М.И. – автор первого русского анатомического атласа, положил начало созданию русской анатомической терминологии.

    3) Щепин К.И. – первым стал преподавать анатомию на русском языке.

    4) Максимович-Амбодик Н.М. - создал первый русский словарь анатомических терминов «Анатомо-физиологический словарь на российском, латинском и французском языках».

    19 век 1) Загорский П.А. – основатель петербургской анатомической школы, изучал тератологию, сравнительную анатомию, высказывался о взаимосвязи между строением и функциями организма, написал учебник «Сокращенная анатомия, или Руководство к познанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке». В его честь выбита золотая медаль и учреждена премия его имени.

    2) Буяльский И.В. – анатом и хирург, опубликовал «Анатомико-хирургические таблицы», руководство «Краткая общая анатомия тела человеческого», предложил метод бальзамирования трупов.

    3) Пирогов Н.И. – добился огромных успехов в развитии хирургической анатомии. Мировая слава – сочинение «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций». По его инициативе при Медико-хирургической академии был создан Анатомический институт, усовершенствована система анатомической подготовки врачей. Придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большой заслугой является открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Изучил фасции и клетчаточные пространства. Его именем названы треугольник на шее (спереди ограничен задним краем челюстно-подъязычной мышцы, сзади и снизу – задним брюшком двубрюшной мышцы, сверху – подъязычным нервом, всю площадь треугольника занимает подъязычно-язычная мышца, под ней – язычная артерия), апоневроз двуглавой мышцы плеча и др.

    4) Зернов Д.Н. – дал лучшую классификацию борозд и извилин головного мозга. Показав отсутствие разницы в строении головного мозга у различных народов, в том числе и «отсталых», он создал анатомическую основу для борьбы с расизмом.

    5) Лесгафт П.Ф. – выдающийся исследователь в области функциональной анатомии и теории физического воспитания, автор фундаментального труда «Основы теоретической анатомии». Основоположник теоретической анатомии в России. Описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития и взаимоотношений кровеносных сосудов в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснабжении органов и частей тела.

    10. Н.И. Пирогов и значение его открытий для анатомии и практической медицины. Методы, предложенные им для изучения топографии органов.

    Николай Иванович Пирогов (1810–1881) обучался медицине в Московском и Дерптском университетах, выезжал в научные командировки в германские, французские университеты и клиники, работал руководителем хирургической клиники в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, где основал Анатомический институт.

    Умер от рака сильно истощенным в 1881 г. Тело бальзамировано профессором Д.И. Выводцевым без вскрытия полостей, введением через сосуды спиртового раствора тимола, глицерина и воды. Оно пролежало до следующего бальзамирования 65 лет. Профессор Р.Д. Синельников (Харьков) повторно бальзамировал и реставрировал тело Н. И. Пирогова, которое хранится в настоящее время в музее г. Винница.

    Как анатом Н.И. Пирогов предложил новый способ по изучению взаимного расположения (синтопии) органов, сосудов, нервов; проекции их на кости (скелетотопии) и кожу (голотопии) в виде распилов на замороженных трупах по трем взаимно перпендикулярным плоскостям, что позволило составить более точные представления о топографо-анатомическом строении человека.

    Поэтому о своих анатомических занятиях писал: «Главная цель моих анатомических исследований — приложение их к патологии, хирургии, или, по крайней мере, к физиологии». Российская императорская Академия наук избирает его членом-корреспондентом в 1847 г. за многочисленные и глубокие исследования по различным направлениям анатомии и хирургии, в том числе:

    за создание первого в России Анатомического института;

    за успехи в лечении пациентов на посту заведующего Госпитальной хирургической клиникой Военно-медицинской академии и в качестве консультанта ряда больниц Санкт-Петербурга;

    за славу его лекций по топографической и патологической анатомии;

    за книги «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела», «Патологическая анатомия азиатской холеры», «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» — каждая из которых получила Демидовскую премию.

    В экспериментальных работах Н.И. Пирогов решал главную проблему по восстановлению кровообращения через коллатеральные сосуды при постепенном выключении основной магистрали (брюшной аорты), интересовался развитием сосудов в тканях соединенных швами (шов ахиллова сухожилия).

    Структуры головного мозга изучал на замороженных разрезах и установил, что к мышцам-антагонистам всегда приходят для иннервации разные нервы. Впервые обратил внимание на фазность наркоза, установил реактивные изменения нервных волокон от эфира и хлороформа. С учетом топографии нервных стволов Н.И. Пирогов предложил точные ориентиры, исключающие повреждение нервов, их ветвей и связей при операциях.

    Ряд медицинских университетов, академий, журналов, медицинских обществ, в том числе Московский медицинский университет носят имя Н.И. Пирогова. Медицинская и научная общественность проводит Пироговские чтения, конференции, съезды; праздновались 50-летний и 100-летний юбилеи научной деятельности Николая Ивановича, в лице которого все страны мира увидели гениального русского ученого медика XIX столетия. Это стало возможным благодаря тому, что он создал научную анатомию и предопределил ее развитие на целое столетие вперед.

    11. Учение П.Ф. Лесгафта о взаимосвязи структуры и функции и факторов формирования опорно-двигательного аппарата. Принципы работы мышц. Рычаги равновесия, силы и скорости.

    Петр Францевич Лесгафт (1837-1909 гг.) — основоположник теоретической анатомии, зачинатель и теоретик физкультурного образования в России, крупный общественный деятель, который принял и развил идеи Н.И. Пирогова.

    П.Ф. Лесгафт считал, что в жизнедеятельности всех органов и систем эффективная работа (функция) соотносится с рациональным устройством, т.е. при наименьших затратах материала на строительство органа достигается наибольший коэффициент полезной его деятельности (закон минимума-максимума).

    Данное диалектическое противоречие раскрыл на примерах строения и функции суставов, заявив что при наименьшей площади сочленения и крепости капсулы достигается наибольшее разнообразие и объем движений.

    Кости и соединения таза рассмотрены им с биомеханических позиций: определено понятие тазового свода и его устойчивости к сопротивлению; даны измерительные параметры, которыми акушеры пользуются и в настоящее время.

    П. Ф. Лесгафт доказал, что внутренняя структура костей под влиянием функции (опора и движение) перестраивается активно, в то время как внешняя форма обусловлена влиянием сил мышечной тяги и давления.

    С позиции функционального направления он рассматривал строение сосудистой системы, выдвинув и обосновав следующие положения:

    внешние раздражители возбуждают питание органов, зависящее от строения сосудов; различие раздражителей обуславливает различие в питании органа, в строении его сосудов и связей между ними;

    развитие сосудов предшествует возникновению органа, близость или отдаленность сосудов создают условия для разницы в питании, от чего возникают разные по структуре и форме ткани;

    артерии к органам растут по кратчайшему направлению, занимают медиальные положения и на концах органов и частей тела образуют дуговые анастомозы;

    ткани, органы не находятся в застывшем, стабильном состоянии — форма их изменяется, внутренние структуры обновляются под влиянием функции и питания (изменчивость, пластичность характерны как для органа, так и для сосудов его питающих).

    В прикладной анатомии П. Ф. Лесгафт показал особенности строения мочеполовой диафрагмы у женщин и мужчин, выявил клетчаточные пространства промежности, объяснил механизм подвижности прямой кишки работой поднимателя сфинктеров и продольных мышц; открыл слезный мускул в круговой мышце глаза; выделил среди задних мышц живота и спины поясничный треугольник.

    Анатомо-функциональное направление, глубокие биологические знания и увлеченность физическим развитием молодежи привели П. Ф. Лесгафта к разработке основ физкультурного образования в виде следующих основных положений:

    всесторонности, многоканальности физической подготовки;

    взаимосвязи, взаимообогащения физического и умственного, нравственного и духовного воспитания как необходимого условия гармонического развития человека.

    Научности физического образования:

    при взаимообусловленности формы и функции;

    научном и практическом выявлении возрастных, половых, конституциональных особенностей строения человека;

    исключения врожденной обреченности физического состояния организма;

    преодоления диктата наследственности.

    Теоретические изыскания по строению человека П. Ф. Лесгафт обобщил в книге «Основы теоретической анатомии», которая издавалась и за рубежом. Им написано много статей по физическому воспитанию и образованию, а его исследования по биомеханике костей, суставов, мышц и движений используются до сих пор в лечебной физкультуре, травматологии и ортопедии.

    1. рычаг равновесия - атлантозатылочный сустав(одна сила внешняя - сила тяжести головы с точкой опоры в области турецкого седла, другая сила внутренняя - сила тяги мышц задней стороны шеи с точкой приложения в области затылочной кости)

    рычаг силы - стопа человека во время подъема на полупальцах(точка опоры - головки плюсневых костей)

    рычаг скорости - предплечье с опорой на локтевой сустав

    12. Выдающиеся анатомы советского периода: В.П. Воробьев, Н. Тонков, Г.М. Иосифов, Д.А. Жданов. Их вклад в развитие анатомической науки

    1. 6) Тонков В.Н. – использовал для исследования сосудистой системы эксперименты на животных и явился создателем экспериментального направления в анатомии. Разработал учение о коллатеральном кровообращении. После открытия рентгеновских лучей одним из первых применил их для изучения скелета и наметил путь, идя по которому, другие ученые разработали новую область анатомии – рентгенанатомию.

    7) Воробьев В.П. – рассматривал организм человека в связи с его социальной средой. Использовав бинокулярную лупу, рассматривая анатомические объекты между микроскопом и не вооруженным оптикой глазом, он разработал стереоморфологическую методику исследования конструкции органов и заложил основы макромикроскопической анатомии, особенно периферической нервной системы. Разработал особый метод консервирования, с помощью которого было бальзамировано тело Ленина.

    8) Иосифов Г.М. – расширил знания по анатомии лимфатической системы. Монография «Анатомия лимфатической системы».

    9) Жданов Д.А. – опубликовал ряд крупных монографий по функциональной анатомии лимфатической системы («Хирургическая анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища»).
    перейти в каталог файлов


  • связь с админом