Главная страница
qrcode

Модели гражданского общества. План Введение


НазваниеМодели гражданского общества. План Введение
Дата02.05.2021
Размер39.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМодели гражданского общества.docx
ТипЛитература
#46544
Каталог

Модели гражданского общества.

План:

Введение
Определение понятия «гражданское общество», ее функции и этапы становления.
  • Модели гражданского общества.
    Заключение



    Литература:
    Гражданское общество и политическая теория / Коэн Дж. Л., Арато Э./ пер. с англ.; общ. ред. И. И. Мюрберг. М.: Весь Мир. 2003. 784 с.
  • ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ, СПЕЦИФИКА И МОДЕЛИ. Сиражудинова С.В./Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 1
  • К. Маркс и Ф.Энгельс, соч., т.27, с. 402
  • Модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества. Агеева Е.А. Чаплыгин А.А., «Вестник экспертного совета», №3 (14), 2018г.
  • МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. А.В. Тиховодова/Вестник ВГАВТ, выпуск 39, 2014 г. Раздел II. Философия. Общество. Культура.
  • Основы социального государства и гражданского общества: учебно-методическое пособие / сост.: А. В. Соколов, Е. А. Исаева, А. А. Фролов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2017 — 44 с.
  • Философия права, Г.Ф.Гегель. М.: Мысль, 1990 С. 346
  • Barber, Benjamin R. 1999. “Clansmen, Consumers, and Citizens: Three Takes on Civil Society.” Civil Society, Democracy, and Civic Renewal, edited by Robert K. Fullenwider. Lanham. Md.: Rowman & Little-field. Pp. 15.
  • Sampson S. Weak states, uncivil societies and thousands of NGOs: Western democracy export as benevolent colonialism in the Balkans. 2002.
  • https://yandex.ru/turbo/dnevnik-znaniy.ru/s/obshestvo/.html (дата обращения 13.03.2021г.)

    Введение

    Актуальность данной темы определяется тем, что роль гражданского общества в мире и в Рос­сии меняется. Если еще несколько лет назад гражданское общество рассматривалось как элемент либеральной демократии, то в сов­ременных условиях институты гражданского общества, в том числе социально ориентиро­ванные некоммерческие организации, стано­вятся полноправными субъектами правоот­ношений создания, разработки и внедрения местных общественных инициатив. На граж­данском форуме «Сообщество» в ноябре 2017 года Президент РФ В.В. Путин отметил, что «такая добрая и масштабная работа проводит­ся небольшими силами и за небольшие сред­ства… В региональные реестры поставщиков социальных услуг уже внесено несколько со­тен НКО. Очевидно, что это только начало. Нам нужны тысячи таких организаций, кото­рые готовы брать на себя ответственность и выступать надежным партнером государства в социальной сфере…».[4]

    Гражданское общество в современном понимании представлено как система обще­ственных отношений, которые формируются на основе инициативы, свободного волеизъ­явления и активности граждан, независимо от вмешательства государства, то есть граж­данское общество – это в первую очередь неполитическое общество. В классической либеральной теории гражданского общества, основателями которой справедливо счита­ются от Дж. Локк, Г. Гегель, А. Грамши, Т. Джефферсон, предполагается, что последнее рассматривает государство исключительно с точки зрения покровительства и защиты, га­ранта правил свободного открытого развития. В современном значении гражданское об­щество институционально составляет с ним единое пространство. Так, Э. Арато и Дж. Л.Коэн отмечают, что и политическое сооб­щество (партии, политические движения), и экономическое общество (бизнес-структуры, фирмы, партнерства) возникают на основе гражданского волеизъявления и институци­онализируются посредством политических, социально-экономических прав, являющихся продолжением основных, естественных прав граждан.[1]

    Таким образом, целью работы является, теоретический анализ гражданского общества, а также определить, какие существуют модели гражданского общества.

    Определение понятия «гражданское общество», ее функции и этапы становления.
    По мере развития общества и усложнения общественных отношений с общественными и политическими трансформациями каждый раз гражданское общество дополняется новым смыслом и новым содержанием. Поэтому гражданское общество рассматривается в разных аспектах: это и правовой идеал, и общественные структуры, и отдельные сообщества, и международные организации, и важная часть государственных программ и т.д. Множественность подходов затрудняет выработку единого его определения и понимания данного социального феномена.

    Развитие современного понимания гражданского общества неразделимо с процессом политической модернизации, протекавшим в странах Западной Европы и Америки в XVII-XIX веках, с процессом постепенного расширения прав личности, как в политическом, так и в социальном смысле. Разделение понятий "гражданское общество" и "государство" связано с развитием либеральных идей, в соответствии с которыми государство должно играть лишь роль "ночного сторожа", а также с представлениями о том, что должно существовать некое незанятое государством пространство, в котором могла бы происходить общественная жизнь человека.

    На рубеже XVIII и XIX веков в работах шотландских просветителей, прежде всего Адама Фергюсона, а также в работах Руссо и Канта появились различные понимания гражданского общества уже в современном им контексте. Так, обсуждая этот тип общества, Кант писал о нем, как об обществе, в котором "свобода в рамках существующих законов сочетается с максимально возможным развитием несдерживаемых ничем усилий, тенденций, иными словами, общества с полностью гражданским устройством".[10]

    Дальнейшее развитие понятие "гражданского общества" нашло в работах Гегеля. Гражданское общество, считал Гегель, выступает "не как атомистически распавшееся на единичные лица и собравшееся на мгновение только для единичного временного акта без дальнейшей связи, а как расчлененное на уже раньше конституированные товарищества, общины и корпорации, которые таким образом получают политическую связь".
    Карл Маркс рассматривал гражданское общество, как "определенный общественный слой, определенную организацию семьи, сословий или классов", либо как совокупность производственных отношений.[3]

    В современном понимании, как утверждает Галкина Е.В., «
    Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что нет единого определения такого социального феномена, как « гражданское общество».

    Исторически гражданское общество формируется значительно раньше государства, на заре человечества. Исследователи выделяют следующие этапы формирования гражданского общества.

    Первый — зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных и неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, защиты от зверей и врагов.

    Второй — с возникновением производственной сферы жизнедеятельности объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными. На данном этапе формируется община и гражданское общество по существу совпадает с общиной.

    Третий — на определенной стадии развития человеческого сообщества возникает государство. Следовательно, рамки гражданского общества сужаются в той мере, в какой часть членов общества — рабы, крепостные крестьяне — лишаются гражданских прав. Слабое гражданское общество на данном этапе поглощается государством. Государство становится единым вершителем судеб всех граждан.

    Четвертый — по мере обострения социальных противоречий ускоряется становление гражданского общества. Активизируется формирование различных, особенно защитных структур гражданского общества. На этом этапе гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством. Гражданское общество вынуждает государство создавать определенные более обездоленной части населения.

    Пятый — связан с утверждением капиталистических производственных отношений и, главное, с ликвидацией внеэкономической зависимости от собственников средств производства и внедрением юридического равенства. Все это теперь расширяет рамки гражданского общества до масштабов всего государства.[6]

    К главным отличительным признакам гражданского общества относят:
    Верховенство закона. В гражданском обществе законы являются не просто формальными документами, носящими сугубо декларативный характер, а обязательными для исполнения всеми гражданами правилами;
  • Самостоятельность граждан. Любой гражданин наделяется не только самостоятельностью, но и неотъемлемыми правами, данный признак является фундаментальным для гражданского общества;
  • Наличие различных типов собственности. В подобном социуме существует как государственная и муниципальная, так и частная собственность;
  • Свобода слова, право граждан открыто выражать собственное мнение;
  • Свобода при выборе индивидуумом места проживания и работы, при реализации им собственных умений и навыков;
  • Поиск наиболее приемлемых и устраивающих разные слои общества путей дальнейшего развития социума и государства;
  • Высокоразвитое самоуправление: решение людьми даже важных вопросов локального значения на местах без обращения в органы власти.
    Выделяют ряд основных принципов гражданского общества, характеризующих тип взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданами при его полноценном функционировании:
    государственные интересы никогда не ставятся выше интересов личности;
  • главной ценностью провозглашаются права и свободы гражданина;
  • признается право граждан на владение частной собственностью;
  • запрещено любое вмешательство в личные дела граждан, при условии неукоснительного соблюдения ими законов;
  • гражданское общество функционирует в рамках неформального договора, заключаемого гражданами между собой, оно играет роль защитного слоя между человеком и государством.
    К институтам гражданского общества, относятся:
    политические организации (партии и др.);
  • общественные объединения;
  • органы местного самоуправления, включая мэрии городов и сельские администрации;
  • СМИ;
  • творческое, культурные и религиозное объединения;
  • профессиональные союзы;
  • образовательные учреждения.
    Важнейшими функциями гражданского общества являются:
    Защита частной жизни каждого конкретного индивидуума;
  • Сдерживание представителей госорганов от возможных нарушений ими законодательства, выявление случаев несоблюдения властями конституционных прав граждан;
  • Защита общественных интересов, отслеживание их соблюдения государством;
  • Контроль над взаимоотношениями, складывающимися между коммерческими структурами и обществом;
  • Надзор за соблюдением внутригосударственного правового порядка. [11]


      Модели гражданского общества.
      Распространено деление гражданского общества на модели «I» и «II»
      Первая, связана с традиций, заложенной учеными А. де Токвиль и Р. Патнэм. Здесь гражданское общество связано с демократизацией, несет функции достижения доверия, общественного участия, артикуляции интересов и мнения.
    1. Вторая, возникла в Восточной Европе (Антонио Грамши), и имеет целью защиту от репрессивного государства, в которой ведущая роль отводится гражданском обществу.
      Первая модель использует конструктивные методы диалога и активности, являясь помощником власти, который, указывает на проблемы и недостатки, то вторая отличается конфликтным потенциалом, противодействием государству. Из нее вытекает концепция «протестной политики», и обоснование инициируемой извне и проводимой при помощи гражданского общества, смены режимов.

      Согласно концепциям колонизации продуцирование западной модели демократизации и гражданского общества в постсоциалистические страны явление положительное, так «западные страны просвещают, привносят модель, соответствующую западному представлению о «хорошем» обществе, обеспечивая этим безопасность и стабильность .[9]

      Американские исследователи обосновать утверждение демократии и гражданского общества (Э. Арато, Дж. Коэн), которое представляют как дифференцированное, и под которым понимают нормативную модель (сферы социальной), отличающейся плюрализмом, свободой, защищенностью частной жизни, законность, гражданское общество соединяет частное с политическим (публичным) и социальным, способствую выражают мысли, объединению, согласованности, обсуждению и действию, озадаченное влиянием на «политическое» и на принятие решений . [1]

      Российские авторы пишут о специфической модели, формирующейся или имеющей перспективы для формирования в России. Так, Е. Галкина, отмечает, что в восточных странах сложилась модель, связанная с влиянием общины и религии (объединения там носят конфессиональный, традиционный, общинный и этнический характер). Имитационное внедрение западной модели и характерных для нее институтов неорганично для восточного общества, приводит к мутации и искажению, к их адаптации. Российская модель, комбинирует традиционализм Востока и западные институты, добавляя свои черты и социокультурные традиции, специфику государственного патернализма, где инициатором взаимодействия с гражданским обществом выступает Государство.[2]

      С точки зрения Галкиной Е.В., исходным различием между тем, что называют «Запад» и «Восток», является базисная ориентация принципов социального устройства либо на индивида, либо на некое общественное целое, на Систему (будь то племя, община, империя или др.). Соответственно, эти два базисных культурных типа она называет «персоноцентризмом» и «системоцентризмом».

      Сегодня «Запад»Первый мир» в терминологии послевоенного времени) включает в себя страны с эндогенной модернизацией, т.е. той, которая протекает по внутренним законам, вырастает из последовательного развития культурных, социальных, религиозных и политических процессов и соответствует воле и настроению большинства населения.

      Основные особенности западных моделей взаимодействия гражданского общества и государства:

      Во-первых, основания идеи гражданского общества: частная собственность, рынок (свобода экономического обмена), свободная социальная самодеятельность и развитие практик самоуправления, соблюдение личных и социальных прав и свобод граждан, развитая публичная сфера (свобода мысли и обмен мнениями).

      Во-вторых, постоянно наблюдаемые колебания во взаимоотношениях между государством и гражданским обществом, которые существенно не влияют на работоспособность системы, а, напротив, делают ее более мобильной и жизнеспособной.

      «Восток» или «Второй мир» – это страны экзогенной модернизации, т.е. происходящей извне, навязанной, занесенной. В этом случае процесс модернизации приобретает более сложный, «оборонительный» характер. И связано это, прежде всего с тем, что незападные народы и культуры пребывают в условиях традиционного общества, развивающегося в соответствии со своими циклами и своей внутренней логикой. В категорию экзогенной модернизации попадают такие страны, как Россия, а также современный Китай, Индия, Бразилия, некоторые исламские страны, страны Тихоокеанского региона и постсоветского пространства.

      В политических и культурных традициях Востока до сих пор значительное внимание уделяется религиозности, коллективному началу, «общинности» и боязни инноваций. Исторически в этом регионе государство играло гораздо более значительную роль, стесняя самодеятельность общества. В силу гипертрофированной роли государства в политической системе Востока формирование гражданского общества здесь идет главным образом «сверху», при непосредственном контроле со стороны власти. Проявления же гражданского общества «снизу» в большинстве своем носят спонтанный, реактивный характер и являются ответом на внешние или внутренние угрозы. Поэтому естественными субъектами гражданского общества в незападном ареале выступают гибридные, иногда даже маргинальные, формы организации социумов (сословия, касты, религиозные организации, тайные общества и т.д.).

      И наконец, «Третий мир» обобщает страны экзогенной модернизации, которые отстали в развитии и от «Первого», и от «Второго» миров. Они не обладают полноценной суверенностью, сохраняют устои традиционного общества и вынуждены зависеть либо от «Запада», либо от «Востока». В тоже время, причислить эти страны к типичным представителям восточной или западной цивилизации достаточно трудно, их отнесение к ним носит порой исторически преходящий характер.

      Российские авторы описывают, как приемлемую для страны, синтетическую модель , которая появилась в эпоху колониализма, затем распространялась в постмодерн, была привнесена глобализацией в пространства с отличными укладами и ценностями. Российская модель формируется на стыке западной и восточной, в сочетании с устоявшийся веками собственным ценностным пластом и опытом.[5]

      Б. Барбер, рассматривающий гражданское общество как уравновешивающее личную свободу с нравственной обязанностью, вывел две модели гражданского общества: либертарианскую и коммунитарную модели.
      Либертарианское гражданское общество на первый план ставит личные свободы в «частных» аспектах общественной жизни, где частная сфера должна оставаться нетронутой и неприкосновенной для государства.
    2. Коммунитаристы понимают гражданское общество как «комплекс социальных отношений, которые связывают людей вместе в семьи, кланы, клубы, районы, общины и иерархии», где люди выступают как члены клана, «привязанные к своему сообществу по рождению, крови, и ложному пафосу».[8]

      Заключение

      В последние годы мы сталкиваемся с двумя крайними оценками роли гражданского общества, воспринимая его положительно, как фактор развития общества, и негативно, как угрозу иностранного влияния и ценностных трансформаций. Негативная роль связана со свершившимися и продолжающимися политическими трансформациями, идеализированная, с важностью общения и множественностью интересов, диалогом, выявлением проблем. Положительные характеристики наравне с угрозой для самобытности и суверенитета, демократической универсализацией порождают разные оценки.

      Представления о моделях многочисленны и исходят из разнообразных традиций и представлений о «хорошем». Многие концепты, разработанные западные теоретиками, связаны с вторжением в политическое, с влиянием на политические процессы, продвижением демократии, сменой режимов, посредством протестной политики. Российские модели, с обоснованием самобытности и поиском своей модели.



      перейти в каталог файлов


  • связь с админом