Главная страница
qrcode

Мышление и речь


Скачать 58.35 Kb.
НазваниеМышление и речь
Дата14.10.2020
Размер58.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ.docx
ТипДокументы
#43471
Каталог

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс опосредствованного и обобщенного отражения существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Особенности мышления:

1
2.
3
4.
5
6. Мышление исходит из "живого созерцания", но не сводится к нему.
Функции мышления:

1. Установление всеобщих взаимосвязей.

2.Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.

3. Обобщение свойств однородной группы явлений
Мышление: беглое (конвергентное) , гибкое(дивергентное)

Интеллект — общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Разум (ум) — высшая форма теоретического освоения действительности, проявляющаяся в способности человека мыслить.

Важнейший признак мышления : умение выделять существенное, самостоятельно приходить к новым обобщениям


Операции мышления:
Анализ (расчленения сложного объекта на составляющие его части);
  • Синтез (переход от частей к целому);
  • Сравнение (выявление сходств и различий);
  • Обобщение (объединение по общему признаку; сходные признаки\существенные признаки).
  • Абстрагирование (отвлечение от несущественных признаков, выделение основного, главного);
  • Конкретизация (движение мысли от общего к частному, представление чего-либо единичного (стол - письменный, рабочий, обеденный);
  • Классификация (группировка предметов и явлений на основе одного признака);
  • Систематизация ( группировка предметов по разным основаниям и выявления связей между этими группами);
  • Сериация ( группировка предметов по признаку возрастания и убывания);
  • Планирование (прогноз на будущее).
    Логика – изучает результат процесса мышления

    Психология – изучает сам процесс мышления индивида

    Формы мышления:
    Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов (общие, единичные, конкретные и абстрактные);
  • Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо (истинные\ложные, общие\частные\единичные).
  • Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод
    а) дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

    б) индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

    в) аналогия - умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями

    ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

    По степени развернутости:

    1. Дискурсивное (умозаключительное) — мышление на основе логике рассуждений, а не восприятия;

    2. Интуитивное — мышление на основе чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

    По степени новизны и оригинальности:

    1. Репродуктивное (воспроизводящее) — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников (применение готовых знаний и умений).

    2. Продуктивное (творческое) — мышление на основе творческого воображения (создание новых идей).

    По характеру решаемых задач:
    Теоретическое — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, направленное на открытие законов, правил;
  • Практическое — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
    Уровни мышления:
    Наглядно-действенное - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов (ручное мышление, у детей до 3-х лет);
  • Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы того, что человек воспринимал раньше (у детей 4-7 лет, эксперимент с шариками теста);
  • Словесно-логическое мышление — это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
    Процесс формирования умственных действий:

    I. Выявление ориентировочной основы действия

    II. Формирование действия в материальном виде

    III. Действие формируется в громкой речи

    IV. Формирование действий во внешней речи про себя.

    V. Формирование действий во внутренней речи.

    Процесса решения задач:

    I. Ориентировочные действия (анализ условий)

    II. Исполнительные действия (выбор приемов решения задачи)

    III. Нахождение ответа (сверка решения с исходными условиями задач)

    Гипотеза — предположение, проект решения задачи

    Задача — цель, заданная в определенных условиях

    ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ:
    Количественная (темпы мышления)
    а) Ускоренное мышление — характерно для маниакальных состояний (ч-к много говорит, жестикулирует, быстро переключается с одной темы на другую, ассоциации поверхностные);

    б) Замедленное мышление — у депрессивных больных (мысли мрачные, ели связываются друг с другом, ассоциаций мало).

    2. Качественная

    а) Бессвязное мышление (астеническое) - мышление становится рыхлым, мысли не доходят до конца (набор слов, не связанных между собой);

    б) Атактическое мышление - искажение уровня обобщений (искажаются сами понятия, неправильно формируются суждения)

    •Резонерское мышление — это бесцельное, пустое рассуждение (зачастую высоконаучное);

    •Разорванное мышление — сохраняется грамматический строй предложения, но смысл непонятен (доктор, а заболел налево)

    •Шизофрения — бессвязный набор слов

    в) Обстоятельное мышление - человек застревает на деталях, утрачивается способность отличать главное от второстепенного.

    ПАТОЛОГИИ ИДЕИ:
    Навязчивые идеи (ч-к становится рабом своих мыслей)
    •Индифферентные (навязчивый счет окон в домах, людей на экскалаторе…)

    •Фобии- навязчивые страхи

    •Навязчивые действия — часто связаны с фобиями (страх загрязнения).
      Сверхценные идеи ( возникают на реальной основе, но в силу своей эмоциональной зараженности становятся главенствующими в психике)
    1. Бредовые идеи ( ложные суждения и умозаключения, которые не основаны ни на чем реальном, а основаны на болезненных причинах)
      а) бред преследования— что-то случится, что-то произойдет;

      б) бред величия - я человек не такой, как все, а самый умный красивый;

      в)депрессивный бред — бред бесперспективности, малоценности, виновности

      Челове­ческое мышление - невозможно без речи (внетренней)
      Речь — процесс общения людей посредством языка

      Афазия — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.

      Коммуникация — передача информации посредством языка и других знаковых средств.

      Язык — система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

      Естественный (нац.) язык:

      - хранение и передача общественно-исторического опыта;

      - общение (коммуникация).

      Свойства речи:
      Содержательность (кол-во и значимость выраженных мыслей);
    2. Понятность (достигается правильным построением предложения, зависит от объема знаний слушателя);
    3. Выразительность (эмоц. насыщенность);
    4. Действенность ( влияние на мысли, чувства, поведение людей).
      Функции речи: выражение, воздействие, обозначение (названия), сообщение, обобщение

      Экспрессия - передача эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

      Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр.

      Виды речи:

      Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

      Монологическая речь —это речь одного человека, излагающего свои мысли.

      Диалогическая речь — вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники (не менее 2-х собеседников)

      Письменная речь — это речь посредством письменных знаков

      Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

      Эгоцентрическая речь — речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе.


      перейти в каталог файлов


  • связь с админом