Главная страница
qrcode

метод рекомендации филос.проблемы психологии.... Методические рекомендации по выполнению семинарских занятий по дисциплине Философские проблемы в психологии


Скачать 44.04 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению семинарских занятий по дисциплине Философские проблемы в психологии
Дата24.09.2019
Размер44.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламетод рекомендации филос.проблемы психологии....docx
ТипМетодические рекомендации
#37551
Каталог

Кафедра Психологии

Методические рекомендации по выполнению семинарских занятий

по дисциплине: Философские проблемы в психологии


Сургут

Издательский центр СурГУ

2019

Печатается по решению

редакционно-издательского совета СурГУ


Родермель, Т. А.

Клиническая психология в геронтологии и гериатрии: метод. рекомендации по выполнению семинарских занятий / Т.А.Родермель ; Сургут. гос. ун-т. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2019. – 10 с.

Аннотация

Данные издание составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования Уровень высшего образования
Магистратура. Направление подготовки 37.04.01 "Психология" (утв.
Особое внимание уделяется практическим задачам дисциплины. Одни из них более эффективными являются семинарские занятия, которым уделено достаточно времени.

В методических рекомендациях студент может познакомиться с разными факторами, связанными целостными представлениями о структуре и специфике философского знания, его отличие и сходство с научным социально-гуманитарным знанием, его функциях в отношении науки и социального генезиса, а также понимание философии жизни. При решении психологических задач особенности интеллекта, мышления обретают особое качество.

© Родермель Т.А., 2019

© БУ ВО «Сургутский государственный

университет, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 0

Методические рекомендации по выполнению семинарских занятий 0

Перечень семинарских занятий 0

Рекомендации по работе с литературой 0

Список литературы(при необходимости) 0

Приложение (факультативно) 0

Введение

Методические рекомендации по выполнению семинарских занятий составлены с целью оказания помощи в подготовке клинического психолога к работе в направлении философские проблемы в психологии. Студент должен освоить основные научные понятия: «философия предмета», «познание в философии», «сознание», и др. понимать основные механизмы влияния психотерапевтических методов на психику и организм человека, научиться свободно, ориентироваться в решении узких прикладных проблем психологии в соответствии с философскими изречениями.

Предлагаемые Методические рекомендации по выполнению семинарских занятий позволит студентам правильно сориентироваться в практико-ориентированной деятельности при целостном представлении о структуре и специфике философского знания, его отличии и сходстве с научным социально-гуманитарным знанием, его функциях в отношении науки и социального генезиса. Компетенции, которые обучающиеся приобретают: ОПК-1: готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

специфику культурных текстов, способы их создания, принципы интерпретации, специфику существования в культуре и восприятия.

Уметь:

логически корректно представлять важнейшие события в истории человеческой мысли, критически оценивать социальную информацию

Владеть: навыками анализа и синтеза социально-гуманитарных проблем

Методические рекомендации по выполнению семинарских занятий
Что в себя включает понятие «семинар»? Семинар – это форма обучения практического характера, которая направлена на углубленную проработку теоретического материала.

О познавательной функции семинара говорит сам термин (лат seminarium–рассадник знаний). Семинар – это творческая лаборатория, в которой знания студентов, полученные на лекции и в результате самостоятельной работы, во-первых, закрепляются, приобретают более осмысленное и прочное содержание; во-вторых, расширяются, поскольку в ходе занятий выдвигаются новые положения, новые истины, не попавшие ранее в сферу внимания студентов; в-третьих, углубляются. Семинары помогают студентам овладеть научной терминологией, свободно оперировать ею, применять ее при анализе явлений природы, общества, мышления, прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления, оттачивают мысль, являясь хорошей школой подготовки будущих специалистов.

Воспитательная функция семинара вытекает из познавательной, поскольку глубокое познание связано с осознанием теоретических положений и идей, с формированием научного мировоззрения, общей культуры и профессионального мастерства. Семинары способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения студентов, помогают преподавателю изучать мнения и интересы аудитории, устраняя при этом ошибочные взгляды, нездоровые настроения, совершенствуя и закрепляя правильные.

Кроме того, семинару свойственна и функция контроля за содержанием, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в подготовке студентов. И преподаватель имеет возможность систематически анализировать, оценивать уровень работы группы в целом и каждого студента, соответствующим образом реагируя на негативные стороны процесса освоения науки и добиваясь тем самым систематической работы студентов с литературой, повышения их внимания к лекционному курсу.

В практике проведения семинаров в вузах сложился ряд видов. Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку студентов по всем вопросам семинара с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; выступления студентов (по их желанию или же по вызову преподавателя); обсуждение выступлений, вступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом. Развернутая беседа на основе подготовки всех студентов по каждому пункту плана семинара не исключает возможности заслушивания сообщений отдельных студентов, получивших от преподавателя предварительное задание по тем или иным дополнительным вопросам. К ним относятся выступления, касающиеся связи данной темы либо с новейшими общественно-политическими, либо с профилирующими дисциплинами, либо с появившимися по этим вопросам интересными статьями, книгами. Но во всех этих случаях подобные сообщения выступают не в качестве основы для обсуждения, а только дополнением к обсуждению стоящих в плане вопросов.

Иначе обстоит дело в следующей форме семинаров – системе докладов. Здесь доклады студентов и их обсуждение составляют как бы стержень всего семинара. Исходные выступления и доклады носят характер краткого и вместе с тем аргументированного сообщения по определенной проблеме, в котором раскрывается ее теоретическое и практическое значение, содержится критика антинаучных толкований данной проблемы. Темы докладов могут полностью совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия или отражать одну из его сторон, в частности, связанную с практическим ее значением. Нередко практикуются доклады и сообщения по какой-либо научной новинке.

Подготовка к семинарскому занятию начинается с ознакомления с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме семинара и по возможности подготовить по нему презентацию. Если программой дисциплины предусмотрено выполнение практического задания, то его необходимо выполнить с учетом предложенной инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.

Структура семинара

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы семинарское занятие может состоять из четырех-пяти частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Доклад и/ или выступление с презентациями по проблеме семинара.

3. Обсуждение выступлений по теме – дискуссия.

4. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено программой.

5. Подведение итогов занятия.

Первая часть – обсуждение теоретических вопросов - проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает выборочную проверку преподавателем теоретических знаний студентов. Примерная продолжительность — до 15 минут. Вторая часть — выступление студентов с докладами, которые должны сопровождаться презентациями с целью усиления наглядности восприятия, по одному из вопросов семинарского занятия. Примерная продолжительность — 20-25 минут. После докладов следует их обсуждение – дискуссия. В ходе этого этапа семинарского занятия могут быть заданы уточняющие вопросы к докладчикам. Примерная продолжительность – до 15-20 минут. Если программой предусмотрено выполнение практического задания в рамках конкретной темы, то преподавателями определяется его содержание и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на семинарском занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно). Примерная продолжительность – 15-20 минут. Подведением итогов заканчивается семинарское занятие. Студентам должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Перечень семинарских занятий.


Образ человека от античности до нового времени. Антропологический поворот в философии.
Проблема человека в э философии экзистенциализма.








Геополитические:





Кууси П. Этот человеческий мир. – М., 1988.
  • Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 3.
  • Хантингтон С. Если не цивилизация, то что? (Парадигма мира после холодной войны) // США В – ЭПИ. – 1994. – № 6.
  • Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999.
  • Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999.




    История философии. – Ростов-на-Дону, 1999.
  • Панарин А.С. Философия истории. – М., 1998.
  • Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000.
  • Философия. – Ростов-на-Дону, 2002.



    Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. – 1992. – № 8.
  • Медоуз Д. Пределы роста. – М, 1991.
  • Назаретян А.Г. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. – М., 1995. 
  • Перцик Е.Н. Среда человека: предвидимое будущее. – М., 1991.
  • Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.
  • Современные социально-политические теории. – М, 1991.
  • Пребиш Р. Периферийное развитие: есть ли альтернатива? – М., 1992.
  • Хесле В. Философия и экология. – М., 1994.
  • Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная империя Зла. – М., 2001.
  • Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М., 2000.
  • Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.
  • Павленко А.Н. Экологический кризис» как псевдопроблема // Вопросы философии. –2002. – № 7.
  • Чешков М.А. Глобалистика: предмет, проблемы, перспективы // ОНС. – 1988. – № 2.
  • Чешков М.А. Целостность мира через призму общенаучного знания // МЭМО. – 1995. – № 1.
  • Курланд Н., Грини М. Наемный труд и собственность: между капитализмом и социализмом // СМ. – 1992. – № 13.
  • Социальные конфликты в условиях переходного периода («круглый стол») // СИ. –1993. – № 4.
  • Зиновьев А. Посткоммунистическая эпоха // ПМ. – 1994. – № 2.
  • Продовольственная проблема в современном мире. – М., 1983.
  • Шахназаров Г.Х. Куда идет человечество. – М., 1985.
  • Быков О. Современные проблемы мировой экономики и международных отношений // МЭМО. – 1991. – № 6.
  • Рымалов В. Мировая рыночная экономика: долгосрочные тенденции и современный цикл // МЭМО. – 1991. – № 9.
  • Белорус О. Императивы стратегии развития Украины в условиях глобализации // ЭУ. 2001. – № 11.
  • Чешков М.А. Третий мир и Юг: к новому видению новых реалий // МЭМО. – 1996. – № 9.
  • Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.
  • Неклесса А.И. Постсовременный мир в мировой системе координат // Восток. – 1997. – № 2.
  • Валлерстайн И. Россия и капиталистическая мировая экономика 1500–2010 гг. // СМ. – 1996. – № 2.
  • Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития // МЭМО. – 2000. – № 2, 3.
  • Лебедева М. Межэтнические конфликты на рубеже веков // МЭМО. – 2000. – № 5. 
  • Фридман Л., Кузнецова С. Глобализация: развитие и развивающиеся страны // МЭМО. – 2000. – № 10, 11.
  • Эльянов А. Глобализация и расслоение развивающихся стран // МЭМО. – 2000. – № 6.
  • Замятин А. Геополитические образы современного мирового развития // МЭМО. –2001. – № 6.
  • Мировая экономика в ХХ в.: потрясающие достижения и серьезные проблемы // МЭМО. –2001. – № 1.
  • Симония Н. Глобализация и неравномерность мирового развития // МЭМО. – 2001. – № 3.
  • Рогожина Н. В поисках ответов на экологический вызов // МЭМО. –1999. – № 9.
  • Фомин Б., Житницкий Е. Глобальное изменение климата и экономика: современное состояние проблемы // МЭМО. – 1999. – № 6.
  • Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // ПИ. – 1994. –№ 1.
  • Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. – М., 1987. 
  • Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.
    Тема 3: Проблема бытия. Научные, философские и религиозные картины мира.

    Вопросы:

    1. Онтология как учение о бытии. Проблема бытия в истории мысли. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия.

    2. Категориально-понятийная система онтологии. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм.

    3. Научные, философские и религиозные картины мира.

    Обязательная литература:

    1. Философия: Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 2001. 576 с.

    2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. СПб, 1997. С. 59-152; 189-261; 369-483; 616-697.

    3. Хрестоматия по истории западноевропейской философии. Барнаул, 1996.

    Дополнительная литература:
    Бердяев Н. Время и вечность// Там же с. 450-460
  • Кузьмина Т.А. Концепция сознания в экзистенциализме Сартра //Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С. 172-190
  • Сартр Ж.П. Бытие и ничто //Философские науки, 1989. № 3.
  • Соловьёв В. “Безусловное начало бытия” // Хрестоматия по философии. Учебное пособие М., Проспект. 1997. С.416-424
  • Хайдеггер М, Бытие и время // Там же, с. 472-478.
  • Или эти же отрывки в «Мире философии» Т.1.
  • Хайдеггер М. Время и бытие // Разговор на просёлочной дороге. М.1991.
    Тема 4: Проблема сознания в философии.

    Вопросы:

    1. Проблема сознания в истории философии.

    2. Основные теории сознания конца ХХ-ХХ1 века.

    3. Структура сознания. Сознание и самосознание.

    4. Сознательное и бессознательное. Психоаналитический подход к проблеме сознания/бессознательного. (Зигмунд Фрейд, Карла Густава Юнг).

    Обязательная литература:
    Миронов В.В. Философия. М.. 2008.
  • Мир философии. М., 1991.
    Дополнительная литература:

    1. Фрейд З. «Я» и «Оно». // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. Тбилиси, 1991. 351-380.

    2. Фромм Э. Психоанализ и дзэн-буддизм. // Что такое дзэн? Сборник. Львов, 1994. с. 15-20.

    3. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М., 1998. с. 457-475.

    4. Юнг К. Г. Сознание, бессознательное и индивидуация. // Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996. с. 197-206.

    5. Мамардашвили М. Проблема сознания и философское призвание. //Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. с. 41-46.

    6. Мамардашвили М. Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть. // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. с. 72-85.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Какие вопросы философии входят в состав онтологической проблематики?

    2. Что понимается под сущностью и существованием в экзистенциализме?

    3. В чём различие естественно-научного и философского подхода к пространству и времени?

    4. Каковы основные философские концепции пространства и времени?

    5. Какие основные уровни организации материальных системвыделяет современная наука?

    6. Что сегодня понимают под материей?

    7. В чём специфика социального бытия?

    Тема 5: Познание

    Вопросы:

    1. Познание как философская проблема. Вненаучные и научные формы познания. Понимание и объяснение.

    2. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании Основные формы рационального и чувственного познания.

    Вопросы:

    1. Роль интуиции в познании.

    2. Язык и познание. Знак, значение, смысл.

    3. Роль символов, метафор, фреймов в познании

    Литература:

    Обязательная литература:
    Миронов В.В. Философия. М.. 2008.
  • Мир философии. М., 1991.
    Дополнительная литература:

    1. Гольдстейн М., Гольдстейн И. Как мы познаем. М., 1984. С. 15-182.

    2. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

    3. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2006

    4. Разум и экзистенция. Санкт-Петербург, 1999

    5. Сытых О.Л. Вероятное знание. Барнаул. 2000.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Какие вненаучные формы познавательной деятельности выделяют в современной гносеологии?

    2. Какие теории истины существуют в современном философском знании?

    3. Что такое интуиция?

    4. Назовите основные формы чувственного и рационального познания?

    Литература:

    Обязательная литература:

    1. Миронов В.В. Философия. М.. 2008.

    Дополнительная литература:

    1. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

    2. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2006

    3. Разум и экзистенция. Санкт-Петербург, 1999

    4. Сытых О.Л. Вероятное знание. Барнаул. 2000

    5. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 6-116.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Какие существуют критерии научности познания?

    2. Назовите основные уровни научного познания и формы знания

    3. Что такое научный факт, закон, теория?

    4. Что означают слова: «Факты упрямая вещь»?

    5. В чём суть позитивизма и какие основные этапы в своём развитии он прошёл?

    6. Чем характеризуется вероятное и достоверное знание?
    Тема 6.
     Социальная философия и философия истории.

    Тема: Общество как объект научного исследования

    Вопросы:

    1.Общество как объект научного исследования. Специфика социально-гуманитарного познания

    2.Понятие социального бытия. Формы социального бытия. Проблема движущих сил и источников развития общества.

    Литература:

    Обязательная литература:
    Миронов В.В. Философия. М.. 2008.
  • Мир философии. М., 1991.
    Дополнительная литература:

    1. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1. : Учебник. М., 1993. С. 13-225

    2. Гумилев Л.Н. этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. 212 с

    Тема. Основные проблемы гносеологии
    Познание и знание как философская проблема. Познаваем ли мир и в какой степени он познаваем? (Приведите различные точки зрения на проблему).
  • Что такое истина и что такое заблуждение? Какие критерии истины прелагает философия?
  • В чем состоит суть философского спора о том, какая из познавательных способностей служит основным источником знания? Какие философские направления в этой связи выделяют?
  • В чем заключается отличие научного познания от здравого смысла? Понятие наивного реализма. Понятие научной рациональности. Основные методы научного познания.
  • Проблема разделения наук по предмету и методу. Какова специфика социо-гуманитарного познания?
  • Почему и в каком смысле современная философия (Фуко, Хайдеггер) связывает знание с властью?
    Литература к теме
    По всей теме: фрагменты текстов Локка, Бэкона, Канта, Гегеля, Франка, Фейерабенда, Полани и др. в кн.: Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Составители: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1997. (Раздел II. «Философия познания»).
    К вопросу 1:
    Философия. Отв. редактор Кохановский В. П. Ростов н/Д, 1997. С. 419-437.
  • Философия // Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю Сидориной, В. П. Филатова. М., 1996. (Часть II. Гл. 2. «Эпистемология...», С.154-160).
  • Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов. М., 1996. С.107-115, 139-143.
  • Соловьев В. С. Кант // Соловьев В. С. Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1988. С. 445-464 и 471-473.
    К вопросу 2:
    Философия. Отв. редактор Кохановский В. П. Ростов н/Д, 1997. С. 446-451; 438-441.
  • Философия // Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю Сидориной, В. П. Филатова. М., 1996. (Часть II. Гл. 2. «Эпистемология...», С.167-169).
  • Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов. М., 1996. С.117-127; 146-155.
  • Лобастов Г. Е. Что же есть истина? // Философские науки. 1991. № 6.
  • С.146-155.
    К вопросу 3:
    Философия. Отв. редактор Кохановский В. П. Ростов н/Д, 1997. С. 457-463.
  • Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов. М., 1996. С. 194-248.
  • Философия // Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю Сидориной, В. П. Филатова. М., 1996. (Часть II. Гл. 2. «Эпистемология...», С.160-163).
    К вопросу 4:
    Философия // Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю Сидориной, В. П. Филатова. М., 1996. (Часть II. Гл. 2. «Эпистемология...», С.164-166).
  • Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов. М., 1996. Гл. XIII.
    К вопросу 5:
    Философия // Под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д, 1997. С. 475-477.
  • Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 45-47, 72-84.К вопросу 6:
    Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998. (раздел II. Гл.4. «М. Хайдеггер: поиски бытия. Философия и наука»)
  • Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. (Гл. «Мишель Фуко - историк безумия, сексуальности и власти», понятия «эпистемы» и «власти»).
  • Лехциер В.Л. Введение в феноменологию художественного опыта. Самара, 2000. (Гл. Пункт 3.2. «Рациональность и литература как производители нормы...») или в: Характерология опыта // Вестник Самарского государственного университета. Самара. 2001. № 1.
    Рекомендации по работе с литературой
    Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.

    Имеются различные виды чтения, и каждый из них используется на определенных этапах освоения материала. Предварительное чтение направлено на выявление в тексте незнакомых терминов и поиск их значения в справочной литературе. В частности, при чтении указанной литературы необходимо подробнейшим образом анализировать понятия. Сквозное чтение предполагает прочтение материала от начала до конца. Сквозное чтение литературы из приведенного списка дает возможность студенту сформировать свод основных понятий из изучаемой области и свободно владеть ими. Выборочное– наоборот, имеет целью поиск и отбор материала. В рамках определенного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса, должно использоваться при подготовке к практическим занятиям по соответствующим разделам. Аналитическое чтение– это критический разбор текста с последующим его конспектированием. Целью изучающего чтения является глубокое и всестороннее понимание учебной информации. Есть несколько приемов изучающего чтения:

    1. Чтение по алгоритму предполагает разбиение информации на блоки: название; автор; источник; основная идея текста; фактический материал; анализ текста путем сопоставления имеющихся точек зрения по рассматриваемым вопросам; новизна.

    2. Прием постановки вопросов к тексту имеет следующий алгоритм:

    - медленно прочитать текст, стараясь понять смысл изложенного;

    - выделить ключевые слова в тексте;

    - постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора.

    3. Прием тезирования заключается в формулировании тезисов в виде положений, утверждений, выводов.

    Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

    В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.

    Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

    Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы.

    Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.

    Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:

    - сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;

    - обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;

    - фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;

    - готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;

    - работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;

    - пользоваться реферативными и справочными материалами;

    - обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим обучающимся;

    - пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);

    - использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;

    - повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;

    - обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);

    - использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).
    перейти в каталог файлов


  • связь с админом