Главная страница
qrcode

реком к уч плану томскdocx. Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования Томской области в 2021-2022 учебном году


Скачать 78.43 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования Томской области в 2021-2022 учебном году
Дата06.09.2021
Размер78.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареком к уч плану томскdocx.docx
ТипМетодические рекомендации
#47673
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3



Приложение 1
Методические рекомендации

по формированию учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования Томской области в 2021-2022 учебном году

Общие положения

Нормативно-правовая основа:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 26.05.2021;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 30.07.2020 № 369 «Об утверждении порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/№390 «О практической подготовке обучающихся»;
  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2017 № ОВ-83/7 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2016 № 08-709 «О списках рекомендуемых произведений»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 № 03-205 «Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2015 № НТ-670/08 «Методические рекомендации по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении образовательной деятельности»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации курсов по выбору»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2016 № 08-703 «Об использовании карт в образовательной деятельности»;
  • Письмо Министерства образования и науки России от 28.12.2011 № 19-337«О введении третьего часа физической культуры»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования»);
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 23.09.2019 № ТС-2291/04 «Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык»;
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 20.12.2018 № 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2017 № 06-1793 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации прохождения обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования, в том числе, с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций»);
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 13.06.2019 № ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»;
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № ДТ-41/06 «Об организации обучения в дистанционной форме»;
  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
  • Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее – Гигиенические нормативы);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.43598-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».


    Общие требования к организации деятельности
    Данные методические рекомендации носят рекомендательный характер и не имеют силы нормативных правовых актов.

    Учебный план - обязательная часть основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (ч. 22 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, далее - ФЗ № 273). Учебный план образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - общеобразовательные организации) – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ст.12, ч.7 ФЗ-№273).

    Учебный план общеобразовательных организаций формируется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО). Требования к учебному плану изложены в п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО.

    Учебный план проектируется с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования, примерной основной образовательной программы основного общего образования, примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее - ПООП НОО, ПООП ООО, ПООП СОО), размещенных на сайте
    В общеобразовательной организации могут быть как один, так и или несколько учебных планов, включая планы разных профилей обучения.

    При наличии необходимых условий общеобразовательные организации вправе разрабатывать индивидуальные учебные планы для группы или отдельных обучающихся. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение ООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (ч. 23 ст. 2 ФЗ № 273).

    Общеобразовательная организация может использовать сетевую форму реализации общеобразовательных программ и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида, уровня и (или) направленности), обеспечивающую возможность освоения образовательных программ обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации общеобразовательных программ осуществляется на основании договора между указанными организациями (п. 16 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» (далее – Порядок) и ст. 15 ФЗ № 273. Возможно освоение обучающимися образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (научных организаций, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе) в сетевой форме (ч. 1 ст. 15 ФЗ № 273).

    Особенности организации деятельности в сетевых формах реализации образовательных программ разъясняются в приказе Министерства просвещения РФ от 30.07.2020 №369 «Об утверждении порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и приказе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»).

    Общеобразовательная организация вправе применять модульные технологии построения учебных планов (п.17 Порядка).

    При проектировании учебных планов программ на основе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения должны соблюдаться Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 и Санитарно-эпидемиологические требования и правила и нормативы, изложенные в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», далее – Гигиенические нормативы (п.14 Порядка).

    Выбор изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (п.18 Порядка). При организации деятельности предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» общеобразовательная организация может руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и оформлению примерных образовательных программ предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература», утвержденными Министерством просвещения РФ 25.03.2020.

    ООП всех уровней общего образования включает обязательную аудиторную нагрузку и вариативную часть, которая состоит из часов части учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, и часов плана внеурочной деятельности. Соотношение объема обязательной и вариативной частей определены во всех ФГОС и составляет соответственно: на уровне начального общего образования – 80% на 20%, основного общего образования – 70% на 30% и среднего общего образования – 60% на 40%.

    Вариативная часть может включать учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов или учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, включая интегрированные курсы. В 2020-2021 учебном году были разработаны примерные программы учебных курсов «Финансовая грамотность. Цифровой мир», «Финансовая грамотность. Современный мир», «Информационная безопасность: цифровой Мир», «Информационная безопасность», «Искусство. Основы инфографики», «Робототехника», «Основы предпринимательства», «Народы России: дорога дружбы», Школа Волонтера», «Индивидуальный проект. Актуальная экология», «Экологическая культура, грамотность, безопасность», «Естествознание», «Рассказы о родной природе» одобрены ФУМО (протокол №4/20 от 26.10.2020). Программы размещены на сайте
    Вопросы организации курсов «Робототехника», «Программирование», «Инженерная графика» разъясняются в методических рекомендациях, например, разъясняются в Письме Минобрнауки РФ от 30.06.2016 № 09-1612 «О направлении информации».

    План внеурочной деятельности, как и учебный план, является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет содержание, формы организации, объем внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность должна быть реализована в формах, отличных от урочных: научно-практические конференции, олимпиады, концерты, выставки, экскурсии, походы, предметные недели и декады, школьные СМИ (радио- и телестудии, пресса), общественно полезные практики и др.

    Основные вопросы организации внеурочной деятельности разъясняются в следующих методических материалах: Методических рекомендациях по созданию сети кружков Национальной технологической инициативы в общеобразовательных организациях, утвержденных Минпросвещения России 28.08.2020; письме Минобрнауки РФ от 24.08.2018 №08-ПГ-МОН-41769 «О рассмотрении обращения» (по вопросу обязательности внеурочной деятельности); письме Минобрнауки РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

    Особенности проектирования программ социальной направленности по добровольческой (волонтерской) деятельности разъясняются в письме Минпросвещения России от 24.09.2020 №06-1040 «О направлении методических материалов». Учет добровольческой (волонтерской) деятельности (личная электронная книжка волонтера) осуществляется в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) dobro.ru.

    В соответствии с п. 12 Порядка рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются общеобразовательной организацией с учетом включенных в примерные общеобразовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

    Продолжительность обучения по уровням образования регламентируется нормами ФГОС, которые устанавливают следующие сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся:
    для начального общего образования - четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года (п. 4 ФГОС НОО);
  • для основного общего образования - пять лет, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год (п. 2 ФГОС ООО);
  • для среднего общего образования - два года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, а также для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу (п.2 ФГОС СОО) увеличивается не более чем на 1 год;
  • в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, срок обучения увеличивается не более чем на один год (п. 2 ФГОС СОО).
    Режим занятий обучающихся, продолжительность учебных четвертей и учебной недели, продолжительность учебного года и каникул, расписание уроков, занятий по внеурочной деятельности и т.п. указывается в годовом календарном графике на учебный год, который разрабатывается общеобразовательной организацией самостоятельно (ч. 2 ст. 30 ФЗ № 273).

    Количество обучающихся в классе (группе) определяется, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах (п. 23 Порядка). При наличии в общеобразовательной организации необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей), например, при наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа языков народов Российской Федерации допускается деление класса на две и более группы (п. 21 «Порядка). В общеобразовательных организациях, признанных распорядительным документом муниципального образования малокомплектными, допускается объединение в группы обучающихся по образовательным программам начального общего образования из нескольких классов (п.21 Порядка).
    2. Обязательные требования к содержанию учебных планов

    В учебном плане общеобразовательной организации должно быть обеспечено наличие всех предметных областей и всех обязательных предметов, предусмотренных ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО (п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ №273):

    а) пп. 12 и 19.3 ФГОС НОО
    Предметные области
    Учебные предметы
    Русский язык и литературное чтение
    Русский язык
    Литературное чтение
    Родной язык и литературное чтение на родном языке (по выбору родителей/законных представителей обучающихся)
    Литературное чтение на родном языке
    Иностранный язык
    Иностранный язык
    Математика и информатика
    Математика
    Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
    Окружающий мир
    Основы религиозных культур и светской этики
    По выбору родителей (законных представителей обучающихся) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики
    Искусство
    Изобразительное искусство
    Музыка
    Технология
    Технология
    Физическая культура
    Физическая культура
      1   2   3

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом