Главная страница
qrcode

тема 3 аускультация легких. Методические рекомендации для студентов по проведению клинического практического занятия


НазваниеМетодические рекомендации для студентов по проведению клинического практического занятия
Дата16.09.2021
Размер63 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлатема 3 аускультация легких.doc
ТипМетодические рекомендации
#47829
Каталог

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра пропедевтики внутренних болезней

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов

по проведению клинического практического занятия

со студентами 3 курса специальности 31.05.02 педиатрия
по учебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней»

РАЗДЕЛ I. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ


Обсуждена на заседании кафедры

«30» августа 2019г.

Протокол № 1


г. Ставрополь, 2019

Тема №3. Аускультация легких

Учебные и воспитательные цели:
Общая цель.

Обучение студентов методике аускультации легких с определением основных и патологических дыхательных шумов.

Частные цели.

Закрепление у студентов знаний и практических навыков по системе органов дыхания.

    Обладать набором компетенций:
    - ОПК- 4 – способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности;

    - ОПК – 6 - готовностью к ведению медицинской документации;

    - ОПК – 9 - способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач;

    - ПК – 5 – готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;

    - ПК – 6 – способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), X пересмотра.

      Учебное время (в академических часах) – 3 часа.


        Учебные вопросы:
        1.Методика проведения аускультации органов дыхания.

        2.Основные дыхательные шумы.

        3.Побочные дыхательные шумы

          Материально-техническое обеспечение:
          1. Методическое пособие кафедры.

          2. Клиническая и лабораторная база – терапевтическое отделение ГБУЗ СК «Городской клинической больницы №2» г. Ставрополя, клиническая лаборатория, кабинет функциональной диагностики, рентгенологический кабинет.

          3. Контингент тематических больных с патологией дыхательной системой.

          4. Наборы тестов для контроля знаний студентов.

          5. Наглядные пособия (информационные стенды, таблицы, схема истории болезни).

          6. Технические средства обучения: стетоскопы, материалы для мультимедийной демонстрации.


            Аускультация легких

            Задачи аускультации:
            Определение характера дыхания – основные дыхательные шумы.
          1. Определение побочных дыхательных шумов – хрипы, крепитация, шум трения плевры.
            Аускультацию спереди производят при положении врача справа от больного.

            Правила проведения аускультации легких:
            Проводить в вертикальном, горизонтальном или положении больного сидя.
          2. Начинают выслушивание с верхушек, оценивая характер дыхания (везикулярное, бронхиальное, амфорическое, наличие побочных дыхательных шумов) справа и слева сравнительно. Больному предлагается глубоко дышать носом, чтобы оценить продолжительность фазы вдоха и выдоха.
          3. Продолжить выслушивание на симметричных участках передней поверхности грудной клетки, переставляя фонендоскоп сверху вниз, обходя область сердца.
          4. В этом же порядке выслушивать подмышечные области, при этом предложить больному положить руки на голову.
          5. Провести выслушивание сзади, начиная с надлопаточных областей, затем в межлопаточных областях и под лопатками, соблюдая принцип сравнительной аускультации.

            При аускультации сзади больной несколько наклоняется вперед, скрещивая руки на груди. Аускультацию сзади производят при положении врача слева от больного.

            При аускультации легких определяют вначале основные дыхательные шумы – везикулярное (альвеолярное) дыхание и бронхиальное (ларинготрахеальное) дыхание, а затем – побочные дыхательные шумы.

            Везикулярное дыхание возникает в результате колебания эластических элементов альвеол в момент наполнения их воздухом при вдохе (альвеолы расправляются), везикулярное дыхание определяется в основном на вдохе и только на 1/3 – на выдохе.

            Везикулярное дыхание может быть ослабленным при эмфиземе легких, в начальной стадии пневмонии, при утолщении листков плевры при накоплении жидкости или воздуха в плевральной полости, при обтурационном ателектазе легкого. Везикулярное дыхание с усилением фазы выдоха называется , оно наблюдается при сужении просвета мелких бронхов, при бронхитах. Различают еще саккадированное, прерывистое везикулярное дыхание при неравномерном сокращении дыхательных мышц, нервной дрожи, ознобе и при воспалительных процессах в мелких бронхах.

            Бронхиальное дыхание возникает в гортани и трахее при прохождении воздуха через голосовую щель, возникающие при этом звуковые волны по столбу воздуха распространяются по всему бронхиальному дереву, оно слышно в основном на выдохе и в норме хорошо выслушивается над гортанью, трахеей и в местах проекции на грудную клетку бифуркации трахеи (в области рукоятки грудины, в межлопаточном пространстве на уровне III-IV грудных позвонков).

            Над другими участками грудной клетки из-за массивного слоя легочной ткани, расположенного между бронхами и грудной стенкой, оно заглушается и не проводится на поверхность грудной клетки.

            Патологическое бронхиальное дыхание выслушивается, когда в легких создаются условия для его проведения, например, при уплотнении легочной ткани (воспаление легких, компрессионный ателектаз, инфаркт легкого, пневмосклероз).

            Бронхиальное дыхание может выслушиваться и при образовании в легком полости, большой свободной от содержимого и сообщающейся с бронхом. При наличии полости диаметром 5-6 см, гладкостенной, сообщающейся с крупным бронхом бронхиальное дыхание изменяет свой тембр и называется
            Побочные дыхательные шумы

            Хрипы - возникают при воспалении трахеи, бронхов или в полости, их делят на сухие и влажные.

            образуются в бронхах при их воспалении – бронхит и бронхоспазме – бронхиальная астма. Они выслушиваются в фазу вдоха и выдоха и в зависимости от просвета бронхов делятся на высокие, дискантовые, свистящие и на низкие, басовые, гудящие или жужжащие хрипы.

            образуются при скоплении в просвете бронхов жидкого секрета (мокрота, отечная жидкость, кровь) и прохождении воздуха через этот секрет, они выслушиваются в фазу вдоха и выдоха и в зависимости от просвета бронхов делят на мелко-, средне- и крупнопузырчатые, последние могут выслушиваться над полостями.

            Влажные хрипы могут быть звучными или консонирующими и незвучными, неконсонирующими. Звучные влажные хрипы выслушиваются, когда бронхи окружаются плотной легочной тканью и могут указывать на воспаление легких. Незвучные влажные хрипы часто выслушиваются в нижних отделах грудной клетки при застойных явлениях.

            Характерной особенностью хрипов является их изменчивость после покашливания (они усиливаются или исчезают).

            Крепитация – возникает в альвеолах при накоплении в них жидкого секрета, который склеивает стенки альвеол на выдохе, а на вдохе они разлипаются, крепитация наблюдается в основном при воспалении легких, иногда – в нижних отделах с двух сторон легких при сердечной недостаточности, тогда она – незвучная в отличие от звучной крепитации при воспалении легких.

            Выслушивается крепитация только на высоте вдоха и не изменяется после кашля.

            Шум трения плевры. При воспалении плевры, обезвоживании, плевральные листки становятся шероховатыми, неровными и при движении их в процессе акта дыхания, возникает шум трения плевры, который прослушивается как в фазу вдоха так и в фазу выдоха.

            Шум трения плевры необходимо отличать от мелкопузырчатых хрипов, которые также слышны в обе фазы дыхания. Их отличают по следующим признакам:
            Хрипы изменяются после кашля, а шум трения плевры не изменяется.
          6. Шум трения плевры усиливается при надавливании на грудную клетку, а хрипы не изменяются.
          7. При зажатом носе и закрытом рте с втягиванием и выпячиванием живота из-за отсутствия движения воздуха по бронхам выслушивается шум трения плевры и исчезают хрипы.
          8. При воспалении плевральных листков шум трения плевры обычно сопровождается болью.

            Затем определяется – проведение шепотной речи

            с гортани на поверхность грудной клетки. В норме она проводится слабо, одинаково с обеих сторон в симметричных отделах.

            Усиливается бронхофония при уплотнении легочной ткани при образовании полостей в легких, как и при определении голосового дрожания, но определение бронхофонии позволяет раньше выявить очаги уплотнения в легких, особенно у ослабленных больных с тихим голосом.

              Практическая часть:
              - курация больных терапевтического отделения;

              - написание кураторских листов;

              - чтение и трактовка результатов лабораторно-инструментальных исследований.

                Вопросы для самоконтроля
                Как проводится аускультация легких?
              1. Как образуется везикулярное дыхание?
              2. Что такое «жесткое» дыхание?
              3. Что такое бронхиальное дыхание и где оно выслушивается в норме?
              4. При какой патологии в легких выслушивается бронхиальное дыхание?
              5. Как образуются хрипы и какие они бывают?
              6. Что такое крепитация, механизм ее образования?
              7. Как образуется шум трения плевры и как его отличить от хрипов?
              8. Что такое бронхофония и каково ее диагностическое значение?


                  Рекомендуемая литература:

                  Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Текст] : учеб. для студ.мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2012. - 848c.
                1. Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс]: учеб.для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2012. - 848c.- Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970421321.html?SSr=3301337aeb105a62164857828011959
                2. Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс]: учеб.для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2015. - 848c.- Режим доступа:


                  1.Основы семиотики заболеваний внутренних органов [Текст] : учеб.пособие / А.В. Струтынский [и др.]. - 8-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2013. - 304 с.

                  2.Практическое руководство по пропедевтике внутренних болезней: уч. пособие / под ред. С. Н. Шуленина. – М.: МИА, 2006. – 256 с.
                  перейти в каталог файлов


связь с админом