Главная страница
qrcode

Лекция1. pptx_90e4fd2963e5070bc19b5f178d6a314c. Лекция 1. Предмет, объект и методы современной психологии и педагогики Лектор руководитель цппс стгму


НазваниеЛекция 1. Предмет, объект и методы современной психологии и педагогики Лектор руководитель цппс стгму
Дата11.09.2021
Размер3.5 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файла Лекция1. pptx_90e4fd2963e5070bc19b5f178d6a314c.pptx
ТипЛекция
#47766
Каталог

Лекция№1. Предмет, объект и методы современной психологии и педагогики


Лектор: руководитель ЦППС СтГМУ,

кандидат психологических наук, доцент

кафедры философии и гуманитарных дисциплин

Абакарова Эмма Гаджиевна

План лекции

1.Предмет, объект и основные задачи психологии

2.Место психологии в системе наук

3.Общая характеристика методов психологии

Литература:

1. Гуревич П. С.Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. / П. С.Гуревич.- М. : Юнити-Дана, 2012.

2. Лукацкий М. А. Психология [Электронный ресурс] : учеб. / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 664 с.

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М. ЧеРО, 1998.

.

Цель лекции:

формирование представлений о специфике и значении психолого- педагогического знания для понимания современной научной картины мира в системе наук о человеке.

Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:ОК-5 Готовности к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

Христиан Вольф

Термин «психология» впервые ввел Христиан Вольф в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732 – 1734 гг.

Термин был образован из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука).

Психология (от греч. psyche душа и logos учение ) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика - особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным).  

Психика человека  - это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

ВИДЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

психические процессы – познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение); эмоциональные (эмоции, чувства); регуляторные (воля, речь)
психические состояния – бодрствование, настроение, стресс
психические свойства – направленность личности (интересы, желания, убеждения); темперамент (в чистом виде мало изучен); характер, способности
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ В качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека.
В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.
ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

Современная психология решает две группы задач.

Задачи теоретические: их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике.

Задачи практические: это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Метод психологии - это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Методы научных исследований - это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Наблюдение - метод психологии, включающий в себя описание факта и объяснение его внутренней сущности.

Эксперимент – активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых выявляются психологические явления.

Срез – кратковременное наблюдение.

Лонгитюдное наблюдение – длительное наблюдение в течение нескольких лет.

Включенное наблюдение – метод, в котором наблюдатель становится членом исследуемой группы.

Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психофизиология
Психогенетика
Дифференциальная психология
Педагогическая психология
Возрастная психология
Социальная психология
Медицинская психология
Этнопсихология
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

 1 этап - психология как наука о душе.

 2 этап - психология как наука о сознании.

 3 этап - психология как наука о поведении.  

4 этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.            

I ЭТАП - ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ

Гераклит (530-470 гг. до н. э.) говорил о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению, все вещи суть модификации огня.

Демокрит (460-370 гг. до н. э.), разработал

атомистическую модель мира.

Согласно Демокриту,

душа - это материальное вещество,

которое состоит из атомов огня,

шарообразных, легких и очень подвижных.

Античная психология

Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Трактат « О душе» - первое специально психологическое сочинение, которое в течение длительного времени оставалось главным руководством по психологии, а сам Аристотель по праву может считаться основателем психологии. Наиболее ярко этические аспекты души впервые были раскрыты учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.) - Платоном (427-347 гг. до н. э.). В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию.

II ЭТАП — ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ

Рене Декарт (1569-1650), латинский вариант его имени

Ренатус Картезиус «…знания должны строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее они должны выводиться методом логического рассуждения».

Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704),который утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума.

АССОЦИАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Английский врач Д. Гартли (1705-1757) , заложил основы материалистической ассоциативной теории. По его мнению, нервная система - это система, подчиненная физическим законам.

III ЭТАП — ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ

Американский психолог Дж. Уотсон, заявил «…психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением».

Направление получило название «бихевиоризм» (от англ.бихевиор - поведение). Публикация Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии.

IV ЭТАП - ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОЯВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году основанием в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории.

В 1885 году Владимир Михайлович Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В XX В.


После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений):

• бихевиоризм

• глубинная психология или фрейдизм

• гештальтпсихология

• гуманистическая психология

• генетическая психология

• индивидуальная психология

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

В 60–80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и многие другие.

ВЫВОДЫ

Благодарю за внимание!
перейти в каталог файлов


связь с админом