Главная страница
qrcode

Лекции_для_студентов_ОВД. Лекция история и опыт вожатской деятельности доброго времени суток! Вы начинаете изучение дисциплины Основы вожатской деятельности


НазваниеЛекция история и опыт вожатской деятельности доброго времени суток! Вы начинаете изучение дисциплины Основы вожатской деятельности
Дата29.05.2020
Размер71.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции_для_студентов_ОВД.docx
ТипЛекция
#41885
страница2 из 4
Каталог
1   2   3   4

Тимуровское движение 40-х годов ХХ века

Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-х годов стало «тимуровское движение». «Ти­муровское движение» развернулось в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940-х годов под влиянием повести Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) «Тимур и его ко­манда».

Тимуровцы оказывали помощь семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, престарелым, колхо­зам и совхозам в сельскохозяйственных работах, детсадам, благоустраивали населенные пункты, ухаживали за могилами погибших воинов и др.

Тимуровская команда была задумана писателем в качестве альтернативы пионерской организации. А.П. Гайдар предло­жил детям (в форме повести) методику организации самоде­ятельного инициативного (да еще и «законспирированного») объединения «самих детей», осуществляющих заботу о стар­ших. На годы войны приходится «массовый» размах движе­ния. Создавали их не только старшие подростки, но и взрос­лые. Тимуровское движение не погибло в конце 1950-х годов, а передало эстафету «коммунарскому движению».

Движение педагогических отрядов «выросло» из комму­нарского движения 1960-х годов и первоначально активно использовало наработанную коммунарами методику органи­зации коллективных творческих дел (КТД), на основе нова­торских идей Игоря Петровича Иванова.
История коммунарского движения

В 1956 году по инициативе педаго­га-исследователя Игоря Петровича Иванова (позже профессора ЛГПИ им. А. И. Герцена и действительного члена АПН СССР) в Ленинграде было создано объединение педагогов «Союз энтузиастов» («СЭН»). Этот союз объ­единил несколько старших пионерских вожатых, заинтересованных в решении вопросов организации жизни ребят в пионерской дружине, ищущих пути преодоления формализ­ма в пионерской организации, «СЭНовцы» много работали с материалами о предшественниках, серьезно изучали опыт С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, опыт скаутов, «пионерского движения» 20-х годов, идеи А.П. Гайдара и «тимуровского дви­жения».

Важнейшую роль в распро­странении образа жизни коммунарского коллектива, максимально приближенного к первоисточнику, сыграло то, что коммунарская методика была положена в основу работы в лагере «Орленок».

Летом 1962 года в «Орленке» собрали 50 старшеклассников из различных го­родов, которые впоследствии разъехавшись по своим городам, создали подростковые сообщества, под названием «секции» клуба юных коммунаров. Секции проводили «коллективные творческие дела» и вос­производили стиль и образ жизни лагеря в той мере, в какой они могли их освоить за проведенные в «Орленке» 40 дней.

В 1963 году в «Орленке» прошел первый Всесоюз­ный Сбор юных коммунаров. С этого времени и появился термин «коммунарское дви­жение».

Коммунарское движение распространилось почти на всю страну (крупнейшими цен­трами коммунарского движения были Москва, Ленинград, Че­лябинск, Свердловск, Тула, Воронеж, Харьков, Киев, Донецк, Одесса, Минск, Петрозаводск), воспитало несколько поколе­ний педагогов-энтузиастов и охватывало во времена расцвета (середина 60-х годов) десятки тысяч школьников и подростков.

В осенние, зимние, весенние и летние каникулы в разных го­родах стали проводиться (иногда даже одновременно в не­скольких городах сразу) Всесоюзные коммунарские сборы, на которые собиралось одновременно по 100, 200, 300 чело­век из 10-20 секций клуба ЮК разных городов страны.

С осени 1963 года в «Ком­сомольской правде» ста­ла выходить тематическая страница для старше­классников «Алый парус», которая была задумана как печатный орган «ком­мунарского движения». «Секции» клуба ЮК стали создаваться при редакциях молодежных газет, в школах, при Домах культуры, при Дворцах пионеров. Некоторые из таких «секций» официально числились как городские штабы комсо­мольцев-старшеклассников (ГКШ).

С декабря 1965 года была прекращена поддержка коммунар­ского движения со стороны ЦК ВЛКСМ; было объявлено, что в таком случае дальнейшая судьба коммунарских объедине­ний будет зависеть от их взаимоотношений с комсомольски­ми органами «на местах». Движение официально не запре­щалось, но с тех пор во многих городах отношение к секциям клуба ЮК стало крайне неблагоприятным.
Понятие о коммунарской методике

Иванов Игорь Петрович – педагог, некогда перевернувший в стране действительность детского оздоровительного лаге­ря.

Из воспоминаний Симона Львовича Соловейчика:

«А началось все в разгар хрущевской оттепели. Молодой до­цент ленинградского Педагогического института им. А.И. Гер­цена Иванов собирает у себя на квартире таких же, как и он молодых энтузиастов педагогики…

Пионервожатые, учителя с одной пачкой пельменей на деся­терых сидят прямо на полу, чай, чай, чай и разговоры, разго­воры до утра. Деятельность забюрокраченой пионерии и за­регулированного комсомола их никак не устраивает.

Пионерские лагеря наводят на них тоску, но что предложить взамен? Читают Ушинского, Макаренко, Шацкого, (пробова­ли Крупскую, но не пошло), спорят, не переходя на личности… Этот кружок называется у них «Союзом энтузиастов».

И вот однажды Игорь Петрович просит всех собраться не у себя на квартирке, а в Доме пионеров Фрунзенского района, в ка­бинете методиста Фаины Шапиро. (Фаина и Игорь в ту пору нежно любили друг друга, но это пока к делу не относится).

Когда чай был разлит, Иванов обратился к соратникам с ре­чью:

«Друзья-единомышленники. У меня к вам вопрос: «Что такое «воспитывать»?

«Учить детей лучшей жизни», ласково сказала Шапиро.

«Мы много, о чем спорили, но в одном все согласны: педагог должен вести ребенка к лучшей жизни. Это понятно, но как вести-то?».«Рассказывая им о ней», предположил кто-то.

«Вот-вот, мы постоянно рассказываем детям о лучшей жизни, а они ее в глаза не видели. Мы говорим о подвигах, а дети их не совершали. Мы толкуем о бескорыстии, а многие ребята ни разу ничем не поступились. Мы разглагольствуем о дружбе и даже (да простит нас Партия) о любви, а они уверены, что все это выдум­ки писателей. Дети рапортуют на линейках и пишут в сочинениях о том, что не знают, не чувствуют, не пробовали, не испытывали…».

«Верно говоришь, Петрович, загалдели энтузиасты, но, делать-то, что?»

«А не рассказывать детям о лучшей жизни, а показывать ее, не требования предъявлять, а окунуть их в эту самую жизнь. Пусть ребята на своих юных телах испытают, что доброта и чуткость, товарищество и взаимовыручка, любовь и неж­ность существуют на самом деле, а не в журнале «Пионер».

Пусть уже сейчас поживут той жизнью, которой будет жить вся наша страна после 1980 года, когда мы построим комму­низм, согласно указаниям Никиты Сергеевича…»

И далее Иванов изложил собравшимся свой план.

Нужно организовать для пионеров Фрунзенского района лет­ний лагерь труда и отдыха, т.е. «лагерный сбор». С колхозом договорились, деньги уже дают. И провести этот сбор по со­вершенно невиданной план-сетке. Четыре часа в день ре­бята работают в поле. Но, не просто уныло тяпая по свекле, а творчески. Что значит творчески? Перед каждым выходом создаётся Совет дела. Он придумывает и готовит несколько сопутствующих процессу тяпания мероприятий: веселые ли­нейки с прикольными рапортами, конкурс стенгазет «Свекла на марше» выставка композиций из тяпок, концерт-ромашка «На грядках» и т.д. И вообще, главным девизом нашего лагер­ного сбора будет девиз: «Все творчески, иначе зачем?»

После работы в поле, ребята, умывшись и поевши, что будут делать? Отдыхать? Фиг два вы угадали. Дальше у нас пойдут «ме-ро-при-я-тия». Чтобы дети не начали сразу зевать, заме­ним это страшное слово аббревиатурой КТД, т.е. Коллек­тивно-Творческое Дело.

И будет у нас этих самых КТД пять-шесть штук… в день.

«Энтузиасты» поперхнулись чаем. Не ослышались ли они? Не за всю СМЕНУ, как в нормальных лагерях, а именно В ДЕНЬ? Иванов, ну скажи, что ты пошутил.

Игорь Петрович не пошутил. Отсутствие у детей на сборе сво­бодного времени, насыщение каждого дня творческими со­бытиями — это и была его главная идея. Придумав, подготовив и проведя одно КТД, ребята тут же, без паузы организуют Со­вет Дела и начинают придумывать следующее. «Суд над пес­ней» сменяется «Конкурсом ораторов», который переходит в «Языковую тревогу», а та плавно перетекает в военную игру «Взятие базы» и все венчает Вечернее Дело «Час поэзии». А можно весь день сделать как «День Греции», например…

Когда же тьма, пришедшая из-за леса, скроет обожаемый детками лагерь, то тут-то уж… Нет, и ещё раз нет! Не будет у нас «кина» и «танцулек». После Вечернего Дела дети от­правляются на отрядные «Огоньки». «Огонёк» — еще одно великое изобретение Иванова, которое трудно переоценить.

За день ребята очень устали, физически и эмоционально. Событий и впечатлений было столько, что требуется остано­виться и осмыслить пережитое. Обговорить и оценить каждое Дело крайне необходимо, ибо без этого, по мнению Иванова, любое воспитательное мероприятие не имеет никакого педа­гогического эффекта, а, следовательно бессмысленно.

Дежурные разжигают костры, к которым медленно подтяги­ваются ребята. Тихо поют под гитару (разучивание двух-трех песен в день священная обязанность каждого отряда) пока не подойдёт последний. После чего вожатый (Старший друг по Иванову) начинает разговор. Он напоминает прошедшие за день Дела и предлагает мальчишкам и девчонкам оценить каждое, ответив на три вопроса:

Что было сегодня хорошо? Что было плохо? Как будем жить завтра, чтобы было только хорошо?

«День не закончившийся «Огоньком» пуст, никчемен и прожит зря», – закончил свою речь Иванов» [30, с. 350].

Говоря в общем виде о сути обсуждаемой методики, опреде­лим ее как методику интенсивного формирования и творче­ского развития коллектива социалистического типа.
Коммунарская методика предполагает:

- создание коллектива на основе борьбы за высокие, привлекательные для детей идеалы, формируемые не лозунгами, а жизненной позицией педагога и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни;

- построение коллектива на принципах сменяемости всего ак­тива, коллективного планирования, организации и анализа — и общих дел, и отношений, и поступков;

- организацию деятельности, общественно-значимой («для лю­дей»), личностно-значимой («творчески — иначе зачем»), худо­жественно инструментованной (ритуалами, законами, тради­циями), очеловеченной искренностью, юмором и пониманием взрослыми потребностей детства;

- особую позицию педагога как старшего товарища, способного к сотрудничеству с воспитанниками, позицию, которая обеспе­чивает полное взаимопонимание, взаимодействие коллектива педагогического (старших друзей) и детского (друзей младших).
Чтобы понять, что нового эта методика внесла в педагогику, позволим себе несколько штрихов к портрету школы начала пятидесятых годов:



На пионерских сборах и комсомольских собраниях
Высшее проявление коллективного творчества –
В коллективе ученическом, в комсомольской группе, в пио­нерском отряде –
Одни только выступают, другие только слушают, поэтому ре­альной была
Кое-где замеча­лись тлеющие угольки тимуровской работы.

В теории и на практике
Это был пери­од, когда идеи А.С. Макаренко еще только начинали прививать­ся на почве массовой школы, причем из всего богатства его на­следия настойчиво внедрялись лишь «единые требования».

На педагогических чтениях Института теории и истории педагогики в 1953 году выступило 36 докладчиков. Из них о формировании сознательной дисциплины и отно­шения к учению с помощью ученического коллектива, пионерской и комсомольской организаций, о работе над Правилами для учащихся, о режиме дня, об орга­низации учителем дежурств в школе, о дневнике как средстве воспитания, о единых требованиях – двадцать шесть; об изучении индивидуальных особенностей – один, о дружбе и това­риществе – три (в том числе доклад В. Сухомлинского), об эстети­ческом воспитании — один. Об инициативе и самодеятельности — ни одного.
И.П. Ивановым была сформирована методика коллектив­ной организаторской деятельности, включавшая 3 звена:
Коллективное планирование.
  • Организаторскую работу.
  • Коллективное обсуждение и оценку сделанного.

    Непосвященному многие элементы коммунарской методики в словесном изложении покажутся, возможно, банальностью. Но без технологии воспитания не существу­ет. За одними и теми же словами: сбор, огонек, коллективный анализ, планирование, разведка дел и друзей, творческая за­бота, организаторская деятельность – может не содержаться ничего кроме пустых слов, а может – огромное педагогиче­ское богатство.

    Педагогический успех коммунарской методики включает не­сколько условий:
    первое условие – общая забота;
  • второе условие – товарищество;
  • третье условие – единство мнений и действий, воли и чувств;
  • четвертое условие – единый коллектив;
  • пятое условие – творчество, а не шаблон.

    На сегодняшний день современные студенческие педагогические отряды состав­ляют основной кадровый потенциал страны в сфере детского отдыха и оздоровления. Сохраняя традиции, участники пе­дагогических отрядов, как и в прежние времена, работают в загородных лагерях и детских центрах вожатыми, организуют акции в поддержку социально незащищенных слоев населе­ния, участвуют в масштабных мероприятиях, акциях государ­ственного значения.
    ЗАДАНИЕ:

    1) Подготовить презентацию по одной из представленных ниже тем:

    - Основоположники зарубежного скаутизма;

    - Основатель скаутского движения в России;

    - Первые пионерские сообщества;

    - Тимуровское движение;

    - Коммунарское движение.
    2) Посмотреть видео для закрепления учебного материала
    ЛЕКЦИЯ 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
    Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию деятельности лагерей для детей и молодежи, деятельность вожатого Права и свободы не являются абсолютными; независимо от чьих-либо прав и обязанностей главная задача, которой должна быть подчинена деятельность любого сотрудника детского лагеря – обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, даже если ради этого придется ограничить чьи-либо права. Вожатому необходимо ориентироваться в большом объеме нормативно-правовых документов.

    Важно обратить внимание на следующие нормативные документы, регламентирующие жизнедеятельность лагеря в России.

    1. Конвенция о правах ребёнка

    2. Конституция РФ

    3. Гражданский кодекс РФ

    4. Трудовой Кодекс РФ

    5. Уголовный Кодекс РФ

    6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (последняя редакция).

    7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 124-ФЗ.

    8. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» с 01.01.2009 г. от 27.12.07 г. № 656.

    9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

    10. Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление от 01.04.2014 г. № 09-613.

    11. Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (приложение к письму № 2 Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06).

    12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № 73 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 „Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»
    Конвенция о правах ребёнка

    Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Учитывайте возрастные особенности при планировании отрядной работы и индивидуальных поручениях детям.

    Статья 2. Ребенок имеет право на имя. В первые дни смены необходимо проводить как можно больше игр на знакомство, чтобы дети и вожатые быстрее запомнили имена друг друга.

    Статья 3. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Учитывайте мнение и мальчиков, и девочек при решении любых вопросов жизнедеятельности отряда. Принимая решение о поощрении или наказании воспитанников, учитывайте мнение детского коллектива.

    Статья 4. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. В первые дни смены вожатый должен изучить увлечения, хобби детей. Чтобы у мальчиков и у девочек в отряде были равные возможности для реализации своих способностей, при планировании отрядной работы необходимо сбалансировать количество интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий.

    Статья 5. Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. Поощряйте создание и деятельность в лагере, в отряде органов детского самоуправления, в которых равно представлены и мальчики, и девочки.

    Статья ст. 9, ч. 3. Ребенок имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими. Поддерживайте у детей отношение к семье как к ценности.

    Статья 20, ч. 1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь. Устраивайте совместные вечера, чаепития с детьми из специализированных отрядов.

    Статья. 17, ч. 1. Ребенок имеет право на доступ к информации. Сообщите детям и их родителям почтовый индекс, адрес и телефон лагеря, а также официальный сайт лагеря или официальные группы лагеря в социальных сетях.

    Статья ст. 16, ч. 1. Ребенок имеет право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции. Вожатый не имеет права досматривать и позволять кому-то досматривать личные вещи ребенка без его разрешения.

    Статья 27, ч. 1. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Вожатый обязан познакомить детей с нормами санитарно-эпидемиологического контроля и требованиям техники безопасности и контролировать их соблюдение.

    Статья 24, ч.1. Ребенок имеет право на медицинскую помощь. Покажите каждому ребенку в отряде, где располагается медпункт. Ознакомьтесь с медицинской картой ребенка. Не занимайтесь самолечением детей, при первых симптомах заболевания немедленно покажите ребенка врачу.

    Статья 19, ч. 1. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации. Используйте наказание только в крайних ситуациях. Не наказывайте ребенка лишением еды, запиранием в комнате или другими формами лишения свободы. Лучше лишите его на время каких-либо привилегий.

    Статья 32, ч. 1. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. Не заставляйте детей выполнять трудовые обязанности сотрудников лагеря (мыть полы в комнатах, убирать в туалетах, мести территорию, переносить тяжести, чистить картофель на кухне), тем более не наказывайте трудом. Необходимо иметь четкое представление, что причинение вреда ребенку – как физическое, так и моральное (побои, истязания, действия сексуального характера, оскорбление и т.д.) – будет в обязательном порядке расследовано представителями органов социальной защиты, профсоюзов, организаций – работодателей, органами прокуратуры, если речь идет о действиях (бездействии), попадающих под признаки уголовно наказуемого деяния.
    1   2   3   4

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом