Главная страница
qrcode

Лекции_для_студентов_ОВД. Лекция история и опыт вожатской деятельности доброго времени суток! Вы начинаете изучение дисциплины Основы вожатской деятельности


НазваниеЛекция история и опыт вожатской деятельности доброго времени суток! Вы начинаете изучение дисциплины Основы вожатской деятельности
Дата29.05.2020
Размер71.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции_для_студентов_ОВД.docx
ТипЛекция
#41885
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ И ОПЫТ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Доброго времени суток!
Вы начинаете изучение дисциплины «Основы вожатской деятельности». Для чего она собственно нужна? В преддверии летней вожатской практики всем вам предстоит окунуться на три недели в прекрасный мир детского лагеря и вообще работы с детьми разного возраста. Поэтому главной целью этой дисциплины является

обеспечение теоретической и практической подготовки к работе вожатых в детских оздоровительных лагерях и образовательных организациях.
С чего все начиналось?

В Европе в 1876 году в швейцарских Альпах был построен первый в мире лагерь отдыха. В него входило всего 68 детей, по преимуществу это были дети из рабочих семей. В качестве воспитателей выступали их же роди­тели-добровольцы. Позднее в лагерях появились и педагоги. Дети строили шалаши, устраивали соревнования, разучивали и пели песни. Взрослые ор­ганизовывали различные походы, экс­курсии, устраивали мероприятия для поддержания командного духа. Игры на свежем воздухе, коллективные по­ходы и жизнь за пределами цивилиза­ции благоприятно влияют на здоровье и эмоциональное состояние детей.

После этого летние лаге­ря стали организовывать и во всем мире. Они появились и в Северной Америке в 1880-х годах. Создан­ные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах. Нация болела, вырождалась, детская смертность была очень высокой. И ре­шение создать дет­ские летние кампусы было продиктовано тем, что преимуще­ства сил природы для физического и мо­рального блага чело­века неоспоримы. По­пулярность таких кам­пусов росла, и в 1890-е годы их появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи из бедных слоев городского населения смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков.

Первые летние лагеря для девочек также стали появляться в начале 20-го века, создавались они «для нового, более са­мостоятельного поколения женщин». Так в 1902 году появляются лагерь Kehonka в Нью-Гемпшире, Wyonegonic в Бриджтоне (штат Мэн), в 1911 и 1912 годах по­являются лагеря CampFireGirls и GirlScoutsofthe USA. Вско­ре начинается строительство летних кампусов для девочек из семей среднего класса.

Движение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов

В Москве по­является, международное движение сетлементовв 1905 году.

Педагогический терминологический словарь дает следующее определение данному термину: «Сетлемент (англ. settlement – поселение) – просветительное общество по воспитательной работе среди детей и взрослых, 1906-1907 гг., Москва. Осно­вано А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацким и др.

Общество осуществляло экспериментальную культурно-про­светительную работу в районе Марьиной Рощи, изучало во­просы социального воспитания детей, организации детских сообществ и воспитательных учреждений нового типа, само­управления и др. В 1907 было закрыто за «попытку проведе­ния социализма» среди маленьких детей.

Главная цельсетлемента – удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи ма­лообеспеченной и малокультурной части населения, факти­чески лишенной возможности получить школьное образова­ние. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу.

Участники Общества считали необходимым вести работу углубленно, качественно и лишь с посильным количеством детей (около 300 детей). Педагоги создавали условия, ко­торые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и ум­ственной жизнью. B обучении упор был сделан на усвоение практических знаний необходимых для жизни. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения меж­ду старшими и младшими товарищами.

Движение организаторов русского скаутизма 10-х годов ХХ века

На развитие скаутского движения ока­зали большое влияние работы Эрне­ста Сетон-Томпсона. С детства Эрнест любил природу, часто гулял по канадским лесам, следил за животными, описывал их поведение, рисовал.

В ходе написания своих произведений Сетон-Томпсон по­степенно сформировал идею «пионеринга», частично связан­ную с его мировоззрением, частично – с романом Ф. Купера «Пионеры», где повествуется о первых американских переселенцах.

В 1900 году на его поместье повадились набегать мальчиш­ки, которые регулярно мародерствовали и наносили боль­шой ущерб имуществу писателя; стремясь их унять и занять чем-то другим, он разработал программу воспитания детей на природе. В 1902 году вышла первая статья Томпсона, по­священная данной теме. За 4 года вышло еще несколько ра­бот, а его идеи получили общенародную поддержку и вскоре вылились в национальную программу скаутов.

В 1907 году появляется скаутское движение в Великобри­тании, которое организовал полковник сэр Роберт Сти­венсон Смит Баден-Пауэлл, человек, избравший военную карьеру и практически всю свою осознанную жизнь, проведший в походах английских колониальных войск. В составе тринадцато­го гусарского кавалерийского полка он был отправлен на службу в Индию.

С детства любя охоту, Баден-Пауэлл вскоре прославился как лучший следопыт и охотник, великолепно знающий тайны джун­глей. Тяжелые условия службы в Индии быстро развили твердый характер, настойчивость, хладнокровие и решительность. Из­любленной охотой Баден-Пауэлл было выслеживание кабанов и борьба с ними один на один с копьем. Этот вид охоты был на­столько опасен, что многие охотники редко принимали в ней уча­стие. Здесь, в Индии, Баден-Пауэлл становится известен и как хороший полевой разведчик, который сформировал из солдат своего полка отряд разведчиков. Из страниц его дневника мож­но видеть, что именно здесь появилась мысль о воспитательном значении разведческой тренировки, лагерной жизни и охоты.

Баден-Пауэлл участвовал практически во всех экспедици­ях английской колониальной армии в разных частях света, и в 1890 году оказался на острове Мальта, где впервые стол­кнулся с легендами и преданиями рыцарского ордена иоан­нитов. Их законы и послужили в будущем фундаментом для создания свода моральных законов скаутов.

В 1899 году началась англо-бурская война. По долгу службы он оказался в маленьком слабоукреплен­ном городке Мейфикинг. Город осаждали превосходившие по численности его гарнизон войска. Солдат катастрофиче­ски не хватало, и тогда возникла мысль собрать городских мальчишек. Так появился первый отряд мальчиков-велосипе­дистов, или, как их называли, мейфикингских кадет, которые заменили взрослых. Несмотря на опасность, на велосипедах они развозили приказы, служили вестовыми, патрульными, наблюдателями. Их доблесть часто воодушевляла взрослых. Осада продолжалась 217 дней, и известия о ней и о мужестве городских мальчишек докатились до Англии.

После этого Баден-Пауэлл стал получать письма от английских ребят, которые восхищались своими сверстниками и очень хотели быть на них похожими. Баден-Пауэлл возвращается в Англию и убеждается в недостатках английской воспитатель­ной системы. Школа, по его мнению, не может сформиро­вать характер ребенка, она лишь дает определенную сумму знаний.

Время с 1902 по 1907 годы можно считать периодом, пере­менившим всю жизнь Баден-Пауэлла. Результатом этой пере­мены стало стремление к более обширной государственной работе и новая программа воспитания – скаутинг.

В 1907 году была сделана первая попытка проверить логич­ность критики существовавшей воспитательной системы. Ба­ден-Пауэлл собрал группу мальчишек, представляющих раз­ные социальные слои общества, и организовал с ними лагерь на острове Броунси. Лагерь был палаточный, и участвовало в нем всего 22 человека. Удача этого опыта была столь оче­видна, что в 1908 году появляется его книга, где изложены ос­новы скаутинга «Scoutingforboys», которая мгновенно расхо­дится в Англии. Движение распространяется по всей стране, проникает в колонии, и Баден-Пауэлл понимает, что его необ­ходимо доводить до логического завершения, т. е. создавать организацию.

Официально движение бойскаутов было ос­новано в 1908 году. В 1910 году Баден-Пауэлл окончательно оставляет военную службу и целиком отдается руководству своим детищем.

К 1913 году скаутское движение принимает крупные разме­ры во всех странах Европы и Северной Америки. К 1925 году в США было около 300 скаутских лагерей. Маль­чиков и девочек учили основам выживания в условиях дикой природы, занимались с ними гимнастикой, учили плавать, об­учали основам декоративно-прикладного искусства. Вечером у костра пели, рассказывали разные истории, устраивали те­атральные представления, здесь же открывали и закрывали сезон – в общем, делали все то же самое, что и в советских пионерских лагерях.

Каким образом об­стояли дела у нас в России? Основатель скаутского движе­ния Баден-Пауэлл (по непроверенным дан­ным) побывал в России дважды. Первый раз как шпион, когда он вместе с братом, тоже разведчиком, пытался проникнуть на территорию воинской части в Царском Селе, чтобы разведать устройство русских военных аэростатов. Братья были задер­жаны, но им удалось бежать и достичь английского торгового судна, ожидавшего их в гавани Санкт-Петербурга. Второй раз он появился в России вместе со своей новой воспитательной системой.

Первый русский вариант «Scoutingforboys» был напеча­тан Академией Генерального штаба и вышел под названием «Юный разведчик». И в России родоначальниками этого на­чинания стали тоже военные, в частности, капитан первого лейб-гвардии стрелкового его Величества полка Олег Ива­нович Пантюхов.

Он родился 3 октября 1882 года. Его отец был доктором, из­вестным ученым-антропологом. Учился Пантюхов в Тифлис­ском кадетском корпусе, потом в Павловском военном учи­лище в Петербурге. Вспомним, что Россия в 1904–1905 годах проиграла войну с Японией и, как у Баден-Пауэлла, у многих представителей русской интеллигенции появилась мысль о необходимости дать молодежи патриотическое воспитание. Так, в 1908 году возникло дви­жение «потешных». Это название было взято в память о маль­чиках, с которыми Петр Великий играл в войну, а потом соз­дал из них лучшие гвардейские полки – Семеновский и Преображенский.

Проходило это движение под эгидой Министер­ства Просвещения в виде военизированных отрядов, сначала для сельской, а потом для городской молодежи. Отставные унтеры учили мальчиков маршировать, петь стро­евые песни, делать приемы деревянными ружьями. Но Пан­тюхов понимал, что такая организация узка по своим целям и слишком военизирована. Как и Баден-Пауэлл, он отвергал милитаризацию детей. И подчеркивал, соглашаясь с Баден-Пауэллом, что маль­чишками и юношами должны руководить свои же сверстники, а задача взрослых – лишь помогать им.

Весной 1909 года, Олег Иванович выбрал шесть человек, первых скаутов — Кирилин, Перманов, Ильин, Малафеев, Боровков, Иванов. 30 апреля 1909 года считается днем рожде­ния русского скаутинга. Движение быстро распространяется по России и активизиру­ется, как и во всем мире, в связи с началом Первой мировой войны. Да, расцвет скаутинга связан с войной. У подростков появилась реальная возможность принести пользу Родине. Они дежу­рили на станциях, помогали встречать поезда с ранеными, ухаживали за ними в госпиталях, размещали беженцев, со­бирали подарки на фронт, помогали в деревнях крестьянам, в семьях которых на фронт ушли кормильцы. К октябрю 1917 года в 143 городах России насчитывалось около 50 тысяч скаутов.

Но в 1917 произошла Февральская, а за ней и Октябрьская революции. Общество раскололось, раскололись и скаутские органи­зации. Часть из них продолжали делать попытки оставаться нейтральными. В основном, это были те, кто просто любил ра­боту с детьми, любил романтику, приключения и увлекатель­ную лесную жизнь. Но две большие половины пошли либо за белыми, либо за красными, Многие вступали и в комсомол, работали в подполье, где им пригодились скаутские навыки.

Идеологом демократического крыла скау­тов был скульптор Иннокентий Николаевич Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а ... «пионер культуры», «разведчик всего хорошего» маленький друг всего мира...».

После революции 1917 года Иннокентий Николаевич Жуков с группой «скаут-мастеров» (понимавших, что революция «серьезно и надолго»), принял участие в создании пионер­ской организации и вошел в ее Центральное бюро, был орга­низатором первого пионерского отряда.

Самая драматическая страница в отношениях между ска­утингом и РКСМ (Российским коммунистическим союзом молодежи) приходится, пожалуй, на зиму 1921–1922 го­дов. Уже трижды комсомол уничтожал централизованную скаутскую структуру. Массированная критика скаутизма сводилась к следующим положениям:


-



При этом совершенно упускалось из виду, что для скаутов политика и политический строй – дело отцов, а сама организация – национальная, а не по­литическая. И хотя никаких постановлений правительства о запрещении скаутинга не было, начинаются гонения.

Шко­лы отказывают в помещении для скаутских сборов, с ребят- скаутов срывают символику, прорабатывают на собраниях.

ПРИЧИНЫ смерти русского скаутинга были, несомненно, объективные и субъективные:

- в насквозь идеологизированном обществе невозможно было оставаться нейтральным;

- скаутинг требовал выхода общественной энергии ребят. Система же оказания людям добрых услуг и со­вершения добрых дел становилась невозможной при работе организации практически в подполье;

- соответственно, это затрудняло приток свежих, новых сил в ска­утские отряды;

- было создано и пионерское движение, всячески поддерживае­мое властями;

- перестало работать Общество содействия, главный скаут Рос­сии О. И. Пантюхов оказался за границей, а идеолог движения И. Н. Жуков стал сотрудничать с комсомолом;

- тяжелый удар по организации нанесли откровенные преследо­вания.
Подобные процессы проходили во всех городах, хотя деятельность групп не пре­кращалась. 1926 год многие историки считают датой практического прекращения деятельности скаутской организации в России.
Первые пионерские сообщества

Таким образом, мы приходим к тому что, скаутские организации распускаются и расформировываются, но комсомол пока не способен предложить что-либо взамен. И тогда 27 ноября 1920 года ЦК РКСМ создает комиссию по изуче­нию скаутизма и применяемой в ней системе физического воспитания. При этом очень неожиданной для многих становится брошюра Надежды Константиновны Крупской «РКСМ и бойскаутизм». Предлагалось применить чисто большевистскую методику использования дореволюционных учреждений: верхушку отсекать, ап­парат использовать, т.е. применять методы скаутинга, напол­нив его политическим содержанием. Так создается Пионерская организация.

Использовать начали все внешние атрибуты скаутской орга­низации. В бюро по работе среди детей из 7 человек вошли 4 скаутмастера. Комсомол использовал их опыт и умение ра­ботать с детьми. Но само слово «скаут» все равно вызывало неприятие, несмотря на то, что многие скаутмастера прини­мали участие в создании первых пионерских отрядов.

Деятели скаутского движения, принявшие советскую власть и начавшие работу с пионерами, отказались от буржуазных с точки зрения новой власти принципов скаутинга, но оставили в пионерской организации всё самое позитивное с их точки зрения, что было в скаут­ском движении. В пионерской организации сохрани­лись игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохра­нился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его на­правленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.

Таким образом, у истоков пионерского движения стояли вид­ный партийный и общественный деятель Надежда Константи­новна Крупская и один из идеологов русского скаутизма Ин­нокентий Николаевич Жуков. Именно Н.К. Крупская в своей известной работе «РКСМ и бойскаутизм» предложила россий­скому комсомолу создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию», а И.Н. Жуков предложил назвать детскую организацию пионерской.

В 1930-е годы после перевода пионерской организации в шко­лы и подчинения ее школьной администрации «пионерработа» стала все больше и больше напоминать «дополнительные уро­ки» («предметные сборы»). Стали «исчезать» вожатые-парни. В пионерском «активе» стали преобладать девочки. Утратили интерес к организации подростки. Палаточные лагеря труда и отдыха стали преобразовываться в «пионерские здравни­цы», идеалом устроителей которых был детский комфорта­бельный санаторий с утепленными строениями и асфальтом.

В начале двадцатых годов XX века в медицинских кругах и пра­вительственных инстанциях развернулась острая дискуссия по поводу создания государственной системы детского от­дыха. Инициатором и теоретиком этого направления в совет­ском здравоохранении был первый замнаркома здравоохра­нения СССР Зиновий Петрович Соловьёв. В его деятельности дети занимали особое место.

Не по служебной обязанности, а по душевной потребности брал он на себя нелёгкую заботу о здоровье детей и подрост­ков. По его инициативе сразу же по окончании Гражданской войны в СССР стала создаваться разветвленная сеть детских оздоровительных учреждений. Венцом его деятельности в этом направлении стал «Артек» – Всесоюзная эксперимен­тальная детская здравница нового типа.

С развитием пионерского движения в Советском Союзе сеть летних пионерских лагерей неудержимо росла.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом