Главная страница
qrcode

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие и сущность прав человека -1. Лекция сущность, понятие и классификация прав человека


Скачать 219.41 Kb.
НазваниеЛекция сущность, понятие и классификация прав человека
Дата28.09.2021
Размер219.41 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛЕКЦИЯ № 1. Понятие и сущность прав человека -1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛекция
#48019
Каталог
1
ЛЕКЦИЯ № 1. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА
По вопросу о том, что представляют собой права человека, сложилось в целом единодушное представление, а именно: права человека - это такие права, которые имеет или должен иметь человек. Они представляют для всех абсолютную ценность, она безусловна. С другой стороны, потребности и интересы и связанные с ними права и свободы, их содержание изменяются от одного периода развития общества к другому. Таким образом, права человека носят абсолютный и одновременно исторический характер.
Права человека - это права, которыми человек наделен в силу принадлежности к человеческому роду.
Они представляют собой жизненную потребность самовыражения личности. Только обладание правами делает человека субъектом исторического творчества, уникальной личностью. В то же время они обусловливаются социально-экономическими условиями жизни, политическим режимом, природой государства. Иначе говоря, права человека - основные права и свободы, которые заключены в самой сущности человека как человека по его определению и понятию.
Современная концепция прав человека исходит из того, что человек - это часть общества, но он вступает в определенные общественные отношения как самоценная личность. От признания и реализации ее прав и свобод непосредственно зависит характер этих социальных отношений. В этом отражается гуманистическая направленность теории прав человека.
Права человека характеризуются рядом признаков:
- они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
- складываются объективно и не зависят от государственного признания;
- принадлежат индивиду от рождения;
- имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные
(как воздух, земля, вода и т.д.);
- признаются высшей социальной ценностью, выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его содержания;
- представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
2
Права человека - это общесоциальное понятие. Вне социальных отношений их быть не может, как не может быть и обязанностей. Проблема прав человека потому и возникает, что индивид по природе - существо не только биологическое, но и социальное. Поэтому он становится человеком только среди людей.
Права человека значимы и для определения сущности и социального назначения государственной власти. Права человека — явление, неотъемлемое от понимания природы современного государства, оба имеют общую перспективу развития.
Защита прав и свобод индивида - дело не только и не столько самого носителя прав и свобод - отдельного человека. Это прежде всего дело общества, государства, разного рода организаций, отдельных граждан, связь с которыми представляет собой систему внешних взаимодействий человека.
По своему содержанию права человека - это основанные на нормах права и морали притязания (требования) отдельных субъектов к обществу и государству для самореализации и всестороннего развития личности. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни, достижению которого должны содействовать общество и государство.
В аспекте соотношения государства и личности права человека служат пределом осуществления государственной власти.
По своему социальному назначению права человека - это средство защиты, с помощью которого человечество стремится отразить многие угрозы: ядерную войну, голод, экологический кризис и другие опасные явления.
В юридической литературе имеет место терминологическая избыточность в обозначении того, что охватывается понятием прав человека. Так, используются категории: «права человека», «права личности», «права индивида», «основные права»,
«субъективные права», «естественные права», «права человека и гражданина» и т.д.
Однако принцип научной определенности требует дифференциации данных понятий, критерии для этого таковы.
«Права человека», «права индивида» и «права личности» следует использовать как тождественные понятия при условии, если речь не идет о персонификации прав.
Термин «основные права» подчеркивает особый статус человеческих прав в массе позитивных прав и применяется для выделения прав, перечисленных в основополагающих международных
(универсальных и региональных) и конституционных актах.
«Права гражданина» нужно рассматривать как часть прав человека, когда хотят сказать о правах государственно-политической личности, отношениях любого индивида с государственной властью. Когда же ситуация касается прав, принадлежащих каждому, в их противопоставлении правам лиц, имеющих гражданство определенного государства, то права человека необходимо отличать от прав гражданина.
3
В проблеме прав человека наряду с термином "права человека" используется понятие "свободы". Свободы человека имеют много форм проявления и определений.
Одно из первых таких определений содержится во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ней сказано: "Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление каждым человеком его собственных прав не имеет никаких других границ, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование такими же правами".
Можно сказать, что свобода - это способность и возможность человека действовать в соответствии со своим выбором и в целях обеспечения своих интересов и потребностей. Важнейшим из них является стремление быть самим собой, развивать и использовать свой созидательный потенциал, формировать в себе подлинно человеческие качества. Среди этих качеств первостепенное значение имеют свобода воли, стремление к независимости, самоутверждению и достижению высоких общественных духовно-нравственных идеалов.
Свободы человека - сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения, вмешательства других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод.
Свободы человека - сферы, области деятельности индивида, от вторжения в которые государство должно воздерживаться. Государство должно лишь очерчивать с помощью права границы, область, в которых человек действует по своему выбору.
При этом государство защищает правомерное поведение человека. Но одновременно оно ограничивает выход за пределы дозволенных свобод.
Например, демократическому государству нет никакого дела до религиозных убеждений человека. Оно не должно устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной.
Это - свобода каждого человека, его выбор. Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести в отдельных случаях.
Сравнение двух рассматриваемых понятий показывает, что термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата, в то время как термин "права" определяет конкретные действия человека, например право избрать или быть избранным. Однако на практике четко разграничить между права и свободы часто бывает трудно.
Итак, права человека - это такие права, которые имеет или должен иметь человек. Это права, которыми человек наделен в силу принадлежности к человеческому роду. В то же время они обусловлены социально-экономическими условиями жизни, политическим режимом, природой государства. Права человека по
4 самой своей природе универсальны, ибо это права всех людей без исключения. Их субъектами являются отдельные люди, группы людей (дети, женщины, лица без гражданства, беженцы и т.д.), отдельные социальные общности (национальные, этнические, религиозные, расовые группы), народы и все человечество в целом.
Анализ отечественной юридической литературы свидетельствует, что теория прав человека на сегодняшний, день представляет собой многоотраслевое знание,
«сумму» различного рода отраслевого, главным образом, конституционного и международного знания. Однако в настоящее время институт прав человека приобрел фундаментальные характеристики, он стал конститутивным и целеопределяющим признаком права и государственно-правовой системы в целом. Поэтому ясно, что отраслевое его представление недостаточно, права человека нуждаются в более глубоком и одновременно более широком научном осмыслении, т.е. в межотраслевом познании.
Системе прав человека присущи два уровня принципов — фундаментальные и специальные. Фундаментальные принципы обосновывают права, это базовые социальные идеи, они дают первичные и обобщенные представления о правах, выражают общечеловеческие ценности. К ним относятся: уважение человеческого достоинства, свобода, равноправие, солидарность, демократизм, толерантность, справедливость.
Специальные принципы непосредственно развертывают, развивают идею прав человека. Их роль и назначение применительно к государственно-правовой системе — влиять на ее организацию, содержание и функционирование. К ним относятся: сохранение достигнутого обществом и государством уровня обеспечения человеческих прав; взаимосвязь и взаимообусловленность всех групп и видов прав; паритет прав, обязанностей и ответственности; выражение в правовых нормах баланса и компромисса индивидуальных и общественных интересов с природными императивами; универсальность основ и многообразие социокультурных форм выражения прав; гласность и открытость сферы прав человека; обязанность государства и других властных субъектов уважать, обеспечивать и защищать права всех людей (а не только своих граждан); обязанность государства создавать и обеспечивать эффективные механизмы и процедуры, гарантирующие права.
К конституционным принципам прав и свобод человека относятся: всеобщность и неотчуждаемость; единство прав, свобод и обязанностей; равенство всех перед законом; непосредственное действие; гарантированность и защищенность государством. К международно-правовым относятся: принцип уважения прав человека; принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации; принцип равенства прав мужчин и женщин; принцип ответственности за преступные нарушения прав человека и др.
К общим принципы правам человека относятся:
5
- принцип гуманизма;
- принцип свободы;
- принцип равенства и равноправия;
- принцип достоинства личности;
- принцип толерантности;
- принцип справедливости.
Принцип гуманизма. Он основан на таких ценностях, как добро, справедливость, человечность. От него производны остальные принципы. Истоками гуманизма явились идеи мыслителей о нравственной ценности человеческой жизни и личности.
Это также идеи о свободе личности, необходимости защиты достоинства человека. В работах гуманистов, философов прошлых веков (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) утвердились идеи гуманизма о признании человека как личности, его права на свободу и неприкасаемость. Государство должно применять власть лишь на благо членов общества. Критерием государственности были нравственные требования: общее благо, правовые начала. Государство, которое признает приоритет прав человека, опирается на принципы разделения властей, верховенства права, может быть оценено как правовое и нравственное.
Принцип свободы. Главной ценностью для человека является свобода. Только в условиях свободы человек может реализовать свои интересы. Свобода превращает зависимого человека в гражданина. Статус гражданина закрепляет новый характер взаимоотношений человека с государством. Свобода - это возможность и способность индивида действовать в соответствии со своими целями и интересами.
Большинство людей воспринимают это понятие как свободу от чего-то, связывают его с освобождением от прошлого, т.е. главное внимание уделяют идеологическому аспекту свободы, а не правовому. Между тем наиболее важной является трактовка свободы как категории права, как важнейшего принципа права.
Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга и есть правовое выражение свободы. Норма права выступает масштабом, мерой свободы. Она противостоит произволу и привилегиям в рамках правового поля. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры - это не свобода. Сходство двух рассматриваемых категорий прав и свобод определяется через правовую возможность.
Принцип равенства и равноправия. Свобода и равенство - необходимые условия обладания всеми людьми неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.
Свобода неотделима от равенства. Об этом записано в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в Декларации независимости США 1776 г.
6
Принцип равенства (равноправия) означает требование одинаковой меры правовой свободы для всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни.
Рассматриваемый принцип равенства (равноправия), так же как и принцип недискриминации, закреплен не только в конституциях государств, но и в международно-правовых актах. Можно без преувеличения утверждать, что этот принцип является основой современного международного права. На нем базируется вся система защиты прав человека. Современное международное право вобрало в себя все прогрессивное в деле обеспечения равенства и предотвращения дискриминации в отношении людей, что было достигнуто человеческой мыслью и законодательством государств. Принципы равенства (равноправия) и принцип недискриминации получили отражение в таких международно-правовых актах, как Устав ООН
человека 1966 г. и т.д.
Принцип достоинства личности. Одним из источников и принципов прав человека является достоинство личности. Принцип уважения достоинства личности утверждает значимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее социального статуса. Он сформулирован как максима основных законов
(конституций) государств: "Человеческое достоинство ненарушимо". Данный принцип предполагает уважительное отношение к каждому со стороны общества, государства и других людей.
Считается, что это особый источник прав человека. Без достоинства разрушается сама оценка личности. А ее отсутствие наносит ущерб обществу в целом. Лишение человека достоинства стимулирует безразличие его к другим людям, а также его безразличие к общественным ценностям. Результатом этого может стать нетерпимость человека к достоинству других лиц. А это - источник конфликтов в обществе. С другой стороны, достоинство - это признание со стороны общества социальной ценности, неповторимости каждого конкретного человека. Достоинство человека - социальное, социально-психологическое явление, источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами дает человеку возможность самораскрытия, самореализации как личности. Это ведет, в свою очередь, к обогащению, совершенствованию всего человечества.
В философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Она получила признание и отражение в международных актах и других документах. Так, рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах".
Конституция РФ в соответствии с международными стандартами фиксирует следующим образом эту идею: "Достоинство личности охраняется государством.
Ничто не может быть основанием для его умаления"
7
Принцип толерантности - это особый принцип прав человека. Он утверждает чувство уважения к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения.
Принцип справедливости - понятие о должном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав. Справедливость - это некая середина между излишком и недостатком (Аристотель). Справедливость присутствует как оценочный критерий в процессе осуществления прав и свобод человека. По форме и существу пользование и реализация прав должны отличаться правильностью, пропорциональностью, честностью и беспристрастностью. Выполнение этих правил в практической деятельности и будет свидетельствовать о наличии справедливости.
Классификации прав человека.
Права и свободы человека и гражданина – явление разностороннее, именно поэтому создать единую их классификацию очень непросто. Вместе с тем, права и свободы человека и гражданина, разделяют по различным основаниям, в зависимости от тех или иных факторов. Такими основаниями могут быть степень общности прав, а именно те, для кого эти права предназначены, для какой сферы направленности, процедуры защиты прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы могут подразделяться на индивидуальные и коллективные. К коллективным можно отнести такие права, как право на объединение (ст. 30
Конституции РФ), свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий (ст. 31), право на забастовку (ч. 4 ст. 37), права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств (ст. 69 Конституции, Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).
Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные (посредством которых реализуются основные). Так, право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия, поступать на государственную службу (ч. 2, 4, 5 ст. 32); свобода передвижения.
Существует и иная классификация, которая подразделяет права человека на общие права и свободы (принадлежащие достаточно широкому кругу лиц) и особенные (частные), принадлежащие значительно меньшему кругу лиц. Например, права пенсионеров являются общими общие, а права пенсионеров-инвалидов, военных пенсионеров - будут являться особенными; права государственных служащих - рассматриваются, как общие, а права помощников депутатов, работников прокуратуры как особенные.
8
Кроме того, что права и свободы человека и гражданина делятся на абсолютные
права и свободы (т. е. те, которые ни при каких условиях не могут быть ограничены) и права и свободы, подлежащие законодательному ограничению, т.е. относительные.
К первым относятся право на жизнь, достоинство личности, право на жилище, на судебную защиту, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, неприкосновенность частной жизни (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Ко вторым свобода печати, свобода передвижения, право собственности, тайна переписки.
Сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности, являются одним из общепринятых критериев классификации прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этим права и свободы подразделяются на:
1)
Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом.
2) Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом.
3) Экономические права - это права, обеспечивающие и хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом.
4) Социальные права отражают уровень материального развития прежде всего государства и общества, а также их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида.
5) Культурные права влияющие на духовно-культурные отношения, независимость и самобытность духовного мира личности.
6) Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества.
В последние десятилетия достаточно прочно утвердилась классификация прав человека по так называемым поколениям. Она была предложена в конце 70-х гг. XX в.
Карелом Васаком. Чешский ученый выделял три поколения прав человека, которые, по его мнению, соотносятся с тремя идеалами Французской революции: свободой, равенством и братством. Первое поколение прав человека представлено в
Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.4, второе – в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.5, а третье образуют такие права, как право на развитие, право на здоровую окружающую среду и право на мир, которые еще только начинают получать международно-правовое признание. К. Васак назвал их правами солидарности. Сама конструкция поколений прав человека призвана выразить идею развития прав человека. Сторонники данной классификации утверждали, что природа и значение различных поколений прав человека не могут быть поняты вне исторического контекста их появления.
9
Таким образом, К. Васак в своей классификации исходил как из содержательного критерия (характер прав), так и из хронологического (время их признания и обеспечения).
Предыдущее поколение обычно представлено родителями последующего.
Действительно, сторонники классификации утверждают, что права второго поколения необходимы для полноценной реализации прав первого поколения, а международноправовое обеспечение прав третьего поколения создает условия, без которых права первого и второго поколений не могут быть должным образом гарантированы. Вместе с тем поколения сменяют друг друга, а права последующих поколений, способствуя реализации и защите прав предыдущих поколений, не заменяют их. Наконец, новое поколение не предполагает появления потомков иного вида, они остаются теми же по природе, что и их родители. Сторонники классификации прав человека по трем поколениям говорят о том, что они представлены сущностно различными видами прав.
Права первого поколения включают исключительно гражданские и политические права (право на жизнь, свободу, право на справедливый и беспристрастный суд).
Права второго поколения – это социально-экономические права (право на отдых и труд, право на справедливое вознаграждение, социальное обслуживание).
Права третьего поколения представляют собой права народов или права солидарности (право на мир, право народов на самоопределение и на развитие, т.е. коллективные права).
Права четвертого поколения – это новые права, связанные с обострением глобальных проблем человечества и научно-техническим прогрессом (например, право на здоровую окружающую среду, право на информацию)
Права пятого поколения, так называемые соматические права человека, включающие в себя право на смерть, права человека относительно его органов и тканей, право на перемену пола, репродуктивные права человека и т.д.

перейти в каталог файлов


связь с админом