Главная страница
qrcode

Лекции по спортивной биомеханике by Коренберг В.Б. (z-lib.org). Лекции по спортивной биомеханике учебное пособие


НазваниеЛекции по спортивной биомеханике учебное пособие
Дата10.06.2020
Размер1.55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛекции по спортивной биомеханике by Коренберг В.Б. (z-lib.org).p
оригинальный pdf просмотр
ТипЛекции
#42203
страница1 из 22
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
2
УДК 796/799
ББК 75.0я73
К66
Коренберг В. Б.
К66
Лекции по спортивной биомеханике: учебное пособие /
В. Б. Коренберг. – М. : Советский спорт, 2011. – 206 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-0528-1
Курс учебной дисциплины «Биомеханика», федеральный компонент учебной программы физкультурных вузов, рассчитан на 100 часов (из них 50 на самостоятельную работу студентов). Небольшой объем в часах при явно недостаточном знании студентами механики заставляет ограничивать курс элементарными основами спортивной биомеханики (название дисциплины «Спортивная биомеханика» представляется более правильным, так как по своему содержанию и подходам она резко отличается от других направлений биомеханики). Вместе с тем, поскольку биомеханика «в чистом виде» не может обеспечить эффективный анализ не просто спортивной двигательной активности, а ее анализ с позиций спортивной деятельности, т.е. не просто самих по себе двигательных действий без учета решаемых задач, а именно с позиций решения этих задач, в книгу включены элементы кинезиологических положений и подходов. Пособие рассчитано на студентов, аспирантов, слушателей ФПК и на то, чтобы в разных вузах можно было делать акценты на тех или иных разделах курса. К тому же есть студенты, аспиранты, слушатели ФПК, желающие глубже, чем другие, вникнуть в содержание курса, поэтому в лекциях затронуты и те вопросы, которые для большинства из них не обязательны. Преподаватель может ориентировать занимающихся на пропуск ненужных, по его мнению, разделов указанием на те из помещенных в конце лекции вопросов для самоконтроля, на которые не обязательно знать ответ.
УДК 796/799
ББК 75.0я73
© Коренберг В. Б., 2011
© Оформление. ОАО «Издательство
ISBN 978-5-9718-0528-1
“Советский спорт”, 2011
3
ОТ АВТОРА
По мере взросления любой науки становятся всё более заметными новые «белые пятна», на существующем ее уровне не поддающиеся «заполнению», не «закрываемые» знаниями и даже интуитивным пониманием. Наука должна развиваться, представления – совершенствоваться, усложняться. Должны развиваться и прикладные ее аспекты, тоже неизбежно усложняясь. Утверждение, будто хороший ученый может просто объяснить самые сложные понятия, таит в себе лукавство, не отвечает действительности. Популяризация научных положений всегда связана с условными упрощениями, а значит с некоторой вульгаризацией. Она в известных пределах и для известных целей может быть полезна и практически безвредна, но непомерное упрощение – обман, непременно связанный с искажениями смысла предмета рассмотрения. Как говорится, «иная простота хуже воровства».
Это особенно заметно в преподавании тех дисциплин, которые связаны со сложными абстракциями и обобщениями, не укладывающимися в повседневные житейские представления и обыденное мышление. Тем более, если эти дисциплины не относят к числу основных, и для их прохождения выделено так мало часов, что можно говорить только об ознакомлении с элементарными основами наук, которые они представляют.
Сказанное прямо относится к преподаванию биомеханики в физкультурных вузах. Утвердившаяся традиция как бы по умолчанию базируется на предположениях, будто: 1) с позиций механики можно безупречно обосновать целесообразность способов осуществления двигательных действий и 2) человек может иметь исчерпывающую информацию о реальности, что позволяет ему, используя знание некоторых простых закономерностей, целесообразно конструировать свою спортивную двигательную активность. Тем самым представления о реалиях беспредельно упрощаются, и освоившему курс кажется, что всё в спортивной двигательной сфере довольно просто и понятно. Но это же не так!
Практика физического воспитания и спорта нуждается в действенной помощи науки – и как объясняющего средства, и, в не
4
меньшей степени, как средства развивающего, совершенствующего практику, прокладывающего ей новые пути. Но для этого наука должна идти существенно впереди практики. Между тем сегодня теоретические познания в области двигательной активности и спортивной деятельности не только не опережают практику, но даже заметно отстают от нее, чем, можно полагать, объясняется невнимание практиков физического воспитания и спорта к научным представлениям и рекомендациям в этой области. Наука пока не может внятно, непротиворечиво объяснить и аргументированно обосновать даже многое из того, что практикой уже достигнуто: она живет давно устаревшими, зачастую научно некорректными установками и понятиями, апологетикой идей и схем, в свое время прогрессивных и продуктивных.
Кинезиология призвана изменить положение вещей к лучшему, заставляя понять огромную сложность двигательной сферы человека, необходимо втягивающую в себя активность не только мышц, но и большей части нервной системы – периферической, центральной – не говоря уже о соматических процессах. Чтобы понять сложное, необходимо его мысленно (иногда физически) моделировать, а значит – упростить. Но, продвигаясь в познании сложного, нужно и модели усложнять, совсем простые хороши лишь для рождения науки – так сказать, для ее старта.
Упрощение необходимо для понимания. Но неправомерное упрощение больше обманывает, чем помогает разобраться в столь сложном феномене как спортивная двигательная активность. Потому и не сроднилась спортивная биомеханика за 80 лет своего существования с практикой спорта. Мостик между ними появится только если в биомеханику прочно войдут кинезиологические положения и представления – начало этому было положено Н.А. Бернштейном, но продолжения не последовало. Биомеханика, психология и педагогика в органическом единстве составляют ядро кинезиологии. В предлагаемые лекции включены ее элементы. Целесообразно постепенно всё более широко и глубоко внедрять в содержание учебной дисциплины
«Биомеханика» кинезиологические представления. Вряд ли своевременно, да и вряд ли реально осуществимо одномоментное преобразование ее в дисциплину «Кинезиология».
Но в таком случае возникает целый ряд принципиальных вопросов самого разного уровня, на которые необходимо ответить, а для этого сначала их прояснить. Это неизбежно связано с ломкой ряда устаревших представлений и разработкой новых, не укладывающихся в многолетнюю традицию. Вряд ли такое преобразование может всем понравиться, тем более, что это влечет за собой значительное
5
усложнение понятий, отход от привычных (много десятилетий жестко насаждавшихся) вульгарно-материалистических представлений и образа мышления.
Включенные в предлагаемый курс лекций по спортивной биомеханике элементы кинезиологии по-новому освещают ряд важных, в том числе даже фундаментальных представлений, резко усложняющих традиционно навязываемую картину анализа и синтеза спортивной двигательной активности. Пересмотр представлений заставил изменить и понятийный, категориальный аппарат, а значит существенно модифицировать терминологию. Автор отнюдь не пытается утверждать, что здесь изложены истины в последней инстанции, это развивающаяся система представлений, а не застывшая догма. Один из главных критериев, которым руководствовался автор, – обнаружение внутренних противоречий как обоснование для построения внутренне непротиворечивых подходов, систем и логических схем.
Настоящее пособие, содержание которого существенно выходит за рамки Федерального стандарта учебной дисциплины
«Биомеханика», может быть полезным тем, кто хочет лучше разобраться в сложном мире спортивной двигательной активности. При этом нужно понимать, что мы пока в начале пути, что непознанного куда больше, чем познанного. «Наука никогда не решает вопрос, не поставив десятка новых» (Бернард Шоу). На эти новые вопросы еще отвечать и отвечать. «Нужно бежать – иначе отстанешь», как сказала черная королева («Алиса в зазеркалье»). Если с тем или иным в книге читатель не согласится, то изложенное, во всяком случае, заставит его задуматься в поисках доводов против – а задумываться обязательно нужно и есть над чем. Сказал же А. Эйнштейн: «Была б моя воля, я повсюду поставил бы скамейки, чтобы человек мог сесть и задуматься». Задумайтесь.
6
ВВЕДЕНИЕ В СПОРТИВНУЮ БИОМЕХАНИКУ
План лекции
1. Спортивная биомеханика.
2. Измерения, наблюдение, экстраполяции.
3. Мысленное моделирование.
4. Количественный и качественный анализ СДА.
5. Активность и деятельность.
1.1. Спортивная биомеханика
Предметная область, методологические основы. Спортивная биомеханика – одно из направлений биомеханики, существенно отличающееся от других ее направлений (инженерной, эргономической, медицинской, растений и животных) как предметной областью, так и методологически.
Существует спортивная биомеханика как научная дисципли-
на, в рамках которой проводят исследования, устанавливают закономерности и критерии, исследуют достижения спортивной практики, устанавливают принципы и методики моделирования фрагментов двигательной активности, выявления биомеханических причин двигательных ошибок и возможностей их преодоления. Кроме того, спортивная биомеханика рассматривает энергетическую сторону обеспечения двигательной функции. Наконец, изучение произвольных движений закономерно требует изучения функционирования афферентных систем, других механизмов управления телодвижениями и движениями, т.е. обращения к психическим и психофизиологическим функциям – это не свойственно другим направлениям биомеханики, которые изучают функции живого только с позиций механики и ее средствами.
Спортивная биомеханика выступает и как педагогическое
средство, позволяющее повышать эффективность спортивной практики анализом двигательной активности и ее конструктивЛекция 1
7
ным синтезом, обоснованием спортивной техники, ее конструированием, нахождением путей ее совершенствования, нахождением и осмыслением причин двигательных ошибок и эффективных путей борьбы с ними, в том числе путей и приемов профилактики их появления. Закономерности механики исправно
«работают» и применительно к живому – но только при умелом применении.
Спортивная биомеханика как учебная дисциплина в вузах и колледжах физкультурного профиля призвана оснастить студентов как теоретическими, так и прикладными знаниями и умениями, позволяющими использовать их в педагогической практике. К сожалению, выделенные учебным планом для прохождения курса биомеханики 100 часов (50 аудиторных) позволяют лишь поверхностно знакомить студентов с основами этого предмета.
Предметная область научного направления «Спортивная биомеханика» – механические и физиологические закономерности и с их учетом анализ, планирование, синтез и конструирование спортивной двигательной активности человека. Применительно к практике спорта, спортивная биомеханика – педагогическое
средство, применение которого позволяет получить важную информацию о выполненной, выполняемой, намеченной к выполнению системе двигательных актов. Это средство позволяет на объективизированной основе осуществлять контроль за спортивной подготовкой и ее рационализацию. Биомеханика дает возможность познать такие стороны и характеристики двигательной активности, которые без ее применения нельзя было бы подвергнуть анализу и учесть в процессе спортивной подготовки.
Методологические основы спортивной биомеханики – диа-
лектический материализм и системно-структурный подход.
Системно-структурный подход предполагает: 1) анализ – мысленное расчленение объекта на части и их изучение, но не изолированное, а с непременным учетом системности и конкретной
структуры объекта, т.е. функциональной и материальной взаимосвязанности его частей, роли каждой из них в целостной системе;
2) последующий ресинтез системы, т.е. воссоединение мысленно выделенных и изученных частей снова в единое функциональное целое; 3) учет направления, характера и особенностей вероятного
предыдущего развития («истории») объекта и его функций и на
8
этой основе – дальнейшего развития объекта и его функций как систем. При этом как средство используется мысленное, математическое, логическое, компьютерное моделирование.
Системно-структурный анализ предполагает: 1) познание
(или ранее полученное знание): а) состава объектов как систем составляющих их элементов и подсистем, б) структур объектов, т.е. схем внутрисистемных взаимосвязей, в) функциональных и материальных связей между объектами, г) содержания процессов становления (развития в прошлом) и дальнейшего развития
(его вероятных вариантов и особенностей) рассматриваемых объектов, их функций и соотнесения объектов с их функциями и между собой; 2) наличие или предполагаемое появление так называемых системных, или новых, свойств (тех, которых не было у самих по себе элементов системы и которые появились после интеграции их в систему), в том числе таких, появление которых неочевидно (их называют эмерджентными).
Основные методы спортивной биомеханики: 1) моделирова-
ние – физическое или информационное (логическое, образное, эвристическое, математическое, компьютерное); 2) измерения
(инструментальные и неинструментальные), т.е. количественное оценивание объекта; 3) оценивание качественное, т.е. содержательное, рассматривающее как количественные, так и неколичественные, смысловые характеристики объекта, сопряженное с наблюдением; 4) эксперимент; 5) интерполяция и экстраполяция.
Состав и структура спортивной биомеханики. Сегодня то, что принято называть спортивной биомеханикой, интегрирует (системно объединяет) определенные разделы механики
1
, анатомии, гистологии, физиологии, педагогики, даже психологии.
В спортивной биомеханике можно выделить иерархические уровни, определяемые каждый тем, какой иерархический уровень активности входит в его предметную область (рис. 1).
1
В спортивной биомеханике как науке пока применяют только классическую механику, но пришло время обратиться и к более сложным областям механики: теориям упругости, пластических деформаций, оболочек, гидромеханике. Учитывая низкий уровень подготовленности студентов физкультурных вузов в области механики и математики, спортивная биомеханика как учебная дисциплина вынужденно ограничена элементарными основами классической механики.
9 4. Биомеханика решения двигательных задач
(включает всё из 1–3-го уровней + формирование ситуаций, умений, СДЗ,
3. Биомеханика СДД (включает всё из 1–2-го уровней +
планирование и программирование решений СДЗ)
2. Собственно биомеханика (системное программирование и регуляции СДД)
1. Механика роботоподобной модели механо-анатомо-физиологическое изучение тела, телодвижений, движений)
Рис. 1. «Матрёшечная» блок-схема спортивной биомеханики
3-й и 4-й уровни (см. рис. 1) – это уже, на самом деле, не биомеханика, а спортивная кинезиология (логично, в конечном счете, именно ее, а не биомеханику, преподавать в вузах физкультурного профиля). Создал своими работами 3-й уровень и обозначил его как «Биомеханику двигательных действий» Н.А. Бернштейн,
4-й уровень предложил и развивает автор, считая себя в этом плане продолжателем дела Н.А. Бернштейна, развивающим заложенное им направление. Блок-схема названа «матрёшечной», ибо каждый более высокий уровень включает в себя все нижележащие как вложенные в него компоненты. Биофизика, биохимия, биогеология и другие отрасли биомеханики (кроме спортивной) вопросы психологии и педагогики не рассматривают. Поэтому 3-й и 4-й уровни – это (если соблюдать в определениях научную корректность) компетенция уже не биомеханики, а кинезиологии.
Исторически спортивная биомеханика начиналась с 1-го уровня и постепенно «завоевывала» более высокие. И сегодня в рамках спортивной биомеханики (захватывая кинезиологию) проводятся исследования на всех четырех уровнях, в рамках каждого можно проводить анализ спортивной двигательной активности, решая те или иные научные или практические задачи.
Спортивная биомеханика как средство совершенствова-
ния тренировочного процесса. Знание закономерностей спортивной биомеханики позволяет объективизировать анализ как техники спортивных двигательных действий, т.е. той схемы сис-
темы телодвижений и движений, реализацией которой субъект
хочет достигнуть желаемого двигательного результата (эта система может быть замыслена самим исполнителем или предложена ему другим человеком, наглядным пособием, соответствующим текстом), так и ее реализации, т.е. превращения в систему
10
реальных телодвижений и движений, выполнения двигательных действий. Спортивная биомеханика рассматривает и двигательные способности человека, и его двигательные возможности, и его двигательные проявления (последние совсем необязательно осуществляются с полным использованием возможностей).
Биомеханические знания нужны для обнаружения, идентификации (опознания), оценивания и преодоления, хотя бы ослабления причин двигательных ошибок, для их предупреждения.
А ведь львиная доля времени и сил в ходе технической подготовки расходуется как раз на избавление от двигательных ошибок.
Представления тренеров, сформированные в личном спортивном или тренерском опыте, а также почерпнутые из опыта коллег или из специальной литературы, далеко не всегда достаточны (нередко ошибочны, даже грубо ошибочны) для квалифицированного решения текущих вопросов, возникающих на тренировке или на соревнованиях. Эта недостаточность приводит к чрезмерной трудоемкости реализации поставленных целей.
Спортивные метрология и кинезиология. Спортивная метрология как научная и учебная дисциплины – это теоретические (методологические и методические) основы контроля в физическом воспитании и спорте. Поэтому она тесно связана со спортивной биомеханикой. В спортивной метрологии подготовленность занимающегося рассматривается как продукт процесса подготовки, поэтому анализу и оцениванию подвергаются и свойства занимающихся, и их динамика, и процесс спортивной подготовки.
Можно полагать, в перспективе спортивные биомеханика и метрология станут составными частями спортивной кинезиологии в числе основных ее компонентов наряду с рядом разделов спортивной психологии и двигательной педагогики. Это, наконец, позволит органически связать биомеханику со спортивной педагогикой (за полвека преподавания спортивной биомеханики в физкультурных вузах реально такую связь, «мостик» между биомеханикой и спортивной педагогикой создать не удалось).
Спортивная кинезиология как научная и учебная дисциплины, органично объединяющие, интегрирующие те разделы любых наук, которые так или иначе, прямо или косвенно относятся к познанию двигательной активности, включенной в спортивную деятельность человека, позволит этим дисциплинам стать эффек-
11
тивными средствами в широкой спортивной практике, а значит – сделает и биомеханику педагогически более эффективной.
Техника спортивных двигательных действий тесно связана с тактикой, особенно с микротактикой (тактикой построения и выполнения систем телодвижений и движений в рамках отдельных двигательных действий и их связных блоков). Конечно, это
«поле» уже не биомеханики, а кинезиологии, но сегодня традиционно рассматривается в рамках спортивной биомеханики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов


связь с админом