Главная страница
qrcode

Краткий курс Пособие для поступающих в вузы


НазваниеКраткий курс Пособие для поступающих в вузы
Дата02.03.2020
Размер4.51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла6.doc
ТипРеферат
#39946
страница3 из 33
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Северная Венеция. Вторым крупнейшим осколком распав­ шейся «империи Рюриковичей» стала Новгородская земля. Здесь сложился своеобразный уклад общественной и полити­ ческой жизни, во многом противоположный тому, который су­ ществовал во Владимиро-Суздальской земле. Если на северо-востоке Руси возобладала сильная автократическая власть, то в Новгородской земле, напротив, сложилась оригинальная по­ литическая система — так называемая Новгородская респуб­ лика. После народного восстания 1136 г., положившего конец правлению в Новгороде князей-наместников из Киева, вы­ сшим законодательным органом стало вече — собрание всех полноправных граждан. После долгих и обычно бурных дис­ куссий вече выносило решение путём голосования. Воля боль-


39

Документация новгородского веча не сохранилась до на­ ших дней. Учитывая его патриархальный характер, можно предположить, что её и не существовало. Конкретные меха­ низмы принятия решений во многом остаются загадкой для историков. На вечевые собрания не допускались провинциа­ лы, а правом голоса обладали только жители самого Новгоро­ да, что сильно сокращало количество пользователей этой де­ мократией. Допуск к принятию решений был урезан не только по территориальному, но и по имущественному признаку. По сути своей Новгородская республика была олигархией — влас­ тью богачей. В этом отношении Новгород иногда сравнивают
Венецией, где под видом республики процветала олигархия. Такого рода политический маскарад — обычная игра власть имущих. Трудно ясно видеть, где кончается реальность и на­ чинается политическая демагогия.

Демократия — удел свободных и состоятельных людей. Много ли таких было в Новгороде? Новгородская земля с её лесами и болотами была неблагоприятной для ведения сель­ ского хозяйства. Проблема выживания для основной массы населения — крестьян-общинников стояла здесь не менее ос­ тро, чем во Владимиро-Суздальской земле. Новгородская ве­ чевая демократия в реальности была элитарной и распростра­ нялась лишь на узкий круг новгородцев — домовладельцев, глав больших патриархальных семей. Клановая система отве­ чала специфике новгородской экономики. И торговля, и про­ мыслы были занятиями весьма рискованными, требовавшими объединения сил и средств узкого круга всецело доверяющих друг другу лиц. Оптимальной формой организации торгово-


40

Князья в республиканский период истории Новгорода (1136—1478) приглашались в город на определённых условиях
качестве военных специалистов. Их главными задачами были организация походов на соседние страны, а также отпор таким же грабительским нападениям соседей. Захваченные в набегах и походах пленные становились собственностью своих господ. Роль князя во внутренней жизни Новгорода была невелика. Опасаясь тирании, новгородцы бдительно следили за его дей­ ствиями. Даже место для княжеской резиденции было отведено за пределами города — на Городище. Со времён Юрия Долго­ рукого новгородцы обычно признавали своим князем великого князя владимирского или же его сыновей. В случае конфликтов с Новгородом владимирский князь останавливал подвоз хлеба по реке Тверце из южных и центральных районов Владимиро­ Суздальской земли. В городе начинался голод, и вскоре новго­ родцы вынуждены были идти на переговоры.
Новгород был столицей огромного государства, простирав­ шегося от Верхней Волги до Балтийского и Белого морей. По­ добно тому как сам город делился на пять районов («концов»), Новгородская земля со временем разделилась на пять облас­ тей (пятин).
Просуществовав около трёх с половиной веков, своеобраз­ ное новгородское государство в 1470-е гг. было раздавлено во­ енной мощью Москвы. Почему Господин Великий Новгород не мог, да и не хотел выступить в роли «собирателя Руси»? Кажется, хозяева города-государства были слишком увлечены подсчётом барышей, чтобы подумать о будущем своей земли. Не нужно было быть пророком, чтобы понять очевидное: с воз­ никновением единого Российского государства новгородская независимость, а вместе с ней и новгородская политическая система неизбежно должны погибнуть. Так оно и случилось. Отказавшись от борьбы за первенство, Новгород подписал себе смертный приговор. Однако само существование Новго­ родской республики на протяжении трёх с половиной веков свидетельствует о наличии в средневековом русском обще­ стве иных политических традиций, не носивших автократи­ ческий самодержавный характер.



41

Благословенный край.
Третьим историческим наследником распавшейся Руси стали её юго-западные области с города­ ми Галич и Владимир-Волынский (ныне Западная Украина). Это был поистине благословенный Богом край. Он славился мягким климатом и плодородием почвы. Урожаи здесь были обильные. Широкие реки несли корабли к Чёрному морю, где плодов земли уже дожидались предприимчивые греческие или итальянские торговцы. Соответственно и доходы, которые собственник земли мог забрать у крестьянина, были здесь зна­ чительно большими, чем в других районах страны.

Имея такое изобилие, местная аристократия процветала. Галицкий боярин являлся на людях в богатых одеждах, ок­ ружённый толпой челяди. Пришедшим из Киева князьям было необычайно трудно править в этом вечно мятежном крае, где каждый боярин мог при необходимости выставить против князя целое войско. Положение Рюриковичей ещё более ос­ ложнялось близким соседством сильных государств — Венг­ рии и Польши, стремившихся утвердить в Галиче и на Волыни свою власть. В результате всего этого галицкие и волынские князья в XII — начале XIII в. были за редким исключением (Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславович) не более чем пеш­ ками в руках местного боярства. Только нашествие Батыя, разорившее Галицко-Волынскую землю и тем самым ослабив­ шее её аристократию, привело к установлению здесь сильного княжеского правления. Власть в разорённом крае сосредото­ чил в своих руках энергичный и смелый Даниил Романович Галицкий (ум. 1264), действовавший в тесном союзе со своим братом Васильком. Однако уже в первой половине XIV в. раз­ дираемая внутренними распрями и утратившая собственную династию князей Галицко-Волынская земля постепенно пере­ ходит под власть Польши и Литвы.
Помимо Владимиро-Суздальской, Новгородской и Галиц-ко-Волынской земель на территории некогда единой Руси

XIII в. существовало ещё около десятка других суверенных владений — Смоленское, Рязанское, Черниговское, Новгород-Северское, Киевское, Полоцкое, Курское, Переяславское кня­ жества. Политическое дробление Руси продолжалось за счёт разделения княжеств на ещё более мелкие единицы — уделы, где самостоятельно правили младшие братья глав княжеств-


42


3. «ПРИШЁЛ НАРОД НЕВЕДОМЫЙ...».
ВЛАСТЬ ОРДЫ
Имя народа. «Пришёл народ неведомый...» — такими сло­ вами летописец начал свой печальный рассказ о нашествии татар на русские земли. Разделённая на княжества и уделы, страна не смогла собрать достаточно сил для отпора врагам, которых на Руси называли татарами. С научной точки зрения это не совсем правильно: татарами в конце XII в. называлось одно из монголоязычных кочевых племён Центральной Азии. Татары искони враждовали с собственно монголами и были почти полностью уничтожены Чингисханом. Однако название «татары» пережило сам народ, поскольку именно так русские называли всю массу кочевников, пришедших к границам Руси из заволжских степей в 20-е гг. XIII в.
Что касается современных татар, то они в этническом от­ ношении не имеют практически ничего общего ни с татара­ ми, уничтоженными Чингисханом, ни с «татарами», которых привёл на Русь внук Чингисхана Батый. Не следует забывать

того, что, во-первых, собственно монголы составляли лишь небольшую часть разноплемённой армии завоевателей; во-вто­ рых, большинство монголов не вернулось из дальних походов. Они погибли в бою либо, оставшись в завоёванных странах, постепенно смешались с местным населением. Известно, на­ пример, что уже в XIV в. основную массу населения Золотой Орды составляли потомки половцев и других кочевых народов причерноморских степей.

Современные историки, говоря о завоевателях XIII столе­ тия, называют их по-разному: монголо-татары, татаро-монголы, просто монголы или татары. Под этим названием они подразу­ мевают не какой-то определённый народ, а возникшее в начале


43

Всадники погибели. Весной 1223 г. князья Южной Руси вместе с половцами выступили навстречу татарам, которые пришли в степи Причерноморья через Кавказ из Ирана. В кро­ вопролитном сражении на реке Калке татары одержали верх. Однако вскоре они ушли обратно на восток, выполняя волю Чингисхана. Горький урок битвы на Калке не пошёл на пользу русским князьям. Они продолжали враждовать друг с другом и оказались совершенно не готовыми к новому нападению та­ тар. На сей раз это был не скоротечный набег, а грозное на­ шествие.
Численность войска Батыя, обрушившегося на Северо-Вос­ точную Русь зимой 1237/38 г., точно не известна. Вероятно, она не превышала 100 тыс. человек. И всё же это было гораздо больше, чем могли выставить самые крупные русские княже­ ства. Последние силы северо-восточных князей были разби­ ты в битве на реке Сить 4 марта 1238 г. Помимо численности, армия завоевателей имела и ряд других преимуществ: стре­ мительность передвижения, хорошо поставленную разведку, мощные стенобитные машины, железную дисциплину. Вырос­ шие в седле, все монголы были ловкими всадниками. Возмож­ но, это были лучшие воины своего времени. Во всяком случае, именно так представляют их в своих записках посетившие Монголию в середине XIII в. западноевропейские путеше­ ственники — итальянец Плано Карпини и фламандец Гильом Рубрук.
Стремясь запугать народ, подавить волю к борьбе, татары крайне жестоко обращались с пленными, не щадили мирно­ го населения. Так было не только на Руси. Ужасы нашествия изобразил в своих записках очевидец — папский посол в Вен­ грию магистр Рогерий. Однако даже страх погибели отступал перед мужеством. Летописи полны примеров героизма защит­ ников русских земель. Рязань помнила своего Евпатия Колов-рата, а Смоленск почитал чудесного воина Меркурия.

Осенью 1240 г. татары захватили Киев и через Галицко-Во-лынскую землю пошли дальше на запад. Разгромив венгер-


44

его ближайших наследников, вскоре распалась на несколько самостоятельных государств, одним из которых стала Золотая Орда (современники называли её просто Орда). Под властью ордынских ханов, первым из которых был брат Батыя Бёрке (правил в 1255—1266 гг.), находились западные районы совре­ менной Средней Азии, Казахстан, Нижнее и Среднее Повол­ жье, степи Северного Причерноморья и Крым. Русские земли рассматривались правителями Золотой Орды как улус — авто­ номная область, входившая в состав их владений.
Власть Орды. Потомки Чингисхана создали сложную, из­ менявшуюся со временем систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах завоевателей. Историки часто называют эту систему господства татаро-монгольское иго. Время сохранило крайне мало источников для изучения жизни наших предков в период господства татар (1240-е — 1480). Исследователи по-разному оценивают влияние завоевателей на различные сто­ роны жизни Руси. Некоторые вообще считают татаро-мон­ гольское иго мифом, созданным историками для оправдания культурной отсталости России. Однако главные положения всё же неоспоримы. Зависимость русских земель от Орды была губительной и всесторонней. В экономической сфере — ежегодная выплата огромной дани ордынским ханам; в поли­ тической — жёсткий контроль Орды за деятельностью рус­ ских князей; в культурной — принудительное использование русских мастеров для строительства и украшения городов Зо­ лотой Орды, расхищение татарами материальных и художест­ венных богатств Руси во время частых набегов и карательных экспедиций.
Однако известно, что «нет худа без добра». Власть Орды стала тяжким испытанием для русского народа. Именно по отношению к этому периоду русской истории более всего


45



4. ОТ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА
ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВУ
Дипломатия на лезвии ножа. В первые сто лет татарского владычества, когда Золотая Орда находилась в расцвете свое­ го могущества, вооружённая борьба отдельных русских кня­ зей с татарами была бесперспективной и вела лишь к разо­ рению их земель и гибели тысяч людей. Примечательно, что даже князь Александр Невский, прославившийся победами над шведами на Неве (1240) и над немцами на Чудском озере (1242), избегал конфликтов со степняками. Став великим кня­ зем владимирским (1252—1263), он провёл по их требованию перепись всего населения Владимиро-Суздальской и Новго­ родской земель. Она была необходима для установления раз­ мера дани Орде.
Политическое развитие Северо-Восточной Руси во второй половине XIII —XIV в. характеризуется прежде всего борьбой центробежных и центростремительных сил. И если в первые полстолетия чужеземного ига преобладало интенсивное дроб­ ление княжеств, сопровождавшееся жестокими усобицами, — то уже с начала XIV в. начинает явно доминировать тенденция
объединению русских земель. Понять причины этой переме­ ны можно, лишь учитывая изменения в политике Орды по от­ ношению к Северо-Восточной Руси. Во второй половине XIII в. Орда разжигала конфликты между князьями и добивалась по­ корности с помощью постоянных карательных походов в рус­ ские земли. Это привело к полному разорению Северо-Восточ-


46

начале XIV в. на смену разорённым татарскими набегами
княжескими усобицами старым городам Северо-Восточной Руси (Владимиру, Суздалю, Ростову, Переяславлю-Залесско­ му) приходят новые политические центры — Москва, Тверь, Нижний Новгород. Здесь правили представители младших ветвей потомства Всеволода Большое Гнездо. Отношение ор­ дынских ханов к новым претендентам на великое княжение владимирское было двойственным. Желая умиротворения страны, они, однако, опасались, что её объединение под влас­ тью одного правителя создаст реальную угрозу их владычест­ ву. В этих условиях решающее значение приобретали личные качества князей, их умение заслужить доверие хана, убедить его в своей преданности. Московские князья, потомки млад­ шего сына Александра Невского Даниила, — Юрий (правил в 1303—1325 гг.), Иван Калита (правил в 1325—1340 гг.), сы­ новья Ивана Калиты Семён Гордый (правил в 1340—1353 гг.)
Иван Красный (правил в 1353 —1359 гг.) — более других пре­ успели в искусстве дипломатии на лезвии ножа. Они подолгу жили в Орде и до тонкостей изучили её неписаные законы.

конечном счёте умение ладить с Ордой позволило московс­ ким Данииловичам обойти своих основных соперников — кня­ зей Твери и Нижнего Новгорода. Заручившись поддержкой хана, Иван Калита попросту покупал в Орде ярлыки — особые ханские грамоты, дававшие ему право на управление различ­ ными русскими княжествами. Не случайно великий русский историк и писатель Н.М. Карамзин говорил: «Москва обязана своим величием ханам».
Возвышение Москвы. Главными соперниками московских Данииловичей в первой четверти XIV в. были тверские прави­ тели — сыновья князя Михаила Ярославича Тверского, ценой собственной жизни избавившего родной город от татарского погрома. Подобно своему отцу, разгромившему не только мос­ ковские, но и ордынские войска в Бортеневской битве (1317), князья Михайловичи отличались дерзостью и отвагой. Одна­ ко время героев ещё не пришло. В 1327 г. в Твери произошло


47

начале 1360-х гг. — исключение, которое лишь подчёркивает правило. Могущество Москвы неуклонно шло в гору. Новго­ родские бояре внимательно следили за возвышением Москвы, однако не решались открыто ему воспрепятствовать.
Свою борьбу, нередко кровавую и жестокую, московские князья рассматривали как «собирание Руси». Они остро ощу­ щали свою личную ответственность перед Богом и людьми, испытывали раскаяние за совершённые злодейства. Глубокая религиозность Ивана Калиты отразилась и в его прозвище: он постоянно носил на поясе сумку (калиту), из которой наделял милостыней всякого встретившегося ему нищего. Некоторые летописи называют московского князя Иван Добрый. Извес­ тно, что он часто ходил в церковь, имел хорошие отношения
духовенством и построил много новых храмов.
Быстрое возвышение Москвы при Иване Калите и его сы­ новьях неизбежно должно было привести к столкновению

татарами. Внук Ивана Калиты великий князь Дмитрий Ива­ нович Донской (правил в 1359—1389 гг.) в 1368 г. выстроил в Москве белокаменную крепость. В 1370-е гг. он приступил к созданию союза князей, направленного против Орды. После кончины хана Джанибека в 1357 г. Орда вступила в затяжной политический кризис, сопровождавшийся внутренними вой­ нами и ослаблением военного потенциала степной державы. В этих условиях князь Дмитрий Иванович решил, что настало время обнажить меч. Возглавив борьбу с Ордой, Москва долж­ на была закрепить за собой руководящую роль в деле объеди­ нения русских земель.
Дмитрию Донскому достались сильные противники. В 70-е гг. XIV в. в степях возвысился опытный и дальновидный времен­ щик Мамай. Затем его сменил хан Тохтамыш. В ходе начав­ шейся в 1374 г. вооружённой борьбы Москвы с Ордой русские познали горечь неудач (битва на реке Пьяне в 1377 г., нашес­ твие Тохтамыша в 1382 г.) и радость побед (битва на реке Воже в 1378 г., знаменитая Куликовская битва в 1380 г.). Сво-


48

с ним и обширные территории, и роль политического лидера Северо-Восточной Руси со времён Дмитрия Донского стано­ вятся неотъемлемой собственностью (вотчиной) московских князей.
Крест и меч. Возвышению Москвы способствовала Церковь. В лице двух своих выдающихся представителей — митрополи­ та Алексея и игумена Троицкого монастыря Сергия Радонеж­ ского — она благословила освободительную борьбу Дмитрия Донского. История двух монахов, Пересвета и Осляби, при­ нимавших участие в Куликовской битве, стала золотой леген­ дой русского Средневековья. Церковь с её единым вероуче­ нием, богослужебной практикой и иерархией была мощным фактором единения русского народа. Реформа монашеской жизни — введение «общежитийного устава», установившего равенство среди иноков и необходимость совместного тру­ да, — осуществлённая митрополитом Алексием и преподоб­ ным Сергием Радонежским, способствовала укреплению авто­ ритета Церкви и активному участию монахов в хозяйственном освоении Русского Севера («монастырская колонизация»).
Зародившееся в XIV —XV вв. великорусское национальное самосознание получило своё воплощение в художественных формах православия, заговорило языком христианских поня­ тий и символов. Великорусы (русские), украинцы и белору­ сы — три ветви одного исторического древа, корни которого уходят в домонгольскую эпоху.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

перейти в каталог файлов


связь с админом