Главная страница
qrcode

Контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по истории


НазваниеКонтрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по истории
Дата26.05.2020
Размер1.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла垜-11 厓� 2020 憦厲.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#41810
Каталог
Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по истории подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по ИСТОРИИ
1. Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образованиясоответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
ЕГЭпроводится в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённых приказом Минпросвещения России и
Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512.
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ Содержание КИМ определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) и
Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.
3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ ЕГЭ Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений. Задания КИМ включают в себя значительный пласт фактического материала. В тоже время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также на привлечение широкого круга исторических источников, проблемных историче-
ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
3
ских материалов создают возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение образования поданному профилю. Всё
указанное выше позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их подготовки по истории.
4. Структура КИМ ЕГЭ Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом
– задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов
– задания на определение последовательности расположения данных элементов
задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах
– задания на определение по указанным признаками запись в виде слова словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п. Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей слова словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей. Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение участниками экзамена различных комплексных умений. Задания 20–22 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника извлечение информации привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора. Задания 23–25 связаны с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное участник экзамена имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Выполнение задания 25 оценивается в соответствии со специально разработанными критериями оценивания развернутых ответов. ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Таблица 1 Распределение заданий по частям экзаменационной работы Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 56 Тип заданий Часть 1 19 31 55,4 С кратким ответом Часть 2 6
25 44,6 С развёрнутым ответом Итого
25 56 100
5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам деятельности Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта далее – ИКС, каждый раздел которого состоит из следующих составных частей краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы список понятий и терминов список персоналий список источников список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко-культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, частью которой является Историко-культурный стандарт, указывает на необходимость работы с исторической картой. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны. Указанные требования Историко-культурного стандарта стали основой для определения структуры экзаменационной работы (табл. 2).
ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Таблица 2 Соответствие заданий требованиям Историко-культурного стандарта Требования

Историко-
культурного стандарта Задания части 1 Задания части 2 Знание основных событий, явлений, процессов
1. Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами (5 1
)
2. Задание на множественный выбор событий по определённому критерию (7)
3. Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка (11)
1. Заданиезадача (23)
2. Задание на аргументацию
(24)
3. Историческое сочинение (25) Знание основных дат
1. Задание на установление хронологической последовательности (1)
2. Задание на установление соответствия (2) Знание исторических понятий, терминов
1. Задание на установление лишних в ряду терминов по определённому критерию (3)
2. Установление исторического термина поданному определению понятия (4) Знание исторических деятелей персоналий) Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями (9) Работа с историческими источниками
1. Задание на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX–XIX вв.) (6)
2. Задание на атрибуцию исторического источника (XX в, предполагается краткий ответ в виде слова) (10)
3. Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) (12) Три задания к историческому источнику
(20–22) Знание фактов истории культуры
1. Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками (17)
2. Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом (18, 19) Работа с исторической картой Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) (13–16) Знание истории Великой Отечественной войны Задание на отдельной позиции на знание фактов Великой Отечественной войны (8)
1
Здесь и далее в таблице в скобках указан номер задания в работе. ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Ниже приведены основные принципы отбора заданий и составления вариантов КИМ ЕГЭ.
• Значимость проверяемых фактов.
• Отражение различных аспектов истории экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры. В работе 2020 г. выделены отдельные позиции, на которых проверяется знание истории материальной и духовной культуры (17–19) и знание истории Великой Отечественной войны (8).
• Пропорциональность представления заданий, связанных с различными эпохами. Задания на установление соответствия (2, 5, 9, 17) составлены таким образом, что проверяют знание дат, фактов, персоналий по каждому из следующих периодов истории России 1) VIII–XV вв.; 2) XVI – конец
XVII вконец начало XX в 4) начало XX – начало XXI в. Каждое из остальных заданий может проверять знание различных исторических эпох (VIII – начало XXI в, но устанавливается такое сочетание заданий, чтобы в совокупности они примерно в равной степени охватывали основные содержательные разделы курсов истории.
• Обязательное включение элементов содержания по всеобщей истории в задания 1 и 11. В таблице 3 представлено распределение заданий экзаменационной работы по видам проверяемых умений и способам действий. Таблица 3 Распределение заданий экзаменационной работы по видам проверяемых умений и способам действий
Код
2
Основные умения и способы действий Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий поданному виду деятельности, равного 56 1 Знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, периодизации всемирной и отечественной истории 7 13 23,2 2
В соответствии с Перечнем требований к уровню подготовки выпускников, включённым в кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по истории. Знание исторических фактов, процессов и явлений необходимо для выполнения всех заданий КИМ. В данном случае выделен ряд заданий, проверяющих преимущественно знание.
ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
7 2.1 Умение проводить поиск исторической информации в источниках разных типов
4 7 12,5 2.2 Умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)
1 2 3,6 2.3 Умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах историческая карта (схема, иллюстрация)
7 10 17,9 2.5 Умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
2 5 8,9 2.6 Умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса 2 3 5,4 2.7 Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности (историческое сочинение)
1 12 21,4 2.8 Умение использовать исторические сведения для аргументации входе дискуссии
1 4 7,1 Итого
25 56 100 Умения 2.5, 2.6, 2.8 в той или иной мере используются при выполнении многих заданий. В таблице представлены задания, проверяющие преимущественно эти умения.
ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
8
6. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по уровню сложности В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Часть 1 содержит задания базового и повышенного уровней часть 2 – задания базового, повышенного и высокого уровней сложности (табл. 4). Таблица 4 Распределение заданий по уровням сложности
5
Уровень сложности заданий Количество заданий включая критерии оценивания исторического сочинения) Максимальный первичный балл Процент максимального балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 56 Базовый 16 25 44,6 Повышенный
8 15 26,8 Высокий
7 16 28,6 Итого 31 56 100
7. Продолжительность ЕГЭ по истории На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа
55 минут (235 минут. Примерное время выполнения отдельных заданий составляет
− для каждого задания части 1 – 3–7 минут
− для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут
− для задания 25 – 40–80 минут.
8. Дополнительные материалы и оборудование Дополнительные материалы и оборудование не используются.
9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратнопрограммных средств. Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр, требуемое слово (словосочетание. Полный правильный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18,19 оценивается
1 баллом неполный, неверный ответили его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16, 17 оценивается
2 баллами если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр
5
В связи стем, что разные критерии оценивания исторического сочинения (задание 25) имеют различные уровни сложности, в данной таблице каждый из критериев учтён как отдельное задание.
ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом если допущено две и более ошибки (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствует – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами если допущена одна ошибка – 2 баллами если допущено две-три ошибки – 1 баллом если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов. Выполнение заданий части 2 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 20, 21, 22 ставится от 0 до
2 баллов за выполнение задания 23 – от 0 до 3 баллов за выполнение задания
24 – от 0 до 4 баллов за выполнение задания 25 – от 0 до 12 баллов. Выполнение задания 25 оценивается по семи критериям. Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 56. В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ
Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)
«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом <…> В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу. Существенными считаются следующие расхождения.
1. Расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами за выполнение любого из заданий 20–24, составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания (из заданий 20

24), которые были оценены со столь существенным расхождением.
2. Расхождение между суммами баллов, выставленных двумя экспертами за выполнение задания 25 по всем (семи) позициям оценивания выполнения данного задания, составляет 5 или более баллов. В этом случае третий эксперт выставляет баллы по всем семи позициям оценивания выполнения задания 25. Расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами за выполнение задание 25 по любому из критериев К1–К3, К составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы по всем критериям оценивания выполнения задания 25.
4. Расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, выявлены по любым четырём или более позициям оценивания ответа на задание 25. В этом случае третий эксперт выставляет баллы по всем позициям оценивания выполнения задания 25. На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по балльной шкале. ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
10
10. Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с КИМ 2019 года Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. В задании 25 изменены условия выставления баллов по критериям К и К баллы по этим критериям выставляются только в случае, если по критериям
К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов. По критерию К может быть выставлен максимальный балла не 2, как было ранее.
ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Приложение
Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2020 года по ИСТОРИИ Уровни сложности заданий Б – базовый П – повышенный В – высокий.

№ Проверяемые умения, виды деятельности Проверяемое содержание – раздел курса Коды проверяемых требований к уровню подготовки по кодификатору) Уровень сложности задания Максимальный балл за выполнение задания Примерное время выполнения задания
(мин.)
Часть 1
1 Систематизация исторической информации умение определять последовательность событий) С древнейших времён до начала XXI в. история России, история зарубежных стран)
2.6 П 1 3 2 Знание дат (задание на установление соответствия)
VIII – начало XXI в. 1.1–1.5 Б 2 3 3 Определение терминов (множественный выбор) Один из периодов, изучаемых в курсе истории России
(VIII – начало XXI в)
1.1–1.5 Б 2 3 4 Определение термина по нескольким признакам Один из периодов, изучаемых в курсе истории России
(VIII – начало XXI в)
1.1–1.5 Б 1 3 5 Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на установление соответствия)
VIII – начало XXI в. 1.1–1.5 Б 2 4 6 Работа с текстовым историческим источником задание на установление соответствия)
VIII в. – 1914 г. 2.1 Б 2 4 7 Систематизация исторической информации (множественный выбор) Один из периодов, изучаемых в курсе истории России
(VIII – начало XXI в)
2.6 П 2 4 ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
12 8 Знание основных фактов, процессов, явлений задание на заполнение пропусков в предложениях)
1941–1945 гг. 1.1–1.5 Б 2 4 9 Знание исторических деятелей задание на установление соответствия)
VIII – начало XXI в. 1.1–1.5 Б 2 4 10 Работа с текстовым историческим источником краткий ответ в виде слова, словосочетания)
1914–2012 гг.
2.1 Б 1 4 11 Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах таблица) С древнейших времён до начала XXI в. (история России, история зарубежных стран П 3 6 12 Работа с текстовым историческим источником Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (VIII – начало XXI в)
2.1 П 2 5 13 Работа с исторической картой схемой) Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (VIII – начало XXI в Б 1 4 14 Работа с исторической картой схемой) Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (VIII – начало XXI в Б 1 4 15 Работа с исторической картой схемой) Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (VIII – начало XXI в Б 1 4 16 Работа с исторической картой схемой) Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (VIII – начало XXI в П 2 4 17 Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России задание на установление соответствия)
VIII – начало XXI в. 1.1–1.5 Б 2 4
ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
13 18 Анализ иллюстративного материала
VIII – начало XXI в П 1 4 19 Анализ иллюстративного материала
VIII – начало XXI в Б 1 4 Часть 2

20 Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника
VIII – начало XXI в П 2 10 21 Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
VIII – начало XXI в Б 2 15 22 Умение использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источником
VIII – начало XXI в В 2 15 23 Умение использовать принципы структурнофункционального, временнóго и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (заданиезадача)
VIII – начало XXI в В 3 20 24 Умение использовать исторические сведения для аргументации входе дискуссии
VIII – начало XXI в В 4 20 25 Историческое сочинение
VIII – начало XXI в. три периода на выбор экзаменуемого 12 80 ИСТОРИЯ, 11 класс
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Критерии оценивания исторического сочинения Указание событий (явлений, процессов) Б 2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории П 2
Причинно-следственные связи В 2 Оценка влияния данного периода на дальнейшую историю России В 1 Использование исторической терминологии Б 1
Наличие/отсутствие фактических ошибок В 3 Форма изложения В 1 Всего заданий (в скобках – включая критерии оценивания сочинения) – 25 (31); из них по типу задания с кратким ответом – 19; с развёрнутым ответом – 6 (12); по уровню сложности (включая критерии оценивания сочинения Б – 16; П – 8; В – 7. Максимальный первичный балл за работу – 56. Общее время выполнения работы – 235 минут.

перейти в каталог файлов


связь с админом