Главная страница
qrcode

Гимнастика. Конспект заданий по дисциплине Теория и методика базовым видам спорта гимнастика . Задание 1 Раскрыть тему История создания и основы терминологии гимнастических упражнений


НазваниеКонспект заданий по дисциплине Теория и методика базовым видам спорта гимнастика . Задание 1 Раскрыть тему История создания и основы терминологии гимнастических упражнений
Дата05.05.2020
Размер33.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГимнастика.docx
ТипКонспект
#41279
Каталог

Смоленская государственная академия физической культуры,
спорта и туризма.

Кафедра гимнастики.

Работу выполнила студентка 1-го курса
группы 2.2.19
Белка Виктория.

Вариант 4.

Преподаватель: к.п.н., доцент
Антоновский Александр Дмитриевич.

Смоленск 2020

Конспект заданий по дисциплине: «Теория и методика базовым видам спорта: гимнастика».

Задание 1: Раскрыть тему: « История создания и основы терминологии гимнастических упражнений».
История создания.
Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся примерно в V в. до н.э. в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Существует множество видов гимнастики: спортивная, художественная, гигиеническая, оздоровительная и другие.
Гимнастика как средство физического развития, укрепления здоровья, военно-прикладной подготовки и лечения была известна еще в глубокой древности. Древние греки считали, что гимнастика придает телу гибкость, силу, ловкость, стройность, развивает чувство красоты, храбрости, благородства. Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания - бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.
Из гимнастики широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазанье и равновесии, игры, преодоление препятствий. Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение и чуткость. Музыкальное сопровождение занятий позволяло уменьшить их огрубляющее влияние.
В ранний период Средневековья церковь считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. Уступка была сделана феодалам. Они занимались физическими упражнениями с тем, чтобы воспитать себя как воинов. Основой подготовки была верховая езда, вольтижировка. Боевые приемы изучались на деревянном коне. Для развития силы, выносливости и быстроты применялись гимнастические и акробатические упражнения, поднятие и переноска тяжестей.
В систему воспитания постепенно внедряется физическое воспитание - гимнастика. Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) "Об искусстве гимнастики", взгляды на воспитание французского писателя, автора романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле (1494-1553). В конце XVIII - начале XIX вв. в Германии в педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение филантропистов. В созданных ими школах - филантропинах - важное место заняла система физического воспитания - гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему, названную "турнен", и обогатившую немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.
В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».
В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины.
    Основы терминологии гимнастических упражнений.
    Терминология – это раздел лексики, охватывающий термины различных областей производства, техники, науки, культуры, искусства, общественной жизни.
    Гимнастическая терминология
    – это система терминов для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, предметов и упражнений, а также правила образования и применения терминов, установленных сокращений и формы записи упражнений, система специально подобранных слов для обозначения двигательных действий динамического или статического характера (строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, прыжки простые, прыжки опорные, упражнения на снарядах гимнастического многоборья).
    В 1862 г. профессор Пражского университета Мирослав Тырш со своими учениками разработал гимнастическую терминологию, используя слова родного чешского языка. Для определения же движений руками применялись команды: «руки вперед», «руки назад», «руки в стороны», «руки вверх», которые сохранились и до наших дней. Кроме этих понятий, до сегодняшнего дня сохранили свое значение и употребление такие термины: «начи – НАЙ», «СТОЙ», «кружение», «приседания», «вскок», «соскок», «сед», «присед», «упор» и некоторые другие.
    В гимнастике существуют различные способы образования гимнастических терминов:
    а) переосмысливание – слова переосмысливаются, применительно к гимнастике («мост» – прогнутое положение занимающегося с опорой руками и ногами, вариантов опоры много, но во всех случаях остается самое главное для этого элемента – прогнутое положение);
    б) словосложение : «подъем разгибом», «брусья разной высоты», «подъем махом назад», «большой оборот вперед» и тому подобные слова;
    в) образование производных слов: «мах» – «размахивания», «кач» – «раскачивания», «соскок» – «соскоки»;
    г) выполнение: «разгибом», «махом», «медленно», «быстро», «силой», «согнувшись».

    Все термины в гимнастике условно подразделяются на две основные группы: 1. Собирательные термины - с их помощью обозначаются группы сходных по своей структуре движений и упражнений; используются во множественном числе. Например: перемахи, опорные прыжки, стойки, обороты, повороты, круги одной, круги двумя, подъемы, спады, опускания, равновесия, шпагаты, кувырки, скрещения, соскоки и многие другие.
    2. Конкретные термины - которые кратко и однозначно обозначают определенные движения и которые используются только в единственном числе. В этой группе выделяют термины основные и дополнительные (вспомогательные):
    ▪ основные термины определяют структурную принадлежность упражнения (подъем, соскок, оборот, поворот, переворот, перемах, кувырок, круг, стойка, спад, опускание и другие).
    ▪ дополнительные термины: – уточняют способ выполнения (махом, силой, разгибом, переворотом, медленно, быстро, плавно, резко); – условия опоры (упор, вис, упор лежа, упор на плечах, упор на предплечьях, вис лежа, упор лежа сзади, сед, вис лежа на бедрах); – определяют направление движения (назад, вперед, вправо, влево, направо, налево, наружу, внутрь, кверху, книзу).

    В гимнастической терминологии существуют определенные правила, используя которые можно без лишних слов, точно, кратко и понятно объяснять или записывать отдельные движения и целые комбинации на гимнастических снарядах.
    1. Правило сокращающего характера. С целью сокращения записи или объяснения упражнений опускается ряд слов, которые не влияют на содержание самого упражнения:
    нога – при движении ею;
    рука – при движении ею;
    прямые руки и прямые ноги; оттянутые носки;
    положение ног, рук и головы в основной стойке;
    ▪ не упоминается о направлении движения, если оно выполняется вперед (выпад правой);
    ▪ не уточняется направление движения, выполняемое вперед (кувырок, переворот, мах, кач);
    ▪ не уточняется положение ладоней в стандартных положениях рук (руки книзу, руки вперед, руки назад, руки в стороны);

    2. Правило уточняющего характера. Понятно, что полностью все сокращать нельзя, поэтому и существует правило уточняющего характера:
    ▪ необходимо уточнять движение, если возможны различные варианты его исполнения («руки вверх» – не уточняется только один вариант – передний), а все остальные уточняются: «руки вверх дугами внутрь», «руки вверх дугами наружу», «руки вверх дугами назад»;
    ▪ уточнять положение ладоней не в стандартных случаях, например: руки вперед, ладонями книзу; руки вверх, ладонями наружу;
    ▪ повороты на 45, 90, 180, 360° записываются соответственно: полповорота направо (налево); поворот направо (налево);

    В гимнастике существует определенный порядок (формула) записи упражнений, согласно которому упражнение (или отдельный элемент) записывается доступно, точно и кратко. Состоит эта формула из пяти пунктов.
    1. Исходное положение (И.п.), из которого начинается любое двигательное действие или предшествующее первому элементу движение.
    2. Название основного движения: вис, подъем, оборот, перемах, спад.
    3. Способ выполнения основного движения: махом, силой, разгибом, быстро, медленно.
    4. Направление выполнения основного движения: назад, вперед, вправо, влево, книзу, кверху, внутрь, наружу.
    5. Конечное или промежуточное положение: упор, упор сзади, упор сидя, сед, вис согнувшись.

    Терминологическая запись упражнений (элементов) производится в точном соответствии с определенными правилами, требованиями и порядком (формулой). Ничего лишнего при записи быть не должно.
    Терминологическая запись ОРУ:
    ▪ 1-е упражнение. И.п. – о.с.
    1. Левая назад на носок, руки вверх.
    2. И.п.
    3. Правая назад на носок, руки вверх.
    4. И.п.
    Графическая запись – схематическое изображение исходного положения и основных движений с указанием счета под каждым рисунком. Графической записью пользуются при составлении конспектов уроков, при иллюстрации комплексов ОРУ, вольных упражнений. Сочетание текстовой и графической записи – это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике (таблица).

    Задание 2: Разработайте фрагмент подготовительной части урока, используя средства гимнастики для учащихся младших классов( задачи, средства, время).

    Подготовительная часть урока:

    1. К образовательным задачам относятся формирование у учащихся теоретических знаний, практических умений и навыков в процессе занятий;
    2. К оздоровительным задачам относятся укрепление здоровья учащихся, подготовка ЦНС и вегетативных функций, обеспечение готовности двигательного аппарата к действиям.
    3. К воспитательным задачам следует отнести воспитание эстетических (чувство опрятности в одежде, красоты человеческого тела и движений и др.), нравственных (добросовестного отношения к учебному труду, чувства товарищества и взаимной поддержки, честности, открытости и др.) и волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости, терпеливости и др.).




    Содержание
    урока
    Дозировка
    Организационно-
    методические
    указания
    I. Подготовительная часть.
    1. Построение. Приветствие. Сообщение задач урока.


    15 мин
    2 мин

    Краткий инструктаж по ТБ

    Обратить особое внимание на форму учащихся, выявить больных.
    2.Разминка
    Бег в медленном темпе

    3 мин


    ▪ Специальные беговые
    упражнения
    - приставным правым/левым боком
    - с высоким поднимаем бедра

    - с захлестом голени

    - бег спиной вперед

    ▪ Ходьба и ее разновидности с гимнастическими предметами

    - ходьба на носках, руки вверх с гимнастическим мячом


    - ходьба на внешней стороне стопы, руки на пояс


    - ходьба скрестным шагом, руки вперед, держа скакалку
    ▪ ОРУ с гимнастической стенкой.
    1) И.п. – стоя спиной хват снизу на уровне головы.
    1-2 – шаг правой, прогнуться

    3-4 – и.п.

    5-8 – то же, левой.

    2) И.п. – вис стоя лицом, на первой планке хват сверху на уровне пояса

    1-3 – три наклона вперёд

    4 – и.п.

    3) И.п. – стоя правым боком, хват правой на уровне пояса, левая на пояс

    1 – присед на правой, левая в сторону

    2 – и.п.

    3-4 – то же, на левой стоя левым боком
    ▪ ОРУ с гимнастической палкой.
    1) И.П. - ноги на ширине плеч, палка горизонтально вверху, хват сверху шире плеч:

    1-4 - пружинящие наклоны влево;

    5-8 – то же вправо.

    2) И.П. - стойка ноги вместе, палка горизонтально за спиной

    под локтями.

    1 - выпад левой;

    2 - вернуться в исходное положение— вдох;

    3-4 — то же правой.

    3) И. П. - стойка ноги вместе, руки на пояс, палка на полу справа.

    1-4 - Прыжки боком через палку.
    2 мин

    2 мин

    6 мин
    Выполнять упражнения в непрерывном темпе

    Бедро поднимать выше, делать упражнение резче.

    Чаще захлест
    Следить за равнением строя, следить за работой руками, стопы ставить мягко.

    Подняться выше на носках, руки прямые, ноги не сгибать, голову поднять.

    Голову держать прямо, туловище прямое, ноги немного согнуты в коленях.

    Руки прямые, выполнять резче.
    Спина прямая, ноги не сгибать


    Наклон ниже, туловище прямое


    Присед глубже, нога прямая, туловище прямое

    Наклон ниже, спина прямая.

    Спина прямая, выпады глубже, смотреть вперед.
    Прыгать мягко, не наступая на палку. Дыхание равномерное. После прыжков — ходьба на месте.

    Список Литературы.
    учеб. пособие / сост. О.И. Загревский, В.С. Шерин. – Томск : Томский государственный университет, 2013.
  1. Гимнастика и методика преподавания: Учебник Г48 для институтов физической культуры/Под ред. В. М. Смолевского. — Изд. 3-е, перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. —336 с
  2. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; Под ред.М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. — 2- е изд., стер. —М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с.
  3. Гимнастика: теория и методика преподавания : [учеб. пособие] / Т. М. Лебедихина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 112 с.




  4. перейти в каталог файлов


связь с админом