Главная страница
qrcode

Опорный конспект Тема 1. Конспект тема 1 (Заполняется в процессе занятия) по первой лекции к курсу Технология воспитательной деятельности


Скачать 118.11 Kb.
НазваниеКонспект тема 1 (Заполняется в процессе занятия) по первой лекции к курсу Технология воспитательной деятельности
Дата20.02.2021
Размер118.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОпорный конспект Тема 1.docx
ТипКонспект
#45529
Каталог

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Тема 1

(Заполняется в процессе занятия)

по первой лекции к курсу «Технология воспитательной деятельности»

Тема лекции: Актуализация проблемы технологий воспитательной деятельности

Схема модуля «Воспитательная деятельность»


О ТЕХНОЛОГИЯХ
Технология – это
Признаки технологии:

Целенаправленность
  • Алгоритмичность
  • Фиксированность результата и его гарантия
  • Воспроизводимость, тиражируемость
  • Системность
  • Законосообразность
  • Оптимальность
    Классификация технологий
  • Признак для классификации
    Группы технологий
    По сфере применения
    технологии обучения, технологии воспитания, образовательные технологии, технологии организации, технологии управления
    По масштабу использования
    общие, частные
    По новизне
    традиционные и новые
    По характеру взаимодействия субъектов (Л.В. Байбородова)
    воздействия, взаимодействия, сопровождения
    По типу педагогического процесса (В.В. Юдин)
    догматические, формально-репродуктивные, сущностно-репродуктивные, продуктивные, субъектно-ориентированные
    По субъектам, реализующим воспитательные задачи (М.И. Рожков)
    педагогами , родителями, волонтерами
    По количеству субъектов (В.В. Лебединский)
    индивидуальные, групповые, фронтальные
    По охвату цикла деятельности
    целостные, локальные

    Современные технологии:
    Цель технологий
    При выборе технологии необходимо учитывать

  • О РЕБЕНКЕ

    Характеристика понятий
  • Индивид
    Индивидуальность
    Личность
    Субъект
    Персона
    Биологическое происхождение

    Человек в человеке
    Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого
    Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности, приобретаемых человеком в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения
    Человек, способный управлять своей жизнедеятельностью и своим развитием, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

    Индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности
    Человек, объединяющий все характеристики (индивид, индивидуальность, субъектность), целостная характеристика человека, представляет результат влияние на него внешних и внутренних факторов
    - Попробуйте охарактеризовать себя со всех сторон. Проявляете ли вы сейчас, в данный момент эти характеристики? Обоснуйте свое мнение.

    -Какие процессы способствуют становлению человека как личности, индивидуальности, субъекта и в целом персоны?
    Индивидуальность
    Личность
    Субъект
    Персона
    Индивидуализация Социализация Развитие субъектности – принятие самостоятельных решений, требующих от ребенка активных действий по решению встающих перед ним задач, подтверждающих результативность предпринятых усилий и имеющих субъективную и социальную значимость
    Персонализация (персонификация) Какой подход м применять, чтобы обеспечить развитие соответствующей стороны ребенка?
    Индивидуально-ориентированный
    Личностно-ориентированный
    Субъектно-ориентированный
    Персонально-ориентированный (персонифицированный)
    Предусматривает создание условий для выявления и развития индивидуальных характеристик ребенка: черт темперамента, всех сфер индивидуальности
    Предусматривает создание условий для проявления и развития личностных качеств ребенка во взаимодействии с другими людьми и социальной средой
    Предусматривает создание условий для самостоятельного и обоснованного принятия решений в ситуациях жизненного, социального, профессионального самоопределения
    Предусматривает создание условий для развития всех

    сторон, свойств человека
    Какие технологии соответствуют подходам: запишите название и примеры технологий
    Какие выводы вы сделали по этой части занятия? Запишите. Необходимо учиться всю жизнь — совершенствоваться, развиваться, расти. Ведь только развиваясь можно двигаться вперед и добиваться поставленных целей.

    Приведите примеры, показывающие необходимость учета особенностей ребенка при использовании педагогических технологий


    При каком главном условии возможно развитие любого качества ребенка? При желании возможно развитие любого качества ребенка.

    В этом случае, какую общую технологию целесообразно использовать? Целесообразно использовать такую общую технологию, как субъектно-ориентированная технология.

    Этапы субъектно-ориентированной технологии
    Этапы
    Краткая характеристика
    Самодиагностика
    Осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Чего не знаю?», «Чего не умею?» и т. п.
    Самоанализ
    Поиск ответов на вопросы: «Что мне помогло добиться положительных результатов и почему?», «Что мне мешало быть более успешным и почему?» и др.
    Самоопределение
    Постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения: «К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?»
    Самореализация
    Самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений и их реализация
    Самооценка
    Сопоставление достигнутого результата с планируемым, выявление и обоснование причин успехов и недостатков
    Самоутверждение
    Вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия
    Почему эту технологию мы называем общей (есть и частные)? Потому что данная технология применима практически во всех педагогических процессах. Более того, ее отличительной особенностью является то, что она помогает ребенку т
    Применение субъектно-ориентированной технологии при изучении дисциплины (заполнить самостоятельно)
    Этапы
    Ваши действия
    Самодиагностика
    Понять, справилась ли я с той или иной работой по данной дисциплине или нет, правильно аргументировать и выразить свое мнение

    Самоанализ
    Высказать, оценить свою проделанную работу, назвать причины успеха или трудностей при изучении данной дисциплины

    Самоопределение
    Самореализация
    Предложить собственный вариант задания и форму работы (самостоятельное выполнение работы) при изучении дисциплины, работать индивидуально и самостоятельно
    Самооценка
    Анализировать свои результаты, мотивировать отметку, которую ставлю самой себе за свои личные достижения по дисциплине

    Самоутверждение
    Сделать вывод о полученных результатах, с учетом этих достижений поставить себе задачи для выполнения следующих самостоятельных работ по данной дисциплине
    1.Какие выводы для себя сделали по итогам занятия?

    1. Использование в воспитательной деятельности различных педагогических технологий позволяет обогатить учебный и воспитательный процесс, формировать наиболее значимые личностные качества учащихся, благотворно влиять на эффективность результатов обучения.


    2. Продолжите фразы:

    Я согласна, что повышение уровня педагога овладением технологиями воспитательной деятельности, а также умение самостоятельно создавать данные технологии во многом помогают педагогу в осуществлении своей профессиональной деятельности, что позволяет разнообразить формы работы с учащимися, делая их более интересными и увлекательными.

    Я не согласна с тем, что....

    3. Сформулируйте тему проведенного занятия и запишите в начале конспекта.

    4. Над чем Вам нужно поработать самостоятельно после этого занятия:
    Что повторить?
    О чем почитать?
    Какое практическое задание выполнить для закрепления материала занятия?

    Педагогические средства воспитания; отличия технологии от форм, методов, приемов, методик и т.п., а также взаимосвязь данных понятий
    Подробнее о классификации технологиях воспитательной деятельности
    Составление кластера «Технологии воспитательной деятельности»
    К индивидуальному плану изучения курса
    Тема
    Кол-во часов
    Уровень изучения (базовый или углубленный)
    Характер участия на занятии (организатор, участник, помощник и др.)
    Инициируемая самостоятельная

    работа

    2






    Технология Портфолио

    2






    Технология изучения результатов и эффективности воспитательной деятельности
    4






    Технология анализа воспитательной деятельности
    4






    Технология целеполагания воспитательной деятельности
    2






    Технология планирования воспитательной деятельности
    4






    Технология решения педагогической проблемы
    2






    Технология организации деятельности в коллективе
    2






    Технология проектирования ситуаций и событий, развивающих ребенка

    4






    Технология проектирования форм воспитательной деятельности

    4






    Технологии формирования толерантности и навыков поведения в поликультурной среде
    4






    Технологии реализации воспитательного потенциала семьи
    2






    Формируемые компетенции
    Компетенция
    Индикаторы
    Балл

    (мин.1, макс.10)
    УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
    УК-2.1. Осуществляет целеполагание в ситуации решения профессиональной проблемы


    УК-2.3. Определяет ресурсную базу, обеспечивающую достижение запланированного результата


    УК-2.4. Обосновывает выбранные пути достижения цели


    УК-2.5. Характеризует условия эффективного решения поставленной профессиональной задачи


    ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
    ОПК-3.2. Решает профессиональные задачи, связанные с использованием специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающимися с ограниченными возможностями здоровья


    ОПК-3.4. Планирует совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность на основе методики преподавания, деятельностного подхода, приемов современных педагогических технологий, требований федеральных государственных образовательных стандартов


    ОПК-3.5. Использует для организации учебной и воспитательной деятельности современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы


    ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
    ОПК-4.1. Формулирует воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера)

    ОПК-4.2 Проектирует ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка


    ОПК-4.3. Использует воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) для создания воспитывающей образовательной среды


    ОПК-4.4. Планирует процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся с учетом современных требований к его организации


    ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
    ОПК-6.1. Применяет психолого-педагогические технологии для организации образовательной деятельности обучающихся, формирования мотивации к обучению


    ОПК-6.4. Использует психолого-педагогические технологии для проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями)


    ОПК-6.5. Планирует свои действия по развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности, творческих способностей, формированию гражданской позиции, культуры здорового и безопасного образа жизни. способности к труду и жизни в условиях современного мира, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях


    ТЕСТ ПО ТЕМЕ 1

    Выберите один правильный ответ.

    1. Педагогическая технология - это

    А) совокупность методов и приемов педагога, направленных на достижение целей;

    Б) алгоритм последовательность действий педагога, нацеленных на достижение результата;


    Г) целенаправленная последовательная деятельность детей по достижению намеченного результата

    2.Отличительный признак технологии от других педагогических средств:

    А) целенаправленность

    Б) практическая направленность

    В) системность


    3) Какие технологии воспитательной деятельности можно отнести к современным?

    А) информационные

    Б) коммуникационные

    В) человекоориентированные


    4) Какое из педагогических средств можно отнести к технологии?


    Б) игра

    В) экскурсия

    Д) никакое

    Е) все

    5. Личность – это...


    Б) целостная характеристика человека, раскрывающая его индивидуальность

    В) Индивид, активно и сознательно познающий и преобразующий внешний мир, способный к самоорганизации

    Г) Неповторимость, оригинальность уникальность человека.

    6.Выберите один правильный ответ. Субъект – это...


    Б) личность, проявляющаяся в общении с людьми

    В) биологическое происхождение человека

    7. Соотнесите понятие с его определением:
    А) Формирование субъектной позиции
    2.принятие самостоятельных решений, требующих от ребенка активных действий по решению встающих перед ним задач, подтверждающих результативность предпринятых усилий и имеющих субъективную и социальную значимость
    Б) Персонализация

    3.процесс проявления всех основных характеристик человека и осознания им (субъектом) собственной личности как общественно значимой, результатом чего выступает его активная деятельность, нацеленная на трансляцию другим своей индивидуальности
    В) Индивидуализация

    4.процесс становления индивидуальности ребенка, развития сфер его индивидуальности, организация педагогического процесса в соответствии с естественными потребностями и индивидуальными особенностями
    Г) Социализация


    8. Соотнесите понятие сфер индивидуальности с их характеристиками.
    А)Мотивационная
    Б)Эмоциональная
    7)Чувства, эмоции и эмоциональные состояния (тревожность, страх, радость и др.), оценка и самооценка, отношение к себе и другим и др.
    В)Предметно-практическая
    1)Способности, умения и навыки во всех видах деятельности, общения, поведения (общеучебные, коммуникативные, познавательные, организаторские, управленческие и др.)
    Г)Волевая
    5)Волевые процессы и качества (настойчивость, преодоление трудностей, целеустремленность, решительность, организованность и др.)
    Д)Экзистенциальная
    Е)Саморегуляции
    Ж)Интеллектуальная

    9.Соотнесите этапы технологии с их характеристиками.
    Этапы
    Краткая характеристика
    В)Самодиагностика

    1)Осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Чего не знаю?», «Чего не умею?» и т. п.
    2)Поиск ответов на вопросы: «Что мне помогло добиться положительных результатов и почему?», «Что мне мешало быть более успешным и почему?» и др.
    Г)Самоопределение

    3)Постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения: «К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?»
    Д)Самореализация

    4)Самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений и их реализация
    В)Самооценка

    5)Сопоставление достигнутого результата с планируемым, выявление и обоснование причин успехов и недостатков
    Е) Самоутверждение
    6)Вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия

    10. Какая технология может быть отнесена к субъектно-ориентированной:

    А) портфолио

    Б) групповая деятельность


    Г) все вышеназванные

    Д) нет такой

    ОТВЕТЫ
    ЛИТЕРАТУРА

    1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. 367 с.

    2. Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б., Паладьев С.Л., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть 2. Организация деятельности. Ярославль: РИО ЯГПУ. 2017. 319 с.

    3. Педагогические технологии. Часть 2. Организация деятельности / под ред. Л.В. Байбородовой. Москва.: Издательство Юрайт, 2019. 234 с.

    перейти в каталог файлов


    связь с админом