Главная страница
qrcode

Опорный конспект 1. Конспект 1 (Заполняется в процессе занятия) по первой лекции к курсу Технологии воспитательной деятельности Тема лекции Схема модуля Воспитательная деятельность


Скачать 122.29 Kb.
НазваниеКонспект 1 (Заполняется в процессе занятия) по первой лекции к курсу Технологии воспитательной деятельности Тема лекции Схема модуля Воспитательная деятельность
Дата03.05.2021
Размер122.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОпорный конспект 1.docx
ТипКонспект
#46562
Каталог

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ 1

(Заполняется в процессе занятия)

по первой лекции к курсу «Технологии воспитательной деятельности»

Тема лекции: ________________________________________________________________

Схема модуля «Воспитательная деятельность»


О ТЕХНОЛОГИЯХ
Технология – это
Признаки технологии:

Алгоритм целенаправленных совместных действий участников воспитательной деятельности, обеспечивающий достижение намеченного результата.
Целенаправленность.
  • Алгоритмичность.
  • Фиксированность результатов и его гарантия.
  • Воспроизводимость, тиражируемость
  • Системность.
  • Законосообразность.
  • Оптимальность. (Достижение результата наиболее экономичным образом)
    Классификация технологий
  • Признак для классификации
    Группы технологий
    По сфере применения
    технологии обучения, технологии воспитания, образовательные технологии, технологии организации, технологии управления
    По масштабу использования
    общие, частные
    По новизне
    традиционные и новые
    По характеру взаимодействия субъектов (Л.В. Байбородова)
    воздействия, взаимодействия, сопровождения
    По типу педагогического процесса (В.В. Юдин)
    догматические, формально-репродуктивные, сущностно-репродуктивные, продуктивные, субъектно-ориентированные
    По субъектам, реализующим воспитательные задачи (М.И. Рожков)
    педагогами , родителями, волонтерами
    По количеству субъектов (В.В. Лебединский)
    индивидуальные, групповые, фронтальные
    По охвату цикла деятельности
    целостные, локальные

    Современные технологии:
    Цель технологий
    При выборе технологии необходимо учитывать
    Учитывают интересы и потребности ребенка, которые развивают социально значимые качества личности.

    Развивать у ребёнка все его качества.
    Интересы ребенка, его потребности, индивидуальные особенности.
    О РЕБЕНКЕ

    Характеристика понятий
    Индивид
    Индивидуальность
    Личность
    Субъект
    Персона
    Биологическое происхождение

    Человек в человеке
    Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого
    Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности, приобретаемых человеком в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения
    Человек, способный управлять своей жизнедеятельностью и своим развитием, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

    Индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности
    Человек, объединяющий все характеристики (индивид, индивидуальность, субъектность), целостная характеристика человека, представляет результат влияние на него внешних и внутренних факторов
    - Попробуйте охарактеризовать себя со всех сторон. Проявляете ли вы сейчас, в данный момент эти характеристики? Обоснуйте свое мнение.___________________-____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    -Какие процессы способствуют становлению человека как личности, индивидуальности, субъекта и в целом персоны?
    Индивидуальность
    Личность
    Субъект
    Персона
    Становление индивидуальности ребенка. Организация педагогического процесса в соответствии с естественными потребностями и индивидуальными особенностями ребенка, заложенными природой.
    Социализация. Освоение ребенком социального опыта, социальных ролей, процесс проявления себя во взаимодействии с другими людьми (Ровесниками, старшими, младшими)
    Развитие субъектности – принятие самостоятельных решений, требующих от ребенка активных действий по решению встающих перед ним задач, подтверждающих результативность предпринятых усилий и имеющих субъективную и социальную значимость
    Персонализация (персонификация)

    процесс проявления всех основных характеристик человека и осознания им (субъектом) собственной личности как общественно значимой, результатом чего выступает его активная деятельность, нацеленная на трансляцию другим своей индивидуальности, личности
    Какой подход применять, чтобы обеспечить развитие соответствующей стороны ребенка?
    Индивидуально-ориентированный
    Личностно-ориентированный
    Субъектно-ориентированный
    Персонально-ориентированный (персонифицированный)
    Предусматривает создание условий для выявления и развития индивидуальных характеристик ребенка: черт темперамента, всех сфер индивидуальности
    Предусматривает создание условий для проявления и развития личностных качеств ребенка во взаимодействии с другими людьми и социальной средой
    Предусматривает создание условий для самостоятельного и обоснованного принятия решений в ситуациях жизненного, социального, профессионального самоопределения
    Предусматривает создание условий для развития всех

    сторон, свойств человека
    Какие технологии соответствуют подходам: запишите название и примеры технологий
    1.Технология психолого-педагогической поддержки.

    2.Технология модульного обучения.

    3.Развитие критического мышления и индивидуализированного обучения.

    Коллективного творческого воспитания 1.Иванова.

    2.Сухомлинского.

    3.Технология проектного обучения. 4.Коллективное воспитание по Макаренко.

    5. Технология самовоспитания Селимко.
    Субъектно-ориентированная технология.
    Сюда входят все технологии.
    Какие выводы вы сделали по этой части занятия? Запишите._______________________

    ____________________________________________________________________________

    Приведите примеры, показывающие необходимость учета особенностей ребенка при использовании педагогических технологий

    Например:

    При каком главном условии возможно развитие любого качества ребенка? _________

    __________________________________________________________________________

    В этом случае, какую общую технологию целесообразно использовать?_____________

    Этапы субъектно-ориентированной технологии
    Этапы
    Краткая характеристика
    Самодиагностика
    Осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Чего не знаю?», «Чего не умею?» и т. п.
    Самоанализ
    Поиск ответов на вопросы: «Что мне помогло добиться положительных результатов и почему?», «Что мне мешало быть более успешным и почему?» и др.
    Самоопределение
    Постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения: «К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?»
    Самореализация
    Самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений и их реализация
    Самооценка
    Сопоставление достигнутого результата с планируемым, выявление и обоснование причин успехов и недостатков
    Самоутверждение
    Вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия
    Почему эту технологию мы называем общей (есть и частные)?_____________________

    _________________________________________________________________________

    Применение субъектно-ориентированной технологии при изучении дисциплины (заполнить самостоятельно)
    Этапы
    Ваши действия












    1.Какие выводы для себя сделали по итогам занятия?

    1._____________________________________________________________________

    2.______________________________________________________________________

    2. Продолжите фразы:

    Я согласен (согласна), что…..

    Я Не согласен (не согласна) с тем, что….

    3. Сформулируйте тему проведенного занятия и запишите в начале конспекта.

    4. Над чем Вам нужно поработать самостоятельно после этого занятия:
    Что повторить?
    О чем почитать?
    Какое практическое задание выполнить для закрепления материала занятия?






    К индивидуальному плану изучения курса
    Тема
    Кол-во часов
    Уровень изучения (базовый или углубленный)
    Характер участия на занятии (организатор, участник, помощник и др.)
    Инициируемая самостоятельная

    работа
    Актуализация проблемы технологий воспитательной деятельности
    6






    Технология Портфолио
    4






    Технология изучения результатов и эффективности воспитательной деятельности
    8






    Технология анализа воспитательной деятельности
    8






    Технология целеполагания воспитательной деятельности
    4






    Технология планирования воспитательной деятельности
    8






    Технология решения педагогической проблемы
    4






    Технология организации деятельности в коллективе
    8






    Технология проектирования ситуаций и событий, развивающих ребенка
    6






    Технология проектирования форм воспитательной деятельности
    6






    Технологии формирования толерантности и навыков поведения в поликультурной среде
    6






    Технологии реализации воспитательного потенциала семьи
    4






    - ТЕСТ ПО ТЕМЕ 1

    Выберите один правильный ответ.

    1. Педагогическая технология - это

    А) совокупность методов и приемов педагога, направленных на достижение целей;

    Б) алгоритм последовательность действий педагога, нацеленных на достижение результата;

    В) целенаправленный алгоритм совместной деятельности педагога и детей, обеспечивающий достижение намеченного результата

    Г) целенаправленная последовательная деятельность детей по достижению намеченного результата

    2.Отличительный признак технологии от других педагогических средств:

    А) целенаправленность

    Б) практическая направленность

    В) системность

    Г) воспроизводимость

    3) Какие технологии воспитательной деятельности можно отнести к современным?

    А) информационные

    Б) коммуникационные

    В) человекоориентированные

    Г) все перечисленные

    4) Какое из педагогических средств можно отнести к технологии?

    А) проектная деятельность

    Б) игра

    В) экскурсия

    Д) никакое

    Е) все

    5. Личность – это...

    А) система социально значимых черт человека, которые проявляются в общении с людьми, окружающим миром

    Б) целостная характеристика человека, раскрывающая его индивидуальность

    В) Индивид, активно и сознательно познающий и преобразующий внешний мир, способный к самоорганизации

    Г) Неповторимость, оригинальность уникальность человека.

    6.Выберите один правильный ответ. Субъект – это...

    А) человек, проявляющий активность во взаимодействии с внешней средой и способный управлять своей жизнедеятельностью

    Б) личность, проявляющаяся в общении с людьми

    В) биологическое происхождение человека

    7. Соотнесите понятие с его определением:
    А) Формирование субъектной позиции
    1.освоение ребенком социального опыта, социальных ролей, процесс проявления себя во взаимодействии с другими людьми (ровесниками, старшими, младшими)
    Б) Персонализация

    2.принятие самостоятельных решений, требующих от ребенка активных действий по решению встающих перед ним задач, подтверждающих результативность предпринятых усилий и имеющих субъективную и социальную значимость
    В) Индивидуализация

    3.процесс проявления всех основных характеристик человека и осознания им (субъектом) собственной личности как общественно значимой, результатом чего выступает его активная деятельность, нацеленная на трансляцию другим своей индивидуальности
    Г) Социализация

    4.процесс становления индивидуальности ребенка, развития сфер его индивидуальности, организация педагогического процесса в соответствии с естественными потребностями и индивидуальными особенностями
    8.Соотнесите понятие сфер индивидуальности с их характеристиками.
    А)Мотивационная
    1)Способности, умения и навыки во всех видах деятельности, общения, поведения (общеучебные, коммуникативные, познавательные, организаторские, управленческие и др.)
    Б)Эмоциональная
    2)Способность познать себя, сравнить с окружающим миром, выработать представление о себе, наличие «Я-концепции», осмысление собственных ценностей и ценностных ориентаций, позиция в деятельности, общении
    В)Предметно-практическая
    3)Познавательные процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), свойства и качества (оперативность, системность, креативность и др.), интеллектуальные способности
    Г)Волевая
    4)Способности определить или принять цель деятельности, соотнести с условиями и собственными возможностями, наметить программу исполнительских действий, выбрать критерии достижения цели, проконтролировать и оценить, корректировать (регулировать), способности рефлексировать.
    Д)Экзистенциальная
    5)Волевые процессы и качества (настойчивость, преодоление трудностей, целеустремленность, решительность, организованность и др.)
    Е)Саморегуляции
    6)Потребности, цели, мотивы. Динамические свойства (обобщенность, изменчивость, генерализация, перенос), предметная избирательность как свойство мотивации. Виды мотиваций
    Ж)Интеллектуальная
    7)Чувства, эмоции и эмоциональные состояния (тревожность, страх, радость и др.), оценка и самооценка, отношение к себе и другим и др.
    9. Соотнесите этапы технологии с их характеристиками
    Этапы
    Краткая характеристика
    А) Самоанализ
    1)Осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Чего не знаю?», «Чего не умею?» и т. п.
    Б) Самоутверждение
    2)Поиск ответов на вопросы: «Что мне помогло добиться положительных результатов и почему?», «Что мне мешало быть более успешным и почему?» и др.
    В)Самодиагностика
    3)Постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения: «К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?»
    Г)Самоопределение
    4)Самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений и их реализация
    Д)Самореализация
    5)Сопоставление достигнутого результата с планируемым, выявление и обоснование причин успехов и недостатков
    В)Самооценка
    6)Вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия
    10. Какая технология может быть отнесена к субъектно-ориентированной:

    А) портфолио

    Б) групповая деятельность

    В) проектная деятельность

    Г) все вышеназванные

    Д) нет такой

    ОТВЕТЫ

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. 367 с.

    2. Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б., Паладьев С.Л., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть 2. Организация деятельности. Ярославль: РИО ЯГПУ. 2017. 319 с.

    3. Педагогические технологии. Часть 2. Организация деятельности / под ред. Л.В. Байбородовой. Москва.: Издательство Юрайт, 2019. 234 с.

    перейти в каталог файлов


    связь с админом