|
 маг. Известный российский экономико-географ С. С Известный российский экономико-географ С.С.Артоболевский, основываясь на зарубежном опыте, говорил о том, что региональная политика существует тогда, когда у нее есть четкие цели, ответственные за ее реализацию органы власти и свои инструменты. В России же на сегодняшний день почти отсутствует нормативно-правовая основа региональной политики, постоянно идет процесс передачи полномочий по регулированию регионального развития от одного федерального министерства другому, создаются или ликвидируются ответственные за региональную проблематику министерства и правительственные комиссии, нет четко очерченного круга инструментов региональной политики и понятного ее бюджета.
Региональная политика – важный компонент государственной социально-экономической политики. Она представляет собой активное участие государства в регулировании процессов социально- экономического развития регионов страны. Региональная политика выстраивает взаимоотношения между государством и регионами (субъектами РФ), а также регионов между собой.
Региональной политике, конечно же, посвящено огромное число научных работ. Зарубежный опыт региональной политики начал изучаться в России еще до начала рыночных преобразований.
В-третьих, в зарубежных странах региональная политика изменяется со временем: меняются ее приоритеты, инструменты, появляется новый интересный опыт, но уроки из этого опыта далеко не всегда очевидны[14].
Таким образом, налицо существование проблемы определения идеологии региональной политики в России, ее целей и задач. В свою очередь, как нам представляется, это связано с отсутствием не только в органах власти, но и в научно-экспертном сообществе единства взглядов на соответствующие вопросы.
Современная региональная политика в России проводится на различных уровнях: государственная стратегия регионального развития, политика регионов (субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления. Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не может быть простым обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет общенациональных интересов.
Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально - территориальных общностей и всех граждан России.
- приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью в достижении стратегических интересов Федерации.
Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует четкое распределение полномочий и функций по разработке и реализации государственной региональной политики между органами управления на федеральном и региональном уровнях.
Многокритериальность системы, с одной стороны дает большую объективность, но, с другой стороны, управлять такой системой сложнее. Чтобы преодолеть это противоречие используют различные методы формирования и выбора обобщающего критерия.
И именно поэтому очень часто от разных экспертов можно услышать, что необходимо отказывать от сокращения межрегиональных различий в уровне экономического развития регионов и ограничивать цели и задачи региональной политики только социальными вопросами.
По своему природно-ресурсному потенциалу Магаданская область относится к числу самых богатых регионов России. В недрах региона сосредоточено более 11% россыпного и 15% рудного золота, около 50% серебра от общих объемов разведанных запасов этих металлов в России
Сегодня Магаданскаяобластьодинизлидеровпо добыче драгоценных металлов в России. Занимает 1-е место по добыче серебра, добыче россыпного золота, по объему разведанных запасов золота и 3-е место по добыче золота. Успешно работают крупные компании: «Полиметалл», «Полюс», «Арлан».
Область находится на пятом месте, по величине прожиточного минимума она также занимает пятое место среди регионов РФ. Показатель безработицы по методологии Международной организации труда в Области ниже, чем в среднем по стране, а в связи с постоянным миграционным оттоком (с 2000 года население в Регионе сократилось на 28%) доля населения трудоспособного возраста значительно ниже, чем в целом по РФ (примерно на 4%).
Влияние высоких уровней среднедушевого ВРП и среднедушевых доходов населения на налоговые доходы бюджета ограничено в силу низкой диверсификации региональной экономики и незначительного эффекта, оказываемого
Операционный баланс региона очень волатилен. Причина - нестабильность налоговых поступлений и высокая доля обязательных расходов бюджета
В 2017 году соотношение долга и операционного баланса Региона составило 11,4 по причине падения операционного баланса из-за недополучения налогов и вынужденных возвратов. В 2018 году в случае
исполнения налоговых доходов соотношение ожидается на уровне 3,4, а к 2020 году прогнозируется его постепенное снижение до 2,3.
. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, в связи с чем регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга «Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
На наш взгляд, в научных исследованиях по проблемам региональной экономической политики до сих пор не до конца проработанными остаются вопросы междисциплинарного
А такая ситуация чаще всего возникает в регионах с низким уровнем социально-экономического развития (подтверждением тому является Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, готовящийся Агентством стратегических инициатив).
Другое дело, что остается еще много нерешенных вопросов, в т.ч. оценки:
— разумных пределов концентрации населения и экономической активности в городах,
— реальной роли федеральных властей в региональном развитии,
— факторов результативности отдельных инструментов федеральной поддержки регионов.
модели экономики, опирающейся на имеющиеся региональные преимущества и ресурсы развития территории, и благоприятных условий проживания населения
максимальное содействие реализации наиболее значимых для развития области инвестиционных проектов;
- обеспечение увеличения притока инвестиций в регион;
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса и содействие улучшению делового климата для развития частного сектора;
Прогноз социально-экономического развития Магаданской области на период до 2028 года предусматривает три варианта развития региона: консервативный, базовый и целевой.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза учитывает сложившиеся темпы экономического развития и предполагает ухудшение внешних экономических факторов.
Консервативный вариант развития промышленности предполагает функционирование экономики на уровне достигнутого объема производства со среднегодовым темпом экономического роста 100,4%, отсутствие новых предприятий, снижение объема инвестиций в основной капитал до 33,4 млрд. рублей, в том числе сокращение инвестиций из средств федерального бюджета в 3,5 раза до 800 млрд. рублей.
Расширится номенклатура добываемых в регионе полезных ископаемых, то есть сырьевой сектор экономики будет диверсифицироваться.Объем инвестиций в основной капитал Магаданской области при базовом варианте прогноза сохранится на уровне 33,5 млрд. рублей в год, при этом доля бюджетных инвестиций будет варьироваться в пределах от 3,7 до 6,3% в общем объеме капитальных вложений.
Одним из инструментов стимулирования экономического развития станет территория опережающего социально-экономического развития «Колыма», включающей создание туристической базы, лесопилки и сервисной зоны в районе поселка Купка Омсукчанского городского округа, туристической (охотничьей, рыболовной) базы на о. Завьялова, строительство котельной с ОЦР-модулем, работающей на угле, для нужд поселка Эвенск Северо-Эвенского городского округа, создание Эвенского рыбоперерабатывающего завода и Омсукчанского угольного кластера
Стратегия экономического и социального развития до 2025 года.
Среди приоритетных направлений стратегии региональной политики Магаданской области мы обозначили следующие:
- развитие горнодобывающего комплекса;
Действительно, Магаданская область входит в десятку крупнейших регионов по запасам и потенциальным ресурсам минерального сырья. В её недрах сконцентрировано более 11% россыпного золота, 15% рудного золота и около 50% серебра от общих объемов разведанных запасов этих металлов в России
Решающим фактором, способствующим повышению эффективности деятельности существующих отраслей, диверсификации экономики региона, снижению себестоимости и расширению рынков
Региональная политика на сегодняшний день становится важным инструментом регулирования отношений между федеральным центром и регионами, сохранения единого правового и экономического пространства Российской Федерации. Региональная политика важный компонент государственной социально-экономической политики. Она представляет собой активное участие государства в регулировании процессов социально- экономического развития регионов страны.
Численность населения Магаданской области на 1 января 2017 года составляла 145,6 тыс. человек. Особое внимание уделяется созданию благоприятного инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса. В области действует особая экономическая зона, которая предоставляет своим участникам льготный налоговый режим и статус свободной таможенной зоны.
Развитие региональной экономики ограничивают высокая стоимость жизни в регионе и необходимость импортировать подавляющее большинство товаров. Высокий уровень обязательных расходов и нестабильные налоговые поступления определяют низкие показатели бюджетной дисциплины. Главной стратегической целью социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года является формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся региональные преимущества и ресурсы развития территории, и благоприятных условий проживания населения.
Среди приоритетных направлений стратегии региональной политики Магаданской области мы обозначили следующие: развитие горнодобывающего комплекса; перейти в каталог файлов
|
|
|