Главная страница
qrcode

тема 1. Изучение биологических свойств возбудителей инфекционных болезней (анатомию, физиологию, генетику)


Скачать 25.41 Kb.
НазваниеИзучение биологических свойств возбудителей инфекционных болезней (анатомию, физиологию, генетику)
Дата25.09.2020
Размер25.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатема 1.docx
ТипДокументы
#43168
Каталог

Основные задачи:
- изучение биологических свойств возбудителей инфекционных болезней (анатомию, физиологию, генетику),

- изучение этиологии и патогенеза, вызываемых микробами инфекционных заболеваний,

- изучение экологических взаимодействий, складывающихся между микробом и человеком,

- разработка методов микробиологической диагностики, специфической профилактики и этиотропного лечения.
    Работу с микроорганизмами проводят в лабораториях, которые в зависимости от основных задач могут быть: научно-исследовательскими; диагностическими; производственными.

    С вирусами работают в вирусологических лабораториях, располагающих соответствующим оборудованием и использующих специальные методы исследования. Существуют микологические и протозоологические лаборатории. Специализированный характер приобретают и бактериологические лаборатории, в которых работа концентрируется на определенных группах бактерий, например, риккетсиозные, туберкулезные, лептоспирозные, анаэробные и др. Лабораторную работу с патогенными микроорганизмами проводят в специально оборудованных лабораториях, обеспечивающих режим работы и технику безопасности, исключающих возможность заражения персонала и утечку микроорганизмов за пределы лаборатории.
      1. Все сотрудники должны работать в медицинских халатах, шапочках и сменной обуви. Вход в лабораторию без халата категорически воспрещен. В необходимых случаях сотрудники надевают на лицо защитную маску. Работа с особо опасными микроорганизмами регламентируется специальной инструкцией и проводится в режимных лабораториях.
      2. В лаборатории запрещается курить и принимать пищу.

      3. Рабочее место должно содержаться, в образцовом порядке. Личные вещи сотрудников следует хранить в специально отведенном месте.

      4. При случайном попадании заразного материала на стол, пол и пр. это место необходимо тщательно обработать дезинфицирующим раствором.

      5. Хранение, наблюдение за культурами микроорганизмов и их уничтожение должны производиться согласно специальной инструкции. Все культуры патогенных микроорганизмов регистрируют в специальном журнале.

      6. По окончании работы руки следует тщательно вымыть, а при необходимости обработать дезинфицирующим раствором.

      7. Сотрудники лаборатории подлежат обязательной вакцинации против тех инфекционных заболеваний, с возбудителями которых возможна работа в лаборатории.

      8. В лаборатории должна быть инструкция по технике безопасности, которую персонал должен знать и строго выполнять. Необходимо обязательно немедленно сообщить руководителю лаборатории обо всех аварийных ситуациях, создающих угрозу биологической безопасности и проводить все мероприятия для предотвращения последствий.

      Ситуационная задача №2.
      Основные помещения: лабораторные комнаты для бактериологических исследований и подсобные помещения; автоклавная или стерилизационная для обеззараживания отработанного материала и зараженной посуды; моечная, оборудованная для мытья посуды; бактериологическая кухня – для приготовления, разлива, стерилизации и хранения питательных сред; виварий для содержания подопытных животных; материальная для хранения запасных реактивов, посуды, аппаратуры и хозяйственного инвентаря; регистратура для приема и выдачи анализов.

        Приборы для микроскопии: биологический иммерсион­ный микроскоп с дополнительными приспособлениями (ос­ветитель, фазово-контрастное устройство, темнопольный кон­денсор и др.), люминесцентный микроскоп.
        Приборы для приготовления питательных сред, растворов и т.д.: аппарат для получения дистиллированной воды (дистил­лятор), технические и аналитические весы, рН-метры, аппара­тура для фильтрования, водяные бани, центрифуги.

        Набор инструментов для манипуляций с микробами: бактериологические петли, шпатели, иглы, пинцеты и др.

        Лабораторная посуда: пробирки, колбы, чашки Петри, матрацы, флаконы, ампулы, пастеровские и градуированные пипетки и др., аппарат для изготовления ватно-марлевых пробок.
          Бактериологические; Вирусологические; Микологические; Протозоологические.
          Ситуационная задача №3.
          Алгоритм забора желчи: Поставить ширму; вымыть (гигиенический уровень) и высушить руки; надеть перчатки; специальную одежду и маску; измерить длину зонда от мочки до резцов пациента и от резцов до пупка, сделать отметку №1; прибавить длину ладони пациента и сделать отметку №2; далее делать отметки через каждые 10 сантиметров; усадить или уложить удобно пациента; взять одной рукой зонд, на расстояние 10-15 см от оливы, другой рукой поддерживают его свободный конец; предложить пациенту открыть рот и положить оливу на корень языка; предложить сделать глотательное движение; ввести зонд до отметки №1 и наложить зажим на конец зонда; уложить пациента на кушетку, без подушки на правый бок и подложить под подреберье тёплую грелку; подставит к изголовью штатив с пробирками, и снять зажим; отпустить свободный конец зонда в пробирку и собрать желудочный сок; предложить пациенту медленно заглатывать зонд до метки №2; через 15-60 минут начнёт выделяться первая золотисто-желтая дуоденальную желчь (порция А); собирать в 3 пробирки сок; уложит пациента на спину, и ввести через зонд с помощью шприца теплый подогретый до температуры 40о раздражитель; наложить зажим и вновь уложить пациента на правый бок на 10 минут; снять зажим и собрать в 4-6 пробирки, темно-оливковую, пузырную желчь (порция Б); переложить зонд в оставшиеся пробирки и собрать золотисто-желтого цвета печеную порцию (порция С); медленно извлечь зонд, протереть и поместить в дезинфицирующий раствор; дать пациенту прополоскать рот водой; убрать ширму; промаркировать пробирки, и оформить направление в лабораторию; провести дезинфекцию оборудования и помещения; снять одежду, перчатки и поместить их в контейнер; вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки; заполнить документацию.
        1. Алгоритм забора спинномозговой жидкости: провести гигиеническую дезинфекцию рук (предварительно вымыв теплой проточной водой с 2-кратным намыливанием в течение 10 сек.). Нанести на руки 5 – 8 мл спиртосодержащего антисептика, втирать в кожу не менее 30 секунд до полного высыхания (спирт 70о – не менее 2-х минут); надеть стерильные перчатки. Уложить пациента на правый бок ближе к краю кушетки без подушки, наклонить голову вперед к груди, согнуть ноги максимально в коленях и подтянуть их к животу (спина должна выгибаться дугой). Положить левую руку под бок пациента, ладонью вниз, захватив край кушетки, правой рукой удерживая ноги пациента (для фиксации приданого спине положения), во время пункции другой помощник фиксирует голову пациента. Обработать инъекционное поле стерильным ватным тампоном, смоченным антисептиком, 2-кратно. Первым тампоном большая зона (от центра к периферии), вторым тампоном – непосредственно место инъекции (прокол делают между 3-4 поясничными позвонками). Антисептик должен высохнуть; провести пункцию стерильным шприцем; после инъекции к ране приложить другой стерильный сухой тампон; открыть пробку пробирки над пламенем спиртовки; 1 – 2 мл (не менее 1 мл) второй порции ликвора (первая порция идет на общее ликворологическое исследование) внести в пробирку шприцем без иглы; закрыть пробирку пробкой; подписать пробирку; доставить пробирку с ликвором в лабораторию немедленно в теплом виде 37о С.
        2. Алгоритм забора мочи: Объяснить смысл и необходимость предстоящего исследования и получить согласие на процедуру. Обучить технике подмывания перед сбором мочи (следует тщательно вымыть теплой мыльной водой пенис и оттянутую крайнюю плоть, а также промежность и область заднего прохода и высушить чистой (стерильной) марлевой салфеткой). Обучить пациента технике сбора мочи на исследование: после подмывания взять баночку, открыть крышку так, чтобы не касаться внутренней поверхности крышки и баночки; положить крышку внутренней поверхностью вверх на бумажное полотенце; выделить первую струю мочи в унитаз (или судно) на счет «1,2»; при мочеиспускании необходимо держать крайнюю плоть оттянутой для предотвращения контаминации пробы мочи микроорганизмами кожи; небольшое количество мочи спускается в специальную посуду для утилизации, не прекращая при этом мочеиспускания; собирается средняя порция мочи (20-50 мл) в стерильный пластиковый контейнер с завинчивающейся крышкой. Завершить мочеиспускание в унитаз. Вымыть руки.
        3. Алгоритм забора отделяемого дыхательных путей.
          Мокрота: Объяснить смысл и необходимость предстоящего исследования и получить согласие на процедуру. Обучить технике сбора мокроты: почистить зубы; прополоскать рот кипяченой водой (или раствором питьевой соды); собрать утреннюю порцию мокроты в стерильный контейнер; закрыть контейнер крышкой; передать медсестре для транспортировки в бактериологическую лабораторию.

          Мазок из зева: Мазок из зева следует брать до еды или через 2 - 3 часа после приёма пищи. Перед взятием пробы больному необходимо прополоскать рот тёплой кипячёной водой. Аккуратно прижимая язык шпателем, вводят стерильный тампон между дужками миндалин и язычком. Движением тампона вперёд и назад собирают материал с задней поверхности глотки, миндалин и участков воспаления или изъязвления слизистой. Тампон помещают в стерильную пробирку, при необходимости используя транспортную среду.
            Алгоритм забора отделяемого женских половых органов.
            Сбор проб из влагалища: Для сбора пробы используют стерильный зонд-тампон. После введения зеркала пробу собирают одним стерильным зондом-тампоном или тубфером (стерильным зондом-тампоном, вмонтированным в пробку стерильной одноразовой пробирки), материал собирают со слизистой заднего свода или с ее патологически измененных участков. Зонд-тампон помещают в стерильную пробирку (тубфер) для доставки в лабораторию.

            Сбор пробы с наружных половых органов: Очищают поверхность очага воспаления стерильным физиологическим раствором, если на ране образовалась корочка, удаляют ее. Проводят выскабливание повреждения до появления серозной жидкости. Удаляют жидкость и остатки ткани стерильной марлевой салфеткой, стараясь избежать кровотечения. Прижимают основание раны до тех пор, пока не появится прозрачная жидкость. Собирают образовавшееся отделяемое стерильным зондом-тампоном. Помещают в одноразовую стерильную пробирку (тубфер) со специальной средой для транспортирования, и передают материал в лабораторию.
              Для предохранения от инфицирования медицинского персонала и пациентов при сборе проб биоматериалов и доставке его в лабораторию необходимо: не загрязнять наружную поверхность посуды при сборе и доставке проб; не загрязнять сопроводительные документы (направления); свести к минимуму непосредственный контакт пробы биоматериала с руками медицинского работника, собирающего и доставляющего его в лабораторию; использовать стерильные одноразовые или разрешенные к применению для этих целей в установленном порядке контейнеры (емкости) для сбора, хранения и доставки проб; соблюдать асептические условия для предотвращения инфицирования пациента в процессе выполнения инвазивных мероприятий; собирать пробы в стерильную одноразовую или стеклянную посуду (не загрязненную биоматериалом, не испорченную трещинами, отколотыми краями и другими дефектами).
              Пробы биоматериала необходимо собирать следующим образом:
              до начала антибактериальной терапии, при отсутствии такой возможности - непосредственно перед повторным введением (приемом) препаратов;
              в количестве (вес, объем), необходимом для выполнения анализа, т.к. недостаточное для исследования количество биоматериала приводит к получению ложных результатов;
              с минимальным загрязнением материала нормальной микрофлорой, т.к. ее наличие приводит к ошибочной трактовке результатов, полученных, например, при исследовании мокроты, проб из носа, глотки (зева), гениталий и др.

              В направлении на исследование указывают: фамилию, имя, отчество больного; год рождения; отделение, в котором он находится; номер истории болезни (амбулаторной карты); диагноз; материал, посылаемый на исследование, и задачи исследования; дату и время взятия материала (часы); антибактериальные (иммунные) препараты, если проба сдается на фоне антибиотико- и/или иммунотерапии; фамилию, имя, отчество лечащего врача (консультанта), направляющего пробу на исследование.

              Все собранные пробы отправляют в микробиологическую лабораторию немедленно после получения, за исключением случаев использования емкостей с транспортировочными средами, разрешенными к применению для этих целей в Российской Федерации в установленном порядке.

              Это необходимо для:
              сохранения жизнеспособности возбудителей и возможности выделения микроорганизмов, требующих особых условий культивирования (Haemophylus и др.);

              предотвращения избыточного роста быстрорастущих и активных микроорганизмов;
              поддержания соотношения исходных концентраций изолятов при наличии в пробе микробных ассоциаций;
              сокращения времени контакта пробы с некоторыми антисептиками, используемыми местно, которые могут обладать антибактериальной активностью;
              объективизации клинического диагноза инфекционно-воспалительного заболевания и оценки результатов терапии.

              Для транспортирования проб, исследуемых на наличие вирусов, используют специальные емкости с жидкой средой для сохранения вирусов.
              перейти в каталог файлов


связь с админом